Экологический потенциал российской федерации. Экология тест Важная роль атмосферы заключается в том что

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?8;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9.

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?9-17

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?8-15;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?7-13;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?6-11;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?4-7;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?5-9;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?17-34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?15-30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?13-26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га11-22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га? 7-14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9-18;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/г30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?18;

На сколько снижается скорость ветра при высоте лесополосы 10-12 м, в %?30-40;

На сколько градусов падает температура на каждые 100м при подъеме в горы?: 0,5º

На каждые 100 км при продвижении от экватора к полюсам: 0.5º

На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации? 45км

Назовите общую протяженность рек Крыма5996км

Назовите самые многоводные реки Крыма Черная Биюк-Карасу Бельбек

Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.: С. Н.Виноградским.

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

На зиму у растений откладываются запасные вещества углеводы

Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза продуценты

Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: предприятия химической и угольной промышленности;

Общее количество особей на территории, занимаемой популяцией, называется: численностью популяции

Основная масса кислорода на Земле: находится в связанном состоянии в молекулах воды, оксидах, солях

Одно из наиболее опасных загрязняющих веществ - диоксин может вызвать у человека ненаследуемое нарушение внутриутробного развития плода, которое является следст-вием: тератогенного эффекта

Основные среды жизни: (Несколько вариантов ответов) водная, почвенная, наземно-воздушная,живые организмы Основной вклад в явление "парникового эффекта" вносит: углекислый газ

Организмы, обитающие в _______ среде жизни, как правило, лишены зрения почвенной

Основной причиной сокращения видов являются антропогенные воздействия

Основой эволюции биосферы является: круговорот органического вещества

Основным показателем безопасности мобильного телефона, который регламентируют мировые стандарты, служит SAR - удельный коэффициент поглощения, который изме-ряется в … Вт/кг

Организмы (виды), способные обитать в разнообразных местах обитания, называются: эвритермными.

Озоновый слой в верхних слоях атмосферы является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

Озоносфера - область с наибольшей концентрацией озона, располагается в стратосфере

Основные атмосферные газы - кислород и азот являются результатом: функционирования живого вещества

Одуванчик в биоценозе функционирует как: продуцент

Основными компонентами почвы являются: (Несколько вариантов ответов) минеральные частицы, редуценты, детрит,детритофаги

Органические вещества, стимулирующие в малых количествах мета-болические реакции – Витамины

"Озоновые дыры" - это области атмосферы с пониженным содержанием озона

Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к: гетеротрофам

Основополагающим законом в системе экологического законодательства России является: Закон РФ "Об охране окружающей среды"

Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как: (Несколько вариантов ответов) может существовать лишь с помощью человека, культурные растения не выдерживают конкуренции с естественными биоценозами, не выдерживают конкуренции с сорняками

Организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется: биоценозом

Организмы, использующие для питания только или преимущественно органические вещества, произведенные другими видами, называются: консументами

Отдельные звенья пищевой цепи называются: трофическим уровнем

Организмы, питающиеся фитофагами и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи, называются: зоофагами

Основная часть азота поступает в почву в результате: деятельности азотфиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей

Основателем мирового природоохранного движения является: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);

Общие закономерности взаимоотношений организмов (включая человека) и среды и функционирования экологических систем изучает экология

Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется... климаксом

Обрастание" подводных предметов зелеными водорослями, диатомовыми и водными мхами - это проявление их адаптации к ________ водной среды. Подвижности

Образование азотистых соединений путем фиксации атмосферного азота осуществляется:Клубеньковыми бактериями

Однородный участок поверхности, с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется: Биогеоценоз;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни ;

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: озоновый слой;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни;От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:озоновый слой;

Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются продуцентами

Ограничивающий фактор в биоценозе пища

Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда, называется комменсализмом.

