Факторы сплоченности группы. Сплоченность групп и эффективность работы Факторы определяющие сплоченность группы

Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе. Какие факторы определяют сплоченность группы? Среди них в первую очередь можно назвать следующие: время, проведенное вместе; трудность вступления в группу; размер группы; внешние условия; прежние успехи или неудачи. Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (и одной комнате или разных). Трудность вступления в группу также влияет на сплоченность ее членов. Чем труднее иступить в ту или иную группу (например, поступить в престижное высшее учебное заведение, перейти на работу в преуспевающее перспективное подразделение внутри организации), тем, как правило, более сплоченными становятся ее члены. Размер группы. По мере того как количество членов в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на сплоченности больших коллективов. Внешние факторы. Большинство исследований показывают, что под угрозой неблагоприятных внешних факторов сплоченность людей в группах обычно увеличивается. Особенно часто это происходит, когда группа оказывает поддержку, обеспечивает ощущение безопасности и помогает преодолевать трудности. Прежние успехи или неудачи, достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов, Так, например, успешное трудоустройство и продвижение по службе выпускников того или иного высшего учебного заведения могут послужить достаточно сильным притягательным фактором для привлечения значительного количества абитуриентов для поступления в данное учебное заведение. Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе, допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы. Резюме Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных целей. Наиболее часто люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в усилении власти, обеспечении безопасности, самоуважении, общении, получении определенного статуса. Группы могут быть формальными или неформальными. Формальные группы - это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре. Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Группа как подсистема более общей системы - организаций - определяется ее особенностями: стратегией развитая организации, организационной структурой, формально установленными в организации нормами и правилами, имеющимися в распоряжении организации ресурсами, принятой системой подбора персонала, организационной культурой. Эффективность работы группы зависит от возможностей, способностей и личностных качеств составляющих ее сотрудников. Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работ в группе, необходимо учитывать ее структуру (формальное лидерство, роли, нормы, статус, размер группы и ее состав), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе. Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результата ее работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы. Психологические методы управления - это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме. Психологические основы формирования команды. Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно. Прежде всего, речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти. Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Еще одним условием успеха деятельности официального коллектива является сильный руководитель, а неофициального - лидер, которым люди готовы подчиняться и идти за ними к поставленной цели. Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою "нишу" в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и возможности и не препятствовал делать это другим. Началом формирования официального коллектива является решение о создании соответствующего подразделения, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, круг обязанностей, прав и ответственности для каждого сотрудника, создается надежная система информирования. Привлекаемым работникам официально сообщают о целях и задачах подразделения его и коллектива, возлагают на них персональные задачи с учетом их способностей и возможностей роста и совершенствования, целенаправленно формируют и поддерживают благоприятный морально-психологический климат. Для неофициального коллектива "днем рождения" становится обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, после которого "так больше жить нельзя". Оно порождает всплеск эмоций, толкающий людей на объединение друг с другом. Обычно речь идет о чувствах страха, протеста, желания защитить себя, свое положение, свой статус в организации. Любые отношения между людьми начинают складываться в результате технических контактов и наблюдений, в процессе которых люди накапливают информацию друг о друге, служащую основой взаимной заинтересованности, симпатии или, наоборот, антипатии. Симпатия - это неосознанное, иррациональное отношение расположенности к другому лицу. Симпатизирующие друг другу люди работают более согласованно и эффективно. Возникновение симпатии и антипатии обусловлено закономерностями восприятия, степенью совпадения или несовпадения основных жизненных интересов, целей и ценностей (люди, естественно, симпатизируют тем, кто разделяет их взгляды и позиции, находится рядом, совместно участвует в решении трудных проблем, но вряд ли кто-то будет испытывать добрые чувства к конкурентам), общей манерой поведения. На основе симпатии зачастую возникают определенные достаточно постоянные отношения. Если коллективы формируются "сверху" и в основе отношений лежит принуждение, они окажутся малоэффективными, поскольку могут быть "замешенными" на антипатии. Поэтому в настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, в основу которого положен добровольный выбор партнеров из лиц, с которыми человек предварительно определенное время общался, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия, к другим - антипатия, к третьим - безразличие. Сформировавшиеся симпатии и антипатии трансформируются в предпочтения, отражающие желание или нежелание окружающих сотрудничать с данным лицом. Они позволяют выделить так называемые референтные группы (отдельных личностей), чьи нормы поведения, взгляды и интересы принимаются в качестве эталона поведения, к которым большинство людей тянется, на которые ориентируется и с которыми, что самое главное, стремится сотрудничать. Как правило, группа, составленная на основе личных симпатий, работает эффективнее, чем сформированная произвольно. Выделение таких личностей или групп происходит с помощью различных вариантов социографического метода. В соответствии с одним из них каждому члену исходной группы, где все уже достаточно хорошо знают друг друга, предлагается выбрать двух человек, с которыми он в наибольшей степени желал бы совместно выполнять предлагаемую работу, или, наоборот, стремился бы при этом избежать их общества. На основе полученной информации строится социограмма, или схема предпочтений в коллективе, которая представляет собой совокупность кружков с фамилиями или личными номерами каждого, соединенных стрелками, ведущими от тех, кто хочет, к тем, с кем хотят сотрудничать. Социограмма может быть звездной (центростремительной), сетевой, цепной, полицентрической и основывать на каналах коммуникации. По ней можно определить, во-первых, лиц, в той или иной степени готовых к сотрудничеству (они и составят основу коллектива будущего подразделения); во-вторых, лицо, которому отдано наибольшее число "голосов" (потенциального руководителя); в-третьих, "изгоев", с которыми никто не хочет и не будет сотрудничать и кого поэтому не следует включать в создаваемый коллектив. Поступают и несколько по-иному. В опросном листе предлагают указать три фамилии наиболее достойных людей в порядке "очередности" (при этом первое место оценивается в три балла, второе - в два, а третье - в один). Полученные каждым баллы складываются, и люди объединяются в три группы в соответствии с набранным количеством баллов. Затем изображаются три "вложенные" друг в друга геометрические фигуры; в центральную вписываются фамилии лидеров, набравших максимальное количество баллов; в промежуточную - среднее; в крайнюю - наименьшее. Это позволяет очертить поле предпочтений и место каждого члена группы на нем. Разновидностью социограммы является матрица взаимоотношений (предпочтений). Для ее составления каждому члену коллектива предлагается оценить свое отношение к остальным: - 1 (негативное); 0 (безразличное); +1 (позитивное). Затем все оценки сводятся в шахматную таблицу (такую, как применяется для отражения хода спортивных турниров), из которой наглядно видны реальные взаимоотношения людей. Командообразование (тимбилдинг), корпоративные тренинги - эти понятия все прочнее входят в жизнь любой организации, ведь эффективная и профессиональная команда – важнейший залог успеха любой компании.

