Индийский национальный конгресс. Индийский национальный конгресс и его течения Образование индийского национального конгресса

Введение

Начало XX века ознаменовалась подъемом освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия.

В это время Британская Индия представляла собой страну с достаточно развитыми государственно-политическим механизмом и партийно-политической системой.

Общественно-политические организации, отражали интересы местных капитализирующихся слоев. Требования этих организаций включали устранение зависимого социального статуса от расовой и национальной принадлежности и прекращение дискриминации индийцев при комплектовании государственно-административного аппарата.

Индийский Национальный Конгресс

Важнейшим событием политической истории Индии колониального периода стало создание в 1885 г. Первой общеиндийской буржуазно-националистической организации - Индийского Национального Конгресса (ИНК), объединившего существовавшие в различных районах Индии общественно-политические ассоциации, представлявшие интересы национального предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. Открытость конгресса по отношению ко всем социальным кастовым и этноконфессиональным слоям превращала его из организации, обратившей интересы узкой прослойки формирующейся национальной буржуазии, в широкое объединение, представляющее собой своеобразный социальный конгломерат. Регинин А.А. Индийский Национальный конгресс. М., 1978., с. 36.

Созданный как оппозиционная организация колониальному режиму, ИНК в своей организационной структуре и практической деятельности имитировал партии в метрополии и способствовал привитию на индийскую почву британских институтов и нор политической жизни.

В деятельности ИНК отчетливо обозначились два направления - либеральное (С. Банерджи, Д. Наороджи, М. Гокхале, К.Т. Теданг) и радикальное (Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, А. Гхош, Л.Л. Рай). Различия между так называемыми «умеренными» и «крайними» вытекали из неодинаковой трактовки задач национально-освободительного движения.

ХХ столетие было отмечено в Индии обострением социально-экономических и политических противоречий и активизацией низших прослоек городских и сельских слоев. Раздел Бенгалии в 1905 г. И широкое движение протеста, всколыхнуло население Индии, привели к радикализации политических настроений, массовому подъему национального движения и выдвижению лозунга «сварадж» (самоуправление) и «свадеши» (национальное производство).

Радикализация под воздействием взглядов «крайних» умеренных лидеров Конгресса выразилась в принятии на ежегодной сессии ИНК в Калькутте в 1906 г. резолюции, провозглашающей целью партии завоевание для Индии статуса доминиона, предполагавшего полную автономию во внутренних проблемах.

Наряду с общеиндийским требованием предоставить Индии статус доминиона, с начала ХХ в. отчетливо проявляется стремление наиболее развитых общенациональных общностей к самоопределению и объединению их территории в пределах одной административно-политической единицы.

Полиэтничность индийского общества объективно предполагала зарождение национальных движений на региональном уровне и создание организаций, представляющих интересы отдельных народов. Сложная конфессиональная структура способствовала формированию общественно-политических организаций, отражавших требования религиозных общностей и считавших недостаточным свое участие в деятельности общеиндийского Конгресса. В 1906 г. в Британской Индии была создана организация, призванная представлять интересы многомиллионной мусульманской общины - Мусульманская Лига. Мусульманская Лига проявляла лояльность в отношении британских властей и выступала с идеей введения для мусульман специальной курии на выборах в муниципалитеты и законодательные собрания. Райков А.В. Пробуждение Индии. М., 1968., с. 137

Вслед за метрополией Индия оказалась вовлечена в Первую мировую войну, что обозначило новый этап в политической жизни Индостана.

В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А. Гхош) отошли от политической борьбы, третьи (Б.Ч. Пал) стали переходить на более умеренные позиции. Лидеры же умеренных, возглавлявшие Конгресс, в обстановке усилившейся активности подпольных революционных организаций спешили заявить о своей лояльности к английскому колониальному режиму. Национально-освободительское движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака: Сб. ст. М., 1958., с. 92.

