Экологический потенциал российской федерации. Экология тест Важная роль атмосферы заключается в том что
Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?8;
Норма внесения органических удобрений в западном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9.
Норма внесения органических удобрений в западном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?9-17
Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?8-15;
Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?7-13;
Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?6-11;
Норма внесения органических удобрений в южной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?4-7;
Норма внесения органических удобрений в северной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?5-9;
Норма внесения органических удобрений в западном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?17-34.
Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?15-30;
Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?13-26;
Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га11-22;
Норма внесения органических удобрений в южной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га? 7-14;
Норма внесения органических удобрений в северной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9-18;
Норма внесения органических удобрений в западном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?34.
Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/г30;
Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?26;
Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?22;
Норма внесения органических удобрений в южной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?14;
Норма внесения органических удобрений в северной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?18;
На сколько снижается скорость ветра при высоте лесополосы 10-12 м, в %?30-40;
На сколько градусов падает температура на каждые 100м при подъеме в горы?: 0,5º
На каждые 100 км при продвижении от экватора к полюсам: 0.5º
На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации? 45км
Назовите общую протяженность рек Крыма5996км
Назовите самые многоводные реки Крыма Черная Биюк-Карасу Бельбек
Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.: С. Н.Виноградским.
Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;
Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;
На зиму у растений откладываются запасные вещества углеводы
Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза продуценты
Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: предприятия химической и угольной промышленности;
Общее количество особей на территории, занимаемой популяцией, называется: численностью популяции
Основная масса кислорода на Земле: находится в связанном состоянии в молекулах воды, оксидах, солях
Одно из наиболее опасных загрязняющих веществ - диоксин может вызвать у человека ненаследуемое нарушение внутриутробного развития плода, которое является следст-вием: тератогенного эффекта
Основные среды жизни: (Несколько вариантов ответов) водная, почвенная, наземно-воздушная,живые организмы Основной вклад в явление "парникового эффекта" вносит: углекислый газ
Организмы, обитающие в _______ среде жизни, как правило, лишены зрения почвенной
Основной причиной сокращения видов являются антропогенные воздействия
Основой эволюции биосферы является: круговорот органического вещества
Основным показателем безопасности мобильного телефона, который регламентируют мировые стандарты, служит SAR - удельный коэффициент поглощения, который изме-ряется в … Вт/кг
Организмы (виды), способные обитать в разнообразных местах обитания, называются: эвритермными.
Озоновый слой в верхних слоях атмосферы является защитным экраном от ультрафиолетового излучения
Озоносфера - область с наибольшей концентрацией озона, располагается в стратосфере
Основные атмосферные газы - кислород и азот являются результатом: функционирования живого вещества
Одуванчик в биоценозе функционирует как: продуцент
Основными компонентами почвы являются: (Несколько вариантов ответов) минеральные частицы, редуценты, детрит,детритофаги
Органические вещества, стимулирующие в малых количествах мета-болические реакции – Витамины
"Озоновые дыры" - это области атмосферы с пониженным содержанием озона
Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к: гетеротрофам
Основополагающим законом в системе экологического законодательства России является: Закон РФ "Об охране окружающей среды"
Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как: (Несколько вариантов ответов) может существовать лишь с помощью человека, культурные растения не выдерживают конкуренции с естественными биоценозами, не выдерживают конкуренции с сорняками
Организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется: биоценозом
Организмы, использующие для питания только или преимущественно органические вещества, произведенные другими видами, называются: консументами
Отдельные звенья пищевой цепи называются: трофическим уровнем
Организмы, питающиеся фитофагами и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи, называются: зоофагами
Основная часть азота поступает в почву в результате: деятельности азотфиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей
Основателем мирового природоохранного движения является: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);
Общие закономерности взаимоотношений организмов (включая человека) и среды и функционирования экологических систем изучает экология
Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется... климаксом
Обрастание" подводных предметов зелеными водорослями, диатомовыми и водными мхами - это проявление их адаптации к ________ водной среды. Подвижности
Образование азотистых соединений путем фиксации атмосферного азота осуществляется:Клубеньковыми бактериями
Однородный участок поверхности, с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется: Биогеоценоз;
Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни ;
От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: озоновый слой;
Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни;От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:озоновый слой;
Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются продуцентами
Ограничивающий фактор в биоценозе пища
Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда, называется комменсализмом.
