Цель профессиональной деятельности учителя логопеда. Основы профессионализма учителя-логопеда. Профессия логопед. Плюсы и минусы работы

  1. Насколько цель профессиональной деятельности учите­ля-логопеда согласуется с целями деятельности образователь­ного учреждения?

К задачам приоритетного национального проекта «Образова­ние» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определе­нии цели деятельности учреждения, заключающейся в органи­зации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

В ДОУ воспитывается большое количество детей с наруше­ниями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основ­ным направлением которого являются развитие речи, коррек­ция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образова­тельном пространстве учреждения, объединение взаимодей­ствующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устране­нию имеющейся у них речевой патологии, профилактике вто­ричных нарушений. Это способствует достижению поставлен­ной образовательным учреждением цели деятельности, реше­нию актуальных задач образования на современном этапе его развития.

  1. Какие важные проблемы удалось решить за период, про­шедший после последней аттестации?

В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим на­правлениям:

Повышение качества образования выпускников дошколь­ных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учите­ля-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа) ;

оптимизация интегративного взаимодействия специали­стов образовательного учреждения по коррекции речевых на­рушений у детей на основе активного общения, взаимодо­полнения, сотрудничества и сотворчества.

Расширение деловых и творческих контактов с коллега­ми, обобщение и распространение результатов работы выступ­ления, публикации и другие формы деятельности.

Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гу­манитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микрои макросоциумах позволили по­зиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период - поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

Анализ применяющихся на период начала работы по ре­шению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов обра­зовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоре­тической литературы, диагностические методы и приемы, ана­лиз данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.

Результатами работы по вышеозначенной проблемати­ке следует считать:

    регулярное проведение открытых мероприятий для слу­шателей курсов повышения квалификации различного профи­ля;

    выступление перед учителями-логопедами;

    проведение консультаций для родителей;

    публикация статьи.

  1. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения (указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед) ?

Программа развития муниципального образовательного уч­реждения для детей дошкольного возра­ста детского предполагает решение задач по формиро­ванию единого образовательного пространства «Начальная школа - детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый - ребенок» с целью разви­тия механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реа­лизации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных обра­зовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психо­лого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.

  1. Как учитываются образовательные потребности воспитан­ников в профессиональной деятельности?

Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и воз­растных особенностей, которые определяются прежде всего в ре­зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло­вине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установ­ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разде­лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече­вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учет образовательных потребностей детей реализую в рам­ках следующих направлений:

  • работа по развитию понимания речи;
  • создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
  • формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
  • коррекция дефектного звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха и фонематического вос­приятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи;
  • воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
  • подготовка к обучению в школе.

Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с уче­том компенсаторных возможностей ребенка, его творческих спо­собностей и сензитивных периодов развития.

  1. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогичес­кой деятельности?

Эффективность использования времени детей и своего на за­нятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого пла­нирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется це­лями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-воз­растными особенностями детей. В рамках групповых, подгруп-повых и индивидуальных занятий мною используются:

  • определенный организационно-методический инструмен­тарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде - игра) ;
  • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Ма­каренко) , достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Род­жерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
  • технология уровневой дифференциации, индивидуализа­ции обучения;
  • информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др.)
  • развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская) ;
  • адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.) .

Регулярно, в течение года, вне занятий организую индиви­дуальные и групповые консультации для родителей и педаго­гов, семинары-практикумы, выступления на методических объе­динениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.

  1. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?

Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и кон­структивный характер, реализуется через различные организаци­онные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, группо­вые) , игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развиваю­щие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.) , интегриро­ванные занятия в содружестве с другими специалистами. Крите­рии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформиро­ванное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макрои микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, прово­дить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая за­дача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что явля­ется фактором успешности обучения и социализации детей.

  1. Как оценивается уровень познавательного интереса обу­чающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?

