Годовой план работы учителя-логопеда. Годовой план учителя-логопеда в школьном логопункте Годовой план работы логопеда
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
Учителя начальных классов;
Педагог-психолог;
Родители;
Администрация общеобразовательного учреждения;
Специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | ||
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 - 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1-4 класс) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс | 01.09 - 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |||
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |||||||
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | ||||||||
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | |||||||||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | ||||||||
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь - слушатель | 23 сентября | ||||||||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь - участник | 9 ноября | ||
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март -участник | 19 марта | |||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь - слушатель | 10 июня | |||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | ||
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | ||
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | ||
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая-третья неделя октября Вторая-четвертая неделя декабря | |||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | ||||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | ||
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год - перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№4 с. Иглино имени Д.С Тикеева»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ№4 с. Иглино
__________/Х.А. Аетбаев/
« » __________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________/ Сисанбаева Р.Р /
« » __________ 2015г.
Годовой план
учебно – методической работы
учителя-логопеда
МБОУ СОШ№4 с. Иглино
на 2015 – 2016 учебный год
учитель-логопед:
Харунова С.А
Цель: Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.
Задачи:
организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности;
реализовывать индивидуально-ориентированные программы развития с учётом структуры речевого дефекта.
Приоритетные направления деятельности:
совершенствование корекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
систематизация учебно-методического материала.
№ п/ п
Наименование работы
Сроки выполнения
Примечание
Раздел 1. Организационная работа
Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи
Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования
Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра и МПК
В течение учебного года
Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся
В течение учебного года
Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь прибывших учащихся
Сентябрь-Октябрь
Комплектование групп учащихся с учетом однородности структуры речевого дефекта
Раздел 2. Работа с документацией
Оформление журнала обследования устной и письменной речи
По мере обследования
Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия
В течение учебного года
В часы консульта-тивно-методичес-кой работы
Составление и утверждение расписания логопедических занятий
Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи
Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи
По запросу администрации
Составление календарно-тематических планов логопедических занятий с каждой группой
Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий
По мере проведения занятий
Составление годового отчета о проделанной работе
Раздел 3. Коррекционно - развивающая работа
Зачислить на логопедические занятия в первую очередь учащихся, имеющих сложные речевые дефекты, препятствующие успешному усвоению школьной программы
По мере освобождения мест в группе учащиеся могут зачисляться и в течение учебного года
Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы
В течение учебного года
Групповые и подгрупповые занятия проводить во внеурочное время на менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию
В течение учебного года
Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю
В течение учебного года
По мере необходимости
Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал
В течение учебного года
Изучать индивидуальные особенности учащихся, проявлять индивидуальный подход к преодолению речевых нарушений
В течение учебного года
Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами
Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики
Сентябрь
Привлечение администрации и классных руководителей к контролю за посещаемостью логопедических занятий
В течение года
В течение года
По запросу
Взаимопосещение занятий
По плану учреждения
Участие в педагогических советах
По плану учреждения
Сотрудничество с педагогом - психологом
В течение года
Сотрудничество с медицинскими работниками школы
В течение года
Участие в работе методического объединения учителей начальных классов
В течение года
По плану учреждения
Диагностика и подготовка детей на РПМПК
В течении года
По плану ПМПк школы
Раздел 5. Самообразование и повышение квалификации
Работа по теме самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»
В течение года
Изучение новинок методической литературы.
В течение года
Участие в проведении методических объединений.
В течение года
Учитель - логопед: С.А Харунова
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №4
_______ /Стрекалова М.Г./
Приложение __ к приказу_________
Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.
Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:
1.
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2.
Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3.
Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4.
Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Сроки проведения |
|
Диагностико-проектная деятельность Первичное обследование устной и письменной речи. Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Комплектование групп и подгрупп. | Выявление нарушений устной и письменной речи. Уточнение этиологии характера речевых нарушений Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой. | ||
Повторное обследование устной и письменной речи. Проверка техники чтения в начальных классах. | Заполнение речевых карт. Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения. | По окончании I полугодия. Начало учебного года, входной контроль. По окончании каждой четверти. |
|
Коррекционно-развивающая деятельность. 1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи. 2. I этап коррекционной работы 3. II этап коррекционной работы 3-4 классы. 4. I этап коррекционной работы II этап коррекционной работы 3-4 классы. 5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы | Коррекция речевых нарушений у учащихся. Коррекция речевых нарушений у учащихся. | Систематически в течение уч.года. Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Декабрь-апрель |
|
Консультативно-методическая деятельность. 1. Родительские собрания в 1 классах. «Результаты диагностического обследования первоклассников» 2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей. 3. Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, на консилиумах) 4. Выступление на МО учителей начальных классов «Совету учителю. Дисграфия.» «Советы учителю.Дислексия.» «Советы учителю. Дизорфография.» 5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах. 6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение. Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год. 7.Работа в городской ПМПК | Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развитии. Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах. Ознакомление с результатами коррекционной работы. | сентябрь Систематически Систематически На протяжении учебного года. Сентябрь На протяжении учебного года. Февраль-март Сентябрь Сентябрь |
|
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности. Методическое объединение учителей-логопедов. Заседание МО №1 «Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год». Заседание МО №2 1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.» 2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.» Заседание МО №3 «Межполушарное взаимодействие» « Сказкотерапия на логопедических занятиях» Заседание МО №4 «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год» « Анализ деятельности МО учителей-логопедов». | Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В. Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г. | Август. На базе МБОУ СОШ №6. Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5. Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1. Май. На базе МБОУ СОШ №1 |
|
2.Работа с научной и публицистической литературой | Систематически |
||
3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей | Систематически Заполнение речевых карт |
|
4. Планирование методической работы на год 5. Составление логопедических программ для работы с учащимися. 6. Заполнение речевых карт 7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций. 8. Составление конспектов занятий Повышение профессиональной компетентности. 9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации. 10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ». 11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.» | Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования | 1 раз в четверть Систематически Систематически Iполугодие уч.года Сентябрь-май. Систематически |
|
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета Изготовление и приобретение методических пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.» 2.Обновление методической литературы по логопедии. | |||
Работа с детьми-инвалидами 1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи. 2.Консультирование родителей детей-инвалидов. 3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ. | Коррекция речевых нарушений Ознакомление родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка-инвалида Повышение эффективности коррекционной работы | В течение учебного года |
Согласовано:
Учитель-логопед отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район
Р.Р.Карамова
«___»__________2015 г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Центр развития ребенка-детский сад»
с.Нижнеяркеево
М.А.Шаехмурзина
«___»__________2015 г.
Годовой план организации работы
учителя-логопеда логопедического пункта
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево
Сахиповой А.Я.
на 2015-2016 учебный год
Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год
Организационная, диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность.
В начале учебного года было проведено логопедическое обследование воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.
Составлено расписание индивидуальных коррекционных занятий, перспективный план работы, график рабочего времени и оформлена другая необходимая документация.
Продолжена работа по комплектованию методической и дидактической библиотек в кабинете, пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.
Проводились индивидуальные занятия с воспитанниками, согласно перспективному планированию. Каждый воспитанник получал логопедическую помощь 2-3 раза в неделю.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной работы выявила положительную динамику в развитии речи воспитанников:
Количество воспитанников, зачисленных на логопункт в 2014-2015 уч.г.
Количество воспитанников, выпущенных с чистой речью
Количество воспитанников, выпущенных со значительным улучшением речи
Количество воспитанников без улучшения речи
Количество воспитанников, оставленных для продолжения коррекционной работы
Количество выбывших воспитанников
Консультативная деятельность.
Осуществлялась тесная взаимосвязь с воспитателями и родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом работы, с воспитателями проводились консультации. В группах оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию речи ребенка. На вопросы родителей давались рекомендации и советы.
Методическая деятельность.
Участие в педагогических советах внутри МБДОУ.
В течение всего учебного года проведение работы по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, проведение работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», прохождение курсов повышения квалификации в г.Нефтекамске по программе: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств».
Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, оформление «Уголка логопеда» (возле логопедического кабинета). Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики речи воспитанников, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены.
Перспективы работы:
Формирование речевого дыхания воспитанников, посещающих логопункт.
Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие фразовой и связной речи.
Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Осуществление более тесной взаимосвязи с родителями через проведение индивидуальных консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от их ближайшего окружения.
Годовой план организации работы на 2015-2016 учебный год
Задачи:
Осуществление диагностики и проведение логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у воспитанников учреждения;
Развитие у воспитанников с речевыми нарушениями подвижности артикуляционного аппарата, внимания к звуковой стороне речи, фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления;
Обогащение словарного запаса;
Взаимодействие с воспитателями образовательного учреждения и родителями (законными представителями) по формированию речевого развития воспитанников и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников образовательного учреждения.
Направление работы
Сроки
Ответственные
I . Организация логопедической работы
Оформление и ведение документации:
Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год
Сахипова А.Я.
Составление годового плана организации работы на 2015-2016 учебный год
Сахипова А.Я.
