Мадам рекамье биография. Мадам Рекамье - Темная и пушистая — LiveJournal

Франсуа Жерар. “Портрет мадам Рекамье”. 1805

Мадам Рекамье (урождённая Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар) – эта необыкновенная женщина на протяжении многих лет после революции во Франции слыла первой красавицей, сводившей мужчин с ума. Знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

Живописцы Жерар и Давид увековечили её портрет. Образ Рекамье для многих мужчин был воплощением совершенства.

Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату императора Наполеона. К её прекрасным ножкам готовы были пасть князь Меттерних, герцог Веллингтон, писатели Константин Де Ребек, Шатобриан, прусский князь красавец Август. С годами список побед мадам Рекамье лишь пополнялся. Для мужчин она становилась наваждением. Разлука с ней казалась невыносимой.

Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт. Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость.

Жак Луи Давид, «Портрет мадам Рекамье», 1800

Это была интригующая сложность, которая своими противоречиями вводила в замешательство. В ней крылось, несомненно, намного больше, чем казалось вначале. Тайна мадам Рекамье отравляла пьянящим ядом, и становилась загадкой, которую страстно хотелось решить. Она была неприступной богиней и, вместе с тем, кокетливой чертовкой, сводившей мужчин с ума. Какая бы женщина ни была вам по вкусу, она казалась именно такой. Она была мастером точно рассчитанного эффекта.

Жан-Франсуа Валли. Жюли Рекамье. 1800

Прусский князь Август, племянник Фридриха Великого, красавец и сибарит, легко покорявший женские сердца, в 1807 году решил посетить дом французской писательницы мадам да Сталь. Он был торжественно принят и представлен гостям. В ходе вечера дверь внезапно раскрылась и в салон вошла тридцатилетняя мадам Рекамье, которая нарочно задержалась у себя в комнате.

Она была представлена князю и вскоре исчезла, удалившись в свою спальню. Он был наслышан о её славе, хотя сам предпочитал более молоденьких девушек. Она действительно была прекрасна, как говорили. Но не столько красота покорила князя, сколько её чудный неземной взгляд, в котором было много грусти и нежности. Август не мог оторвать глаз от мадам Рекамье. Она была немногословна и грустна.

Фирмин Массо. “Портрет Жюли Рекамье”. 1807.

Когда мадам Рекамье запела романс о любви, князь был очарован её ангельским печальным голосом. Но неожиданным вызовом для него оказался плутовской взгляд, брошенный на него. Жизнерадостная энергия, и призыв, читались в её взоре, что окончательно сбило Августа с толку.

Бюст мадам Рекамье работы Жозефа Шинара (мрамор, 1802, Лион, Музей изящных искусств)

Проведя с ней в замке две недели, самый завидный жених Европы забыл обо всех своих холостяцких вольностях и просил руки мадам Рекамье, умоляя переехать в Пруссию. Она дала согласие. Август поспешил домой просить разрешения семьи на женитьбу. Он забрасывал её любовными письмами, чувствовал, что сходит с ума. И наконец, получил письмо: ОНА ПЕРЕДУМАЛА.

Немного позже он получил от неё в подарок знаменитую картину. Портрет кисти Жерара, где мадам Рекамье изображена на кушетке. Князь не мог оторвать глаз от картины, пытаясь понять тайну её взгляда.

Он пополнил ряды её побед, словно дерево, спалённое молнией…

После смерти принца подарок этот, согласно его завещанию, был возвращён мадам Рекамье.

Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара

Все великие мужи столетия влюблены в мадам Рекамье. Среди её ухажеров были не только принц Август и брат самого Наполеона Люсьен, но и Ампер, Бенжамен Констан, а также Шатобриан, который, возможно, был кем-то большим: это так и останется “тайной Рекамье”.

