Михаил Васильевич Плетнёв. Биография михаила плетнева Плетнев пианист

М.В. Плетнев – известный дирижер, пианист-виртуоз, основавший Российский национальный оркестр, с 1990 года (за небольшим перерывом) является его руководителем.

Место рождения М. В. Плетнева — г. Архангельск. Это событие произошло 14 апреля 1957 года. Отец, В.П. Плетнев, концертмейстер консерватории, мать – пианистка, сразу обратили внимание на необычайную одаренность сына.

Детские годы маленького Миши проходили в Саратове, Казани. С 7 лет он учился в музыкальной школе при Казанской консерватории (класс пианино).

Первые успехи

В 13 лет талантливый мальчик принят в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. . В 16 лет Михаил получает гран-при Международного юношеского конкурса в Париже. Следующий этап – учеба в Московской консерватории под руководством профессора Л. Власенко, Я. Флиера. В период студенчества молодой человек принимает участие в конкурсах, пользуется огромным успехом.

1977 год – Всесоюзный конкурс пианистов в Ленинграде, первая премия достается М. Плетневу. 1978 год – Международный конкурс им. Чайковского в Москве, золотая медаль, первая премия достаются М. Плетневу. После окончания консерватории, аспирантуры Михаил становится ассистентом Власенко, затем преподает фортепиано в собственном классе.

С 1981 года Михаил – солист Госконцерта, пианист-виртуоз. Пресса дает высокую оценку его интерпретации произведений Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Музыкант сотрудничает с известными дирижерами – Ашкенази, Ведерниковым, Ростроповичем, Гергиевым, Баршаем, знаменитыми симфоническими оркестрами.

Создание РНО

В 1980 году состоялся его дебют как дирижера, через 10 лет Плетнев за счет иностранных меценатов создает независимый Российский национальный симфонический оркестр. Через некоторое время оркестр переименован в РНО (Российский национальный оркестр). С 1990 года по настоящее время М. Плетнев является руководителем данного коллектива. Стоит отметить, что в этой работе у него был четырехлетний перерыв, когда пианист выезжал на гастроли. Кроме художественного руководства, М. Плетнев активно занимается общественной деятельностью.

Личная жизнь

С 1996 года Плетнев живет в Швейцарии, на несколько месяцев в году выезжая в Таиланд. В Паттайе Михаил приобрел два дома. М. Плетнев – публичный человек, однако об его личной жизни известно крайне мало. Некоторые сведения можно почерпнуть из воспоминаний его друзей, известных музыкантов.

Так, Сергей Корниенко (контрабас), рассказывает, каким был Плетнев во время учебы. Участие в шумных студенческих посиделках не было характерным для молодых музыкантов. Разумеется, иногда праздники все-таки случались, но Михаил при этом выпивал чисто символически, самую малость. Зато он любил играть в футбол и делал это с большим удовольствием.

Закончились беззаботные студенческие годы, после концертов Михаил приезжал к Корниенко, где они ужинали, затем пешком отправлялся к себе, на Старый Арбат. Плетнев очень любил и любит спорт, он еще в юности выбрал для себя четыре вида спорта и до сих пор занимается ими. Это бадминтон, большой теннис, пинг-понг, бильярд. Кроме того, он большой любитель шахмат, главным соперником его всегда был Корниенко.

После того, как Михаил Плетнев приобрел себе недвижимость в Таиланде, он с большим удовольствием занимается подводным плаванием. После пройденного с инструктором курса обучения знаменитый музыкант самостоятельно опускается на глубину в 40 метров. Последнее сильное увлечение музыканта – он научился управлять самолетом и получает большое удовольствие от этого занятия.

Друзья вспоминают, что карьеру дирижера Плетневу предсказывали еще в ранней юности. Они удивляются, как РНО удалось пережить самые кризисные годы и до сих пор успешно конкурировать с самыми лучшими отечественными и зарубежными коллективами. В кризисные времена, а их пришлось пережить немало, Плетнев ведет себя хладнокровно, избирает самый верный путь. В качестве успокоительного средства безотказно действует музыка, мгновенно объединяя коллектив. Плетнев просто встает за пульт, либо садится за рояль и проблемы просто уходят на второй план.