В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. В 1914 г. после окончания срока заключения был освобожден Б.Г. Тилак. Под определенным давлением властей, а также из тактических соображений Тилак сделал заявление о лояльности к английской власти в Индии, осудив выступления террористов. Тилак и его сторонники возглавили движение гомруля, т.е. за самоуправление, инициатором которого была руководительница индийского Теософского общества Энни Безант. Весной 1916 г. Тилак основал в Пуне Лигу гомруля, которая стала формой объединения его сторонников. В течение 1916 г. лиги создаются в разных центрах Индии, а осенью того же года в Мадрасе основана Всеиндийская лига гомруля во главе с Э. Безант.

Успешное проведение массовой агитационной кампании укрепило позиции Тилака в национальном движении. В то же время умеренность его политических позиций, с одной стороны, и рост оппозиционных настроений внутри Национального конгресса -- с другой, создавали объективные предпосылки для соглашения Тилака с руководством Конгресса, во главе которого стояли Г.К. Гокхале и Ф. Мехта. В результате переговоров, происходивших в 1915--1916 гг., из устава Конгресса были исключены ограничения, введенные в 1912 г., что дало возможность крайним во главе с Тилаком воссоединиться с Конгрессом на съезде в Лакнау в 1916 г. На этом же съезде была одобрена деятельность лиг гомруля. Регинин А.А. Указ. соч., с. 116.

На лакнауском съезде Конгресса произошла консолидация всех основных, действовавших легально, сил национального движения. Помимо воссоединения двух фракций Конгресса было достигнуто соглашение с Мусульманской лигой, к руководству которой в это время пришли новые силы.

В мае 1917 г. вице-король Индии Челмсфорд поставил перед английским правительством вопрос о необходимости внести определенные коррективы в английскую политику в Индии. В 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией, известный под названием реформ Монтегю -- Челмсфорда.

Законом предусматривалось некоторое расширение состава избирателей в центральное (1% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законодательные собрания. В нижней и верхней (Государственный совет) палатах Центрального и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций для занятия постов руководителей (министров) департаментов здравоохранения, просвещения некоторых других второстепенных ведомств колониальной администрации.

На внесение раскола в ряды индийских националистов было направлено и важное положение реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Такая структура власти, в которой выборное начало и ограниченная ответственность министров-индийцев перед законодательными собраниями сочетались с автократической властью вице-короля и его представителей -- губернаторов провинций, получила название «диархия» (двойственное управление). Пытаясь расширить свою социальную базу в Индии, английский колониализм одновременно принимал меры по укреплению аппарата подавления национально-освободительного движения в стране.

«Закон Роулетта», который был издан 18 марта 1919 г. Новый закон предусматривал, в частности, право вице-короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда. Эта политика «кнута и пряника», которой следовал английский империализм в Индии с начала XX в., потерпела провал. Ни реформа Монтегю -- Челмсфорда, ни «закон Роулетта» не смогли задержать подымавшуюся волну национально-освободительной борьбы. Райков А.В. Указ.соч., с. 152.

Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК. Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе. Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций.

1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения. Ее подготовка и проведение осуществлялись Ганди и его последователями в тесном сотрудничестве с халифатистами. Халифатское движение, начатое по инициативе индийской мусульманской интеллигенции и мусульманского духовенства, проходило под знаком защиты прав турецкого султана, который считался халифом -- духовным владыкой всех мусульман-суннитов, включая и мусульман Индии. Параллельное развитие халифатского движения и кампании гражданского неповиновения создавало благоприятные возможности для установления сотрудничества и единства в освободительной борьбе двух основных религиозных общин -- индусов и мусульман.

Но Мусульманская Лига, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатское движение.

Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях. Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921--1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая -- так называемые противники перемен -- состояла из сторонников Ганди. Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч.Р. Дас.

В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди -- Ч.Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса.

В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса.

