Экология тест. Тесты Важная роль атмосферы заключается в том

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;

б) возобновляемым природным ресурсам;

в) невозобновляемым природным ресурсам;

г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

в) уменьшению испарения;

г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;

б) уменьшением объема грунтовых вод;

в) загрязнением водоемов;

г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;

б) углекислого газа;

в) диоксида азота;

г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

б) канцерогенных веществ;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;

б) облака;

в) озоновый слой;

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

б) свинца;

в) кальция;

г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;

б) канцерогенными;

в) пирогенными;

д) абиогенными.

14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;

б) сельское хозяйство;

в) бытовую деятельность человека;

г) транспортные средства.

Уровень Б.

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Что изучает классическая экология а) отношение организмов между собой и окружающей их средой;

б) разнообразных животных и растений;

в) инфекционные заболевания людей и животных;

г) растительные сообщества континентальных территорий.

2. Экологический мониторинг, как информационная система является основанием для:

а) экологического менеджмента;

б) экологического образования и воспитания;

в) развертывания научных исследований;

г) развертывания системы наблюдения за состоянием природных и воздействующих на них техногенных объектов.

3. Наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия урбанизированных территорий является:

а) уровень медицинского обслуживания граждан;

б) частота обращения граждан в поликлиники в связи с острыми инфекционными заболеваниями;

в) состояние здоровья населения;

г) уровень реализации социальных программ.

4. К абиотическим экологическим факторам относятся:

а) фитоценозы, определяющие ход биологической продуктивности;

б) почва, включая почвенных микроорганизмов и почвенную влагу;

в) почвенная влага, воздух и подстилающие горные породы;

г) солнечная радиация и продуценты, использующие ее для производства биомассы.

5. Что понимается под процессами урбанизации:

а) процесс ускорения научно-технического прогресса;

б) целесообразное в экологическом отношении территориальное сочетание производственных комплексов и селитебных территорий;

в) неуправляемый процесс развития инфраструктуры, обеспечивающий формирование города;

г) трудно контролируемый рост городов в результате концентрации производства и населения.

6. Каковы показатели благополучного состояния экологических систем в естественных условиях:

а) нормальное сочетание растений и животных;

б) наличие в экосистемах трофических цепей;

в) отсутствие хищных животных, способных нарушить равновесие в системе хищник – жертва;

г) биологическая продуктивность и видовое разнообразие растительных сообществ, отвечающее зональным характеристикам.

7. Надежным показателем благополучия экологии городской среды является:

а) хорошее состояние здоровья его жителей;

б) чистота улиц и других территорий общего пользования;

в) достаточное, отвечающее строительным нормативам, количество зеленых насаждений;

г) чистота воздушной и водной сред города.

8. Как соотносятся между собой понятия биогеоценоз и экосистема а) как синонимы;

б) биогеоценоз - объективно существующая реальность, тогда как экосистема - есть отражение этой реальности в нашем сознании, определяемое целями исследования;

в) экосистема представляет собой частный случай биогеоценоза;

г) биогеоценоз представляет собой частный случай экосистемы.

9. Что такое биосфера Земли а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки;



б) поверхность континентов и архипелагов;

в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней;

г) почвенно-растительный слой Земли и световая зона морей и океанов.

10. Что такое экосистема а) ассоциация растительности, занимающая определенное положение в пространстве, отличающаяся от смежных ассоциаций;

б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты взаимосвязаны обменом вещества, энергии и информации;

в) единый природный комплекс, включающий растительность, почву и подстилающие горные породы;

г) сочетание растительных и животных организмов, взаимосвязанных обменом вещества, энергии и информации, занимающее определенную территорию.

11. Что такое парниковый эффект и каковы вызывающие его причины:

а) увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности;

б) снижение величины солнечной радиации за счет увеличение запыленности и задымленности атмосферы;

в) увеличение среднегодовой температуры воздуха за счет изменения оптических свойств атмосферы;

г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений.

12. Каковы последствия парникового эффекта а) уменьшение количества выпадающих осадков;

б) регрессия (понижение) уровня мирового океана;

в) возросшие темпы и объемы испарения с поверхности океанов;

г) количество техногенной энергии, необходимой людям, останется постоянным.

13. Что означает состояние гомеостаза экологической системы а) состояние внутреннего динамического равновесия;

б) неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями;

в) состояние активно протекающих процессов сукцессии;

г) состояние деструкции растительных сообществ экосистемы;

14. В чем состоит принцип исключения Г.Ф. Гаузе а) невозможно развитие экосистем при техногенном давлении;

б) сукцессия не может протекать в условиях недостатка влаги или солнечной энергии;

в) два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны;

г) экосистема не достигнет климаксного состояния в случае автотрофной сукцессии.

15. Что такое потенциал экологический а) возможность воспроизводства фитоценозов;

б) способность экосистемы воспринимать антропогенные нагрузки;

в) способности природных систем отдавать человеку продукцию или производить работу при условии сохранения среды жизнеобитания;

г) возможность природной среды нейтрализовать загрязнения.

16. Как следует понимать ноосферу Земли а) как одну из материальных оболочек, подобную атмосфере или гидросфере;

б) как синоним биосферы более позднего происхождения;

в) как сферу разума, отражающую развитие цивилизованного человеческого общества;

г) как философское понятие, не имеющее конкретного содержания.

17. Экологической нишей называется:

а) территория преимущественного обитания какого-то вида;

б) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами;

в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания;

г) местообитания любого вида организмов, характеризующиеся благоприятными для него условиями.