Сен-Бов называет её “сладким гением”. Гением, который мадам Рекамье с самого начала применила против Наполеона. Она была в курсе всех заговоров против Императора, так как большинство из них зарождались в её салоне. Прибежище интеллектуалов, место, где собираются самые блестящие умы того времени, салон мадам Рекамье, таким образом, становится одним из самых свирепых центров оппозиции имперскому режиму.

Франсуа-Луи Дежюнне. “Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе о Буа”. 1826

Жюли было пятнадцать лет, когда она выходит замуж за Жака-Роже Рекамье, богатого банкира 27-ью годами старше её. Действительно ли она являлась дочерью её официального отца, лионского нотариуса Жана Бернара? Или дочерью самого Жака-Роже Рекамье, который, как утверждают, имел роман с её матерью? Это до сих пор остаётся неясным. Как бы то ни было, это объясняет, почему в этом браке не было супружеских отношений, чему есть подтверждения.

Начало ХХ века – образ мадам Рекамье в рекламе косметического крема и сигарет

В период Террора её муж делает всё возможное, чтобы защитить её от влияния парижского общества, которое считает испорченным. Напрасно – девушка становится одной из центральных фигур общественных событий. Её грация привлекает взгляд каждого мужчины, включая Люсьена Бонапарта, который в 1799 году страстно добивается её.

Жак-Луи Давид, “Мадам Рекамье.” Фрагмент. Лувр, Париж.

Настоящая социальная жизнь мадам Рекамье начинается с приходом Консулата: всё высшее общество в ослепительной своей роскоши появляется в Некер-отеле. Это показушное сооружение, настоящий музей, становится местом встречи парвеню нового режима, а также ностальгически настроенных фигур старого. Число её поклонников ещё более увеличивается.

В 1802 г. она едет в Англию, куда прибывает в ореоле международной славы. С ней обходятся, как с королевой. Мадам Рекамье зажигает Англию. Её очевидная изобретательность привлекает людей; она держит своих поклонников на расстоянии, не огорчая окончательным отказом.

10:55 pm - Мадам Рекамье
Продолжая про женщин и художников, решила написать про одну довольно необычную барышню...

Портрет Жерара
В жизни Мадам Рекамье было много тайн, которые привлекали к ней внимание писателей, историков, художников, политических деятелей.
Ее первой загадкой стало таинственное замужество. Ей было всего пятнадцать, когда она вышла замуж за Жака Рекамье, богатого банкира, старше ее на 27 лет. Романтически настороенные писатели полагают, что это был ее отец, влюбившийся 27 лет назад в очаровательную Мадам Бернар - мать Жюли, а в 1777 году от этой связи родилась чудесная девочка, унаследовавшая от от матери красоту и хороший вкус, а от отца ум, и превратившаяся в первой половине 19 века в одну из самых очаровательных женщин Франции. Кстати, предполагаемый отец и отец, имя которого она официально унаследовала, были хорошими друзьми. История в чисто французском духе.Что здесь правда, а что нет, трудно сказать. Господин Рекамье так и не удосужился впоследствии создать семью, но неожиданно, в 1793 год, в самый разгар политических потрясений во Франции предложил руку и сердце юной Жюли Аделаиде Бернар...

Скептично настроенные историки объясняют это событие с иной, более прагматичной точки зрения - страх перед конфискацией имущества новым республиканским правительством, пришедшим к власти после Революции 1789 года. Преуспевающему и хорошо известному банкиру Рекамье было что терять, а фиктивный брак позволил ему переписать все его имущество на имя то ли молодой жены, то ли взрослой дочери, носящей не слишком громкое имя. Обе семьи были согласны. У господина Рекамье не было наследников, а Мадам Бернар была рада, что удачно пристроила дочь, не очень обращая внимания на невероятные слухи. Она была женщиной с характером и общественное мнение ее особо не интересовало. Те же историки утверждают, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки были не редкость. Как ни странно, но все революции похожи друг на друга. За благородными словами Свобода, Равенство и Братство скрывались менее красивые явления: террор, конфискация или национализация имущества.

