Наши соотечественники в Microsoft. Наши соотечественники в Microsoft Представь себя на месте наших сограждан

1. Сравни цели разных политических сил и интересы общественных слоев России в начале 1918 года и сделай вывод о возможности согласия в российском обществе. На твой взгляд гражданина современной России, что необходимо было сделать, чтобы избежать Гражданской войны в стране?

Согласия в обществе никто и не хотел достигать – в этом главная проблема. Когда проводился передел земли и национализация всем было понятно, что останутся недовольные, но никого это не волновало – с противниками надеялись справиться. Но несмотря на то, что политика была классовой, общество раскололось совсем не по классовому признаку. Офицеры царской армии сражались и за белых, и за красных; без них (военные специалистов) Красная армия не смогла бы одержать победу. Несмотря ни на что, некоторые дети буржуазии оказались на стороне красных. Крестьян в армию набирали те, кто контролировал территорию, многие вообще уходили в зелёные партизаны. Война расколола не только социальные слои, но даже семьи. Потому её начало нельзя напрямую связывать с противоречиями между партиями.

Общество озлобилось в результате мировой войны, очень многие были готовы убивать ради того, чтобы получить желаемое. Потому, боюсь, что уже в 1917 году Гражданская война стала почти неизбежной, оставался только вопрос: когда она начнётся, а также кто против кого будет воевать. Возможно, её удалось бы предотвратить, если бы Учредительное собрание начало свою работу почти сразу после Февральской революции, и решило бы насущные проблемы общества. Но когда в 1917 году вместо решения этих вопросов, начала нарастать анархия, выход из неё был лишь в сильной власти; а приход такой власти неизбежно должен был вызвать возмущение большой части общества, то есть Гражданскую войну.

2. Представь себя на месте наших сограждан, участвовавших в красном и белом терроре. За какие поступки и почему ты бы испытывал угрызения совести? Как повлиял террор на возможность поиска согласия в российском обществе?

Стыдно было бы за сам террор, за убийство мирных или уже обезоруженных людей, за конфискации. Но я не проходил того кошмара, который пережило то поколение в ходе Первой мировой войны.

3. Оцени соотношение сил красных и белых для борьбы друг с другом в 1918 году. Есть ли у какой-то из сторон решающий перевес?

Солдатами во всех армиях было небольшое число добровольцев, но в основном насильственно мобилизованные, по большей части – крестьяне (просто потому, что они были самой многочисленной группой населения).

Офицерами во всех армиях стали офицеры дореволюционной армии, которые разделились между белыми и красными примерно поровну (включая офицеров Генерального штаба). Их дополнили выслужившиеся младшие чины.

Во всех армиях высшие командные должности часто занимали люди, чьи карьеры сделали огромный скачок благодаря ситуации. Некоторые из них оказались талантливыми и справлялись со своими обязанностями лучше, чем дореволюционные генералы, другим откровенно не хватало военного образования соответствующей ступени для таких должностей.

У красных было единое руководство – коммунистическая партия. В то время как белые были разобщены. Деникин и Юденич формально признавали Колчака Верховным правителем России, но действовали независимо от него, командование интервентов не подчинялось белым генералам, полностью независимыми были вооружённые силы новых государственных образований.

В руках у красных были самые промышленно развитые районы России. Белые контролировали в основном аграрные области, но этот недостаток частично компенсировался поставками от союзников из-за рубежа.

Благодаря поставкам союзников белые располагали техникой, которой просто не было у красных, например танками. Правда, количество такой техники оказалось ничтожно мало.

Таким образом видно, что у красных был небольшой перевес в единстве руководства и промышленно развитых районах (производство в которых из-за руководства большевиков разваливалось). Однако преимущество это незначительно, и основную роль сыграло использование сторонами имевшихся ресурсов.

4. Назови причины Гражданской войны в России с точки зрения участника и красного, и белого движения. Какая позиция кажется тебе наиболее обоснованной? Какие события, по-твоему, являются началом Гражданской войны в России: Февральский переворот 1917 года, Октябрьский переворот 1917 года, разгон Учредительного собрания, выступление чехословацкого корпуса? Своё мнение объясни.