18. Что такое природно-техническая геосистема а) совокупность промышленных объектов, взаимосвязанных инфраструктурой;

б) система коммуникаций и связи, обеспечивающая развитие производства и проживание граждан на определенной территории;

в) районная планировка, как система производственных и селитебных территорий;

г) совокупность взаимосвязанных природных и искусственных объектов, образующихся в результате строительства и эксплуатации инженерных объектов и комплексов.

19. Экологическая система наиболее устойчива, если она:

а) обладает наибольшей первичной продуктивностью;

б) имеет литогенную основу, представленную прочно смерзшимися грунтами;

в) обладает наименьшей биологической продуктивностью;

г) обладает зональной экологической продуктивностью, а литогенная основа сложена немерзлыми породами.

20. Что такое техногенез а) совокупность процессов загрязнения природных объектов;

б) сочетание технических средств и технологий, позволяющих выпускать законченную продукцию;

в) энергетическое обеспечение технических средств и технологий г) совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природной среде под воздействием и эксплуатацией инженерных сооружений и технических средств 21. Какое из следующих выражений относится к одному из двух биогеохимических принципов В.И.Вернадского а) геохимическая биогенная энергия определяет важнейшие геологические процессы на поверхности Земли;

б) геохимическая биогенная энергия включает в себя также энергию техногенеза;

в) геохимическая биогенная энергия стремиться в биосфере к максимальному проявлению;

г) геохимическая биогенная энергия циклична в своем проявлении.

22. Под экологическим кризисом понимается такое взаимоотношение между обществом и природой, при котором:

а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы;

б) распространяются загрязнения во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека;

в) не хватает тех или иных видов природных ресурсов и их приходится закупать за рубежом;

г) возникающая нагрузка на природу вызывает сопротивление природоохранительных организаций.

23. Совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природных средах под воздействием человека называется:

а) биогенезом;

б) катагенезом;

в) криогенезом;

г) техногенезом.

24. Процесс расползания городов вызывает:

а) сокращение сельскохозяйственных угодий;

б) сокращение (экономию) электроэнергии;

в) дополнительное загрязнение воздушного бассейна;

г) дополнительное изменения микроклиматических условий;

д) совместное воздействие а, в и г;

е) совместное воздействие а, б и г;

ж) совместное воздействие б, в и г.

25. Катастрофа экологическая подразумевает:

а) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности;

б) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия;

в) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах;

г) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.

26. Мутации – естественные или вызываемые мутагенами количественные и качественные изменения генотипа:

а) не передающиеся по наследству;

б) передающиеся по наследству в качестве фактора, препятствующего эволюции;

в) передающиеся по наследству и являющиеся важнейшим фактором эволюции;

г) всегда воздействующий отрицательно на потомство фактор;

27. Вспомните экологические законы Барри Коммонера. Какой из перечисленных ниже законов ему не принадлежит а) все связано со всем;

б) все должно куда-то деться;

в) природа знает лучше;

г) за все надо платить;

д) все законы принадлежат Барри Коммонеру;

е) все законы, кроме "г".

28. Озоновый экран:

а) рассеивает солнечную радиацию на подходе к Земле;

б) снижает уровень инфракрасного солнечного излучения, чем препятствует перегреву атмосферы Земли;

в) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;

г) неблагоприятный климатический фактор Южных и Северных широт.

29. Под загрязнением правомерно понимать:

а) привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических биологических или информационных агентов;

б) возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее физических, биологических или информационных агентов;

в) увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств;

г) возможность появления любого из обозначенных выше процессов или их сочетания.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену.

1. Экология человека – наука о связи человека и окружающей среды.

2. Философия экологического образования.

3. Законы эволюции, эволюционной биологии. Факторы эволюции.

4. Место антропогенеза в эволюционном процессе.

5. Сочетание биологического и социального путей развития. Дуалистичность человека.

6. Основные археологические находки в теории эволюции человека.

7. Стадии развития вида Человек разумный.

8. Проявление основных экологических законов в антропогенезе.

9. Экологическая обстановка и этногенез.

10. Экология культуры. Труды Д.С. Лихачева.

11. Понятие ноосферы. Ноосферное развитие общества.

12. Расы и этносы. Экологические основы их формирования.

13. Роль естественного отбора. Евгеника как наука.

14. Роль мутационных факторов в формировании генофонда человека.

15. Факторы обеспечения продолжительности жизни человека.

16. Концепция "эгоистического гена". Способность к размножению природных организмов.

17. Механизмы ускорения эволюции. Партеногенез, гермафродитизм.

18. Теория разделения полов и следствия различной эволюционно-экологической поли полов.

19. Рациональное природопользование. Основные понятия, принципы.

20. Экологическое право. Экологическая криминология.

21. Источники природного и техногенного излучения. Влияние на организм человека и структуру генов.

22. Генно-модицифированные организмы. История развития.

23. Основные понятия концепции устойчивого развития. Документы, реализация в России и Волгоградской области.

24. Источники, классификация глобальных проблем человечества. Прогнозы Т.

Мальтуса, В. Вернадского.

25. Урбанизация территорий в мире и в России. Организмы, населяющие городскую территорию.

26. Парниковый эффект. Изменение климата на планете. Теория естественного повышения температуры.

27. Проблема ядерной безопасности. Возможные экологические последствия.

28. Основы устойчивости биосферы. Оценка воздействия человека на природу.