Сразу же после свадьбы появляется вторая загадка Мадам Рекамье, интриговавшая всех и ставшая в то время притчей во языцах - интимная жизнь "молодоженов". Те же скептично настроенные историки, на этот раз, более благосклонны к Мадам Рекамье. Они утверждают, что стареющий муж так никогда и не притронулся к своей молодой супруге, предоставив ей полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно. Получив в подарок от мужа красивый дом в Париже, она организовывает свой салон, остававшийся самым популярным литературно-политическим салоном Франции в течение нескольких десятилетий.

Ее обаяние привлекает многих. У нее появляются друзья, среди которых особое место заняла знаменитая Мадам де Сталь - известная французская писательница начала 19 века. В этот период ей 32, она на одиннадцать лет старше Жюли и это было начало двадцатилетней дружбы между двумя женщинами. Еще одна тайна для для любителей посудачить. Может ли возникнуть настоящая дружба, считающаяся привилегией мужчин, между двумя женщинамиN

А ее загадочное семейное положение интригует мужчин, появляются многочисленные поклонники, среди которых один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, который в 1799 году начинает настойчиво ухаживать за Жюли. Но она остается безразлична, как к вниманию высокопоставленного поклонника, так и вообще, к имени Бонапартов, играющих все более важную роль в жизни Франции. Она отказывается от роли придворной дамы, предложенной ей Наполеоном и не ищет приглашений на изысканные баллы, организованные его женой, прекрасной Жозефиной - будущей императрицей Франции. Скорее наоборот, Мадам Рекамье объединяет вокруг себя людей, оппозиционно настроенных к новой государственной политике. В 1802 году она совершает поездку в Англию - непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Но она привлекает не только лиц, не согласных с республиканским правительством и своих поклонников.
Жюли Рекамье родилась в семье нотариуса в Лионе, после продвижения ее отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.
В 15 лет она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет.
Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Портрет Давида

Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Ее салон привлекал неразделяющих изменения и постепенно превратился в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала ее салон. После высылки Жеремен де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о ее удалении из столицы. Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приемы; ее близкий друг Рене Шатобриан оставался с ней до самой смерти.
Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана

Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет.
Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида.

Ну и закончу я насмешливым портретом Рене Магрита..Обожаю его иносказательность..Хотя, грустно все это...

Популярность ее салона гремела даже за пределами Франции. Мужчины не могли без нее спокойно жить, а в рядах страстных поклонников числились и знатные, и богатые, и столь молодые, что разница в летах с прелестницей ошеломляла. Нежная, чуткая, обаятельная, при этом она считалась одной из значимых врагов Наполеона… Для нас же ее имя навеки связано с изящной женской кушеткой, на которой изображали ее многие художники того времени.

Жюльетта Бернар появилась на свет з декабря 1777 года в Лионе (Франция) в семье мелкого нотариуса. Историки до сих пор теряются в догадках — был ли мэтр Бернар истинным отцом девочки: Не успела Жюли достигнуть шестнадцати лет, как ее поспешно выдали замуж за друга семьи банкира Рекамье. Брак оказался фиктивным — сексуальных отношений между супругами впоследствии так и не было, зато молодая жена получила в день бракосочетания свободу действий и роскошный особняк в Париже. Злые языки поговаривали, что замуж девушка вышла за настоящего отца, который таким образом пытался защитить свое чадо в тяжёлые для Франции времена. Также есть предположения, что Рекамье спасал вовсе не девочку, а собственное состояние, которое могла в любой момент конфисковать новая власть. Родители же с удовольствием пристроили дочь, обеспечив ей богатое будущее.

Спустя некоторое время после свадьбы Жюли Рекамье открыла салон, который поначалу благодаря слухам, а затем — приятной внешности и уму хозяйки постепенно приобретал невероятную популярность. Здесь регулярно собирались политические деятели и люди искусства.