Началом противостояния в обществе является Февральская революция. Это противостояние выражалось в двоевластии, но не только в этом. Однако непосредственно Гражданская война началась в начале января 1918 года с выступления Добровольческой армии. Потому что именно тогда бороться стали не толпы и не общественные силы, а армии, организованные соответствующим образом.

"Всюду лужи, местами представляющие собой разливы"

В отличие от быстрой езды, езду долгую русские не любили, но столетиями были вынуждены приноравливаться к затяжным поездкам по бескрайним степям и лесам. Со временем накопился опыт наилучшего и комфортабельного преодоления немереных расстояний.
Прежде всего путники должны были остерегаться разбойников. Даже на рубеже XIX-XX веков, когда организованных шаек уже не было, но грабители-одиночки все же попадались, считалось не лишним иметь при себе револьвер. Опытные люди также заказывали себе в Златоусте специальные палки из гнущегося железа, аналог современных бейсбольных бит. Не менее важным аспектом была и еда с питьем. Знающие путешественники писали, что в России, особенно в ее азиатской части, есть дороги, где за много дней пути нельзя встретить ни единого источника с несоленой или незамутненной водой. Во избежание отравлений и прочих проблем с желудком некоторые брали в дорогу исключительно простонародное толокно. Блюдо это готовилось элементарно. Овсяную муку грубого помола перед дорогой прожаривали, что улучшало вкус толокна и избавляло его от разного рода вредителей. А чтобы утолить голод, в муку вливали теплое молоко или холодный квас.


За время автопробега Париж—Москва автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер сделал много поучительных наблюдений

В общем, подданные Российской империи имели немалый опыт дальних путешествий с помощью двух-трех лошадиных сил и были вполне готовы к продолжительным поездкам с помощью бензиновых моторов с несколько большим числом лошадиных сил. Первую поездку в дальнее зарубежье совершил в 1899 году известный в то время русский велосипедист и автомобилист Петр Орловский. "20 октября в 2 ч. дня издатель "Самоката" П. А. Орловский,— писал его журнал,— отправился на моторке в дальнюю поездку Санкт-Петербург—Париж. Погода отвратительная. Всюду грязь, лужи, местами представляющие собой разливы. Особенно тяжела дорога у Средней Рогатки, где на пути образовались настоящие омуты. Трехколесный мотор весь покрыт приборами: часами, указателем скорости хода, измерителями подъемов, имеются два гудка: сильный — дорожный и слабый — городской... Хотя его езда не отличалась резвостью, он блестяще выполнил свою задачу, проехав в разгар осенней распутицы до Парижа. Когда он въезжал в Париж, из этого же города выезжал на моторе г-н Тидеман, обязавшийся проехать до Москвы".
Описанные Орловским трудности надолго отвратили соотечественников от поездок на колясках с мотором. Следующая известная попытка состоялась лишь четыре года спустя, в 1903 году, когда в Париж отправилась супружеская пара Грибоедовых. Но и их неспешный вояж не вызвал среди соотечественников желания сесть в автомобиль, увидеть Париж и умереть, слетев с дороги где-нибудь в русской или немецкой глубинке. Куда проще и удобней было путешествовать во Францию и обратно в комфортном купе поезда. Тем более что в обратный путь на родину можно было прихватить ящик-другой шампанского и, договорившись с таможенниками, сэкономить на пошлинах почти столько же, сколько стоил железнодорожный билет.
Лишь после того, как в 1908 году поездку из Парижа в Москву совершил авторитетнейший русский автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер, а его записки о путешествии стали широко известны в стране, началась эра русских автопутешествий по Старому Свету.

