Конспект индивидуального логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Конспект индивидуального логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Индивидуальное занятие по логопедии

Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.

План проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон».

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Динамическая пауза «Лягушки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Поймай звук».

2) Игра «Звуки-слоги».

5. Итог занятия.

6. Самоанализ проведённого занятия.

7. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.

Учитель-логопед:

Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)

Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).

За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Учитель-логопед:

Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».

б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.

Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики). Учитель-логопед:

Выполним пальчиковую гимнастику.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель-логопед:

Произнеси звук [ш].

Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)

Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)

Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Произнеси звук [с].

Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)

Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)

Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)

Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.

3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики). Учитель-логопед:

А сейчас динамическая пауза.

Лягушки

У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,

Мимо вспаханных полей Развести в стороны.

Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,

В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.

(И. Демьянова)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы: 1) Игра «Поймай звук».

Учитель-логопед:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].

Ш-С-Ж-Ш-З-Ш

АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].

С-З-С-Ж-С-Ш-С

АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.

Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.

2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).

Учитель-логопед:

А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)

А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.

Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?

(звуки [с], [ш])

Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.

Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)

6. Самоанализ проведённого занятия.

Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;

Развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];

Развивать навык звукового синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать устойчивость внимания;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

Воспитывать усидчивость.

При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Марина Суркова
Конспект индивидуального логопедического занятия старший возраст

Тема занятия «Автоматизация звука Ш»

«Прогулка в весенний лес»

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить правильное произношение звука Ш. Автоматизация звука Ш в словах, слогах, словосочетаниях и в предложениях.

Совершенствование грамматического строя речи (учить правильному употреблению окончаний при спряжении глаголов, согласование числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие длительного плавного выдоха, развитие моторики органов артикуляторного аппарата. Развитие фонематического слуха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование : игра «Спиралька» , игрушечная машинка, игрушка Ёжик, мячик – ёжик, «камушки» - 5 шт., мешочек с маленькими игрушками из серии «Дикие животные» , лукошко с шишками.

Ход занятия.

1. Организационный момент (создание эмоционально положительного фона, объявление темы занятия ).

Логопед : Добрый день! Скажи, какое у тебя сегодня настроение? (грустное) . Покажи, грустное настроение. Подойдём к "Нашей Маше" и выберем грустную эмоцию.

Ребёнок выбирает эмоцию и прикрепляет на панно.

Сегодня теплый весенний день, светит солнышко, и я тебе предлагаю отправиться на прогулку в лес. Но перед прогулкой мы должны хорошо подкрепиться, чтобы набраться сил.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для щёк «Помидоры – огурцы»

Упражнения для губ «Бублик» .

Упражнения для языка «Блинчик» , «Чашечка» , «Вкусное варенье» .

Логопед : пока мы с тобой подкреплялись, набежала тучка. Разгоним тучи на небе.

Упражнения для развития воздушной струи : «Тучка»

3. Анализ артикуляции по плану.

Вот мы с тобой и готовы отправиться на прогулку. Чтобы нам было в дороге не скучно, будем петь нашу знакомую песенку «Шипелку» .

Давай вспомним, какие должны быть губы и язык, чтобы получилась песенка «Шипелка» .

Губы круглые, зубы заборчиком, язык чашечкой и подуть тёплым ветерком, горлышко не дрожит.

4. Изолированное проговаривание звука Ш.

Мы хорошо подготовились. Теперь можно и отправляться. Пойдём в гараж. Как ты думаешь, на каком транспортном средстве мы отправимся сегодня на прогулку (ответ ребёнка) . В лес мы поедем на машине, потому что в слове «машина» есть звук Ш.

5. Автоматизация звука в слогах. Игра «Спиралька» .

Логопед : Мы поедем по дорожке и будем петь песенку «Шипелку» .

Ш-Ш-Ш, поворот ША-ША-ША, поворот ШУ-ШУ-ШУ, поворот ШИ-ШИ-ШИ.

6. Развития фонематического слуха.

Логопед : Мы приехали в лес. Посмотри, вся тропинка усыпана шишками. Давай их соберём в лукошко. Но собирать будешь только тогда, когда услышишь слово со звуком Ш.

Тапка, шапка, шар, маг, шар, топот, майка, шайка, мыло, шорох, губы, шубы.