Точная характеристика расстановки сил внутри конгресса дана в «Автобиографии» Дж. Неру: «Ни одна из существовавших в то время в рамках Национального конгресса групп - ни сторонники участия в законодательных органах, ни противники изменения политической программы - не привлекала меня. Первая из них явно сворачивала в сторону реформизма и конституционализма, которые, по мнению, могли, завести лишь в тупик. Противники перемен…были лишены активного начала. Однако у них было одно преимущество. Они поддерживали связь с крестьянскими массами, в то время как свараджисты в законодательных советах были всецело поглощены парламентской тактикой». Неру Дж. Автобиография / Гопал С. М., 1955., с. 135.

Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. Это привело к появлению левого течения, отражавшего в первую очередь интересы мелкобуржуазных кругов, поддерживавших Конгресс. Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889--1964) и Субхас Чандра Бос (1897--1946).

К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения -- достижении пурна свараджа (полной независимости). Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.

Со второй половины 20-х гг. налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х - начала 30-х гг. социальный экономический межэтнический индусский

В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж. Неру и С.Ч. Бос. На съезде конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.), председателем которого был избран Дж. Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской компании гражданского несотрудничества. Руководителем ее стал М.К. Ганди. Съезд подтвердил решимость ИНК добиться конечной цели национальной борьбы - полной независимости.

В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11 пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям. Компания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1981. М., Т.2. (письмо 109).

5 марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля (Пакт Ганди -- Ирвин), по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.

1934 г. Ганди формально выходит из ИНК. Руководство Конгресса вернулось к сварджистам, развернувшим подготовку к участию в выборах. Накануне выборов в конгрессе произошли изменения. Группа правых во главе с М.М. Малавией вышла из него, образовав националистическую партию. В 1934 г. внутри ИНК создана еще одна фракция Конгресс-социалистическая партия под руководством Джайпракаша Нарайяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Третья группировка во главе с А. Патвардханом и Р.М. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма.

Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. С.Ч. Бос с группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.

Штаб-квартира: Идеология: Союзники и блоки:

Объединенный Прогрессивный Альянс

Партийная печать:

Congress Sandesh

Персоналии: Сайт:

Индийский национальный конгресс (хинди भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस ; Партия конгресса) - самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии . Основана в . В 15-м созыве Лок Сабхи ( -) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов .

От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма . После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года - правящая партия, возвращалась к власти в 1980-1989, 1991-1996 гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года.

Предыстория

В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

«Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, - заявил глава британской администрации, - выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

Политическая деятельность

В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии её председатель В. Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал такую мысль:

«Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут свое направление во временах незабвенного правления лорда Рипона».

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Основатели Конгресса - Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи - были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Маколеем , Гладстоном , а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем .

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени.

От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

См. также

  • Валлабхаи Патель - один из лидеров партии.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индийский национальный конгресс" в других словарях:

    - (ИНК) политическая партия Индии, основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. 20 в. (в условиях подъема национально освободительного движения) к активной борьбе за национальную… …

    - (ИНК) крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически… …

    - (ИНК) крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных … Советская историческая энциклопедия

    - (ИНК), политическая партия Индии, основана в 1885. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. XX в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали… … Энциклопедический словарь

    Индийский национальный конгресс (ИНК) - Индийский национальный конгресс (ИНК)(Congress, Indian National), гл. полит, партия Индии. Основанный в 1885 г. объединил представителей передовой интеллигенции страны, стремившейся принимать большее участие в управлении ею в сотрудничестве с… … Всемирная история

    Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) - (Congress, Indianal National Trade Union), проф. объединение Индии, созданное в мае 1947 г. под руководством правящей партии Индийский национальный конгресс и всецело поддерживающее ее политику и программу. Лидеры ИНКП придерживаются доктрины… … Всемирная история

    Крупнейший профцентр Индии. Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национального конгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991) … Большой Энциклопедический словарь

    ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНК), политическая партия Индии, основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. 20 в. (в условиях подъема национально освободительного движения) к … Энциклопедический словарь

    ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПРОФСОЮЗОВ, крупнейший профцентр Индии. Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национального конгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991) … Энциклопедический словарь

    - (ИНКП) крупнейший профсоюзный центр Индии. Создан в мае 1947 под руководством партии Индийский национальный конгресс (ИНК). До конца 60 х гг. руководство ИНКП проводило буржуазно консервативную политику. С начала 70 х гг. под влиянием… … Большая советская энциклопедия

Индийский национальный конгресс (ИНК) — старейшая политическая организация в Индии.