У членов сплоченной группы весьма развиты чувство ингруппы, ингрупповой фаворитизм (поддержка своей группы в любых, даже самых сложных ситуациях). Члены сплоченной группы эффективно работают просто в силу самого членства в данной группе (принадлежность к ней расценивается как вознаграждение). Они рассматривают себя как неотъемлемую часть коллектива организации, что положительно сказывается на работе организации. Факторы, влияющие на сплоченность группы в организации. Чтобы добиться повышения эффективности деятельности групп в организации, ее руководители должны учитывать многие факторы. Например, чтобы исключить чувство фрустрации у членов социальных групп, им следует учитывать потребности отдельных индивидов, обеспечивать поддержание высокого уровня идентификации в группе и групповую сплоченность. Среди так называемых внутренних факторов на сплоченность группы более всего влияют те факторы, которые связаны с членством в группе, т.е. с условиями включения индивида в группу: численность группы (как правило, у малых групп больше возможностей для создания сплоченного коллектива), постоянство состава группы, психологическая совместимость, но самое главное - идентификация каждого члена группы с группой, сильно развитое чувство ингруппы.

Помимо внутренних факторов выделяют внешние факторы, влияющие на уровень сплоченности, из которых самым значимым следует считать рабочее окружение группы, т.е. вид и сложность целей-заданий, которые представляются в форме решаемых задач, физическое окружение группы (условия труда, место работы, пространственная дифференциация членов группы и др.), систему коммуникаций в группе, технологии.