"Для получения разрешений надо "помаслить лапку""

Главным отличием русских дорог от нерусских было то, что на нерусских дорогах было больше людей, а на русских — больше животных (внизу — русская глубинка, вверху — немецкая)

Энгельмейера нужно было бы назвать не автотуристом, а перегонщиком — главной его целью было забрать в Париже сделанный по его заказу автомобиль. Будучи участником многих гонок и настоящим спортсменом, он не мог поступить так, как делали все покупатели иномарок дореволюционной эпохи,— упаковать автомобиль в ящик и отправить его по железной дороге в Россию. Он решил проехать на новеньком "Дарраке" до Москвы. Причем не тащиться со скоростью телеги, а ехать вполне резво для того времени — 30-60 км/ч.
Но, чтобы ездить за рулем по Франции, требовались разрешительные документы. И Энгельмейер без утайки делился опытом их получения: "Для того чтобы выхлопотать патент шофера... пришлось озаботиться свидетельством из участка о приписке. Это меня заинтересовало: как мне выдадут таковое, раз не прописывали паспорта? Вернулся домой в Сюрены и послал хозяйку с паспортом в полицию. Но оказалось, что паспорт ни к чему, а что мне надо самому идти в участок, приведя с собой двух свидетелей. Взял одного — мужа хозяйки,— и вечером мы пошли. Вопрос о втором свидетеле разрешился очень просто: мы захватили с собой ближайшего совершенно незнакомого нам кабатчика, к которому потом за это и пошли выпить по два стакана белого вина. Свидетельство о месте жительства было мне выдано тотчас и ничего не стоило".
Куда более серьезной проблемой было получение самих прав. Для русского человека странность была в месте их выдачи, но отнюдь не в способе получения: "Во Франции шоферов экзаменуют и автомобили осматривают горные инженеры. Вся Франция разделена на "минералогические" (т. е. горные) округа, и горные инженеры ведают обращением автомобилей. Не сразу поймешь: какое дело инженеру, копающемуся в недрах земли, до движения экипажей по земной поверхности? Оказывается: горные инженеры заведуют и паровыми котлами.
Парижане меня предупреждали, что получение разрешений длится без конца и что для ускорения надо "graisser la patte", т. е. "помаслить лапку". Предоставляю читателю понимать эту фразу; я же постарался ее не понять, рассуждая так: ведь я же не на своей дорогой родине, где заставят понять. Я принял другую тактику: приставал, и надоедал, и мозолил глаза. Это очень хорошо помогло: вместо двух-трех недель, как, по словам знатоков, длятся эти разрешения, у меня времени вышло всего одна неделя".
Получив права, Энгельмейер начал ездить по французской столице и был поражен отличиями парижского и московского движения: "Для автомобилей в Париже предписана 12-километровая скорость. Но полиция ее требует только в скученных частях города, а в прочих смотрит сквозь пальцы. Собственно говоря, при таком сильном движении, как в Париже, это недурная скорость, и вас даже поражает в первый день вашего пребывания то, что эту скорость удается держать даже в тесноте. Но скоро вы прозреваете причину этого: все население к ней привыкло, едущие не перегоняют друг друга, а прилаживаются друг к другу. Здесь вы не увидите, чтобы целый ряд порожних ломовых с невзнузданными лошадьми вам перегораживал дорогу, нарочно стегая лошадей. Прохожие тоже остерегаются... Вот почему эту 12-верстную скорость можно держать ровно, и выходит скоро. А у нас назначьте хоть 6 верст в час, все равно ежеминутно движение останавливается вследствие отсутствия дисциплины как у кучеров, так и у публики".
Но еще больше русского автотуриста поразил интерес французской полиции к чистоте выхлопа. А ведь дело происходило без малого век назад: "Раз десять рисковал штрафом за дым. Посудите сами: машина новая, смазывать надо обильно. Ну, естественно, сзади дымок. А как в тесноте выключишь мотор, так это уже не дымок, а дым. Полицейские несколько раз строго показывали на дым, и я все боялся появления белой палочки. Все обошлось благополучно".

"Эти дети и дети! Куры и дети!"