Логопед : Давай посчитаем, сколько шишек ты собрал.

Игра «Сосчитай-ка»

Ребёнок : Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек, шесть шишек.

Логопед : Значить сколько слов ты услышал со звуком Ш? (шесть)

7. Автоматизация в словах.

Логопед : Посмотри, мы оказались на лесной полянке. Столько животных вышли на полянку к нам. Давай назовём, кого ты видишь (кабан, медведь, мышь, белка, косуля) . Давай назовём их ласково (кабанчик, мишка, мышка, белочка, косулечка) .

Назови только тех, в названии которых слышится звук Ш (мышка, мишка) .

8. Автоматизация в предложениях.

Логопед : Они хотят поиграть с тобой в прятки. Я их спрячу в мешочке, а ты попробуешь угадать - кто шумит в мешочке? (ребёнок наощупь отгадывает животное – игрушку и отвечает полным ответом : В мешочке шумит мышка)

9. Развитие мелкой моторики и автоматизация звука Ш в тексте с опорой на мнемотаблицу.

Посмотри, к нам на полянку прибежал ёжик. Давай расскажем про него стихотворение (с мячиком - ёжиком.)

Что ты, Ёж, такой колючий? Знаешь, кто мои соседи?

Это я на всякий случай! Волки, лисы и медведи!

10. Итог занятия

Логопед : Нам пора возвращаться. Но на нашем пути огромное озеро. Чтобы его перейти, необходимо швырять камешки в воду, что выстроился мост из этих камней.

Игра «Я, ты, он, она, мы, вы» Я швырну камешек в воду. Ты ….

Вот и готов мост! Молодец! Переходим через него.

А вот и наша машина, поедем назад, и споём опять нашу песенку «Шипелку» .

11. Оценка.

Молодец! Ты сегодня справился со всеми заданиями.

Тебе понравилась прогулка? Какое у тебя стало настроение? Покажи, своё весёлое настроение. Подойдём к Нашей Маше и покажем какое у тебя после прогулки стало настроение.

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Цели:
Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Закрепить навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях;
Способствовать развитию фонематического слуха;
Способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти;
Активизировать словарный запас;
Развитие связной речи;
Развитие общей моторики;
Воспитывать любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность;
Поддерживать интерес к занятиям.
Оборудование:
Модели Смешариков, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет звука Ш, Аудиозапись «Круглой песни» из мультфильма «Смешарики».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков.
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал? Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
2. Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам - символам:
«Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье»,
«Гармошка»).
3. Автоматизация изолированного звука Ш.
В страну Смешариков ведет очень длинная дорога. Дорога сложная, очень извилистая. Проведи пальчиком по бумаге наш путь в эту страну и одновременно произноси ш-ш-ш... Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались.
4. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Выставляется макет звука.
А вот и звук Ш. Давай вспомним и расскажем его характеристику.
В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
Покажи рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).
Квадратиком какого цвета мы его обозначим? (Синего).
4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Бараш предлагает тебе поиграть в игру “Повторялки”. Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ша-шо-шу
Аш-аш-аш
Ош-ош-ош
Уш-уш-уш
Аш-ош-уш
Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, отправляемся дальше в путь.
5. Произнесение звука Ш в словах.
В стране Смешариков нас встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Мушка…(пушка),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка),
Ватрушки…(игрушки),
Молодец, ты справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправляемся дальше.
6. Физкультминутка.
Мы прошли очень длинный путь и нам надо отдохнуть. Давай подвигаемся под «Круглую песенку» на ковре и поиграем с воздушными шариками. Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.
7. Развитие фонематического слуха.
А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Он подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба.
Молодец, мы отправляемся дальше в путь.
8. Закрепление звука в предложениях.
Мы пришли в гости к пухленькой Нюше. Она приготовила свою игру. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
9. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают тебя за хорошую работу воздушным шариком. Молодец, до свидания!

МБДОУ детский сад №56

Конспект

индивидуального занятия

«Идём на помощь в страну Фруктилию»

(старшая логопедическая группа)

Подготовила и провела:

Таран Татьяна Михайловна,

учитель – логопед

г. Новочеркасск 2015г.