ИНК впервые собрался в Бомбее (Мумбаи) 27 декабря 1885 под председательством знаменитого бенгальского юриста В. Ч. Баннерджи. Основателями партии были Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. , Д. . На ранней стадии своего развития ИНК получил одобрение некоторых видных чиновников, но очень скоро британское правительство в Индии отказалось поддерживать инициативы ИНК. Целью Конгресса являлось обеспечить правовыми средствами создание в Индии конституционного правительства. Лидеры ИНК активно прибегали к различным формам легальной деятельности при сотрудничестве с английскими властями. Однако их умеренная программа не удовлетворяла оппозицию, а Закон об индийских советах 1892 показал, что английское правительство было не готово принять принцип выборности при образовании законодательных органов. В ИНК возникло радикальное крыло («крайние») во главе с Бал Гангадхар Тилаком. Они требовали статуса для Индии и самоуправления («свараджа»). Раздел Бенгалии усилил влияние радикального крыла, и на съезде в Сурате в 1907 произошел раскол между умеренной и экстремистской частями Конгресса. В 1916 «крайние» вернулись в ИНК, но внутрипартийные разногласия не были преодолены.

В 1918—1922 во время национально-освободительного движения ИНК под руководством М. превратился в массовую партию. По всей Индии была создана сеть региональных организаций, а координатором действий Конгресса стал Рабочий комитет партии. Ганди призывал к ненасильственному сопротивлению британским властям в Индии путем сатьяграхи — движения несотрудничества. 4 февраля 1922 в деревушке Чаура-Чаури крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских, что было явным нарушением основного принципа сатьяграхи. Ганди признал, что общество еще не готово к подобным методам борьбы и отдал распоряжение прекратить дальнейшую кампанию. Лидеры ИНК находились в это время в тюрьмах, и новость о прекращении борьбы вызвала протест с их стороны. После неожиданного прекращения сатьяграхи численность ИНК резко сократилась, многие, прежде всего мусульмане, вышли из партии.

К концу 1920-х — началу 1930-х — новому этапу национально-освободительной борьбы — ИНК был разрознен, в рамках партии выделилось 3 течения: сторонники М. Ганди (Р. , В. Патель, Ч. Раджагопалачария ), сторонники перемен, или свараджисты ( , Ч.Р. ), левые ( и С. Ч. Бос). Последние были настроены более радикально и предлагали добиваться независимости, а не прав доминиона. Свараджисты критиковали политику Ганди. Они предлагали отказаться от бойкота политической системы, принять участие в выборах и попытаться парализовать работу Законодательных собраний изнутри. В 1923 в составе ИНК была создана Свараджистская партия, принимавшая участие в выборах.

Решение комиссии Саймона (1927) обострили противоречия между британскими властями и ИНК. В декабре 1929 на сессии ИНК утвердили решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе. 26 января 1930 был объявлен всеобщий хартал (прекращение торговли и деловой активности в знак протеста; во время национально-освободительного движения в Индии — всеобщая забастовка, направленная на подрыв политической власти и экономики англичан). Новая сатьяграха привела к массовым арестам протестующих и многочисленным жертвам. Уже в конце 1930 колониальные власти начали переговоры с лидерами ИНК. 5 марта 1931 был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король Индии) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных, а ИНК прекращает кампанию сатьяграхи. Но большинство пунктов не было выполнено, и протесты продолжились. 4 января 1932 Ганди был арестован, а Конгресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Тем не менее, сатьяграха, хотя и не столь организованно, продолжалась до мая 1933.