Сильная и сплоченная группа может формировать негативные установки у членов группы, устанавливать отношения превосходства, неприязни и даже ненависти к другим группам или отдельным представителям других групп. Так, если групповая сплоченность базируется на одинаковых или близких статусах, квалификации, возможностях контролировать деятельность представителей других групп (на основе проведения экспертизы), это может привести к серьезным конфликтам с другими группами в организации в результате реализации установок на победу, принижение других членов организации, желание возвыситься над другими группами и т.д.

Важной характеристикой эффективной работы группы является дух кооперации, который сплачивает членов группы таким образом, что они работают вместе как единая команда, цементируя взаимодействия между членами группы. Это может быть достигнуто на основе веры в действенность и полезность усилий и действий группы; чувства общности группы; принятия групповых ценностей и норм; чувства доверия и защищенности; участия всех членов группы в выработке групповых решений; свободного обмена информацией; открытого выражения чувств, пристрастий и предпочтений; разрешения конфликтов всеми членами группы; низкого уровня абсентеизма, управленческих ошибок, отказов от работы, отказов от проявления активности.

Организация может реализовать поставленные цели только при условии взаимосвязанных согласованных действий отдельных ее членов. Это достигается, в частности, через систему групповых ролей. Концепция ролевого поведения очень важна для понимания процессов функционирования групп, культурных и социальных изменений, поведения членов социальных групп в организации. Именно ролевая дифференциация является основой взаимосвязи между членами организации и формирования организационной структуры.

Под социальной ролью будем понимать совокупность ожиданий, предъявляемых к члену группы в соответствии с занимаемой им позицией или групповым статусом. В ходе совместной деятельности каждый член группы должен выполнять определенные действия, которые ожидают от него (на данной позиции) остальные члены группы, и в то же время вправе ожидать от остальных выполнения ролевых требований. При этом групповые роли должны быть функциональны - выполняя групповую роль, каждый член группы должен вносить определенный социальной позицией или статусом вклад в общую деятельность.

Формальные взаимодействия в организации (линейные и функциональные, горизонтальные и вертикальные и т.д.) могут рассматриваться как формы ролевых взаимодействий. Роли, которые работники исполняют в организации, являются результатом действия ситуационных факторов, таких, как требования к выполнению поставленных задач, достижению целей, к стилю управления (или лидерства), позиция в коммуникационных сетях, жесткость внешнего контроля, изменение культурных норм и ценностей и т.д.; личностных факторов - ценностей и установок, потребностей и мотивации, способностей и личностных качеств.

Роль, выполняемая индивидом в одной группе, может быть совершенно отличной от роли, выполняемой им в другой группе, и в каждой группе по отношению к роли предъявляются свои требования.

Общая теория систем позволяет описывать разнообразные процессы роста и изменений и не фокусирует свое внимание на конфликтах или недостатках группы. В соответствии с этой теорией любое взаимодействие системы с другими системами связано с преодолением их внешних границ. Характер этих границ имеет очень большое значение. При этом в первую очередь необходимо обращать внимание на особенности границ системы независимо от того, касается ли это отношений членов группы друг с другом, с ведущим или даже происходит взаимодействие между разными аспектами внутри самой личности. Границы должны быть достаточно проницаемыми для того, чтобы в случае необходимости позволять входить в систему и выходить из нее, и в то же время в достаточной мере отделять систему от внешней среды для обеспечения ее защиты. Состояние открытости границ (связанное с передачей энергии и информации) необходимо для поддержания жизни системы (независимо от того, что это за система - индивид, группа или любая иная система).

Развитие способности системы регулировать проницаемость своих границ является важной задачей групповой психотерапии. Таким образом, групповой психотерапевт должен обращать особое внимание на границы разного уровня, в зависимости от конкретных задач деятельности группы в тот или иной момент.

В соответствии с данным подходом психотерапевт выступает в качестве регулятора проницаемости границ (хотя он не является единственным регулятором, члены группы могут также брать на себя эту функцию) и наблюдателя за их состоянием. Психотерапевт следит за их состоянием и в случае необходимости использует те или иные интервенции, позволяющие повысить или, наоборот, снизить проницаемость границ.

Сплоченность группы формирует множество факторов. Рассмотрим основные из них.

Факторы формирования группы. Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Наличие общих интересов у людей является основой для взаимной привлекательности, которая представляет собой ядро сплоченности. Чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность.