Тема: «Фрукты»

Тип: « Индивидуальное занятие»

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие» (РР),

Интегрируется с направлениями:

Познавательное развитие (ПР);

Художественно – эстетическое развитее (ХЭР);

Физическое развитие (ФР);

Цель: Создание условий для эмоционального благополучия,интереса к логопедическому занятию, подготовка ребёнка к длительной коррекционной работе посредством развивающих игр и упражнений .

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Фрукты»

Совершенствовать лексико-грамматической стороны речи,

умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

Формировать правильное дыхание два коротких вдоха и длительный ротовой выдох, артикуляционную, мимическую, моторику,умение соотносить темп, ритм речи с движением,поподражанию педагогу, в играх и упражнениях.

Развивающие:

Развитие зрительного,слухового восприятия и памяти, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики и координирования речи с движением.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, формируя связную речь.

Развитие у детей навыка работы в режиме презентации в процессе коррекционной работы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.

Воспитывать чувство сопереживания, умения прийти на помощь.

Предполагаемый результат:

С помощью игр и упражнений сможет взять правильно два коротких вдоха, удлиняя ротовой выдох, соотносит темп, ритм с движением и речью по подражанию, улучшится работа тонкой и общей моторики, слуховой и зрительной памяти.Расширится словарь по теме «Фрукты», речь станет грамматически правильной.

Правильно дифференцирует «Фрукты и Овощи».

Отвечает на поставленные вопросы полным ответом.

Методы:

Наглядный:

просмотр иллюстраций, слайдовой презентации, здоровье сберегающие технологии, использование ИКТ.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие речевую и познавательную активность ребёнка, использование художественного слова.

Практические: совместные действия педагога и ребёнка.

Игровой: создание воображаемой ситуации в развёрнутом виде. Игры и упражнения на развитие дыхания, чувства темпа ритма, мимики,жестов, артикуляционной, мелкой моторики, координации речи с движением.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная познавательная.

Приемы: здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.

игровая мотивация,речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение. Информационно - наглядные приемы, косвенные приемы (совет, подсказка, напоминание, исправление).

Индивидуальная работа: Оказание помощи в процессе продуктивной деятельности, ребёнку, имеющему затруднения. Использование вопросов разной трудности с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. возможность выбора ребёнком материалов , поддержка инициативы и самостоятельности .

Оборудование : Компьютер, слайдовая презентация по теме «Фрукты».

Материал: Маленькая ширма, листья, музыкальный молоточек, ножницы,руль машины, бумага, два конверта с письмами, картинки для артикуляционной гимнастики, стихи, цветные кораблики, сливы, корзина, 4пробки синего цвета, мяч, два мячика Су - Джока.Магнитная доска, картинки: яблоко, сливы, фрукты, пачка с соком, банка, кусочек пирога, маркеры,3 цветные корзинки, свежие овощи и фрукты.

Предварительная работа:

Ознакомление с окружающим по теме «Фрукты»

Рассматривание иллюстраций и презентаций по теме «Фрукты»

Чтение рассказа «Как яблоки собирают» Б. Житков

Чтение стихов «В саду», «Персик» К.Тангрыкулиев «Сад» С. Капутикян

Разучивание, отгадывание загадок потеме «Фрукты».

Беседы по теме «Фрукты»

Разучивание упражнения «Компот»

Разучивание упражнений на координацию речи с движением « С веток яблоки снимаем», «Садовник ».

Слушание различных не речевых звуков.

Используемая литература:

1.«Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва 2005

2.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет

М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва, 2008

3.Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий

подготовительной к школестаршей группе детского сада для детей с ОНР ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008

4.Артикуляционная гимнастика Е.А. Пожиленко Издательство КАРО Санкт – Петербург 2007

Ход занятия

Логопед: С добрым утром, Кира!

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Один, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть. Принимаешь приглашение?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Звуки разные слышны, ты послушай и скажи, какие звуки слышишь ты слушай внимательно это обязательно.

Игра на слуховое внимание «Скажи, что ты слышишь?»

( за ширмой шумы: шорох листьев, стук молотка, сигнал машины, стук ножниц.шелест бумаги).

Логопед: Ты была внимательна и отгадала всё верно.

Кто- то бросил к нам в оконце,

Посмотри-ка, письмецо

Ну-ка, Кира посмотри, что за вести там внутри?