Составление и утверждение графика работы
сентябрь
Составление и утверждение расписания логопедических занятий
сентябрь
Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ
Оформление индивидуальных речевых карт
сентябрь
Сахипова А.Я.
Составление и утверждение перспектив-ного плана работы
сентябрь
Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ
Составление календарного плана работы
в течение года
Сахипова А.Я.
Ведение журнала посещаемости занятий
в течение года
Сахипова А.Я.
Ведение индивидуальных тетрадей ребенка с методическими рекомендациями для родителей.
в течение года
Сахипова А.Я., родители
II . Диагностическая работа
Первичное устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп для выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Сахипова А.Я.
Индивидуальное углубленное обследование воспитанников, зачисленных на логопункт.
Сахипова А.Я.
Сбор сведений о родителях и раннем речевом развитии детей. Анкетирование родителей.
Сахипова А.Я., родители
Обследование речи воспитанников подготовительной к школе и старшей групп МБДОУ
Сентябрь
май
Сахипова А.Я.
III . Коррекционная работа
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками
16.09.15-15.05.16.
Сахипова А.Я.
Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной коррекционной работе.
май
Сахипова А.Я.
IV . Профилактическая работа
Работа с воспитателями
Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп с результатами обследования речи дошкольников, со списками воспитанников, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.
сентябрь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у воспитанников»
октябрь
Сахипова А.Я.
Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением воспитанников в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов
ноябрь
Сахипова А.Я.
Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».
декабрь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Особенности формиро-вания словаря детей в дошкольном возрасте»
январь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Речевой и неречевой (фонематический) слух».
март
Сахипова А.Я.
Консультация: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с нарушениями речи»
апрель
Сахипова А.Я.
апрель
Сахипова А.Я.
май
Сахипова А.Я.
Участие в МО воспитателей МБДОУ
По плану МО
Сахипова А.Я.
Консультативно-методическая работа
по запросам
Сахипова А.Я.
Работа с родителями
Ознакомление родителей воспитанников с результатами логопедического обследования
Сентябрь, май
Сахипова А.Я.
Индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контактов, уточнения анамнестических сведений, беседы о необходимости участия родителей в формировании мотивационного отноше-ния ребенка к обучению у учителя-лого-педа ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда.
По необходи-мости
Сахипова А.Я.
Участие в проведении родительского собрания (Об организации работы логопункта в МБДОУ).
По плану МБДОУ
Сахипова А.Я.
Консультация: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»
В течение года
Сахипова А.Я.
Консультация: «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»
Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений . Как работать по индивидуальным тетрадям дома»
Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Консультация «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»
«Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу»
Консультация: «Ваш ребенок готовится стать школьником»
Индивидуальные консультации «Вопрос – ответ»
Статья в районную газету «Маяк» - «Что такое логопункт и система работы на логопункте»
Ноябрь
Сахипова А.Я.
3. Работа со специалистами
Направлять воспитанников для уточнения диагноза, наблюдения, консультации и помощи к педиатру, невропатологу, стоматологу, отоларингологу.
По необходи-мости
Сахипова А.Я.
Поддерживать тесный контакт с врачами, логопедами, психологами, специалистами ПМПК
В течение года
Сахипова А.Я.
Наглядная агитация
Уголок логопеда:
Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Умные пальчики.
Правила для родителей.
Речь взрослого – пример для подражания.
Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.
Статьи в родительский уголок по лексическим темам.
Дыхательная гимнастика и др.
Буклеты:
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Л, для звука Р, звуков Ш,Ж, С,З,Ц)
Комплекс дыхательной гимнастики
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики и др.
1 раз в квартал в каждой возрастной группе
Сахипова А.Я.
V . Работа по повышению квалификации
Работа по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у воспитан-ников дошкольного возраста с наруше-ниями речи»
в течение года
Сахипова А.Я.
Самостоятельная работа со специальной литературой. Изучение новинок методи-ческой литературы по логопедии.
Подготовить портфолио
Прохождение курсов повышения квали-фикации
Открытые занятия для учителей-логопедов
Посещение логопедического пункта района, логопунктов других ДОУ с целью обмена опытом.
Знакомство с инновационными програм-мами и технологиями
Участие в работе районного МО учите-лей-логопедов
VI . Оснащение логопедического кабинета
Пополнение методической и дидактичес-кой библиотек, игротеки логопедичес-ких и развивающих мелкую моторику игр.
в течение года
Сахипова А.Я.
Пополнение речевого материала по грамматике, лексике, связной речи.
Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Учитель-логопед:________ Сахипова А.Я.