Годовой план работы учителя-логопеда. Годовой план учителя-логопеда в школьном логопункте Годовой план работы логопеда

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.



I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

Учителя начальных классов;

Педагог-психолог;

Родители;

Администрация общеобразовательного учреждения;

Специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.


ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

«Утверждаю»

Директор МОУ №__________

ФИО_____________________

Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году до 01.09 ОУ Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работы Учитель-логопед
Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Проведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пункт Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт 01.09 - 15.09 ОУ Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагога Учитель-логопед Изучена
Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1-4 класс) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Заполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справок Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ Оформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнем Учитель-логопед Оформлена в установлен­ные сроки
Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс 01.09 - 15.09 ОУ Комплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии) Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Подготовка раздаточ­ного материала до 01.09 а также в ка­никулярное время ОУ Изготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных букв Учитель-логопед Приобретено
Приобретение посо­бий и дидактических игр до 01.09, а также в те­чение года ОУ «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты» Учитель-логопед Приобретено
Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.) 15.05-30.05 Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУ Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
III. Научно-методическая работа
Проведение группо­вых консультаций: А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» Учитель-логопед 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.)
Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов Сентябрь Ноябрь Февраль Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас- сов. ОУ «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» Выступаю­щий на метод. объедине­нии 10 сентября 20 ноября 14 февраля
Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт Сентябрь, май ОУ Учитель-логопед 24 сентября 20 мая
Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУ В течение года ОУ Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) Учитель-логопед Еженедельно (по графику работы специалиста)
Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района: Сентябрь В течение года(согласно плану работы) «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» Сентябрь - слушатель 23 сентября
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
ноябрь Район: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д. «Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе» Ноябрь - участник 9 ноября
Март «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» Март -участник 19 марта
Июнь «Итоги коррекционной работы за текущий год» Июнь - слушатель 10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» Учитель-логопед 2 октября 10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт Октябрь, апрель ОУ Приглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плану Учитель-логопед Первая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятие Выступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературы Участник 19 марта
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификации Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие Лекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и области Слушатель Первая и вторая неделя февраля
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета ОУ Проведение практических занятий в рамках педагогической практики Первая-тре­тья неделя октября Вторая-чет­вертая неделя декабря
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУ Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития Сентябрь Январь Май ОУ Взаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развития Учитель-логопед Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ В течение года Логопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятий Учитель-логопед Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обучения Перед нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год - перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУ Логопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий год Участник единого коррекционного процесса Проведено: сентябрь, январь
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятий А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ У логопеда: А) Итоговое занятие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№4 с. Иглино имени Д.С Тикеева»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ№4 с. Иглино

__________/Х.А. Аетбаев/

« » __________ 2015г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________/ Сисанбаева Р.Р /

« » __________ 2015г.


Годовой план

учебно – методической работы

учителя-логопеда

МБОУ СОШ№4 с. Иглино

на 2015 – 2016 учебный год

учитель-логопед:

Харунова С.А

Цель: Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:

    организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности;

    реализовывать индивидуально-ориентированные программы развития с учётом структуры речевого дефекта.

Приоритетные направления деятельности:

    совершенствование корекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;

    структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;

    систематизация учебно-методического материала.

п/ п

Наименование работы

Сроки выполнения

Примечание

Раздел 1. Организационная работа

Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи

Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования

Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра и МПК

В течение учебного года

Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся

В течение учебного года

Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь прибывших учащихся

Сентябрь-Октябрь

Комплектование групп учащихся с учетом однородности структуры речевого дефекта

Раздел 2. Работа с документацией

Оформление журнала обследования устной и письменной речи

По мере обследования

Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия

В течение учебного года

В часы консульта-тивно-методичес-кой работы

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи

Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи

По запросу администрации

Составление календарно-тематических планов логопедических занятий с каждой группой

Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий

По мере проведения занятий

Составление годового отчета о проделанной работе

Раздел 3. Коррекционно - развивающая работа

Зачислить на логопедические занятия в первую очередь учащихся, имеющих сложные речевые дефекты, препятствующие успешному усвоению школьной программы

По мере освобождения мест в группе учащиеся могут зачисляться и в течение учебного года

Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы

В течение учебного года

Групповые и подгрупповые занятия проводить во внеурочное время на менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию

В течение учебного года

Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю

В течение учебного года

По мере необходимости

Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал

В течение учебного года

Изучать индивидуальные особенности учащихся, проявлять индивидуальный подход к преодолению речевых нарушений

В течение учебного года

Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами

Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики

Сентябрь

Привлечение администрации и классных руководителей к контролю за посещаемостью логопедических занятий

В течение года

В течение года

По запросу

Взаимопосещение занятий

По плану учреждения

Участие в педагогических советах

По плану учреждения

Сотрудничество с педагогом - психологом

В течение года

Сотрудничество с медицинскими работниками школы

В течение года

Участие в работе методического объединения учителей начальных классов

В течение года

По плану учреждения

Диагностика и подготовка детей на РПМПК

В течении года

По плану ПМПк школы

Раздел 5. Самообразование и повышение квалификации

Работа по теме самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

В течение года

Изучение новинок методической литературы.