(Читает письмо педагог)

«Дорогой друг, в стране Фруктилии случилась беда: налетел злой волшебник и всё вокруг перепутал, заколдовал. Одной мне не справиться и порядок не навести, мне нужна твоя помощь, очень жду тебя»(Хозяйка страныФруктилия)

Как ты думаешь, что это за страна такая?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что же нам делать?

Ребёнок: (Даёт ответы)

Логопед: Ты добрая и отзывчивая девочка, но ведь в стране нас ожидают трудности, ты готова к ним?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: На чём мы можем добраться в эту страну?

Ребёнок : (Даёт ответы)

Логопед: Верно, мы можем отправиться туда на корабле.

Но вот на корабле могут плыть только сильные и смелые ребята.

Чтобы силы нам набраться

Надо зарядкой заниматься,

Все ребята по порядку утром делают зарядку,

Язычок наш тоже хочет,

На детишек быть похожим.

Артикуляционная гимнастика с картинками и стихами

(перед зеркалом выполняем 3 – 5 раз)

«Окошко»

Рот открылся как окно,

стало в домике светло,

Язычок лежит свободно

Не толкая никого

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам,

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Дудочка»

На дудочку губы похожи

И даже сыграть на ней сможем» - Ду–ду –ду

«Обезьянка»

Появилась обезьянка и кривлялась, как могла

«Накажи непослушный язычок»

Язычок твой озорник

он не слушает тебя,

накажи его скорее:

«пя – пя, пя–пя, пя – пя – пя!

«Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи,

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать

Один, два, три, четыре, пять

Язык можно убирать.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки

Ловко щёлкаем орешки

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник

Узким, узким стал язык,

Язык в иголку превращаю

Напрягаю и сжимаю

Острый кончик потяну

Один, два, три, четыре, пять

Убери его опять.

Силы мы набрались много, нам пора теперь в дорогу.

Логопед:

Упражнение «Ветер»

( Понюхаем воздух шумно, быстро, как собачки.Нюхаем по два раза «нюх- нюх» и отдыхаем, ветерок свой плавный на кораблик пускаем.)

Ребёнок: (Выполняет 3 раза)

Логопед: Ветерок осенний дует, поддувает и кораблик Киры в порт уж прибывает.

Логопед: Чтоб злодея победить и страну освободить, загадки надо отгадать. Слушайвнимательно, ошибаться нельзя.

В шкуре жёлтой

Кислый он

Называется ………..

Ребёнок: Даёт ответ.(На экране после того, как отгадает ребёнок загадку

появляется лимон).

Логопед: Как ты догадалась, что это лимон?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

Логопед: Круглое румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Ребёнок: Даёт ответ (на экране появляется яблоко)

Логопед: Как ты догадалась, что это яблоко?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

(На экране появляется страна Фруктилия)

Логопед : Где же мы оказались?

Логопед: Ты правильно отгадала загадки и мы с тобой на верном пути.

Упражнение «Волшебник злой»

(показываютмимикой,жестами, передают голосом интонации, подражая педагогу)

В страну пришёл волшебник злой,

Он ужасный и большой,

Он руками замахал,

Всё вокруг заколдовал,

Но пришли друзья детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как хозяйкепомогать?

(Под деревом лежат сливы)

Логопед: А вот и беспорядок. Что надо сделать, чтобы был порядок?

Ребёнок: предполагаемые ответы (собрать, поднять, сложить) и.т.д.(Собирают в корзину)

Темпо – ритмическая игра «Слива раз, слива два»

Логопед: сливы приглашают тебя поиграть.

Слива раз, слива два, сливы медленно сперва (Стучат пробками сидя на полу, в медленном темпе, произносят слова шепотом)

Затем стали поспевать слива сливу догонять (темп убыстряется,говорить тихо)

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом (темп быстрый слова произносить громко).

Кира, ты добрая и отзывчивая девочка, поможем в стране Фруктилии яблоки собрать пока они все не упалина землю?

Координация речи с движением «С веток яблоки снимаем»

(выполняют действия в соответствии со словами)

С веток яблоки снимаем,

Ив лукошко собираем,

Яблок полное лукошко!