В Австро-Венгрии, точнее в принадлежавшей ей Чехии, куда решили свернуть с прямого пути в Россию путешественники, вместо кур и детей дорогу постоянно перегораживали гуси. Животные становились на пути машины Энгельмейера постоянно, и он, как истинный философ, занялся обобщениями: "Езда на автомобиле перед вами обнаруживает психологию разных животных... Корова стоит и безучастно, опустив хвост, смотрит на вас и вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он очевидно считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кейфу в грязной луже, или когда дородную мамашу теребят с полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпримет. Но опасна трудолюбивая свинка, которая, нервно моргая хвостиком, хлопотливо роет край шоссе в блаженном неведении совершаемого преступления. Такая свинья опасна тем, что она вас видит только в последнюю минуту и бросается к своему дому, часто поперек вашей дороги. Но кто всего досаднее, так это куры. Где бы курица ни была, она непременно должна перебежать вам дорогу".

Те, кто сегодня вызывает дух Сталина,
не представляют себя на месте соотечественников,
погибших в той мясорубке

Беседу вёл Сергей Щурко

(Подготовлено на основе материала:
Гендель Е. Личность. Бунтарство у меня в крови“ беседу вел С. Щурко // Прессбол. 2015. 7 июля .
URL: http://www. /articles/summer/volleyball/91027)

Волейболистка Елена ГЕНДЕЛЬ принадлежит к тому редкому числу спортсменов, общение с которыми легко перерастает привычные рамки «журналист - собеседник», когда обе стороны после обмена традиционными вопросами-ответами расходятся в разные стороны, чтобы забыть о банальном интервью навсегда.

И дело даже не в том, что Лена давно хотела принять участие в акциях нашего благотворительного проекта «Мечты сбываются» - это как раз таки нормальное желание. Дело в другом - хотя бы в том, что ее настольными книгами являются произведения и моих любимых авторов Александра Солженицына и Владимира Короткевича.

- Ты упомянула Сталина. Говорят, в сегодняшней России он снова популярен...

Это очень печально, когда история ничему не учит. Когда мне начинают что-то говорить об этом, всегда спрашиваю: «Вы “Архипелаг ГУЛАГ” читали?» Когда человек отвечает нет, я с ним общаться не хочу. Пусть почитает, а потом поговорим о железной, но справедливой руке. Загубили огромное количество людей, вначале до войны, а потом и во время, забрасывая вражеские доты телами и не останавливаясь перед бессмысленными потерями, когда какой-то город надо было взять к годовщине Великого Октября. Войну выиграл не Сталин, а советский народ - ценой огромных жертв. Да и его вели в атаку, подпирая заградотрядами. В СССР никто и никогда не ценил человеческую жизнь, народ всегда был пушечным мясом, и очень плохо, что те, кто сегодня вызывает дух Сталина, не представляют себя на месте соотечественников, погибших в той мясорубке. И вообще я не понимаю это рабское желание целовать ноги царям, принимать от них и милость, и хулу с одинаковым удовлетворением и одобрением.

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.

Население далеко не каждой страны мира имеет столько поводов для гордости за свою Родину, как люди России. Российская Федерация является самым большим государством по площади на земном шаре, среди наших сограждан много выдающих полководцев, писателей, изобретателей. История Отечества пестрит знаменательными датами. Итак, давайте разберемся, чем гордится Россия.

С чего началась Россия

Прежде всего ответим на вопрос о том, кем положено начало России? По легенде, основателями Руси были три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Именно они заложили основы нашей державности в Новгороде. Опекун сына Рюрика Игоря – князь Олег — смог присоединить к владениям Киев и некоторые другие княжества. Так появилась Киевская Русь. Безусловно, такими отцами-основателями нашей государственности стоит гордиться.

Само название «Россия» официально закрепил за нашей Родиной Петр I, основав империю со столицей в Петербурге. С этого времени начался один из самых замечательных периодов в истории Отчизны. Так возникла Великая Россия – одно из сильнейших государств того времени. Зарождением его славы и мощи мы обязаны именно Петру I.