Хозяйка салона умела подать себя. Как правило, она возлежала на кушетке с изогнутыми спинками типа греческого клисмоса. (Кстати, позже такое ложе стало называться в честь Жюли- «кушеткой мадам Рекамье»). Кошачья медлительность и грация, таящие силу и энергию. Томный цепляющий взгляд. Именно такой видели ее посетители, и такой несравненную мадам Жюли предпочли запечатлеть на холстах многие художники.

Бесчисленное количество поклонников, в том числе и высокопоставленных (среди которых Люсьен Бонапарт и прусский принц Август), неизменно осаждали Рекамье. Она умела выслушать, посочувствовать, дать дельный совет, сделать , зародить веру в себя. Каждый посетивший ее салон удивительным образом чувствовал в себе необходимость творить и действовать.

Ее неоднозначность притягивала мужчин с неимоверной силой: детское наивное личико и восхитительное чувственное тело, разумные речи и ребячливая веселость, мягкость и бунтарство. Она была такой разной: то становилась тихой и покорной, то — необузданной и страстной.

Впрочем, Жюли не позволяла своей победить и редко кому отдавала предпочтение, держа воздыхателей возле себя в качестве преданных друзей. Не отказывала напрямую, но при этом обозначала определенное расстояние.

Однако людей в дом Рекамье влекло не только обаяние хозяйки. Жюли слыла рьяной оппозиционеркой. В свое время мадам Рекамье даже гордо отказалась от заманчивой должности придворной дамы, которую ей предлагал император. Роскошные приемы, устраиваемые , ею игнорировались. А в салоне мадам Жюли рождались всевозможные антинаполеоновские заговоры.

В 1803 году императору надоело мириться с бунтаркой, приобретавшей все большую популярность. Он повелел закрыть знаменитый салон. В 1805 — банк Рекамье оказался на грани разорения, опять-таки не без вмешательства Бонапарта. В 1811 – Жюли и вовсе выслали из Парижа.

Правда, это не стало для энергичной дамочки наказанием. Мадам Рекамье прекрасно жилось и в провинции. Вскоре уже ее усадьба, как и в прошлом — салон, славилась гостеприимством и обилием знатных посетителей. Лучшие умы и блестящие таланты с удовольствием проводили время в доме Жюли. И, разумеется, украшением сего общества, бесспорно, признавалась сама хозяйка.

Свое великое счастье и настоящую любовь мадам Рекамье встретила лишь в 40 лет. Наполеон находился в это время уже в изгнании. Жюли давно вернулась в Париж и заново открыла салон. И вот среди именитых гостей стал частым гостем Он. Франсуа Шатобриан – поэт и писатель. Их роман продлился до самой смерти мадам Рекамье, которую она встретила 11 мая 1849 в Париже.

P.S. К сожалению свои мемуары, которые писала всю жизнь, Жюли перед смертью велела уничтожить. Но осталась личная корреспонденция несравненной, отзывы ее современников, шедевры знаменитых Давида, Франсуа Жерара, Дежюнне, Шинара, Морин, и многих других, для чьих произведений искусства стала музой мадам Рекамье.

Наталья Владимирова специально для
сайта


Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар , в замужестве мадам Рекамье , слыла первой парижской красавицей, сводившей мужчин с ума, и была хозяйкой самого знаменитого литературного салона . Частыми гостями там были мадам де Сталь, Шатобриан, Сент-Бев и многие другие представители творческой элиты. Ее портреты писали самые известные художники. До сих пор остается загадкой, что же из себя представляла эта женщина, и как она оказалась в центре культурной жизни Парижа.



В 1793 г., когда девушке не было и 16, ее выдали замуж за банкира, который был старше ее на 27 лет. Отношения между супругами были исключительно дружескими. По слухам, у Жака-Роже Рекамье до этого был роман с ее матерью. В связи с этим появилась версия, что Жюли на самом деле приходилась банкиру дочерью, на которой он женился, чтобы богатство не ушло из семьи. Впрочем, это так и осталось одной из тайн мадам Рекамье.