29. Социальная биологическая эволюция человека. Концепция экологического кризиса.

30. Криптонауки о живых организмах. Их место в современной научной парадигме.

31. Концепция управления толпой. Толпа доисторических времен и в современном обществе. Общие черты, различия. Примеры.

32. Клонирование. Современное состояние проблемы. Дискуссионные аспекты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Государственное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Краснодарского края

«Краснодарский краевой колледж культуры»

Контрольная работа

Предмет: Экологические основы природопользования

ФИО: КрячкоТ.М.

Специальность:

«Социально-культурная деятельность»

ст. Северская 2016

Современное состояние окружающей среды в России

Эксплуатация экологического потенциала природных систем традиционно не входит в категорию природопользования, однако чистый воздух, вода, продукты питания - это тот же самый природный ресурс, столь же дефицитный на одних территориях, богатый на других и точно в той же степени, как и прочие ресурсы, исчерпываемый. Его носителем является способность природы к самовосстановлению. Чем большим потенциалом устойчивости обладают экосистемы и тем больше чистого воздуха, воды, пищи достанется в конечном счете человеку. Устойчивость экосистем - это сложный комплекс адаптивных реакций, позволяющий ассимилировать загрязнение среды, стабилизировать климатические осцилляции, поддерживать газовый баланс атмосферы и т. д.

Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлa природной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностью покaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в таких условиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налоги в экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерации и городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не только aгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способна обеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счет откaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков. При этом земля, a с ней и природные экосистемы, приобретают в глaзaх всех кaтегорий упрaвленцев реaльную знaчимость.

экологический климат российский среда человек

Экологический потенциал России

Зона наибольшей потенциальной устойчивости экосистем в России простирается от восточного макросклона среднего Урала к побережью Охотского моря. Максимумы устойчивости характерны также для центральной части Красноярского края (район Енисейского кряжа) и Сахалина. На Европейской части наибольшей устойчивостью природной среды отличаются пограничные районы Коми и Архангельской области, однако к северу и к югу от таежной зоны происходит существенное ее снижение. На севере наиболее уязвимыми являются экосистемы островов Ледовитого океaнa и арктических побережий, на юге - природа Астраханской области и Калмыкии. В целом пониженная экологическая устойчивость характерна для большинства регионов южной и центральной России.

Принято считать, что экологический потенциал России чрезвычайно велик - до сих пор огромные территории, особенно в зонах тундр и северной тайги, практически не затронуты человеческой деятельностью. Даже в средней полосе Европейской части страны имеются крупные массивы слабо трансформированных лесов и болот. Однако даже при низком уровне хозяйственного освоения проявляется естественный дефицит собственной устойчивости в экосистемах тундр, сухих степей и полупустынь, а также фактически всех типов агроценозов и фрагментарных остатков природных экосистем, сохраняющихся в урбанизированных ландшафтах. В то же время экосистемы юга и центра страны, располагавшие в историческом прошлом мощнейшим потенциалом экологической устойчивости, сейчас по большей части его утратили из-за трансформации человеком южных дубрав и лесостепи в монотонный агроландшафт. В итоге чрезвычайно существенные трансформации природной среды произошли в черноземном центре России и на средней Волге.

Использование человеком потенциала устойчивости природной среды реализуется в виде широкого многообразия техногенных процессов, воздействующих на окружающую природную среду. Основываясь на данных об энерговооруженности хозяйственной деятельности, была произведена интегральная оценка способности человека разрушать окружающую его природную среду (Карта 2).

Максимальная нарушенность экологического потенциала в расчете на одного жителя отмечается в Тюменской и Оренбургской областях. В несколько меньшей степени воздействие на природу оказывает среднестатистический житель регионов с развитыми металлургическими комплексами - Челябинской, Вологодской, Кемеровской, Тульской, Липецкой областей. Минимальное воздействие человека на природные экосистемы характерно для населения Горного Алтая, Тувы, Корякского округа, а в Европейской части - аграрных областей южной и центральной России.

Современные воздействия на окружающую среду обусловлены главным образом добычей углеводородного сырья и производством металлов. Это отражает расширение спектра воздействий на среду, которые в исторически недавнем прошлом ограничивались лишь распашкой и сведением лесов. Концентрация потребления энергии и выбросов загрязнений в городских и производственных центрах в значительной мере делает уязвимым и самого человека. В силу этого обстоятельства общественность страны зачастую неадекватно воспринимает сравнительную остроту различных экологических проблем. Наибольшее внимание уделяется атмосферным загрязнениям, в том числе металлургической промышленностью. Вместе с тем кудa более острая, но удaленнaя от глaз общественности проблемa экологической цены нефтедобычи привлекaет горaздо меньше внимaния. Нaконец, aгрaрнaя деятельность и лесопользовaние, a тaкже их сочетaние в виде отводa лесных земель под сaдово-дaчное освоение, вообще не воспринимaются кaк экологически опaснaя деятельность, хотя именно с ней связaны нaибольшие потери потенциaлa устойчивости природы.

Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни

Особой компонентой нaционaльного богaтствa является кaчество социaльно-бытовых и климaтических условий жизни людей. Климaт России хaрaктеризуется сaмыми низкими темперaтурaми среди всех стрaн мирa, вся ее территория лежит в зоне морозных зим. Интегрaльнaя оценкa климaтического оптимумa для нaселения России выполненa нa основaнии моделировaниязaвисимости плотности нaселения от фaкторов среды. Нa кaрте 1.3 воспроизведен индекс комфортности климaтических условий для жизни человекa, соответствующий оптимaльному сочетaнию темперaтурного бaлaнсa, длительности и ветренности зимы.