Планктон - ."Парящие" в воде и движущиеся под действием течения

Перифитон - Все организмы, обитающие в воде

Продуценты - Зеленые растения

Причинами онкологических заболеваний могут стать: (Несколько вариантов ответов) химическое загрязнение среды, канцерогены, ксенобиотики, стрессы

Под видовой структурой биоценоза понимают: разнообразие видов, соотношение их численности или биомассы

Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е. с возрастающей скоростью): при освоении новых мест обитания

Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между рыжими и черными тараканами

Постройте пищевую цепь Фитопланктон…Зоопланктон…Мальки рыб…Окунь…Скопа (птица)… Клещ

Почва и подстилающие ее породы, атмосферный воздух, планетарные воды составляют ___________ часть биосферы абиотическую

Период эволюции человека как биологического вида называется … антропогенез

Первичную продукцию в экосистемах образуют... автотрофы

Прирост растений, плоды, семена - это …чистая первичная продукция

Полярные сияния формируются в: ионосфере

Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности – это: экологический контроль;

Примером физиологической адаптации является… (Несколько вариантов ответов) Способность обитателей пустынь к обеспечению потребности во влаге за счет окисления запасов жира в организме, Впадание сурков в спячку на зимний период, Изменение интенсивности дыхания живого организма

Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регулирует Водный кодекс РФ

Предельно допустимая концентрация пестицидов в продуктах питания измеряется в: мг/кг;

Перечисленные (в левой колонке) методы исследования качества воды направлены на определение (выявление): Органолептический (сенсор-ный); - Запахи Общесанитарный; - Сухого остатка

Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: инфаркта миокарда

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в атмосферном воздухе в…мг/м3

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в воде в…мг/дм3

Примером урбоэкосистемы является город;

Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания и практики получил название: экологизации

При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором яв-ляется: свет

Пойкилотермный; - Холоднокровный

Периодичность в развитии растений можно свести к следующим этапам:

Начало вегетации…Начало бутонизации…Конец бутонизации…Цветение…Созревание семян…Прекращение вегетации

Природный парк - Обширный участок природных и культурных ландшафтов, отличающийся своеобразием и живописностью и поэтому при-годный для организованного рекреационного использования

Примерами конкуренции являются отношения между: (Несколько вариантов ответов) видами, использующими одни и те же ресурсы, особями одного вида

Первичная валовая продуктивность - Общее количество продуцируемой в ходе фотосинтеза органики, включая израсходованную на дыхание растений энергию

Примерами комменсализма являются: (Несколько вариантов ответов) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи, взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические ве-щества мертвых организмов, взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и ветвях которых они поселяются

Примерами симбиоза являются: (Несколько вариантов ответов) отношения водоросли и гриба в лишайнике, отношения термитов и живущих в его кишечнике жгутиковых простейших, отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями, отношения здорового человека и микроорганизмов, обитающих в его кишечнике

Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к: (Несколько вариантов ответов) сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.), временному сокращению численности популяции вредителя, выработке устойчивости у особей данной популяции вредителей к ядохимикату

Поставщиками хлора в стратосферу (озоносферу), где он оказывает разрушающее действие на молекулы озона, являются хлорфторуглероды

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопо

рН среды - один из …. Факторов абиотических

При выращивании каких культур наблюдается положительный баланс гумуса?Люцерны;

При агротехнике какой культуры более сильно идет процесс минерализации?Чистый пар;

При какой скорости ветра наблюдается ветровая эрозия, м/сек.?Более 15;

При каких условиях проявляется водная эрозия?Почва не способна противостоять смыву верхнего слоя;

При каком количестве от площади сельскохозяйственные угодий, лесополосы надежно защищают от пыльных бурь?1-4%;

Популяция это: Группа живых организмов одного вида, которые скрещиваются между собой и в которой регулируется и поддерживается на одном уровне численность;

Предельное содержание солей Nа2СО3 в поливной воде, г/л?1;

Предельное содержание солей NаСL в поливной воде, г/л?2;

Предельное содержание солей Nа2SО4 в поливной воде, г/л?5.

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде южных регионов Украины не должна превышать, мг/л.? 2,25;

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде для умеренной зоны Украины не должна превышать, мг/л.? 5

Первую эволюционную теорию создал:Ламарк

Первый в России заповедник был организован в 1882 году: на Камчатке

Понятие экосистемы ввел А. Тенсли

Продуктивность экосистемы определяется:Приростом биомассы

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам ;

углекислого газа ;

ртути; При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят: внутривидовой конкуренции;

Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса: достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам;

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: углекислого газа;

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: ртути;

Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство.

Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Приспособление животных к перенесению зимнего времени годазимняя спячка

Продуценты в экосистеме дубравы образуют органические вещества

Расположите в порядке от поверхности земли и выше следующие слои атмосферы:

Тропосфера =>Стратосфера=>Термосфера=>Экзосфера

. Биотическим

Рост природных популяций сдерживается сопротивлением среды и саморегуляцией, а численность популяции человека регулируется __________ факторами социально-экономическими

Расположите перечисленные группы растений в порядке снижения выносливости к недостатку влаги.

Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные разделы экологии в порядке усложнения уровня ор-ганизации объекта исследования.

Аутэкология…Демэкология…Синэкология…Биоэкология

Расположите в правильной последовательности этапы получения разрешения на производственную деятельность

Подготовка бизнес-плана…Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)… Получение лицензии…Заключение договора.. Получение лимитов

Расположите от простого к более сложному уровни организации материи Элементарная частица…Атом…Молекула…Ген…Клетка…Ткань…Орган.. Система органов…Организм…Популяция…Биоценоз…Биосфера…Земля.. Солнечная система…Галактика.. Вселенная

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется… биогеоценология

Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется: экологической стандартизацией

Раздел научных знаний, рассматривающий воздействие промышленности на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий, называется _______ экологией инженерной

Рациональное питание предусматривает: (Несколько вариантов ответов) необходимость учёта потребностей организма в различных питательных веществах, регулярный приём пищи в определённое время, оценку и учёт энергетической ценности продуктов питания, учёта возраста, деятельности и состояния здоровья

Растения под влиянием сильного УФ-излучения: теряют способность к фотосинтезу

Решения органов государственного экологического контроля для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан носят_____ характер: обязательный;

Растения и животные, относящиеся к занесенным в "Красную книгу" видам, должны быть: изъяты из хозяйственной эксплуатации

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи. Листовая подстилка леса…Дождевой червь…Дрозд…Ястреб перепелятник

Разрушение и выветривание горных пород, смыв продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явление характерны для __________ круговорота. Большого, геологического – (вписать любой из 2х вариантов)

Расположите в хронологическом порядке основные этапы эволюции человека: Австралопитек….Человек умелый…Человек охотник…Человек разумный

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи Растение (нектар)… Муха…Паук…Землеройка….Сова

Распад озона в стратосфере катализируют свободные атомы хлора

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется …биогеоценологией

Разрушение озонового слоя происходит из-за избыточного поступления в атмосферу: фреонов

Расположите правовые документы РФ, являющиеся источниками экологического права, в порядке подчинения начиная с основного: Конституция…Законы и кодексы в области охраны природы…Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, прави-тельственные природоохранные акты…Нормативные акты министерств и ведомств…Нормативные решения органов местного самоуправления

Расположите предлагаемые термины в том порядке, в котором расположены соответствующие стадии в процессе смены одного биоценоза другим. Стадия первопоселенцев…Стадия зарастания…Сукцессионная серия …Стадия климакса Разные типы взаимоотношений организмов между собой относятся к ________экологическим факторам. Биотическим

Расположите сферы атмосферы в порядке их удаления от поверхности земли.

Тропосфера….. Стратосфера…. Мезосфера… Термосфера… Экзосфера

Расположите в хронологическом порядке исторические этапы изменения биосферы человеком Воздействие людей на биосферу как обычных биологических видов….. Сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем….. Создание аграрных экосистем с коренным преобразованием части природных экосистем, но без существенного нарушения вещественно-энергетического баланса биосферы…… . Глобальные изменения всех компонентов биосферы, нарушение круговорота веществ, энергетики биосферы

Расположите следующие виды животных в порядке снижения их чувствительности к дефициту кислорода Форель…….. Плотва… Карась

Редуцентам - Микроорганизмы, разлагающие органическое вещество

Разрушение и выветривание горных пород, снос продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явления, характерные для: большого (геологического) круговорота

Расположите перечисленные группы животных в порядке снижения выносливости к недостатку влаги. Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные группы водорослей по мере их появления при увеличении глубины.

Зеленые=> Бурые=> Красные

Региональный мониторин - Слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Распаханность земель в Украине, % ?81,0.