В качестве свадебного подарка муж подарил Жюли особняк в Париже, где она стала принимать гостей. Вскоре салон мадам Рекамье стал центром притяжения культурной элиты Парижа.



Она покоряла многих, в числе ее побед были писатели Константин Де Ребек, Шатобриан, прусский князь Август, брат Наполеона Люсьен Бонапарт, князь Меттерних, герцог Веллингтон и многие другие. Многочисленных поклонников модам Рекамье предпочитала держать на расстоянии, не теряя с ними дружеских отношений.



Ее ангельскую внешность часто называли эталоном совершенства. О том, что молчанье – золото, мадам Рекамье знала отлично. Возможно, именно благодаря своей немногословности она умела производить впечатление женщины загадочной и недоступной, хотя и не была лишена кокетства. Жюли крайне редко отвечала решительным отказом, оставляя место для надежды.



Прусский князь Август, племянник Фридриха Великого, просил ее руки, и она дала свое согласие. Но когда он вернулся в Пруссию, женщина неожиданно передумала и послала ему на память свой знаменитый портрет кисти Жерара. Август едва не сошел с ума.



Жюли никогда не проявляла настоящего интереса к политике, но в ее салоне собирались самые блестящие интеллектуалы, большинство из которых были настроены крайне враждебно по отношению к Наполеону. Она была в курсе всех заговоров, поскольку они замышлялись в ее гостиной. Литературный салон постепенно превратился в один из центров политической оппозиции. По этой причине салон закрыли.



В литературный мир Жюли ввела мадам де Сталь, ставшая на долгие годы ее самой близкой подругой. Одна из загадок – история их дружбы, в которой мадам де Сталь проявляла ревности не меньше, чем поклонники мужского пола. Когда Наполеон запретил ее подруге появляться ближе, чем в ста милях от столицы, мадам Рекамье вслед за ней решает покинуть Париж. Пять лет Жюли проводит с Жерменой де Сталь, переезжая из города в город. Они смогли вернуться в столицу только после отречения императора от престола.



В 1819 году мадам Рекамье переселилась в Аббе-о-Буа, где в её салоне собирались политические деятели, литераторы, учёные. Там часто бывал Шатобриан, ставший последней страстью мадам Рекамье. Еще одна тайна – их странные отношения, которые сложно назвать счастливыми.



Самой большой загадкой мадам Рекамье осталось то, что она, по сути, не сделала ничего выдающегося, но вошла в историю Франции как женщина, сумевшая объединить вокруг своего салона самых талантливых людей своего времени.



Незаурядные женщины часто оказывались в центре культурной жизни столиц, как, например,

«Портрет мадам Рекамье» - картина французского художника Жака Луи Давида , написанная им в году.

Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр , чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а, возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида.

«Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве. Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Её волосы обвязаны лентой, из-за которой несколько локонов спадают на лоб. Давид изобразил мадам Рекамье в позе сладострастной одалиски , но, несмотря на это, она сохраняет девственную чистоту весталки . Контрапункт горизонтальных и вертикальных линий создаёт извилистую «арабеску» её тела на вибрирующем фоне, подобном фону картины «Смерть Марата ». В законченной версии картины, возможно, присутствовали бы модные вещи того времени, однако из-за внезапной остановки работы над картиной в ней присутствуют только канделябр, выполненный Энгром (фр. Ingres ), скамейка для ног и кушетка (фр. sofa ), на которой покоится мадам Рекамье. Этот аскетизм делает её внешний вид ещё более волнующим. Жюли Рекамье было 23 года, когда работа над картиной была прекращена.

Портрет был приобретён из мастерской Давида в году и в настоящее время находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3708.

  • Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем.

Ссылки

  • «Портрет Мадам Рекамье» в базе данных Лувра (фр.)


Заболевания