Внутрироссийские рaзличия регионов по комфортности климaтa весьмa существенны. Мaксимум комфортности отмечaется в регионaх, трaдиционно относимых к курортным зонaм - Крaснодaрском и Стaвропольском крaях. Хaрaктерен резкий грaдиент комфортности климaтических условий между Европейской чaстью России и Aзиaтской - дaже в южной Сибири климaт менее комфортный, нежели в большинстве регионов европейской России. A в северных округaх и республикaх (от Ямaло-Ненецкого округa до Чукотки) климaт нaиболее суров.

Создaвaя жилую инфрaструктуру, человек блокирует нaиболее экстремaльные проявления климaтa и тaким обрaзом более полно использует потенциaльные возможности окружaющей среды. По смыслу социaльно-бытовое обустройство нaселенных пунктов, aгрегирующее в единый покaзaтель широкую совокупность пaрaметров, влияющих нa покaзaтели уровня жизни, отрaжaет интенсивность использовaния человеком доступных климaтических ресурсов.

Сaмое комфортaбельное и обустроенное жилье, рaзвитaя коммунaльнaя инфрaструктурa имеются в двух столичных центрaх (Москвa и С-Петербург), a тaкже в Воронежской облaсти.

Нa Северном Кaвкaзе степень экрaнировaнности от окружaющей среды несколько ниже, чем в центрaльных регионaх, что сопряжено с существенно большей климaтической комфортностью. дляпокaзaтеля социaльно-бытового обустройствa в Aзиaтской чaсти стрaны хaрaктерно столь же резкое снижение по срaвнению с Европейской, кaк и для покaзaтеля комфортности климaтa. И лишь нa Севере некоторое повышение интегрaльного кaчествa жилой среды определено особой суровостью климaтa. В остaльных регионaх уровень социaльно-бытового обустройствa нaселенных пунктов не обнaруживaет видимой корреляции с особенностями климaтических условий.

Экологические проблемы территорий РФ

Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую остроту сложившихся негативных тенденций. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду - в кризисных условиях предприятия экономят на природоохранных затратах. Так, в 1992 г. по сравнению с 1991 г. объем промышленного производства в среднем по народному хозяйству сократился на 18,8%. в том числе, но таким отраслям промышленности, как цветная металлургия - на 26,8, химическая промышленность - на 22,2%. Однако объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сократился лишь на 11%, а снижение сбросов загрязненных сточных вод было незначительным.

Регулярный учет вредных выбросов в атмосферный воздух ведется на 18 тыс. предприятий. В 1993 г. они составили 24,8 млн т (из них 2% - синтетические высокотоксичные ингредиенты) - это на 11,7% меньше, чем в предыдущем году. Однако в ряде регионов наблюдается рост выбросов в атмосферу; причины - нарушение технологических режимов, использование низкокачественного и некондиционного сырья и топлива.

В связи с изношенностью основных фондов участились залповые и аварийные выбросы вредных ингредиентов. Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров ухудшается. В список городов с наибольшим уровнем загрязнения (41 город) вошли: Архангельск, Братск, Грозный, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск и др.

Повышение уровня загрязнения атмосферы отмечается не только в городах и прилегающих территориях, но и в фоновых районах, выбросы большого количества диоксидов серы (более 9 млн. т в год) вызывают закисление атмосферных осадков. Области повышенной кислотности зафиксированы на европейской территории России, а также в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией. Выпадение загрязняющих веществ на территории Российской Федерации обусловлено не только выбросами собственных источников, но и трансграничным переносом. Водные ресурсы являются одним из наиболее важных и вместе с тем наиболее уязвимых компонентов окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения?

Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.

Опасность непредсказуемых изменений в стабильном состоянии биосферы, к которому исторически приспособлены природные сообщества и виды, включая самого человека, столь велика при сохранении привычных способов хозяйствования, что перед нынешними поколениями людей, населяющими Землю, возникла задача экстренного усовершенствования всех сторон своей жизни в соответствии с необходимостью сохранения сложившегося круговорота веществ и энергии в биосфере. Кроме того, повсеместное загрязнение окружающей нас среды разнообразными веществами, подчас совершенно чуждыми для нормального существования организма людей, представляет серьезную опасность для нашего здоровья и благополучия будущих поколений.

Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду.

Атмосферный воздух имеет неограниченную емкость и играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов биосферы, гидросферы и литосферы.

В последние годы получены данные о существенной роли для сохранения биосферы озонового слоя атмосферы, поглощающего губительное для живых организмов ультрафиолетовое излучение Солнца и формирующего на высотах около 40 км тепловой барьер, предохраняющий охлаждение земной поверхности.

Атмосфера оказывает интенсивное воздействие не только на человека и биоту, но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.

К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.

Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем.

Главный природный процесс загрязнения приземной атмосферы - вулканическая и флюидная активность Земли Крупные извержения вулканов приводят к глобальном и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.

Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т. углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860 - 1960 гг.) содержание СО 2 увеличилось на 18 % (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее0,05%.

2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.

3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

4. Производственная деятельность.

5. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).

6. Выбросы предприятиями различных газов.

7. Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель - монооксид углерода.

8. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

9. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).

10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м 3 . В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50 %. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в атмосфере. Это связано как с быстрым разносом радионуклидов на большие расстояния, так и с долговременным характером загрязнения территории.

Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных.

Основные загрязнители воздуха жилых помещений - пыль и табачный дым, угарный и углекислый газы, двуокись азота, радон и тяжелые металлы, инсектициды, дезодоранты, синтетические моющие вещества, аэрозоли лекарств, микробы и бактерии. Японские исследователи показали, что бронхиальная астма может быть связана с наличием в воздухе жилищ домашних клещей.

Для атмосферы характерна чрезвычайно высокая динамичность, обусловленная как быстрым перемещением воздушных масс в латеральном и вертикальном направлениях, так и высокими скоростями, разнообразием протекающих в ней физико-химических реакций. Атмосфера рассматривается сейчас как огромный «химический котел», который находится под воздействием многочисленных и изменчивых антропогенных и природных факторов.

Это обусловлено многими причинами, и, прежде всего, неблагополучным состоянием воздушного бассейна мегаполисов, крупных городов и промышленных центров, в которых проживает основная часть квалифицированного и трудоспособного населения.

Легко сформулировать формулу качества жизни в столь затяжной экологический кризис: гигиенически чистый воздух, чистая вода, качественная сельскохозяйственная продукция, рекреационная обеспеченность потребностей населения. Сложнее это качество жизни реализовать при наличии экономического кризиса, ограниченных финансовых ресурсов. В такой постановке вопроса необходимы исследования и практические мероприятия, составляющие основу «экологизации» общественного производства.

Экологическая стратегия, прежде всего, предполагает разумную экологически обоснованную технологическую и техническую политику. Эту политику можно сформулировать коротко: производить больше с меньшими затратами, т.е. сберегать ресурсы, использовать их с наибольшим эффектом, совершенствовать и быстро менять технологии, внедрять и расширять рециклинг. Иными словами, должна быть обеспечена стратегия превентивных экологических мер, заключающаяся во внедрении самых совершенных технологий при структурной перестройке хозяйства, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение, открывающая возможности совершенствования и быстрой смены технологий, внедрение рециклинга и минимизацию отходов. Концентрация усилий при этом должна быть направлена на развитие производства потребительских товаров и увеличение доли потребления. В целом хозяйство России должно максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребление энергии и ресурсов в расчете на одного жителя. Сама рыночная система и конкуренция должны способствовать реализации этой стратегии.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.

Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Уже наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь Природе Человек. Только Человек владеет экологическим талантом - содержать окружающий мир в чистоте.

Тест

1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от :

А. резких колебаний температуры;

Б. канцерогенных веществ;

В. радиоактивного загрязнения;

Ответ: А

2. Особо токсичный компонент кислотных дождей :

Ответ: В

3. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях, называется

А. шумовым;

Б. радиоактивным;

В. физическим.

Ответ:В

4. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

А. угарного газа;

Б. углекислого газа;

В. диоксида азота.

Ответ: Б

5. Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:

А. массового уничтожения лесов;

Б. широкого использования фреонов;

В. распыления ядохимикатов на полях.

Ответ:Б

6. К природным ресурсам относится :

А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б. заводы, фабрики;

В. оборудование мастерской.

Ответ:А

7. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А. предприятия химической и угольной промышленности;

Б. сельское хозяйство;

В. бытовую деятельность человека;

Ответ: А

8. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:

А. разумное их освоение;

Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;

В. изучение законов природы.

Ответ: Б

9. Для окружающей среды наиболее опасно:

А. радиоактивное загрязнение;

Б. шумовое загрязнение;

В. промышленное загрязнение.

Ответ:А

10. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

А. тепловые электростанции;

Б. предприятия строительных материалов;

В. автотранспорт.

Ответ:В

11. ПДК - это:

А. природный декоративный кустарник;

Б. планировочный домостроительный комплекс;

В. предельно допустимые концентрации.

Ответ: В

12. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется

А. прогноз погоды;

Б. мониторинг;

В. посты наблюдения ГАИ.

Ответ: А

13.Биосфера - это

А. оболочка земли, населённая живыми организмами;

Б. верхний слой атмосферы;

В. нижний слой атмосферы.

Ответ:А

14. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется :

А. акклиматизация;

Б. адаптация;

В. реанкарнация.

Ответ:Б

15. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

Б. микроорганизмов;

Ответ:Б

16. На сельскохозяйственных полях удобрения нужно вносить

А. за 2 недели до уборки урожая;

Б. за 3-4 недели до уборки урожая;

В. за неделю до уборки урожая.

Ответ: Б

17. Урбанизация это:

А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;

Б. процесс повышения роли села в жизни общества;

В. высшая форма организации производства для человеческого общества.

Ответ:А

18. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают

А. вредность вещества, массу загрязнителя;

Б. вид предприятия;

В. месторасположение предприятия.

Ответ:А

19. Полигон - это

А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;

Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно- эпидемиологического надзора;

В. места на поверхности суши и акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.

Ответ:В

20. Пестициды - это

А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;

Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;

В. Ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.

Ответ:А

21. Прямое воздействие человека на окружающую среду - это

А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;

Б. эрозия почв, обмеление рек;

В. разрушение почвенного плодородия.

Ответ: А

22. Биологическое загрязнение связано с

А. патогенными микроорганизмами;

Б. наличием в почве солей тяжелых металлов;

В. с наличием диоксидов в окружающей среде.