В 1937 прошли выборы в провинциях. ИНК одержал победу и сформировал свои местные правительства, за исключением двух провинций — Панджаба и Бенгалии (там победила ). Однако из-за внутренних разногласий Конгресс не смог выработать единую линию поведения по отношению к английским властям и четко сформулировать стратегию борьбы за независимость. В результате в конце 1930-х — начале 1940-х обострились противоречия с британским правительством и с Мусульманской лигой, представляющей интересы мусульманской общины.

В период с 1939—1945 ИНК принимал активное участие в политической жизни страны, организовывал кампании несотрудничества, за что лидеры Конгресса неоднократно подвергались арестам. Однако 15 марта 1946 Индии был предоставлен статус доминиона. В 1946 ИНК одержал победу на выборах в провинциальные Законодательные собрания и Учредительное собрание. Дж. Неру было предложено сформировать правительство. С 1946 Индию раздирали острые разногласия между религиозными общинами. 5 августа 1947 была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана.

Дж. Неру стал первым премьер-министром Индии. ИНК стал ведущей политической партией страны, контролирующей все государственные посты и определяющей политику Индии. По результатам всеобщих выборов 1967 ИНК потерял значительное количество мест в общенациональном парламенте, а в 9 штатах не смог сформировать правительства. В 1969 ИНК раскололся на две общенациональные партии: ИНК во главе с и Организацию Индийский национальный конгресс — ИНК(О), которую возглавил бывший министр финансов в правительстве И. Ганди — . Однако власть по-прежнему находились в руках ИНК, который в 1975 искусственно продлил свои полномочия путем введения в стране чрезвычайного положения. Потерпев поражение на выборах 1977 от объединения Джаната парти, в которое влился ИНК(О), ИНК был вынужден перейти в оппозицию, но в 1980 вернулся к власти. К началу 1980-х ИНК(О) фактически прекратил свое существование.

В 1978 в процессе предпринятой И. Ганди реформы партии часть конгрессистов покинула ее ряды и основала две новые партии — ИНК(С) и ИНК(А), претендуя на то, что они, а не ИНК(И), являются законными правопреемниками ИНК (сокращения: (С) — Социалистическая; (А) — по имени основателя течения — Э. Аракапарамбила Куриена; (И) — от Индиры Ганди). В 1981 Верховный суд Индии отклонил эти претензии. На выборах 1984, состоявшихся после гибели И. Ганди, ИНК под руководством ее сына Р. Ганди одержал победу и возглавил новое правительство. После поражения на выборах 1989 в 1991, несмотря на гибель Р. Ганди в результате террористического акта, ИНК вернул себе положение правящей партии и под руководством П. В. Нарасимха Рао находился у власти вплоть до выборов 1996. В 1996—2004, проиграв выборы Объединенному фронту (1996) и Бхаратия джаната парти (1998, 1999), Конгресс находился в оппозиции. Выборы 2004 увенчались победой ИНК, сформировавшего коалицию Объединенный прогрессивный альянс (ОПА), под председательством С. Ганди, вдовы Р. Ганди. Правительство Индии возглавил Сингх Манмохан. На парламентских выборах 2014 ИНК в составе ОПА потерпел поражение, уступив Бхаратия Джаната парти, возглавляющей Национально-демократический альянс.

Лит.: Девяткина Т. Ф. Индийский национальный конгресс (1947—1964). М., 1970. Bras. Р. R. The Politics of India since Independence. 3rd ed. Cambridge, 2006.

В условиях поднимавшейся в стране волны национально-освободительного движения возникла необходимость в создании новых, более радикальных организаций.

С самого начала внутри новых организаций не было единства. Внутренняя история буржуазно-национального движения характеризуется возникновением и развитием в нем двух основных направлений - либерального и демократического.