Уровень познавательного интереса детей ко всем формам про­ведения занятий практически всегда стабильно высокий. Одна­ко это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динами­ческое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учреждения позволяют выработать индиви­дуальный образовательный маршрут, провести при необходи­мости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.

Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.

  1. Каким образом обеспечивается удовлетворение образова­тельных потребностей отдельных обучающихся с отличающи­мися способностями или склонностями?

Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких пози­ций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому­либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсо­рики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения по­строения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.

Отличительные способности и склонности могут быть обус­ловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностя­ми, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоу­хостью) . С ними проводилась иная работа. Их склонности, спо­собности, результаты диагностики, опора на сохранные анализа­торы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.

  1. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?

Данные приведены по протоколам заседаний психолого-ме­дико-педагогической комиссии.

  1. Какие методы оценки деятельности обучающихся исполь­зуются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в ре­зультате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  • в форме эмоционального отношения;
  • оценочного суждения (словесного поощрения и др.) ;
  • отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п.) .

Информация, полученная в результате оценки, должна выпол­нять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности име­ет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточ­няются те или иные знания, развиваются аналитическая деятель­ность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Оценка обязательно должна быть объективной, справедли­вой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него инфор­мацию о его успехах.

  1. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию об­становки взаимного доверия, уважения, открытости?

Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связан­ных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирова­ния. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организу­ется совместная деятельность по какому-либо предмету.

  1. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мне­ние родителей и их запросы относительно успеваемости и раз­вития ребенка?

Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопе­да. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конфе­ренции и клубы, организация совместных мероприятий, исполь­зование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитыва­ются мнение родителей и их запросы относительно успеваемос­ти и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится при­знать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их резуль­татам работы по его преодолению.

  1. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?

Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.

  1. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квали­фикации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.

Самообразованием занималась в период с. .. по. .. год. Работа­ла

Медицина и ветеринария

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию...

В 75. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приёмами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже не резко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения
создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.

Профессиональные знания, умения, привычки, навыки составляют профессиональный опыт, обеспечивают квалифицированную профессиональную деятельность в составе различных коллективов (коллеги, дети, родители, руководители и т.д.)

В сферу деловой компетентности включается:

Профилактика

Диагностика

Консультирование

Обобщение передового опыта, получение новых знаний

Педагогическое и логопедическое просвещение

Психологическая и терапевтическая помощь

Коррекционное воспитание и обучение

Поиск наилучших средств коррекции речи.

Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция. И воспитание детей с речевыми нарушениями.

Основные сферы деятельности логопеда:

1. Коррекционно – логопедическая работа (инд. и фронт. работа по исправлению недостатков речи).

2. Научно – методическая работа (изучение новых методик и т.п.)

3. Социально – педагогическая сфера.

4. Культурно – просветительская работа (выпуск газет, бюллетеней и т.п.)

Кроме основных в содержание профессиональной компетенции входят и др.:

Философская (это основы общей философии, человек, как объект воспитания, философской и пед. антропологии).

Нравственно – этическая сфера (нормы поведения в обществе, нравственные поступки и качества, соблюдение принципов).

Медико – биологическая сферу (человек и его развитие, норма и патология развития, причины и последствия, профилактика и мед. помощь).

Экологическая сфера (природа и её охрана, экологич. преступления и их роль в возникновении аномалий у человека).

Социологическая сфера (отношение между группами людей, аномалии в общении людей)

Психологическая сфера (знание всех пед. дисциплин)

Пед. сфера (воспитание и обучение человека, какими методами, формами мы это будем делать).

Юридическая сфера (знания основ, права, законов и т.п.)

Экономическая (проблемы социального обеспечения и т. п.)

Лингвистическая сфера (общие закономерности строения и функционирования языка)

Техническая (технические средства обучения, коррекции)

Информационная (поиск, отбор, оценка, систематизация информации)

За счёт самообразования и самовоспитания накапливается профессиональный опыт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Традиционно в дореволюционной России помощь детям, имеющим отклонения в развитии, оказывалась благотворительными организациями и частными лицами.