В 2010 пианист был втянут в грязный скандал. Его обвиняли в связи с организатором детской проституции. Трайпхоп Бунпхасонг, втягивавший мальчиков в занятие проституцией, утверждал, что одним из его заказчиков был М. Плетнев. Обыск в доме дирижера не дал никаких результатов, однако вскоре ему предъявили обвинение в растление несовершеннолетнего. Плетнев категорически отрицал все обвинения в свой адрес, настаивая, что он связан с Бунпхасонгом только дружескими отношениями.

Надо сказать, что это обвинение в растлении малолетних было не единственным, достаточно вспомнить происшествие в Японии, когда Плетнева обвиняли в сексуальных отношениях со школьником. Дело было закрыто по причине отсутствия доказательств. В деле нашумевшей «Голубой орхидеи» знаменитого дирижера называли одним из приобретателей детского порно. Однако вернемся к последним событиям. Через несколько месяцев таиландское дело о растлении было закрыто, с дирижера сняли все обвинения и ограничения на передвижение.

Плетнев во всех случаях отвергал обвинения в растлении малолетних, утверждая, что все это – не более чем происки завистников. Он говорит, что если человека когда-то обвиняли в подобных деяниях, со временем он становится удобной мишенью для подобных инсинуаций. Однако скандальная история оказала негативное действие на профессиональную деятельность Михаила – Симфонический оркестр итальянской Швейцарии приостановил отношения с музыкантом.

Маэстро – высокообразованный человек, интересный собеседник, отличающийся философским взглядом на все события жизни. Друзья музыканта утверждают, что он никогда не был женат, и у него нет детей. Однако дом маэстро не пустует, здесь живет рыжий кот, уже давно достигший преклонного возраста. Была и московская сторожевая. Собака умерла от старости. Ее место занял молоденький сенбернар. В свободное время маэстро с большим удовольствием занимается дайвингом и пилотированием. Ему необходимо ощущать себя свободным, и именно эти чувства он испытывает в небе и под водой.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

(род. в 1957 г.) российский пианист и дирижер

Михаил Васильевич Плетнев родился в далекой российской глубинке - в городе Архангельске, в 1970 г. закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Первый большой успех пришел к нему в шестнадцать лет, когда в 1973 г. он получил Гран-при на конкурсе музыкальной молодежи в Париже. Став студентом консерватории, Плетнев совершенствует свое мастерство у Я. Флиера и Л. Власенко.

В 1978 г. он подтвердил свой ранний успех, получив премию на Международном конкурсе имени Петра Чайковского . Блистательную манеру исполнения молодого пианиста некоторые сочли холодноватой и прагматичной. Действительно, Михаил Плетнев обладает великолепной техникой. Но сам он считает, что нельзя просто читать партитуру, вникая во все нюансы, - исполнитель должен чувствовать «дыхание музыки». Восприятие им музыки во многом определили его родители, видевшие в ней самостоятельный мир переживаний и чувств, наполненный особой духовностью.

Став солистом Московской консерватории, Михаил Плетнев начал стремиться воплотить свою концепцию понимания музыки. Со временем его начали воспринимать как одного из лучших интерпретаторов фортепианного творчества П. Чайковского.

Виртуозность стала одним из качеств Плетнева, причем она настолько спрятана внутри, что интерпретации иногда даже кажутся лишенными внешнего эффекта. Пианист стремится создать завершенную, зрелую концепцию, его отчасти можно даже считать философом, решающим важную нравственную задачу. Только прослушав его исполнение до конца, осознаешь, какой сложный образный ряд представляет пианист.

Понимая, что его исполнительская манера не похожа на игру других пианистов, Михаил Васильевич Плетнев постоянно осваивает новых авторов, практически не ограничивая себя в выборе имен, но предпочтение отдает композиторам XIX в.

Сочетание техники, рационализма и внутренней концепции позволило ему блестяще сыграть «Карнавал» Роберта Шумана . Обычно пианисты сосредотачиваются на отдельных деталях, и редко удается услышать равномерное звучание всего произведения. Переходы Михаила Плетнева настолько незаметны, что авторский замысел доходит до слушателя во всем блеске. Нередко его игра отличается и особым драматизмом.