В течение 60-х - начале 80-х годов XIX в. либеральное крыло организационно господствовало в национальном движении, поскольку в этот период мелкобуржуазным демократам не удалось создать свои собственные организации.

Индийский национальный конгресс (Конгресс, ИНК) был образован 28 декабря 1885 г. на его первой сессии в Бомбее . Непосредственная инициатива в создании Конгресса принадлежала бывшему крупному чиновнику Индийской гражданской службы англичанину Аллану Октавиану Юму, который действовал в контакте с британской колониальной администрацией во главе с вице-королем Дафферином. Конгресс был задуман ими как вынужденная мера, как «предохранительный клапан» для выпуска накопившегося недовольства индийцев политикой колонизаторов. Вначале он действительно выполнял эту задачу, но постепенно от позиций реформаторства в рамках колониальной системы стал на путь национально-освободительной борьбы против британской власти.

Годы, предшествовавшие появлению Конгресса как всеиндийской организации, были отмечены созданием многочисленных националистических групп и организаций в стране. Среди них была Индийская ассоциация, которая в декабре 1883 г. провела в Калькутте Всеиндийскую национальную конференцию.

28 декабря 1885 г. В Бомбее в торжественной обстановке открылся учредительный съезд, основавший Индийский национальных конгресс. Примерно половина делегатов состояло из представителей высших слоев буржуазной интеллигенции. Другую половину составляли промышленники, купцы, помещики. В речах делегатов подчеркивались лояльность по отношению Британским колониальным властям.



В основу тогдашнего устава Национального конгресса были положены требования национального равноправия англичан и индийцев в Индии и предоставление самоуправление. Эти цели предполагалось достигнуть «конституционными и мирными средствами, постепенно формируя существующую систему управления, упрочивая национальное единство, поощряя дух общественного долга, развивая и организуя духовные, моральные, экономические и промышленные ресурсы страны».

Большинство делегатов I сессии Индийского национального конгресса составляли члены провинциальных, законодательных советов, Верховного суда, муниципальных советов, редакторы и издатели крупнейших газет. Это были руководители и члены провинциальных ассоциаций.

Всего в работе сессии участвовало 72 представителя, причем, из них было два мусульманина. Конгресс должен был стать представительной ассамблеей всей Индии, «...фактически же, он не представлял никого, кроме правящих классов».

Президентом I сессии Национального конгресса единогласно был избран С. Банерджи, делегат от Калькутты - «замечательный политический деятель» Индии. С. Банерджи выразил удовлетворение, что на I сессии Конгресса присутствуют представители крупнейших президентств, «выдающиеся люди этой страны, чье присутствие повысит вес и достоинство заседаний».

Цели и задачи Конгресса были сформулированы в следующих пунктах:

1) способствовать личному знакомству и дружбе между наиболее выдающимися деятелями Индии, находящимися в различных частях страны;

2) искоренить, путем личных контактов, провинциальные предрассудки в отношении к любящим страну людям, развивать и укреплять чувство национальной солидарности, которое зародилось в памятное правление лорда Рипона;

3) после окончания сессии издать отчет, в котором будет изложено мнение образованных классов Индии по наиболее важным и неотложным вопросам;

4) определить линии и методы работы индийских политических деятелей в течение ближайшего года».

Эти четыре пункта показывают, насколько умеренны были требования либеральной буржуазии.

Всего на первой сессии Национального конгресса было обсуждено и принято единогласно 9 резолюций.

В первой резолюции отмечалось конгрессисты просили назначить смешанную комиссию из индийцев и англичан по расследованию работы индийской администрации.

Вторая резолюция касалась реформы Индийского совета при министре по делам Индии. В резолюции говорилось, что нынешний совет, состоящий из английских чиновников, должен быть распущен и взамен его создан новый, так как ни одна реформа индийцев, предложенная на рассмотрение Совета, не была пропущена английскими консервативными чиновниками.