В круг научных интересов речевая патология попала в 20-е гг.нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922 г., после Всероссийского съезда заведующих губоно, начали создаваться
специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По инициативе Л. С. Выготского была произведена реформа школ для аномальных детей, целью которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация к социальным условиям. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа – клиника речи.

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью
созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.

В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи с трехлетнего возраста при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Среди этих учреждений есть детские сады с круглосуточным пребыванием, в которые принимаются дети с 4 лет. Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи согласно «Типовому положению» - всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.

По инициативе отделов образования на местах, администрации учреждений и инициативе родителей в настоящее время создаются дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах и специальные группы в детских садах общего типа. В этих группах оказывается логопедическая помощь детям с
нарушениями произношения в целях подготовки их к школе.

В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида) могут быть два отделения: а) для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение), б) для заикающихся (2-е отделение).Некоторые из этих школ - интернатного типа. В 1-е отделение зачисляются дети, страдающие общим недоразвитием речи. При
комплектовании классов учитывается уровень речевого развития детей и характер речевого дефекта (алалия, афазия, ринолалия, заикание с ОНР, дизартрия). Во 2-е отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение проводится по специально разработанным программам в соответствии с программами общеобразовательных школ.

В 1-м отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень – основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.

Во 2-м отделении - I ступень - начальное общее образование -4 года, II ступень - основное общее образование - 5 лет.

Предельная наполняемость классов - 12 человек.

Логопедические пункты при общеобразовательных школах предназначены для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. На логопедические пункты, по инициативе невропатологов, учителей, родителей, зачисляются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание,
нарушения чтения и письма.

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-
санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.). Логопедические кабинеты детских поликлиник обслуживают
детей по месту жительства. Основные направления работы логопеда поликлиники: диспансеризация детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, первичный прием детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования, педагогическая работа по исправлению дефектов речи,
проведение логопедической санитарно-просветительной работы
среди населения.

В специализированные ясли для детей с нарушениями речи принимаются дети в возрасте до 3 лет с заиканием и задержкой речевого развития органического генеза, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, с сохранной двигательной сферой. Данный тип учреждений работает в режиме круглосуточного пребывания детей. Группы комплектуются по речевому дефекту – для заикающихся детей и для детей с задержкой речевого развития.

В специализированных домах ребенка находятся дети с органическим поражением центральной нервной системы с 3 месяцев до одного года. Коррекционно-воспитательная работа с данной категорией детей предусматривает обследование психомоторного развития и проведение коррекционных мероприятий по формированию речи и психики.

В детские психоневрологические больницы направляются дети с последствиями раннего органического поражения ЦНС (основной контингент - дети с детским церебральным параличом) для получения комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

В детских психоневрологических санаториях находятся дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет и школьного от 7 до 13 лет. Контингент детей, направляемых в санаторий, включает детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС, с ОНР, с ЗПР, с заиканием. Корреционно-воспитательная работа направлена
на исправление речевых нарушений и отклонений в психическом развитии.

В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.

Виды профессиональной деятельности учителя - логопеда

Виды деятельности Типовые задачи
Учебно - воспитательная деятельность

Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой.

Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом.

Использование совеременный научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

Применение современных средств оценки результатов обучения.

Формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

Применение современных педагогических технологий.

Организация и проведение внеклассных мероприятий.

Диагностико - аналитическая деятельность

Проведение дифференциальной диагностики для определения типа речевого нарушения.

Проведение психолого - педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно - развивающая деятельность

Коррекционное обучение учащихся начальных классов с нарушениями речи.

Реализация личностно - ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию учащихся с нарушениями речи.

Осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально - педагогическая деятельность

Планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания.

Установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в дальнейшей автоматизации приобретенных коммуникативных умений.

Оказание помощи в социализации учащихся.

Научно - методическая деятельность

Выполнение научно - методической работы, участие в работе научно - методических объединениях.

Анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность

Консультирование учащихся с ограниченными возможностями здоровья ((далее ОВЗ)) (тяжелые нарушениями речи) ((далее ТНР)), их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения.

Проведение профилактической работы, направленной на создание балгоприятного психологического климата в образовательном учреждении (далее ОУ), семье.

Культурно - просвятительская деятельность Формирование общей культуры учащихся.
Организационно - управленческая деятельность

Рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья младших школьников.

Введение школьной и классной документации, речевых карт.

Организация контроля за результатами обучения и воспитания.

Управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ.

Организация внеурочной деятельности.

Выполнение правил и норм охраны т руда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

по взаимодействию с субъектами

коррекционно – педагогического процесса

на 2017 – 2018 учебный год

Взаимодействие субъектов коррекционно – педагогического процесса

Форма работы

Тематика

Сентябрь

Консультация для учителей

«Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений коррекционной работы специального образовательного учреждения»

Мастер – класс для воспитателей

«Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем»

Выступления на МО и ПМПК

«Медико – психологический анализ документов (протоколы ПМПК, медицинские карты). Результаты логопедического обследования обучающихся 1-ых классов»

Октябрь

«Особенности речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

«Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению»

Выступления на МО и ПМПК

«Результаты логопедического обследования обучающихся 2- 4 классов. Направления коррекционной работы на 1 триместр.»

Ноябрь

Практикум для педагогов

«Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекции недостатков чтения у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Семинар для воспитателей

Развитие графомоторных навыков у школьников с недоразвитием речи и интеллекта»

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.»

Декабрь

Семинар для учителей начальных классов

«Коррекционная работа, направленная на исправление недостатков дикции у детей с Дизартрией»

Консультация для воспитателей

«Причины неуспеваемости учеников начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи»

Январь

Индивидуальная беседа с педагогом – психологом

«Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Индивидуальная

«Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.»

Февраль

Круглый стол для педагогов

«Инновации в работе по развитию речи: знакомство с компьютерными логопедическими играми»

«Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Март

«Использование логоритмики на уроках музыки: Веселая логоритмика»

Беседа с воспитателями

«Необходимость контроля за правильным звукопроизношением учеников на занятиях, во время режимных моментов и в спонтанной речи»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.»

Апрель

Семинар – практикум для учителей начальных классов и воспитателей

«Особенности работы со специализированными систематизированными карточками для проведения анализа звукового, слогового состава слова и анализа предложений»

Беседа с учителями начальных классов

«Усвоение слоговой структуры слова: прием Кошки - собаки»»

Май

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе в условиях работы специального образовательного учреждения»

Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей

«Итоги коррекционно – развивающей и воспитательной работы: успехи и трудности»

Анкетирование педагогов

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за… учебный год.»

Предварительный просмотр:

Перспективный план учителя – логопеда

по просвещению педагогической культуры родителей младших школьников на 2017 – 2018 учебный год

Форма работы

Тематика

Сентябрь

«Результаты логопедической диагностики на начало учебного года»

Анкетирование родителей

«Речевой анамнез»

«Речь и мелкая моторика», «Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук – биоэнергопластика»

Оснащение «Речевого уголка»

«Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики»

«Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы»

Октябрь

«Речевая готовность к школе», «Советы родителям по формированию правильной речи»

Изготовление информационных папок - передвижек

«О правильном дыхании», «Дыхательная гимнастика»

Ноябрь

Изготовление информационных папок - передвижек

«Чтобы лучше говорить, нужно с пальцами дружить», «Чтобы красиво нам писать, учимся волчок пускать»

Декабрь

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек», «Речевое дыхание – основа жизни!»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов», «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным?»