Петр Первый — первый Император Всероссийский. Художник Жан-Марк Натье, 1717 г.

Флаг Российской Федерации

Конечно, говоря о том, чем гордится Россия, нельзя не упомянуть о её флаге. Именно стяг государства должен поддерживать патриотические чувства граждан. Итак, что обозначает флаг России, когда и как он возник?

Современный флаг нашей Родины – бело-сине-красный триколор — стал использоваться с конца XVII века, сначала как корабельный стяг, а затем как знамя царя Московского. И опять его применение связано с именем все того же Петра I. Затем триколор использовался как флаг Российской империи. После прихода большевиков к власти он был заменен ярко-красным полотнищем. Но в 1991 году, в связи с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации, триколор вновь стал государственным флагом. С небольшими изменениями, принятыми в 1993 году, он используется и поныне.

Теперь вернемся к вопросу о том, что обозначает флаг России. Согласно геральдической традиции, принято считать, что белый цвет символизирует благородство и свободу, синий – верность, кроме того, он является цветом Богородицы, красный – мужество и державность.

Безусловно, такой флаг достоин быть тем, чем гордятся граждане России.

Герб России

Ещё одним символом государственности является герб Российской Федерации. Люди России гордятся им не меньше, чем флагом. Представляет он собой изображение двуглавого орла, на груди которого на щите размещен Георгий Победоносец, поражающий змея.

В несколько видоизмененной форме данный герб использовался как геральдика византийской династии Палеологов. Затем, в XV веке, после взятия турками Константинополя, его стал применять русский князь Иван III как личный герб и символ царской власти. Он считал себя, благодаря женитьбе на Софье Палеолог, наследником этой прославленной династии, а Россию, соответственно, — наследницей Византии и Римской империи.

На протяжении многих столетий двуглавый орел оставался неизменным символом царства Русского и Российской империи, пока после победы Октябрьской революции не был заменен на герб Советского Союза в виде окружности с земным шаром и серпом и молотом в центре, окаймленных колосьями пшеницы. Но после образования Российской Федерации, в 1991 году, прежняя атрибутика опять стала символом государства. И теперь двуглавый орел является тем, чем гордится Россия.

Государственный гимн

Гимн России имеет гораздо более короткую историю, чем период существования герба и флага. Но тем не менее при первых аккордах его мелодии гордость переполняет сердца всех патриотично настроенных россиян.

Мелодия была написана ещё в 1939 году композитором Александром Александровым. Правда, долгие годы она использовалась для гимна Советского Союза. После распада СССР в 1990 году как гимн России стали употреблять «Патриотическую мелодию» Глинки, написанную тем в 1833-м. Но слова к данной песни так и не были подобраны. Так и оставалась Россия страной с гимном без слов, пока в 2000 году в его качестве правительство не вернуло мелодию Александрова. Слова к новому гимну написал Сергей Михалков, который, кстати, до этого был автором главной песни Советского Союза.

С этого времени каждый россиянин испытывает гордость слыша: «Россия – священная наша держава…». Тем, кто еще не смотрел этот ролик:

Москва – столица России

Чем гордится Россия, как не своей столицей! И действительно, тут есть за что испытывать это чувство. Москва является одним из крупнейших и красивейших городов мира. На данный момент население московской агломерации превышает 16 миллионов человек, а численность населения самого города – более 12 миллионов. Кроме того, Москва – крупный мировой деловой центр. В этом городе имеется развитое промышленное производство.

Москва имеет одну из самых больших в мире по протяженности линий метро. В городе расположено огромное количество архитектурных и исторических памятников. Кремль, Красная площадь, Покровский Собор, Мавзолей Ленина, Новодевичий монастырь – лишь небольшой перечень самых известных из них.