Сложность вступления в группу. В некоторые группы не так просто вступить. Система тщательного отбора и специальные требования для вступления создают высокие входные барьеры. Чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее. Поэтому сам факт вступления в группу будет означать для человека определенное достижение. Чувство принадлежности к элитарной группе и участие в ней пробуждают чувство духовной сплоченности в группе.

Соответствие статуса участников и положения в служебной иерархии. Если существуют определенные требования для вступления в группу, ее члены начинают работать с одинаковой стартовой позиции и их мнения, служебное и финансовое положение обычно схожи. По мере того как члены группы начинают взаимодействовать, их положение в служебной иерархии может меняться. Соответствие статуса участников группы приносит плоды, если все члены группы согласны со служебной иерархией внутри группы и если каждый участник осуществляет свою деятельность в соответствии со своим положением в компании. Несоответствие статусов может привести к возмущению всех ее членов и к разрушению группы.

Справедливое распределение вознаграждении. Сплоченность достигается тогда, когда вознаграждения распределяются справедливо или поровну. Для того чтобы вознаграждение было распределено справедливо, следует ориентироваться либо на вклад участника, либо на его служебное положение. При этом равномерное распределение вознаграждений должно вытекать из группового решения. Сплоченность утрачивается, когда кто-то из членов группы чувствует несправедливость в отношении своего денежного вознаграждения.

Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще войсковым соединениям, спортивным командам, участникам конкурсов.

Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за служебные места.

Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одной комнате или разных).

Внешняя угроза. Если на пути реализации групповых интересов встает внешняя угроза, сплоченность внутри группы резко возрастает. Различия во мнениях и подходах к решению проблем не являются уже определяющим фактором, так как члены группы объединяются для решения самой главной проблемы -- противостояния внешней угрозе. Сторона, от которой исходит угроза, чувствует сильное сопротивление, столкнувшись с объединенной группой.

Размеры группы. Малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие. У больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы. Малые группы, наоборот, отличаются высокой степенью взаимодействия -- в таких группах увеличивается возможность для каждого из членов активно участвовать в деятельности группы. По мере того как количество членов в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на сплоченности больших коллективов.

Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.

Факторы, влияющие на групповую сплоченность

Таблица 2

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью принято понимать сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всœей организации в целом. В случае если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелœены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить (табл. 2).

Фактор Направленность фактора
Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
Согласие относительно целœей Присутствует Отсутствует
Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
Взаимосвязь задач, стоящих перед группой Присутствует Отсутствует
Сложность задач, стоящих перед группой Высокая Низкая
Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
Внешняя угроза Высокая Низкая
Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Отcутствие ощутимого увеличения результатов труда, совместная деятельность ранее не приносила удовлетворения или присутствовали явные неудачи
Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
Распределœение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

Факторы, влияющие на групповую сплоченность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Факторы, влияющие на групповую сплоченность" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Групповая сплоченность

1.1 Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности

1.2 Проблемы, из-за которых снижается сплочённость группы

1.3 Способы улучшения сплочённости группы

2. Эффективность групповой деятельности

2.1 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности

2.2 Преимущества и недостатки групповой деятельности

3. Показатели эффективности групповой деятельности

4. Условия, необходимые для достижения эффективности групповой деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Эффективность групповой деятельности обеспечивают динамические процессы происходящие в группе. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности - продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:

Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность

Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. группа сплоченность психологический эффективность

Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные: появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать в выработке решений.

Отрицательные: может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.

Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае - лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.

Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость), индивидуальная (самостоятельная работа каждого), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.

Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

Вопросом эффективности занимались многие психологи, такие как: американский психолог Р. Лайкерт, предложивший определенные характеристики эффективной команды, К. Аджирис, М. Белбин, Дж. Хэкман, Р. Шварц и другие.

1. Г рупповая сплочённость

Групповая сплоченность - это показатель прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива. Она основывается на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Но такая закономерность не всегда верна. Она зависит от определенных факторов.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) общение и взаимодействие между членами группы;

3) приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5-9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства - рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

13) наличие эффекта соревнования (неофициального) с другой группой

В группе с высокой групповой сплоченностью также могут возникнуть некоторые проблемы , из-за которых сплоченность, а в последствии и эффективность групповой работы и результат в целом начнет снижаться. Поэтому следует обратить внимание на возможные причины снижения уровня сплоченности коллектива:

* распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

* близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

* ошибки в неправильном стиле управления руководителя группы

* отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, слабая динамика развития совместной деятельности.