Оснащение «Речевого уголка»

«Игры на развитие фонематического слуховосприятия»

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

«Логопедический самомассаж мышц лица и губ»

Январь

Тематическое родительское собрание

«Мониторинг речевого развития на середину учебного года»

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда на середину учебного года»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Дидактические игры и упражнения по развития слухового восприятия», «Речевые игры с детьми (развитие фонематического слуха)»

Февраль

Изготовление информационных папок - передвижек

«Формирование слоговой структуры слова», «Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией»

Март

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

«Факторы, которые влияют на развитие речи детей», «Слово – основная значимая единица языка»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Обогащение словаря младших школьников», «Практическое овладение логико – грамматическими отношениями младшими школьниками с отклонениями в развитии»

Оснащение «Речевого уголка»

«Упражнения с карандашом на развитие мелкой моторики»

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Упражнения для расслабления органов артикуляции, самомассаж языка»

Апрель

Изготовление информационных папок - передвижек

«Речь и ее виды», «Развитие речевой деятельности младшего школьника»

Май

Тематическое родительское собрание

«Результаты логопедической диагностики на конец учебного года»

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Особенности работы учителя – логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов», «Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся начальных классов»

Предварительный просмотр:

Возможный план воспитательных и спортивных мероприятий, проводимых учителем – логопедом

Сентябрь

Торжественная линейка «Путешествие в страну знаний»

Октябрь

Праздник «Правильная речь»

Ноябрь

Утренник «Всемирный день логопеда»

Декабрь - Январь

Фотоконкурс «Как я провел зимние каникулы»

Февраль

Праздник ко дню Защитника Отечества «Все профессии нужны, все профессии важны»

Март

Конкурс чтецов «Любимый уголок родной земли»

Апрель

День здоровья «Апрельские соревнования»

Май

Сказка – театрализация «Сказка ложь, да в ней намек»

Предварительный просмотр:

План взаимодействия учителя – логопеда

с субъектами коррекционно – педагогического процесса

на 2018 – 2019 учебный год

Сентябрь

Консультация для педагогов

«Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.»

Изготовление памятки

«Письмо без ошибок.»

Беседа с воспитателем

«Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем.»

Октябрь

Индивидуальная беседа с педагогом – психологом

«Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению.»

Выступление на МО

«Результаты логопедического обследования обучающихся 3 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр.»

Ноябрь

Семинар - практикум для учителей начальных классов

«Особенности обучения младших школьников, имеющих специфические нарушения письма и чтения различной этиологии и симптоматики.»

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.»

Декабрь

Семинар для педагогов

«Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи.»

Январь

Беседа с педагогом – психологом

«Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Беседа с инструктором по физической культуре

«Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.»

Февраль

Круглый стол для педагогов

«Способность к овладению навыками чтения. Коррекция дисграфии.»

Беседа с инструктором по физической культуре

«Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Март

Консультация для музыкального руководителя

«Использование логоритмики на уроках музыки: логопедические распевки.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.»

Апрель

Семинар – практикум для педагогов

«Коррекция нарушений чтения у младших школьников (таблицы М.Л.Лукашенко)»

Май

Анкетирование педагогов

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2018 – 2019 учебный год.»

Предварительный просмотр:

Перспективный план учителя – логопеда по просвещению педагогической культуры родителей, чьи дети посещают 3 класс на 2018 – 2019 учебный год

Формы работы с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Коллективная

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Индивидуальная

Анкетирование

Индивидуальные беседы - практикумы и консультации

Проводятся по желанию родителей и по усмотрению учителя – логопеда

Тетрадь домашних заданий

В течение всего учебного года

Наглядная

Изготовление информационных папок – передвижек

Оснащение «Речевого уголка»

Введение «Экрана звукопроизношения»

В течение всего учебного года

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Тематические родительские собрания

Тема: Результаты логопедической диагностики на начало учебного года.

Цель: Характеристика речи учеников на начало учебного года по результатам диагностики; ознакомление родителей с планом коррекционно – развивающей логопедической работы на год.

Тема: Мониторинг речевого развития на середину учебного года.

Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за первое полугодие; анализ трудностей.

Тема: Результаты логопедической диагностики на конец учебного года.