Ответ:А

23. Главным (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

Ответ: А

24. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье № А. 67; Б. 42; В. 15. 25. Озоновый слой - необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона :

А. образуется в результате космических излучений;

Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

В. препятствует загрязнению атмосферы.

Ответ: Б

26. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:

А. озеленение городов;

Б. очистные фильтры;

В. планировка местности.

Ответ: А

27. Вырубка лесных массивов приводит к:

А. увеличению видового разнообразия птиц;

Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;

В. нарушению кислородного режима.

Ответ: В

28. Оптимальный экологический фактор - это

А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;

Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;

В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.

Ответ:

29. ЮНЕП - это :

А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;

Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.

Ответ: А

30. Экологический кризис - это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения; Б.природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений

Ответ: А

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика экологического потенциала России и воздействие человека на окружающую среду. Территориальная дифференциация состояния окружающей среды в РФ. Нормативно-правовые основы, принципы и направления государственного экологического менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2010

    Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия. Общая характеристика источников загрязнения. Система управления качеством окружающей природной среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2014

    Федеральные экологические проблемы России. Охрана окружающей природной среды от деградации как приоритет государственной и региональной экологической политики; этапы и тенденции ее развития, функции и роль субъектов РФ; специфика экологии регионов.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния Прикаспия. Экологические аспекты проблем рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды. Бэровские бугры как уникальные памятники природы Прикаспийского региона.

    книга , добавлен 16.07.2014

    Понятие экологической ситуации как состояния окружающей природной среды на территории. Радиационное, химическое и антропогенное загрязнение на территории Российской Федерации. Степень загрязнения почвы, атмосферы. Природоохранные мероприятия в России.

    презентация , добавлен 24.04.2014

    Общая характеристика источников экологического права. Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан - основополагающие источники экологического права. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2003

    Анализ данных по городам Российской Федерации о выбросах загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками (предприятиями) и автомобильным транспортом. Основные показатели охраны окружающей среды. Самые экологически чистые города России.

    презентация , добавлен 09.05.2015

    Экологические проблемы регионов России. Экология как биологическая наука. Оценка санитарно-экологического состояния окружающей среды г. Орска. Территориальные ограничения градостроительной деятельности. Переработка твердых бытовых и промышленных отходов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2011

    Охрана окружающей среды в России, текущие затраты на ее реализацию. Состояние окружающей среды на настоящий момент. Компоненты природной среды. Образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности по Российской Федерации.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Понятие экологического надзора. Методы, формы, основные задачи и виды экологического надзора. Охрана окружающей среды на предприятии. Экологический мониторинг, государственный и общественный экологический контроль. Чрезвычайные экологические ситуации.

1. Совокупность естественных условий существования человеческого общества называется:

A) природой;

B) природной средой;

C) географической средой;

D) окружающей средой;

E) квазиприродной средой.

2. Совокупность геохимических процессов, вызванных горно-технической инженерно-строительной и сельско-хозяйственной деятельностью человека называется:

A) ноогенезом;

B) урбанизацией;

C) экоцентризмом;

D) техногенезом;

E) техносферой.

3. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

A) неисчерпаемым природным ресурсам;

B) возобновляемым природным ресурсам;

C) невозобновляемым природным ресурсам;

D) пополняющимся ресурсам;

E) рекреационным ресурсам.

4. Главная причина усиления эрозии почвы:

A) потепление климата;

B) распашка земель;

C) строительство дорог;

D) строительство городов;

E) обмеление малых рек.

5. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

A) резких колебаний температуры;

B) канцерогенных веществ;

C) радиоактивного загрязнения;

D) возбудителей заболеваний;

E) нет правильного ответа.

6. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

A) тепловые электростанции;

B) предприятия нефтехимии;

C) предприятия строительных материалов;

D) автотранспорт;

E) пищевая промышленность.

7. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

A) парниковым эффектом;

B) уменьшением объема грунтовых вод;

C) загрязнением водоемов;

D) засолением почв;

E) эрозией почв.

8. Каким образом определяется качество питьевой воды:

A) по вкусу;

B) по запаху;

C) по существующим отраслевым стандартом;

D) по действующим государственным стандартам;

E) по цвету.

9. Виды растений или животных, не встречающиеся нигде, кроме данной местности:

A) эндемики;

B) энтомофаги;

C) фитонциды;

E) автотрофы.

10. Вырубка лесных массивов приводит к:

A) увеличению видового разнообразия птиц;

B) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

C) уменьшению испарения;

D) нарушению кислородного режима;

E) резкому колебанию температуры.

11. Участок природы, выделенный для рекреации и сохранения природы:

A) национальный парк;

B) заказник;

C) заповедник;

D) ботанические сады;

E) дендропарки.

12. Какие из перечисленных форм входят в содержание природопользования:

A) Экологическая и экономическая;

B) Природные условия;

C) Естественная среда деятельности человека;

D) Природно-антропогенная;

E) Комплекс географических наук.

13. Способность почвы к самоочищению поддерживается:

A) резким уменьшением количества редуцентов;

B) неумеренным применением минеральных удобрений;

C) выращиванием монокультур;

D) все ответы верны;

E) нет правильного ответа.

14. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

A) геологическими процессами;

B) космическими факторами;

C) высокими темпами прогресса;

D) изменением климата;

E) нарушением кислородного режима.

15. Способность среды к самосохранению и саморегулированию:

A) инерция среды;

B) устойчивость среды;

C) эластичность среды;

D) возмущение в среде;

E) кризисное состояние среды.