Планктон - ."Парящие" в воде и движущиеся под действием течения
Перифитон - Все организмы, обитающие в воде
Продуценты - Зеленые растения
Причинами онкологических заболеваний могут стать: (Несколько вариантов ответов) химическое загрязнение среды, канцерогены, ксенобиотики, стрессы
Под видовой структурой биоценоза понимают: разнообразие видов, соотношение их численности или биомассы
Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е. с возрастающей скоростью): при освоении новых мест обитания
Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между рыжими и черными тараканами
Постройте пищевую цепь Фитопланктон…Зоопланктон…Мальки рыб…Окунь…Скопа (птица)… Клещ
Почва и подстилающие ее породы, атмосферный воздух, планетарные воды составляют ___________ часть биосферы абиотическую
Период эволюции человека как биологического вида называется … антропогенез
Первичную продукцию в экосистемах образуют... автотрофы
Прирост растений, плоды, семена - это …чистая первичная продукция
Полярные сияния формируются в: ионосфере
Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности – это: экологический контроль;
Примером физиологической адаптации является… (Несколько вариантов ответов) Способность обитателей пустынь к обеспечению потребности во влаге за счет окисления запасов жира в организме, Впадание сурков в спячку на зимний период, Изменение интенсивности дыхания живого организма
Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регулирует Водный кодекс РФ
Предельно допустимая концентрация пестицидов в продуктах питания измеряется в: мг/кг;
Перечисленные (в левой колонке) методы исследования качества воды направлены на определение (выявление): Органолептический (сенсор-ный); - Запахи Общесанитарный; - Сухого остатка
Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: инфаркта миокарда
Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в атмосферном воздухе в…мг/м3
Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в воде в…мг/дм3
Примером урбоэкосистемы является город;
Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания и практики получил название: экологизации
При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором яв-ляется: свет
Пойкилотермный; - Холоднокровный
Периодичность в развитии растений можно свести к следующим этапам:
Начало вегетации…Начало бутонизации…Конец бутонизации…Цветение…Созревание семян…Прекращение вегетации
Природный парк - Обширный участок природных и культурных ландшафтов, отличающийся своеобразием и живописностью и поэтому при-годный для организованного рекреационного использования
Примерами конкуренции являются отношения между: (Несколько вариантов ответов) видами, использующими одни и те же ресурсы, особями одного вида
Первичная валовая продуктивность - Общее количество продуцируемой в ходе фотосинтеза органики, включая израсходованную на дыхание растений энергию
Примерами комменсализма являются: (Несколько вариантов ответов) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи, взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические ве-щества мертвых организмов, взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и ветвях которых они поселяются
Примерами симбиоза являются: (Несколько вариантов ответов) отношения водоросли и гриба в лишайнике, отношения термитов и живущих в его кишечнике жгутиковых простейших, отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями, отношения здорового человека и микроорганизмов, обитающих в его кишечнике
Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к: (Несколько вариантов ответов) сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.), временному сокращению численности популяции вредителя, выработке устойчивости у особей данной популяции вредителей к ядохимикату
Поставщиками хлора в стратосферу (озоносферу), где он оказывает разрушающее действие на молекулы озона, являются хлорфторуглероды
Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопо
рН среды - один из …. Факторов абиотических
При выращивании каких культур наблюдается положительный баланс гумуса?Люцерны;
При агротехнике какой культуры более сильно идет процесс минерализации?Чистый пар;
При какой скорости ветра наблюдается ветровая эрозия, м/сек.?Более 15;
При каких условиях проявляется водная эрозия?Почва не способна противостоять смыву верхнего слоя;
При каком количестве от площади сельскохозяйственные угодий, лесополосы надежно защищают от пыльных бурь?1-4%;
Популяция это: Группа живых организмов одного вида, которые скрещиваются между собой и в которой регулируется и поддерживается на одном уровне численность;
Предельное содержание солей Nа2СО3 в поливной воде, г/л?1;
Предельное содержание солей NаСL в поливной воде, г/л?2;
Предельное содержание солей Nа2SО4 в поливной воде, г/л?5.
Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде южных регионов Украины не должна превышать, мг/л.? 2,25;
Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде для умеренной зоны Украины не должна превышать, мг/л.? 5
Первую эволюционную теорию создал:Ламарк
Первый в России заповедник был организован в 1882 году: на Камчатке
Понятие экосистемы ввел А. Тенсли
Продуктивность экосистемы определяется:Приростом биомассы
Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам ;
углекислого газа ;
ртути; При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят: внутривидовой конкуренции;
Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса: достигается предел ёмкости среды в данных условиях;
Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам;
Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: углекислого газа;
При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: ртути;
Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство.
Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.
Приспособление животных к перенесению зимнего времени годазимняя спячка
Продуценты в экосистеме дубравы образуют органические вещества
Расположите в порядке от поверхности земли и выше следующие слои атмосферы:
Тропосфера =>Стратосфера=>Термосфера=>Экзосфера
. Биотическим
Рост природных популяций сдерживается сопротивлением среды и саморегуляцией, а численность популяции человека регулируется __________ факторами социально-экономическими
Расположите перечисленные группы растений в порядке снижения выносливости к недостатку влаги.
Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты
Расположите перечисленные разделы экологии в порядке усложнения уровня ор-ганизации объекта исследования.