В течение года

Участие в проведении методических объединений.

В течение года

Учитель - логопед: С.А Харунова

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4

_______ /Стрекалова М.Г./

Приложение __ к приказу_________

Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Диагностико-проектная деятельность

    Первичное обследование устной и письменной речи.

    Знакомство с данными медицинского об­следования, сбор анамнеза.

    Комплектование групп и подгрупп.

Выявление нарушений устной и письменной речи.

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой.

    Повторное обследование устной и письменной речи.

    Проверка техники чтения в начальных классах.

Заполнение речевых карт.

Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения.

По окончании I полугодия.

Начало учебного года, входной контроль.

По окончании каждой четверти.

Коррекционно-развивающая деятельность.

1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.

2. I этап коррекционной работы

3. II этап коррекционной работы

3-4 классы.

4. I этап коррекционной работы

II этап коррекционной работы

3-4 классы.

5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Систематически в течение уч.года.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-апрель

Консультативно-методическая деятельность.

1. Родительские собрания в 1 классах.

«Результаты диагностического обследования первоклассников»

2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей.

3. Мероприятия по пропаганде логопедичес­ких знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на роди­тельских собраниях, на консилиумах)

4. Выступление на МО учителей начальных классов

«Совету учителю. Дисграфия.»

«Советы учителю.Дислексия.»

«Советы учителю. Дизорфография.»

5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах.

6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение.

Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год.

7.Работа в городской ПМПК

Ознакомление родителей с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв­ленных особенностей его речевого развитии.

Ознакомление учителей и роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка

Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах.

Ознакомление с результатами коррекционной работы.

сентяб­рь

Систематически

Систематически

На протяжении учебного года.

Сентябрь

На протяжении учебного года.

Февраль-март

Сентябрь

Сентябрь

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.

    Методическое объединение учителей-логопедов.

Заседание МО №1

«Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год».

Заседание МО №2

1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.»

2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.»

Заседание МО №3

    «Межполушарное взаимодействие»

    « Сказкотерапия на логопедических занятиях»

Заседание МО №4

    «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год»

    « Анализ деятельности МО учителей-логопедов».

Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В.

Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г.

Август. На базе МБОУ СОШ №6.

Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5.

Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1.

Май. На базе МБОУ СОШ №1

2.Работа с научной и публицистической ли­тературой

Систематически

3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей

Систематически

Заполнение речевых карт

4. Планирование методической работы на год

5. Составление логопедических программ для работы с учащимися.

6. Заполнение речевых карт

7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций.

8. Составление конспектов занятий

Повышение профессиональной компетентности.

9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.

10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ».

11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.»

Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования

1 раз в четверть

Систематически

Систематически

Iполугодие уч.года

Сентябрь-май.

Систематически

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

    Изготовление и приобретение методичес­ких пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.»

2.Обновление методической литературы по логопедии.

Работа с детьми-инвалидами

1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи.

2.Консультирование родителей детей-инвалидов.

3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ.

Коррекция речевых нарушений

Ознакомление роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка-инвалида

Повышение эффективности коррекционной работы

В течение учебного года

Согласовано:

Учитель-логопед отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район

Р.Р.Карамова

«___»__________2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка-детский сад»

с.Нижнеяркеево

М.А.Шаехмурзина

«___»__________2015 г.

Годовой план организации работы

учителя-логопеда логопедического пункта

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево

Сахиповой А.Я.

на 2015-2016 учебный год

Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год

    Организационная, диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность.

    В начале учебного года было проведено логопедическое обследование воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.

    Составлено расписание индивидуальных коррекционных занятий, перспективный план работы, график рабочего времени и оформлена другая необходимая документация.

    Продолжена работа по комплектованию методической и дидактической библиотек в кабинете, пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.

    Проводились индивидуальные занятия с воспитанниками, согласно перспективному планированию. Каждый воспитанник получал логопедическую помощь 2-3 раза в неделю.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной работы выявила положительную динамику в развитии речи воспитанников:

Количество воспитанников, зачисленных на логопункт в 2014-2015 уч.г.

Количество воспитанников, выпущенных с чистой речью

Количество воспитанников, выпущенных со значительным улучшением речи

Количество воспитанников без улучшения речи

Количество воспитанников, оставленных для продолжения коррекционной работы

Количество выбывших воспитанников

    Консультативная деятельность.

Осуществлялась тесная взаимосвязь с воспитателями и родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом работы, с воспитателями проводились консультации. В группах оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию речи ребенка. На вопросы родителей давались рекомендации и советы.

    Методическая деятельность.

    Участие в педагогических советах внутри МБДОУ.

    В течение всего учебного года проведение работы по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, проведение работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», прохождение курсов повышения квалификации в г.Нефтекамске по программе: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств».

    Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, оформление «Уголка логопеда» (возле логопедического кабинета). Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики речи воспитанников, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены.

Перспективы работы:

    Формирование речевого дыхания воспитанников, посещающих логопункт.

    Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

    Развитие фонематического восприятия.