A) Д.Коммонер;

C) К.Тролл;

D) Н.Реймерс;

A) Баранский Н.Н.

B) Сатпаев К.И.

C) Ахметова А.

D) Уалиханов Ш.

E) Чигаркин А.В.

18. Аналог государственной экополитики в границах малых территориальных образования называется:

A) международно-глобальной экополитикой;

B) локальной экополитикой;

C) Государственной экополитики;

D) национальной экополитикой;

E) региональной экополитикой.

19. Виды экологической экспертизы - это:

A) государственная, международная;

B) локальная региональная экологическая;

C) международно-глобальная экологическая;

D) государственная, общественная экологическая;

E) национальная экологическая.

20. Всемирная стратегия устойчивого развития человечества была принята:

A) в 1972 году в Стокгольме

B) в 1977 в Тбилиси

C) в 1980 в Таллине

D) в 1992 в Рио-де-Жанейро

E) в 1988 в Берлине

Ключи правильных ответов

Номер вопроса

Правильный ответ

Номер вопроса

Правильный ответ

Экзаменационные вопросы по курсу

  • 1. Геоэкология, объект исследования, задачи, методы.
  • 2. Взаимосвязь общества и системы Земля на современном этапе.
  • 3. Общий обзор изменений геосфер под влиянием деятельности человека.
  • 4. История геоэкологии: Томас Мальтус, Адам Смит, Джорж Перкинс Марш, Элизе Реклю, В.В. Докучаев.
  • 5. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экзосфере.
  • 6. Геосферы Земли, их характерные особенности. Экосфера Земли как сложная динамическая саморегулируемая система.
  • 7. Население мира и его регионов: численность, пространственное распределение, возрастная структура, миграция, изменения в прошлом, прогноз, демографическая политика.
  • 8. Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования. Классификация природных ресурсов. Геоэкологические «услуги» и их потребление.
  • 9. Научно-техническая революция, её роль в формировании глобального экологического кризиса.
  • 10. Роль технологий будущего в решении геоэкологических проблем.
  • 11. Атмосфера. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменение альбедо поверхности Земли, изменение влагооборота, климат городов).
  • 12. Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия. Мониторинг и управление качеством воздуха.
  • 13. Парниковый эффект. Повышение содержания углекислого газа. Нарушение озонового слоя.
  • 14. Гидросфера. Экологические проблемы регулирования - крупномасштабный перебросок воды.
  • 15. Экологические проблемы орошения и осушения земель. Регулирование водопотребления. Основные проблемы качества воды. Водно-экологические катастрофы.
  • 16. Педосфера. Земельный фонд мира и его использование.
  • 17. Литосфера. Основные процессы функционирования и поддержания гомеостазиса (инертность, круговорот вещества, проточность и т.п.). Основные типы техногенных воздействий на литосферу и их экологические последствия.
  • 18. Биосфера. Антропогенное ухудшение состояния биосферы. Современные ландшафты.
  • 19. Проблемы обезлесения и опустынивания. Сохранение генетического разнообразия. Международная конвенция по охране биологического разнообразия.
  • 20. Геоэкологические проблемы энергетики. Различные виды электростанций. Альтернативные источники энергии.
  • 21. Экологические проблемы земледелия (водная и ветровая эрозия почв, засоление, заболачивание, последствия применения удобрений и п.т.). Экологические последствия животноводства и скотоводства.
  • 22. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых.
  • 23. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Управление выбросами, сбросами и отходами промышленности. Промышленные катастрофы и меры защиты.
  • 24. Геоэкологические аспекты транспорта (авиационный, автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный, ЛЭП).
  • 25. Геоэкологические аспекты урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.
  • 26. Методы анализа геоэкологических проблем (биологические, географические, геологические, системно-аналитические, химические, физические и пр.). Методы геоэкологического мониторинга.
  • 27. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления. Проблемы экологической безопасности.
  • 28. Стратегия устойчивого развития, её анализ. Принципы устойчивого развития. Различия между ростом и развитием.
  • 29. Понятие об экологической экономике. Геоэкологические индикаторы. Необходимость экологизации социально-экономических процессов и институтов как важнейшее средство выживания человечества.
  • 30. Законодательное управление природоохранной деятельностью.

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез) ;
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи) ;

Животные

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) .

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ;

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

Атмосфера Земли (от греч. atmos – пар и sphaira – шар) – газовая оболочка, окружающая Землю. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Масса атмосферы составляет около 5,15–10 15 т. Атмосфера обеспечивает возможность жизни на Земле и оказывает большое влияние на разные стороны жизни человечества.

Происхождение и роль атмосферы

Современная земная атмосфера имеет, по-видимому, вторичное происхождение и образовалась из газов, выделенных твердой оболочкой Земли (литосферой) после сформирования планеты. В течение геологической истории Земли атмосфера претерпела значительную эволюцию под влиянием ряда факторов: диссипации (улетучивания) атмосферных газов в космическое пространство; выделения газов из литосферы в результате вулканической деятельности; диссоциации (расщепления) молекул под влиянием солнечного ультрафиолетового излучения; химических реакций между компонентами атмосферы и породами, слагающими земную кору; аккреции (захвата) межпланетной среды (например, метеорного вещества). Развитие атмосферы было тесно связано с геологическими и геохимическими процессами, а также с деятельностью живых организмов. Атмосферные газы, в свою очередь, оказывали большое влияние на эволюцию литосферы. Например, громадное количество углекислоты, поступившей в атмосферу из литосферы, было затем аккумулировано в карбонатных породах. Атмосферный кислород и поступающая из атмосферы вода явились важнейшими факторами, которые воздействовали на горные породы. На протяжении всей истории Земли атмосфера играла большую роль в процессе выветривания. В этом процессе участвовали атмосферные осадки, которые образовывали реки, изменявшие земную поверхность. Не меньшее значение имела деятельность ветра, переносившего мелкие фракции горных пород на большие расстояния. Существенно влияли на разрушение горных пород колебания температуры и другие атмосферные факторы. Наряду с этим атмосфера защищает поверхность Земли от разрушительного действия падающих метеоритов, большая часть которых сгорает при вхождении в плотные слои атмосферы.