В третьей резолюции наиболее ярко отразилась буржуазная сущность Конгресса. В ней индийская буржуазия потребовала изменения и расширения индийских законодательских советов в области законодательства, установления контроля над финансами и налогообложениями. Все требования индийской буржуазии и интеллигенции начались с обсуждения вопроса о бюджете.

Получив право обсуждать бюджеты, провинциальные советы имели бы возможность контролировать и опротестовывать непомерные затраты колониальных властей за счет Индии.

Четвертая резолюция касалась вопроса увеличения возрастного ценза для допуска к конкурсным экзаменам индийцев, поступающих на гражданскую службу. Несмотря на неоднократные протесты всех ассоциаций различных провинций Индии, порядок экзаменов оставался неизменным.

В пятой и шестой резолюциях делалась попытка отстоять финансы от произвола английских колониальных властей. В седьмой резолюции индийцы протестовали против аннексии Верхней Бирмы в 1885 г. и отмечали, что она ложилась новым тяжким бременем на индийский бюджет.

Таким образом, резолюции I сессии Индийского национального конгресса касались лишь административных реформ и были весьма умеренными по отношению к английским колониальным властям. Ни слова не было сказано о свободе и независимости Индии. Конгрессисты были против борьбы народных масс с колонизаторами и не ставили перед собой задачу ликвидации колониального режима.

Первые годы деятельности Национальный конгресс ограничивалось агитацией в печати, подачей петиций британскому парламенту, компаниями протеста против наиболее вопиющих проявлений произвола колониальных властей.

По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность «крайних» и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно – демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс.

Тилак был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». В известном смысле Тилак выступал как предшественник Ганди. Если внутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.

Состоявшийся в 1906 г. в Калькутте съезд Национального конгресса по предложению Тилака включил в программу конгресса требование свараджа, «такого же, как в доминионах и в самой Англии». Тилака поддержал тогда председатель съезда, старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи.

На сессии ИНК в Сурате в 1907 произошел раскол между "крайними" и "умеренными". "Крайние" считали, что целью Конгресса должно быть достижение "свараджа" ("своего правления") путем организации массового движения. "Умеренные" утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с англ. властями. Из 1600 делегатов ок. 900 поддержали "умеренных", а ок. 700 выступили в поддержку "крайних". Однако раскол ИНК оказался недолговременным. "Крайние" не смогли создать сплоченной орг-ции, часть из них стала отходить от своих принципов и смыкаться с "умеренными"; другие приняли участие в террористич. деятельности тайных заговорщич. групп.

В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи.

В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. Лигой, которая была создана в 1906 г. в г. Дакка на конференции руководителей мусульманских общественных организаций Британской Индии. Целью партии были провозглашены защита политических прав индийских мусульман и представительство их интересов перед английскими властями. Это соглашение о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами".

Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди.

Образованию антиколониальных политических организаций в Индии предшествовала своеобразная «революция идей», Очагами распространения новых веяний становились религиозно-реформаторские центры в наиболее развитых провинциях Индостана.

Первые идеологи национального движения

Наибольшую известность в качестве распространителей идей национального обновления в Индии и за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами Вивекананда.

Важнейшим положением моральной проповеди Парамахаса был не уход от мира, а моральное обновление через разумное самоограничение жизненных потребностей, участие в общественной жизни. В своих «беседах» он осуждал власть англичан над Индией, критиковал деятельность слуг чужеземцев индийцев, пособников англичан, тех, кто подражал колонизаторам и предавал национальные традиции.

Вивекананда пошел дальше своего учителя, очистившись от неприятия западных культурных и идейных заимствований. В нем органически сочеталось европейская образованность и глубокое знание древнеиндийской религиозной традиции. Вивекананду отличала поистине подвижническая деятельность по разъяснению идей национального обновления индийского общества. Роль Вивекананды в развитии идеологии индийского освободительного движения не раз подчеркивали

его признанные лидеры. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда был одним из основателей современного национального движения в Индии.