Существуют некоторые способы для улучшения сплоченности группы :

1) Испытание общего успеха

2) Доверие членов группы друг другу и прежде всего - к лидеру группы

3) Развитое чувство принадлежности к группе, ощущение некой особенности, избранности. Это чувство можно укреплять, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

4) Следует позаботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, реализовала стремление к уважению, самоуважению, к престижу.

5) Вера группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

6) Внешнее стимулирование включает особое поощрение развития групповой сплоченности и оказания взаимной поддержки. Внешнее стимулирование (поощрение или наказание) обладает особой ценностью для членов группы.

2. Э ффективность групповой деятельности

Эффективность групповой деятельности - производительность труда в группе и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее состава. Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность - через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

1. Величина группы. Оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей, имеющих знания в разных областях, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени), так и отрицательное (возможно уменьшение сплоченности, увеличение дистанции и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и снижает результат, вклад каждого участника группы значительно снижается).

2. Характер и сложность задачи, стоящей перед группой.

3. Индивидуальный состав группы. Неоднородные группы лучше справляются со сложными проблемами и задачами, чем однородные.

4. Развитие группы. Слаборазвитые группы способны решать только легкие задачи, тогда как высокоразвитая группа может справиться с решением наиболее сложных задач и проблем.

5. Стиль лидерства.

6. Микроклимат в группе, совместимость её членов и их работоспособность.

7. Форма организации деятельности.

Групповая деятельность имеет как преимущества, так и недостатки .

Плюсы работы в группе:

1. Групповые формы работы позволяют объединить членов группы, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, что положительно сказывается на результате.

2. Каждый человек может высказать свое мнение о проблеме и предложить свое решение, в соответствии со своим видением этой проблемы. Это позволяет учесть разные аспекты решаемой проблемы.

3. В процессе группового обсуждения возникают новые предложения, идеи (метод мозгового штурма).

4. Работа в группе стимулирует взаимное доверие и уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении проблемы приходилось преодолевать определенные трудности.

5. Групповые формы работы способствуют индивидуальному развитию членов группы (посредством обучения в процессе совместного решения проблем, анализа, конструктивного обсуждения).

Минусы работы в группе:

1. Потери времени. Работа в группе предполагает обсуждение проблем всеми членами группы, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения в группе тратится больше времени.

2. Доминирование одного из членов в группе. Речь идет не о лидерстве, а об усилении влияния некоторых членов группы на других, что не способствует эффективности работы, а лишь заставляет людей принять навязанную точку зрения и в дальнейшем может возникнуть боязнь высказать собственное мнение.

3. Упорное отстаивание определенного предложения, что может привести к принятию его всей группой, а также потребовать определенного вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

4. Разделение ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение какого-либо задание - положительный момент. Но в то же время это может способствовать уходу от индивидуальной ответственности. Тогда у некоторых членов группы может появиться соблазн переложить ответственность на других членов группы, тем самым выполнять свою работу менее эффективно. Тогда общая ответственность переходит в безответственность.

5. Одним из важнейших недостатков является «групповое единомыслие» - шаблонное мышление.

3. Показатели эффек

1. Достижение целей, стоящих перед группой.

2. Удовлетворенность членов группы своим трудом, работники чувствуют себя комфортно на работе.

3. Индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы и группы в целом.

4. Члены группы уверены в её успехе.

5. Все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий или решения задач.

6. Оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды.

4. Условия, необходимые для достижения эффек тивности групповой деятельности

1. Как у формальной, так и у неформальной группы должен быть сильный лидер, заинтересованный в ее успехах.

2. Нормальный психологический климат в коллективе. Взаимная поддержка членов группы, доверие.

3. Неоднородность группы. Обеспечивает большую эффективность в решении более сложных задач и проблем.

4. Сплоченность коллектива и его работоспособность.

5. Оптимальные размеры группы.

6. Четкость целей и разделение их всеми членами группы.