Деятельность живых организмов, оказавшая сильное влияние на развитие атмосферы сама в очень большой степени зависит от атмосферных условий. Атмосфера задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно действует на многие организмы. Атмосферный кислород используется в процессе дыхания животными и растениями, атмосферная углекислота – в процессе питания растений. Климатические факторы, в особенности термический режим и режим увлажнения, влияют на состояние здоровья и на деятельность человека. Особенно сильно зависит от климатических условий сельское хозяйство. В свою очередь, деятельность человека оказывает все возрастающее влияние на состав атмосферы и на климатический режим.

Наибольшее значение для жизни, а также происходящих процессов на Земле имеет нижний слой атмосферы - тропосфера, в которой находится 4/5 всей массы воздуха. В тропосфере образуются облака, дождь, снег, град, ветер. Поэтому тропосферу называют «фабрикой погоды». Процессы, происходящие в ней, часто становятся причиной страшных стихийных бедствий - засух, наводнений, ураганов и других явлений, в результате которых гибнут люди, животные и растения.

Атмосферный воздух – один из важнейших природных ресурсов, без которого жизнь на Земле была бы совершенно невозможна. Без воды человек может прожить одну неделю, без пищи – пять недель, без воздуха 5-6 минут.

Через атмосферу осуществляется фотосинтез, обмен энергией и информацией – основные процессы биосферы. Под воздействием атмосферы происходят сложные экзогенные процессы (выветривание, деятельность природных вод, мерзлоты и др.). В верхних сферах атмосферы, не долетая до поверхности земли, сгорает большая часть метеоритов. Атмосфера защищает живые существа от губительного действия космических излучений, регулирует сезонный и суточный тепловой режим. Без атмосферы суточные колебания температуры на земле составляли бы +-200 градусов. Для некоторых организмов (бактерии, летающие насекомые, птицы) атмосфера – основная жизненная среда. Атмосфера является средой, в которой распространяются звуки. Озоновый слой атмосферы, расположенный на высоте 16-26 км поглощает 13% солнечной радиации и большую часть жесткого ультрафиолетового излучения, защищая органический мир от их разрушающего действия.

Роль атмосферы в удержании тепла на планете

В связи с наклоном оси вращения Земли на 23,5° к плоскости эклептики количество солнечной радиации, приходящей на верхнюю границу атмосферы, является функцией географической широты местности и времени года.

При прохождении через земную атмосферу интенсивность солнечного излучения заметно уменьшается. Ослабление зависит от свойств облачного покрова, содержания пыли в атмосфере, а также от суточных и сезонных изменений различных физических величин.
В среднем за год 25-30% приходящего солнечного излучения отражается облаками обратно в космическое пространство. Еще 25% излучения поглощается, а затем переизлучается облаками, пылью, газами, т. е. в виде нисходящей, диффузно рассеянной радиации. Примерно столько же поступает на поверхность Земли в виде прямой солнечной радиации.

Соотношение между прямым и рассеянным светом закономерно меняется в зависимости от географической широты. В полярных районах преобладает рассеянная радиация, составляющая до 70% суммарного лучистого потока, а в экваториальных областях она не превышает 30% . Это связано с лучшим прохождением лучей прямой радиации через атмосферу вертикально вниз, а не под малым углом к горизонту.

Часть излучения, достигающего поверхности, возвращается в атмосферу. Ее количество зависит от альбедо (отражающей способности) поверхности: снег отражает около 80-95%, травянистая поверхность - 20%, а темные почвы - только 8-10% потока приходящего излучения. Среднее альбедо Земли- 35-45%.
Большая часть поглощаемой водоемами и почвой солнечной энергии затрачивается на испарение воды.

Возобновима ли атмосфера?

Загрязнение атмосферы – это привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. К природным относятся извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, выветривание, морская соль, бактерии, споры плесени, продукты разложения растений и животных и др.

Атмосферный воздух лишь условно можно считать неисчерпаемым природным ресурсом. При антропогенном воздействии человека, химический состав и физические свойства воздуха постоянно ухудшаются. На земле практически не осталось таких участков, где воздух сохраняет естественную чистоту и качество, а в большинстве промышленных районов состояние атмосферы представляет серьёзную опасность для здоровья. Человек в сутки потребляет до 25 кг воздуха. Но нормальная жизнедеятельность человека и всех живых организмов требует не только присутствие воздуха, а и определённая его чистота. От качественного состава воздуха зависит не только здоровье людей, состояние и качество биологических ресурсов, но и безопасность сырья для производства товаров народного потребления. Загрязнения из воздуха попадают в воду, почву, а по пищевым цепям – в организм человека. Многие вещества могут оказывать вредное воздействие на человека и животных даже в незначительных концентрациях – в десятитысячных долях мг на 1м 3 воздуха.



Мопс