Цель:

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Тема: Мама – логопед: правила проведения занятий.

Цель: Повысить эффективность проведения домашних логопедических занятий.

Цель: Уточнить направления организации коррекционной работы дома.

Тема: Совместная творческая деятельность родителей и детей с системными нарушениями речи.

Цель: Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.

Анкетирование родителей

  1. «Определение рейтинга учителя – логопеда среди родителей».
  1. «Развитие мелкой моторики».
  2. «Развитие фонематического слуха в системе работы по коррекции нарушений письма у младших школьников».
  3. «Упражнения по развитию голоса».
  4. «Развитие словообразования у младших школьников с ОНР».
  5. «Виды речевой деятельности».
  6. «Развитие техники чтения у школьников с ТНР».
  7. «Использование зрительно – моторных координаций учащихся с ОВЗ».

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

  1. «Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание, запинки?».
  2. «Физиологические итерации. Сходство и различия запинок несудорожного и судорожного характера».
  3. «Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть заикание?».

Предварительный просмотр:

№ п/п

Форма работы

Тематика

Сентябрь

Консультация для педагогов

«Почему учащиеся правила знают, а пишут с ошибками».

Изготовление памятки

«Как научить ребенка грамотно писать?»

Беседа с воспитателем

«Организация и проведение логочаса в 4 классе для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем».

Октябрь

Консультация для педагогов

«Формирование орфографического навыка у учащихся с дизорфографией».

Выступление на МО

«Результаты логопедического обследования обучающихся 4 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр».

Ноябрь

Беседа с педагогами школы

«О начальном этапе формирования орфографической зоркости у младших школьников с ОНР».

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр».

Декабрь

Семинар - практикум

«Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи».

Январь

Открытое логопедическое занятие для учащихся 4 класса

«Прописная буква в именах собственных и названиях».

Консультация для педагогов

«Формирование операций контроля при коррекции дисграфии».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр».

Февраль

Круглый стол для педагогов

«О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников».

Беседа с инструктором по физической культуре

«Проведение комплекса ЛФК для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ТНР)».

Март

Консультация для музыкального руководителя

«Использование элементов логопедической ритмики на индивидуальных логопедических занятиях».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы».

Апрель

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение младших школьников с дисграфией написанию возрастных глаголов».

Май

Анкетирование педагогов

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2019 – 2020 учебный год».

Май

Тема: Результаты логопедической диагностики речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года.

Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за прошедший учебный год; рекомендации на летний период.

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Октябрь

Тема: Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения.

Цель: Определить ведущий канал восприятия получаемой младшим школьником информации.

Декабрь

Тема: Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР.

Цель: Определить наиболее оптимальный и эффективный путь коррекционного обучения обучающихся с ОНР.

Март

Тема: Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях.

Цель: Знакомство родителей с наиболее эффективными методами развития внимания, которые использовались в коррекционной работе с детьми с нарушениями письма.

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год».

Информационные папки – передвижки

Сентябрь

«Игры для детей с ТНР».

Октябрь

«Упражнения для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия».

Декабрь

«Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях дома и в школе».

«Упражнения и игры на развитие речевого дыхания».

Март

«Речевые игры на развитие внимания».

Май

«Игры, развивающие речь и мышление».

Оснащение «Речевого уголка»

Ноябрь

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей».

Январь

«Леворукий ребенок».

Февраль

«Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка».

Апрель

«Использование вектора на логопедических занятиях с леворукими детьми».

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Сентябрь

«Нарушение онтогенеза плавности речи».

Декабрь

«Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся».

Март

«Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимся школьником».

Предварительный просмотр:

Доклад

«Ранее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников»

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания прочитанного материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом.

При разработке программы были использованы методики А.Н.Корнева, Т.А.Фотековой, И.Ф.Марковской.

Программа обследования включает несколько этапов:

1 этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии;

2 этап – выявление особенностей речевого развития;

3 этап – исследование высших психических функций.