Распаханность земель в Германии, % ?32,5;

Распаханность земель во Франции, % ? 41,5;

Распаханность земель в США, % ? 26,5;

Разложение белков с образованием аммиака(аммонификация) осуществляется: Редуцентами

Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота(денитрификация) осуществляется: Почвенными бактериями-денитрификаторам

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:аутеэкология

Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:Синэкология

Распределите растения в порядке убывания продолжительности жизни: дуб черешчатый липа крупнолистная бурая водоросль можжевельник папоротник древовидный ель обыкновенная баобаб

Расположите нижеперечисленные растения в порядке убывания по потреблению воды горох овес; пшеница; кукуруза; клевер.

Рациональное природопользование подразумевает:

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: кожи ;

Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией: рождаемости и обеспеченности пищей; Рациональное природопользование подразумевает:деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:кожи;

Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания пищевая сеть

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему пищевая цепь

Самый большой прирост населения по абсолютной численности к концу 20 века дали…Китай, Индия, Индонезия

Ствол гниющего дерева можно отнести к группе макроэкосистем;

С увеличением глубины в океане цвет воды постепенно меняется в порядке.

Зеленоватый…. Зеленый…. Голубой… Синий… Сине-фиолетовый… Мрак

Споры, пыльца, семена растений, микроорганизмы и мелкие животные составляют _______ воздушной среды аэропланктон

Сосуществование травоядных копытных и микроорганизмов, обитающих в их желудке и кишечнике, является примером мутуализма;

Структура биоценоза, показывающая численность видов и их соотношение, называется: видовой.

Среди городов Российской Федерации Новосибирск город среднего уровня загрязнения

Стация - Часть местообитания, используемая либо в ограниченное время, либо для ограниченных целей

Согласно классификации В.И.Вернадского, биосфера включает 4 категории веществ: живое, биогенное, биокосное, косное

Стенотопный - Приспособленный к узким границам местообитания

Стенотермный - Приспособленный к узким границам температур

Совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех особенностей, свободно скрещивающихся и дающих потомство, называется … видом

Создание водными организмами условий для растворения или осаждения ряда металлов (марганец, железо) и неметаллов (сера) - это проявление _______ функции живого вещества: окислительно-восстановительной

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез) ;
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи) ;

Животные

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) .

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ;

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется

А. рекультивация;

Б. дезертификация;

В. мелиорация.

Главным (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

24. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

А. рыб;

Б. микроорганизмов;

В. торфа.

25. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:

А. экологическая катастрофа;

Б. экологический катаклизм;

В. экологическое крушение.

26. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

А. резких колебаний температуры;Б. канцерогенных веществ;В. радиоактивного загрязнения;

Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется

А. компостированием;

Б. сжиганием;

В. пиролизом.

28. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А. предприятия химической и угольной промышленности;Б. сельское хозяйство;В. бытовую деятельность человека.

29. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

А. желудочно-кишечного тракта;Б. сердечно-сосудистой системы;В. кожи;

Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Ключи к тестам:

Вариант I

А7А13А19А25Б2В8Б14Б20А26Б3Б9А15Б21А27В4Б10В16Б22А28Б5Б11В17А23А29А6А12Б18А24Б30В

Вариант II

Б7А13Б19В25В2В8А14А20А26В3Б9Б15В21Б27Б4Б10А16Б22Б28Б5Б11Б17В23Б29А6В12Б18Б24Б30А

Вариант III

Б7А13А19Б25Б2Б8В14А20Б26В3А9А15А21Б27В4А10А16А22Б28Б5А11А17А23Б29Б6Б12В18В24В30В

Вариант IV

Б7А13А19Б25В2Б8Б14В20Б26А3Б9В15Б21Б27А4А10А16Б22А28Б5А11Б17В23А29А6А12А18Б24А30В

Вариант V

В7Б13А19В25А2А8В14Б20А26А3Б9Б15В21В27В4Б10А16Б22А28А5Б11А17Б23А29В6Б12Б18А24Б30В


. Критерии оценки:

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5″ ставится, если студент:

Полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4″ ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5″, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.Отметка «3″ ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;



Паразитарные болезни