    Развитие фразовой и связной речи.

    Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

    Осуществление более тесной взаимосвязи с родителями через проведение индивидуальных консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от их ближайшего окружения.

Годовой план организации работы на 2015-2016 учебный год

Задачи:

    Осуществление диагностики и проведение логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у воспитанников учреждения;

    Развитие у воспитанников с речевыми нарушениями подвижности артикуляционного аппарата, внимания к звуковой стороне речи, фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления;

    Обогащение словарного запаса;

    Взаимодействие с воспитателями образовательного учреждения и родителями (законными представителями) по формированию речевого развития воспитанников и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников образовательного учреждения.

Направление работы

Сроки

Ответственные

I . Организация логопедической работы

Оформление и ведение документации:

Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление годового плана организации работы на 2015-2016 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение графика работы

сентябрь

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Оформление индивидуальных речевых карт

сентябрь

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение перспектив-ного плана работы

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Составление календарного плана работы

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение журнала посещаемости занятий

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение индивидуальных тетрадей ребенка с методическими рекомендациями для родителей.

в течение года

Сахипова А.Я., родители

II . Диагностическая работа

Первичное устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп для выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Сахипова А.Я.

Индивидуальное углубленное обследование воспитанников, зачисленных на логопункт.

Сахипова А.Я.

Сбор сведений о родителях и раннем речевом развитии детей. Анкетирование родителей.

Сахипова А.Я., родители

Обследование речи воспитанников подготовительной к школе и старшей групп МБДОУ

Сентябрь

май

Сахипова А.Я.

III . Коррекционная работа

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками

16.09.15-15.05.16.

Сахипова А.Я.

Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной коррекционной работе.

май

Сахипова А.Я.

IV . Профилактическая работа

    1. Работа с воспитателями

Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп с результатами обследования речи дошкольников, со списками воспитанников, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.

сентябрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у воспитанников»

октябрь

Сахипова А.Я.

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением воспитанников в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов

ноябрь

Сахипова А.Я.

Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».

декабрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Особенности формиро-вания словаря детей в дошкольном возрасте»

январь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Речевой и неречевой (фонематический) слух».

март

Сахипова А.Я.

Консультация: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с нарушениями речи»

апрель

Сахипова А.Я.

апрель

Сахипова А.Я.

май

Сахипова А.Я.

Участие в МО воспитателей МБДОУ

По плану МО

Сахипова А.Я.

Консультативно-методическая работа

по запросам

Сахипова А.Я.

    1. Работа с родителями

Ознакомление родителей воспитанников с результатами логопедического обследования

Сентябрь, май

Сахипова А.Я.

Индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контактов, уточнения анамнестических сведений, беседы о необходимости участия родителей в формировании мотивационного отноше-ния ребенка к обучению у учителя-лого-педа ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Участие в проведении родительского собрания (Об организации работы логопункта в МБДОУ).

По плану МБДОУ

Сахипова А.Я.

Консультация: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

В течение года

Сахипова А.Я.

Консультация: «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений . Как работать по индивидуальным тетрадям дома»

Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Консультация «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

«Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу»

Консультация: «Ваш ребенок готовится стать школьником»

Индивидуальные консультации «Вопрос – ответ»

Статья в районную газету «Маяк» - «Что такое логопункт и система работы на логопункте»

Ноябрь

Сахипова А.Я.

3. Работа со специалистами

Направлять воспитанников для уточнения диагноза, наблюдения, консультации и помощи к педиатру, невропатологу, стоматологу, отоларингологу.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Поддерживать тесный контакт с врачами, логопедами, психологами, специалистами ПМПК

В течение года

Сахипова А.Я.

    Наглядная агитация

Уголок логопеда:

    1. Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта.

      Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.

      Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

      Умные пальчики.

      Правила для родителей.

      Речь взрослого – пример для подражания.

      Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.

      Статьи в родительский уголок по лексическим темам.

      Дыхательная гимнастика и др.

      Буклеты:

    Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Л, для звука Р, звуков Ш,Ж, С,З,Ц)

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики и др.

1 раз в квартал в каждой возрастной группе

Сахипова А.Я.

V . Работа по повышению квалификации

Работа по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у воспитан-ников дошкольного возраста с наруше-ниями речи»

в течение года

Сахипова А.Я.

Самостоятельная работа со специальной литературой. Изучение новинок методи-ческой литературы по логопедии.

Подготовить портфолио

Прохождение курсов повышения квали-фикации

Открытые занятия для учителей-логопедов

Посещение логопедического пункта района, логопунктов других ДОУ с целью обмена опытом.

Знакомство с инновационными програм-мами и технологиями

Участие в работе районного МО учите-лей-логопедов

VI . Оснащение логопедического кабинета

Пополнение методической и дидактичес-кой библиотек, игротеки логопедичес-ких и развивающих мелкую моторику игр.

в течение года

Сахипова А.Я.

Пополнение речевого материала по грамматике, лексике, связной речи.

Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Учитель-логопед:________ Сахипова А.Я.



Русский той-терьер