Результаты исследования устной речи и психических процессов позволят сделать заключение о наличии или отсутствии предрасположенности у ребенка к возникновению дислексии, о структуре речевого дефекта, особенностях ВПФ.

I этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии

Обследование не требует специального оборудования и не занимает много времени, примерно 5 – 8 минут.

  1. «Рядоговорение»

Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели».

Примечание: при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

  1. «Ритмы»

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

Примечание: если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

  1. Тест «Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Примечание: экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку. При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

  1. Субтест «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!».

Примечание: При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

  1. Пространственная ориентировка

Инструкция: «Подними левую руку – покажи правый глаз, левую ногу».

Примечание: если задание выполнено правильно, переходят к следующему, если нет – прекращают.

  1. Составление рассказа по серии картинок

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках изображен маленький рассказик. Расскажи про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Примечание: возможно использование наводящих вопросов.

II этап – выявление особенностей речевого развития детей

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В.Мальцевой (1991г.). методика включает четыре серии заданий.

Серия I. – Исследование сенсомоторного уровня речи включает четыре группы заданий:

  • Проверка фонематического восприятия.
  • Исследования состояния артикуляционной моторики.
  • Исследование звукопроизношения.
  • Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.
  • Сформированность навыков языкового анализа.

Серия II. – Исследование грамматического строя речи.

Серия III. – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия IV. – Исследование связной речи.

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи.

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второму уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

III этап – исследование высших психических функций

Нарушения чтения обычно сопровождаются отставанием ряда психических функций. С большим постоянством у детей с дислексией выявляются симптомокомплексы, включающие три дефицитарные функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения.

Обнаружение этих симптомокоплексов перед началом обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у детей. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в симптомокомплексы, могут быть использованы как основа для создания скринирующей методики.

Для исследования психических процессов были взяты следующие задания:

  1. Тест «Найди квадрат»

Цель: выявление уровня восприятия.

Ребенку показывается таблица с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них. Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты.

  1. Корректурная проба «Найди букву»

Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания.

Ребенку дается бланк с каким – либо текстом, где отмечены 2 какие – либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружочком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

  1. Тест «Запомни и назови»

Цель: проверка уровня развития слуховой памяти.

Ребенку предлагается послушать слова, а затем повторить те, которые он запомнил.

  1. «Сложи узор»

Цель: оценка сформированности операций зрительно – пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно – образного мышления.

Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью. Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Проведенное обследование по методике раннего выявления предрасположенности к возникновению дислексии, позволило выявить в начальных классах 46,6% первоклассников, испытывающих различные трудности при выполнении предложенных им заданий.

Таким образом, на основании проведенного обследования по предложенной нами программе, учитель – логопед имеет возможность спрогнозировать возникновение дислексии у ребенка и разработать адекватную программу коррекционно – развивающего обучения для профилактики нарушений чтения.

Коррекционно – профилактическая работа должна включать следующие направления:

  1. Развитие неречевых функций:
  • Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
  • Развитие зрительного мнезиса.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
  1. Развитие устной речи:
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Формирование фонематических представлений.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Расширение, уточнение и систематизация словаря.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, с учетом индивидуального, дифференцированного подхода. Особенно актуальной является совместная деятельность логопеда и учителя начальных классов, которые должны обмениваться опытом, знаниями, объединять все усилия для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения. Большую роль в этой работе играет деятельность психолога, который должен проводить направленную работу по развитию ВПФ у детей, а также активное участие родителей в судьбе ребенка.

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Личность логопеда

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно - механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача - невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

Описание

результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения
учителя-логопеда

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа №5»

г. Минусинска Красноярского края

Ларькиной Оксаны Александровны

Коррекционно-развивающая деятельность

Свою работу, как учитель-логопед, выстраиваю в соответствии с целями и задачами образовательной программы школы. Образовательная деятельность школы направлена на достижение учащимися школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель моей педагогической деятельности: повышение качества образования учащихся младших классов, имеющих проблемы в речевом развитии, через организацию целенаправленной и своевременной логопедической помощи.