Москва имеет довольно долгую и интересную историю. Основана она была князем Владимирским, а затем Киевским — Юрием Долгоруким — на месте села опального боярина Кучки. Первые свидетельства о ней относятся к 1147 году. Со второй половины XIII века Москва — центр удельного княжества, а с 1325 года – фактически столица Руси. Правда, при Петре I этот статус на 200 лет был утрачен, так как столицей стал Санкт-Петербург. Но в 1918 году Москва вновь получила честь зваться главным городом страны. Столицей нашей Родины этот город является по нынешний день.

Кремль

Одним из самых значимых символов, с которым Россию ассоциируют по всему земному шару, является Московский Кремль. И это, безусловно, повод для гордости жителей нашей страны.

Кремль – это крепостное укрепление, и, по сути, он существовал столько, сколько существует сам город. Но постоянно видоизменялся: сначала был деревянный, а со времен Дмитрия Донского стал каменный.

Одно из самых знаменитых сооружений Московского Кремля – Спасская башня, она была построена в 1491 году при князе Иване III. Бой курантов на ней является воззванием к единству всех россиян.

Военные силы

Безусловно, граждане России могут гордиться своей армией. За долгую историю она одержала огромное количество знаменательных побед в многочисленных войнах, подавляющая часть из которых носила оборонительный или освободительный характер, но никогда не принимала вид агрессии. Но, конечно, самым значимым триумфом нашего оружия является великая Победа над фашизмом. 9 мая – священный день для каждого россиянина. Другие даты России, насколько бы славными они ни были, не могут сравниться с этим днем.

И в настоящее время российская армия сохраняет высочайшую степень боеспособности. По численности состава она уступает только армии Китая. По совокупной боевой мощи впереди наших войск только армия США. Хотя некоторые эксперты утверждают, что реальная боеспособность вооруженных сил России выше, чем у американских солдат.

Территория России

Российская Федерация является крупнейшим государством на земном шаре. Общая её площадь превышает 17 миллионов квадратных километров. Это уже само собой является поводом для гордости. Ни одной стране в мире не удалось объединить в себе на добровольных началах настолько различные по физико-географическому местоположению, национальному и религиозному составу населения территории.

Отдельным поводом для гордости могут служить огромные запасы полезных ископаемых, которые хранят недра нашей Родины.

Люди России

Но, безусловно, наибольшим поводом для гордости России являются её граждане. Много великих сынов своей Отчизны стали значительными государственными деятелями. Это первый русский царь Иван Грозный, Петр I, при котором образовалась Великая Россия, Екатерина II, реформатор Александр II.

Не меньшее число выдающихся россиян достигло успехов на полководческой ниве. Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков – это лишь малый перечень из числа великих российских полководцев.

Знаменитые ученые, даровавшие миру огромное число ценных изобретений, законов и теорем, тоже среди россиян имеются в достаточном количестве. Это Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, братья Черепановы, Александр Лодыгин, Константин Циолковский, Сергей Королев, Андрей Сахаров и многие другие.

Россияне достаточно широко представлены среди первооткрывателей. Причем исследовали они не только земли и моря, но и космос. Это Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Михаил Лазарев, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Крузенштерн, Николай Миклухо-Маклай, Юрий Гагарин. Но многие великие российские путешественники и первооткрыватели просто не уместились в данном списке.

Знаменитые российские деятели культуры и искусства известны всему миру. Это Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Николай Гоголь, Казимир Малевич, Федор Шаляпин и многие другие. Их великие творения — это то, чем гордятся граждане России. Выше были перечислены самые известные россияне. Но любой достойный гражданин нашей Родины – повод для её гордости.


Александр Суворов: «Горжусь тем, что я россиянин!»

Россия – великая страна

У россиян имеется огромное число поводов гордиться своей страной, а у России – своими гражданами. Величие нашей Отчизны заложено в каждом человеке, населяющем её просторы, в каждом произведении искусства или архитектурном творении, созданном руками людей. Осознание этого факта – путь к гармонии. Если по нему пойдут большинство наших соотечественников, то это обеспечит мир и процветание Родины на много лет вперед. Каждый достойный гражданин должен на весь мир возвестить: «Я горжусь, что живу в России!».



Маленькие