Аутэкология…Демэкология…Синэкология…Биоэкология
Расположите в правильной последовательности этапы получения разрешения на производственную деятельность
Подготовка бизнес-плана…Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)… Получение лицензии…Заключение договора.. Получение лимитов
Расположите от простого к более сложному уровни организации материи Элементарная частица…Атом…Молекула…Ген…Клетка…Ткань…Орган.. Система органов…Организм…Популяция…Биоценоз…Биосфера…Земля.. Солнечная система…Галактика.. Вселенная
Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется… биогеоценология
Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется: экологической стандартизацией
Раздел научных знаний, рассматривающий воздействие промышленности на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий, называется _______ экологией инженерной
Рациональное питание предусматривает: (Несколько вариантов ответов) необходимость учёта потребностей организма в различных питательных веществах, регулярный приём пищи в определённое время, оценку и учёт энергетической ценности продуктов питания, учёта возраста, деятельности и состояния здоровья
Растения под влиянием сильного УФ-излучения: теряют способность к фотосинтезу
Решения органов государственного экологического контроля для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан носят_____ характер: обязательный;
Растения и животные, относящиеся к занесенным в "Красную книгу" видам, должны быть: изъяты из хозяйственной эксплуатации
Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи. Листовая подстилка леса…Дождевой червь…Дрозд…Ястреб перепелятник
Разрушение и выветривание горных пород, смыв продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явление характерны для __________ круговорота. Большого, геологического – (вписать любой из 2х вариантов)
Расположите в хронологическом порядке основные этапы эволюции человека: Австралопитек….Человек умелый…Человек охотник…Человек разумный
Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи Растение (нектар)… Муха…Паук…Землеройка….Сова
Распад озона в стратосфере катализируют свободные атомы хлора
Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется …биогеоценологией
Разрушение озонового слоя происходит из-за избыточного поступления в атмосферу: фреонов
Расположите правовые документы РФ, являющиеся источниками экологического права, в порядке подчинения начиная с основного: Конституция…Законы и кодексы в области охраны природы…Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, прави-тельственные природоохранные акты…Нормативные акты министерств и ведомств…Нормативные решения органов местного самоуправления
Расположите предлагаемые термины в том порядке, в котором расположены соответствующие стадии в процессе смены одного биоценоза другим. Стадия первопоселенцев…Стадия зарастания…Сукцессионная серия …Стадия климакса Разные типы взаимоотношений организмов между собой относятся к ________экологическим факторам. Биотическим
Расположите сферы атмосферы в порядке их удаления от поверхности земли.
Тропосфера….. Стратосфера…. Мезосфера… Термосфера… Экзосфера
Расположите в хронологическом порядке исторические этапы изменения биосферы человеком Воздействие людей на биосферу как обычных биологических видов….. Сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем….. Создание аграрных экосистем с коренным преобразованием части природных экосистем, но без существенного нарушения вещественно-энергетического баланса биосферы…… . Глобальные изменения всех компонентов биосферы, нарушение круговорота веществ, энергетики биосферы
Расположите следующие виды животных в порядке снижения их чувствительности к дефициту кислорода Форель…….. Плотва… Карась
Редуцентам - Микроорганизмы, разлагающие органическое вещество
Разрушение и выветривание горных пород, снос продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явления, характерные для: большого (геологического) круговорота
Расположите перечисленные группы животных в порядке снижения выносливости к недостатку влаги. Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты
Расположите перечисленные группы водорослей по мере их появления при увеличении глубины.
Зеленые=> Бурые=> Красные
Региональный мониторин - Слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.
Распаханность земель в Украине, % ?81,0.
Распаханность земель в Германии, % ?32,5;
Распаханность земель во Франции, % ? 41,5;
Распаханность земель в США, % ? 26,5;
Разложение белков с образованием аммиака(аммонификация) осуществляется: Редуцентами
Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота(денитрификация) осуществляется: Почвенными бактериями-денитрификаторам
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:аутеэкология
Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:Синэкология
Распределите растения в порядке убывания продолжительности жизни: дуб черешчатый липа крупнолистная бурая водоросль можжевельник папоротник древовидный ель обыкновенная баобаб
Расположите нижеперечисленные растения в порядке убывания по потреблению воды горох овес; пшеница; кукуруза; клевер.
Рациональное природопользование подразумевает:
Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: кожи ;
Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией: рождаемости и обеспеченности пищей; Рациональное природопользование подразумевает:деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:кожи;
Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания пищевая сеть
Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему пищевая цепь
Самый большой прирост населения по абсолютной численности к концу 20 века дали…Китай, Индия, Индонезия
Ствол гниющего дерева можно отнести к группе макроэкосистем;
С увеличением глубины в океане цвет воды постепенно меняется в порядке.