7. Постоянное пребывание в поиске новых идей, знаний, перспективных методов работы.

8. Мотивация членов группы.

Заключение

Эффективность групповой деятельности зависит от множества факторов. На нее влияют: величина группы и ее индивидуальный состав, характер поставленной задачи или проблемы, развитость группы, климат внутри группы и взаимоотношения между ее членами, сплоченность коллектива.

Сплоченность группы играет немаловажную роль в эффективности групповой деятельности. В сплоченном коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия.

Групповая деятельность несомненно приносит определенные плюсы. Такие как: индивидуальное развитие членов группы, возникновение доверия между сотрудниками, уверенность в коллегах, что способствует сплочению коллектива. Также, по моему мнению, один из самых важных плюсов групповой деятельности - возможность высказывания своего мнения для каждого члена группы. Как известно, в мире все достаточно субъективно, и каждый человек имеет свои взгляды, мысли. Каждый член группы может видеть проблему по-своему, со своей точки зрения (неоднородность группы здесь является большим плюсом), отсюда видение решения у каждого сотрудника может быть своим. Появляется множество вариантов решений проблемы или задачи, стоящих перед группой. А это возможность выбрать наиболее верное и подходящее решение этой группе.

Конечно, есть и обратная сторона медали.

Работа в группе зачастую предполагает обсуждение проблем или задач всеми членами группы, как правило это занимает гораздо больше времени, нежели решение принималось бы индивидуально. Также, на мой взгляд, у работы в группе есть значительный недостаток - общая ответственность. Чем больше в группе человек, тем больше опасность возникновения безответственности и конфликтов. Некоторые члены группы могут выполнить свои задания недобросовестно, надеясь, что это исправят другие члены группы. А кто должен отвечать за некачественно выполненное задание? Все и никто одновременно. Индивидуальная ответственность отходит в сторону, и в какой-то степени стимул качественно выполнять свою работу пропадает (при отсутствии харизматичного лидера), просто потому что конкретно он за это ответственность не понесет. Но это конечно грозит снижением уровня сплоченности коллектива (т.к. доверие ослабляется), снижением продуктивности и качественности результата.

Добиться эффективности групповой деятельности не так просто, но следуя определенным методам (в зависимости от конкретной ситуации), конечно, этого можно добиться.

Список используемой литературы

1. И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983

3. Клаус Фопель Групповая сплоченность

4. http://userdocs.ru/psihologiya/7917/index.html?page=6

5. http://www.psiola-center.ru/company8.htm

6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

7. http://website-seo.ru/067803021133.html

8. http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefektivnost-grupovoi-dejatelnosti

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие сплоченности групп. Факторы сплоченности группы. Сила сплоченности и последствия сплоченности. Методы изучения и техника измерения групповой сплоченности. Определение взаимосвязи сплоченности группы с таким понятием, как эффективность работы.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Понятие групповой сплоченности как показателя прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий. Модель групповой сплоченности по Картрайту. Подходы и факторы к рассмотрению понятия групповой сплоченности. Теория групповой динамики Левина.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Понятие групповой сплоченности коллектива организации. Особенности межличностных отношений в коллективе организации. Роль психолога в формировании сплоченности сотрудников организации. Определение уровня психологической комфортности в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей. Студенческая группа как социальная общность. Основные методы, способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов. Тренинговая программа.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Социально-психологические феномены в малых группах и коллективах различных уровней. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики. Основные свойства сплоченной группы, психологические и практические основы обеспечения групповой сплоченности.

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Направления исследования групповой эффективности. Параметры и способы оценки групповой эффективности, направления ее исследования. Влияние разных видов сплоченности на отдельные параметры эффективности группы. Понятие доверия в психологии и его виды.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Групповая сплоченность как один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Знакомство с психолого-педагогической основой становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Групповая динамика и межгрупповое взаимодействие. Позитивные и негативные аспекты проявления групповой сплоченности учебного коллектива. Сущность влияния педагога на динамические процессы в группе: сплоченность, поляризацию, конформность, лидерство.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. Факторы, влияющие на социально-психологический климат класса учащихся. Изучение социометрических статусов учеников седьмого класса, коэффициента взаимности, уровней групповой сплоченности.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею. Копмлекс упражнений.



Породы собак