Развитие буржуазно-демократического, политического движения современного типа в Индии во многом было обусловлено социальной политикой британского колониального правительства в этой стране на протяжении XIX в. Видный британский колониальный чиновник Маколей призывал соотечественников через приобщение определенной части индийского традиционного общества к морально-политическим ценностям западной культуры, через англизированное образование, нормы быта, политическую идеологию сформировать «прослойку, состоящую из людей, способных быть посредниками между нами и миллионами индийцев, которыми мы управляем, прослойку, состоящую из людей с индийской кровью и темным цветом кожи, но с британскими вкусами, убеждениями, моральными нормами и методом мышления». Такая политика вскоре дает заметные результаты. С середины XIX в. формируется англизированное сословие интеллигенции и чиновничества. Однако британская корона не получила в полной мере того, что хотела. В новой социальной среде под влиянием британского либерализма и прагматизма, идейного заимствования других западных систем политической философии начинает развиваться идеология и политическая организация индийского национально-освободительного движения.

В 70-80-е годы XIX в. в Индии начинается движение по возрождению древних индийских этических и духовных ценностей на основе синтеза культур Востока и Запада. Формируются центры этой идеологии в Бенгалии, Махараштре, на Северо-Западе Индостана. Появляются и страстные проповедники нового понимания культурного взаимодействия разных народов. Это Рамакришна Парамахаса, Даянанда Сарасвати и бенгальский брахман Свами Вивекананда, который вынес новые идеи за пределы своей родины во время длительного лекционного турне по США и Западной Европе во второй половине 1890-х годов. Проблема социально-политического положения Британской Индии, ее национального освобождения становится одной из международных проблем того времени. Идеи индийских религиозных возрожденцев, пропагандистская и культурно-просветительская деятельность таких общественных организаций, как «Брахмо Самадж» (Общество Брахмы) и «Арья Самадж» (Общество ариев), способствовали формированию первого поколения индийских политиков и общественных деятелей.

Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига

В 80-е годы XIX в. социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках. «Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, - заявил глава британской администрации, - выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

По доброму согласию индийской и британской сторон в декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии ее председатель Б.Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал следующую мысль: «Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут свое направление во временах незабвенного правления лорда Рипона». В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального

законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству кон-грессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Основатели Конгресса - Г.К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи - были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Берком, Маколеем, Глад-стоном, а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени. От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

Несмотря на определенные политические успехи Национального конгресса в конце XIX - начале XX в., стала

очевидной недостаточность одного только политического диалога партии с британской политической системой для дальнейшего продвижения по пути конституционных реформ Индии. В такой ситуации в конгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание. На политической арене Индии появляется группировка радикалов, которых современники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться на массовое движение индийского народа. Активизировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной религиозно-этической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинству древние методы «ненасильственной борьбы» против власти. Выдвигались лозунги «сварадж» (самоуправление), «свадеши» (собственное производство) и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских. «Крайние» добивались утверждения своих основополагающих принципов в программе и политике ИНК. В период подъема антиколониального движения в Индии в 1904-1908 гг. такие методы применялись конгрессистами-радикалами. Однако умеренное руководство партии не решилось пойти на развертывание массового движения в масштабах всей страны. Бойкот британских товаров осуществлялся только на территории Бенгалии. В дальнейшем идейно-политический конфликт между двумя фракциями достиг фазы острого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессии против патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Были вынуждены эмигрировать Л. Рай и Б.Ч. Пал. У руля ИНК остались либералы, сторонники исключительно парламентско-поли-тических методов политической борьбы.

Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политических интересах индусско-мусульманские противоречия. В 1906-1907 гг. была образована легальная партия

индийских мусульман - Мусульманская лига. Но в начале XX в. она не имела серьезных расхождений по вопросу парламентских реформ и будущего политического статуса Индии с Национальным конгрессом.

После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции.



Мопс