Зеленоватый…. Зеленый…. Голубой… Синий… Сине-фиолетовый… Мрак
Споры, пыльца, семена растений, микроорганизмы и мелкие животные составляют _______ воздушной среды аэропланктон
Сосуществование травоядных копытных и микроорганизмов, обитающих в их желудке и кишечнике, является примером мутуализма;
Структура биоценоза, показывающая численность видов и их соотношение, называется: видовой.
Среди городов Российской Федерации Новосибирск город среднего уровня загрязнения
Стация - Часть местообитания, используемая либо в ограниченное время, либо для ограниченных целей
Согласно классификации В.И.Вернадского, биосфера включает 4 категории веществ: живое, биогенное, биокосное, косное
Стенотопный - Приспособленный к узким границам местообитания
Стенотермный - Приспособленный к узким границам температур
Совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех особенностей, свободно скрещивающихся и дающих потомство, называется … видом
Создание водными организмами условий для растворения или осаждения ряда металлов (марганец, железо) и неметаллов (сера) - это проявление _______ функции живого вещества: окислительно-восстановительной
Цели:
Образовательная
– выделить и
охарактеризовать важнейшие уровни структурной
организации жизни в биосфере;
Развивающая
– углубить знания о жизни на
Земле как сложноорганизованной многоуровневой
системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная
– продолжить формирование
экологической культуры, основанной на научной
картине организации жизнедеятельности биосферы.
Задачи:
- Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
- Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.
Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.
План урока:
I. Организационный момент.
1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.
2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:
а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.
3. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на
удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно
обоснованное использование, воспроизводство и
охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и
хозяйственную деятельность человека.
4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.
5. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия
млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.
6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.
7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.
9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.
10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:
а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.
11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.
12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические
заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.
13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.
14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
а) предприятия химической и угольной
промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.
ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.
2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.
II. Изучение нового материала.
Структура биосферы (лекция).
Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.
Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.
Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.
О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.
Пространство вокруг ядра.
Орган – часть организма, выполняющая
определённую функцию, построенная из разных
видов тканей. Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных |
IV о |
Биоценоз – пищевые взаимосвязи
популяций организмов, обитающих на одной
территории: А) Продуценты – образуют
органические вещества (растения, фотосинтез)
; Животные В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) . Биотоп – место обитания биоценоза. |
VII б б |
Костное вещество – неживая природа:
атмосфера, гидросфера, литосфера.
Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ; Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото… (Биокостное вещество). |
б и о г е о ц е н о з |
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. | б и о с ф е р а |
III. Систематизация лекционного материала.
Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .
Уровни структуры биосферы Земли |
||||
I. Молекула. II. Клетка. III. Ткань. IV. Орган. |
Молекулярный. Клеточный. Тканевый. Органный. |
Молекулярный. Клеточный. Органно-тканевый. |
Молекулярный. Клеточный организменный. |
Суборганизменный. |
V. Организм. VI. Популяция. |
Организменный. Популяционный. |
Популяционно-видовой. | Популяционный. | Организменный. |
VII. Биогеоценоз. VIII. Биосфера. |
Биогеоценотический биосферный. | Ценотический. | Надорганизменный. |
Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:
- Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
- С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.
Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .
IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.
- Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
- Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
- Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
- Рекомендации дополнительной литературы.
Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
24. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
25. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический катаклизм;
В. экологическое крушение.
26. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры;Б. канцерогенных веществ;В. радиоактивного загрязнения;
Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется
А. компостированием;
Б. сжиганием;
В. пиролизом.
28. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности;Б. сельское хозяйство;В. бытовую деятельность человека.
29. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта;Б. сердечно-сосудистой системы;В. кожи;
Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
Ключи к тестам:
Вариант I
А7А13А19А25Б2В8Б14Б20А26Б3Б9А15Б21А27В4Б10В16Б22А28Б5Б11В17А23А29А6А12Б18А24Б30В
Вариант II
Б7А13Б19В25В2В8А14А20А26В3Б9Б15В21Б27Б4Б10А16Б22Б28Б5Б11Б17В23Б29А6В12Б18Б24Б30А
Вариант III
Б7А13А19Б25Б2Б8В14А20Б26В3А9А15А21Б27В4А10А16А22Б28Б5А11А17А23Б29Б6Б12В18В24В30В
Вариант IV
Б7А13А19Б25В2Б8Б14В20Б26А3Б9В15Б21Б27А4А10А16Б22А28Б5А11Б17В23А29А6А12А18Б24А30В
Вариант V
В7Б13А19В25А2А8В14Б20А26А3Б9Б15В21В27В4Б10А16Б22А28А5Б11А17Б23А29В6Б12Б18А24Б30В
. Критерии оценки:
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5″ ставится, если студент:
Полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4″ ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5″, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.Отметка «3″ ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;