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть - чуть,

Я поем ещё и сливки

Сколько яблочек в корзинке?

Один, два, три, четыре, пять.

Логопед: Хозяйка страны говорит тебе спасибо за уборку яблок и просит тебя,

рассказать злому волшебнику о том, что можно приготовить из фруктов, чтобы он стал добрее.

Ребёнок: предполагаемый ответ(компот)

Упражнение «Компот»

(Самомассаж кистей рук, колючим мячиком Су - Джук)

Будем мы варить компот, (круговые движения)

Фруктов нужно много вот,

Будем яблоки крошить, (перекатывание мячика между руками, вверх,вниз)

Грушу будем мы рубить,(зажать мяч обеими руками и делать движения как топором)

Отожмём лимонный сок,(зажимать мяч, то в одной, то в другой руке)

Слив положим и песок, (зажимать мяч, как щепоткой, пальцами попеременно)

Варим, варим мы компот (круговые движения)

Угостим честной народ. (Развести руки в стороны)

Логопед: Молодец! Кира ты справилась с этим очень хорошо.

Хозяйка Фруктилии приготовила для своих гостей угощения, а злой волшебник

всё перепутал и смешал. Посмотри внимательно, из чего что, ты можешь

приготовить для угощения.

Игра «Из чего что можно приготовить?»

(На магнитной доске картинки; яблоко,сливы, фрукты, пачка с соком, банка,

кусочек пирога, маркеры).

Ребёнок: (соединяет нужный ему фрукт с предметом маркером)

Предполагаемые ответы: (Я приготовлю яблочный пирог, сливовое варенье, фруктовый сок)

Логопед: Хозяйка Фруктилии очень любит в своей стране, маленькие фрукты и называет их всегда очень ласково, но злодей их заколдовал. Расколдовать сможем только мы.

Игра «Назови ласково»

Сейчас я буду бросать тебе мяч, и называть фрукт, а ты будешь ловить мяч и возвращать его мне, называть фрукт ласково. Будь внимательна ошибаться нельзя.

Логопед: Жёлтый лимон.

Ребёнок: Жёлтенький лимончик.

Логопед: Большой банан.

Ребёнок: Маленький бананчик

Логопед: Сладкая слива.

Ребёнок: Сладенькая сливка.

Логопед: Зеленое яблоко.

Ребёнок: Зелененькое яблочко.

Логопед: Вкусный мандарин.

Ребёнок: вкусненький мандаринчик.

Логопед: ты Кира молодец, всё сделала верно.

Логопед: Кира посмотри, кажется это корзинка хозяйки, что там, внутри?

Ребёнок: (даёт ответ)

Логопед: Как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребёнок: предполагаемый ответ (лишние овощи)

Логопед: как ты думаешь почему?

Ребёнок: ( потому что, овощи растут в огороде, а фрукты в саду)

Логопед: ты всё правильно говоришь.

Игра «Поможем хозяйке»

Помоги хозяйке разложить овощи и фрукты по разным корзинкам, в зелёную корзинку нужно положить фрукты, а в красную корзинку овощи. Бери овощ или фрукт клади его внужную корзинку и рассказывай, какой он, будь внимательна ошибаться нельзя.

Ребёнок: Рассказывает.

Логопед: Предлагает понюхать апельсин и произнести:Ах-----------; Ах----- пахучий;

Ах------ пахучий апельсин.

Логопед: Кира ты молодец, всё выполнила правильно.Но чтобы больше никто не перепутал что это,назови одним словом.

Ребёнок: («фрукты»; «овощи»)

(Находят письмо)

Дорогой друг!

Я очень рада, что ты помогла мне в трудную минуту не оставила меня в беде.

Благодаря твоим стараниям исчезла сила злого волшебника навсегда.

Спасибо тебе за всё.

Давай с тобой дружить? Вот тебе на память обомне и моей стране корзина с фруктами, угощайся,пожалуйста.

Логопед: Что надо говорить в таких случаях?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Кира хозяйка страны хочет знать, что тебе понравилось в стране Фруктилии?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что было для тебя самым трудным?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Пойдем, расскажем ребятам, что с нами приключилось, и угостим их фруктами.

Домой отправимся опять, будем весело шагать(садятся дуют на кораблики) вот мы и дома.



Мопс