Главные задачи , которые ставлю перед собой, следующие:

Выявить учащихся с нарушениями устной и письменной речи;

Сформировать группы коррекции;

Организовать систему взаимодействия с родителями и педагогическим персоналом;

Разработать и реализовать комплекс упражнений и игр для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.

Для решения поставленных задач использую следующее:

подбираю и провожу диагностику, использую её результаты на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях; принимаю участие в родительских собраниях, провожу беседы, и индивидуальное консультирование.

Коррекционно-логопедическую работу строю с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и воз-растных особенностей учащихся, которые определяются в ре-зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло-вине сентября. Результаты заношу в речевую карту установ-ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, разде-лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече-вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

С сентября 2014 года целенаправленно работаю над методической темой «Формирование фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня», так как считаю, что звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков.

В дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений моей работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведённый анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, были определены следующие направления:

1.Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.

2. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов. В своей работе применяю блочную систему коррекционной работы, основанную на наиболее часто смешиваемых оппозиционных звуках.

Блоки:

аффрикаты и звуки, входящие в их состав (ц-с,ч-т,ч-щ);

2) звонкие и глухие, особенно смычные (д-т,б-п,г-к)

3) свистящие (з-с)

4) шипящие (ж-ш)

5) твёрдые и мягкие

6) свистящие и шипящие (с-ш,з-ж,ц-ч)

Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетических ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности. Что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Наиболее оптимальными для достижения положительных результатов на мой взгляд являются дидактические игры, позволяющие в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия - звуки. Для обозначения звуков использую звуковое кодирование.

Разработала комплекс дидактических игр «Косынка».

«Косынка 1». Задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

«Косынка 2». Задача: тренировать в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.

«Косынка 3». Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.

К преимуществам использования данных игр относятся:

Доступность;

Многофункциональность (помимо основной задачи развиваются пространственная ориентировка, внимание, моторика, зрительно-двигательная координация, включаются в предметно-практическую деятельность мыслительные операции);

Присутствие сразу нескольких анализаторов (слухового, зрительного и двигательного), позволяющих лучше усваивать учебный материал;

Возможность быстрее оценивать результат выполнения задания каждым ребёнком;

Овладение детьми навыками самоконтроля и самооценки;

Включение игры как в групповые, так и индивидуальные занятия при работе с различными звуками.

При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия использую методику Т.А. Фотековой для оценки состояния фонематического восприятия.

По результатом коррекционной работы, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня.

Низкий уровень. К нему были отнесены дети, которые неточно воспроизводили оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками, не различали слова, близкие по звуковому составу. Дети не владеют навыками элементарного звукового анализа.

Средний уровень. К нему отнесены те дети, которыми большинство слоговых пар воспроизведено, верно, допущены незначительные ошибки при различении слов, близких по звуковому составу.

Высокий уровень. К нему отнесены дети, которые справлялись с заданиями.

2014-2015 учебный год (1 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (2 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (1 класс), количество детей 16-100%

N
n/n

Уровни развития ФВ

2014-2015 уч.г. (1 класс)

2015-2016 уч.г. (2 класс)

2015-2016 уч.г. (1 класс)

Начало
года

Конец
года

Начало года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Низкий уровень развития ФВ

100%

44,4%

44,4%

100%

25%

Средний уровень развития ФВ

55,5%

55,5%

77,7%

75%

Высокий уровень развития ФВ

22,2%

К концу 2015-2016 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки.

Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия развития фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Достичь этих результатов мне помогло использование современных коррекционно-развивающих технологий. Основными из них являются технология организации логопедического обследования, компьютерные технологии, игровые технологии и технология мануального воздействия.

Деятельность учителя в области профессионального развития

В 2009 году окончила «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», квалификация учитель-логопед, учитель олигофренопедагог.



Мопс