Не стремясь играть на публику, Плетнев в то же время год от года совершенствовал навыки исполнительского мастерства. Он играл Шопена как своеобразный калейдоскоп ярких миниатюр. Бах также представал в его исполнении как цепочка вариаций, виртуозность исполнения «сгладила» традиционную тяжеловесность и создала ощущение музыки.

Михаил Васильевич Плетнев всегда стремился играть то, что близко ему по мироощущению, в противном случае после первого или второго исполнения пианист редко возвращался к данному произведению. Среди постоянно исполняемых им произведений можно назвать сочинения Бетховена , Чайковского .

Независимо от других занятий Плетнев продолжал постоянно выступать с концертами. Он не прекращал сольные выступления даже в период руководства Российским национальным оркестром. Руководительская деятельность исполнителя показалась многим необычным и даже странным занятием для виртуоза-одиночки. Однако в течение десяти лет, с 1990 по 2000 год, Михаил Плетнев создал работоспособный коллектив с очень интересным репертуаром.

Как и при подборе собственного репертуара, он не стал ограничиваться конкретными программами, составив репертуар из произведений мировой и русской классики, современных композиторов. Он учитывал, что оркестру придется много гастролировать, и поэтому сразу же стал отрабатывать произведения, рассчитанные на разного по степени подготовленности слушателя. Любопытно, что часто в концертах доминировали произведения Чайковского. Но музыкант продолжал удивлять публику своим умением находить необычные и редко исполняемые вещи. Например, сезон 1997 г. открылся концертом, в котором прозвучали «Приглашение к танцу» К. М. Вебера и концерт для скрипки Конюса - произведения, редко звучащие в других коллективах.

Организовывая оркестр, Михаил Плетнев столкнулся со множеством трудностей, в частности, ему пришлось взять на себя и продюсерские обязанности. Совмещение сольной и оркестровой работы оказалось трудным для пианиста, он сам признавался, что в течение долгого времени выполнял обязанности сразу двух человек. Поэтому в 2000 г. он принял решение передать оркестр на четыре года Владимиру Спивакову и заняться только исполнительской деятельностью. Оставшись «почетным дирижером», он сохранил за собой возможность отдельных выступлений с оркестром.

Стремление к освоению нового материала привело Михаила Плетнева к исполнению произведений, предназначенных для хора. Впервые в своем творчестве он обратился к кантатам Танеева. Решающими критериями отбора произведений вновь стали смысловое наполнение, серьезная полифония, особый интонационный и ритмический рисунок.

Интересным оказалось и выступление в рамках фестиваля «Новый век» в мае 2000 года, когда в одном концерте прозвучали партитура №6 Иоганна Баха , соната №32 Людвига Бетховена и четыре скерцо Фредерика Шопена . Критика признала, что пианисту удалось создать «объемное звуковое пространство». Контракты на сольные выступления подписаны Плетневым до 2003 г.

Он занимается и благотворительностью. Стремясь поддержать С. Васюкинского, обладателя первой премии на юношеском конкурсе им. Чайковского, Михаил Васильевич Плетнев отдал ему рояль, провел вместе с ним концерт. Одно время исполнитель занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории, но пока не планирует вести свой класс.

Есть не один способ попасть на концерт в Большой зал консерватории студентам, преподавателям, научным работникам и прочей интеллигентской «шантрапе», кои никак не хотят смириться с вдруг возникшей для них недоступностью наслаждения хорошей музыкой. Без этого, так же, как без обмена мнениями о мастерстве игры и сущности прочтения исполняемых сочинений, и жизнь им не в жизнь. Оттого даже на самых «престижных», а потому весьма дорогих концертах камерной и симфонической музыки взгляд тут же выхватывает этих верных рыцарей звуковой палитры, завсегдатаев концертных залов, чем-то при всем их различии неуловимо схожих между собой, что выделяет их из скопления новой «приличной» публики, фланирующей по фойе. Да и немудрено. Не забыты еще те времена, когда любой слушатель, было бы желание, мог припасть к тому всеобщему источнику постижения жизни, имя которому Музыка. Ее жрецов, музыкантов Божьей милостью, отбирали тогда из самых разных слоев народа огромной нашей страны, коль скоро была в них искра таланта, жило стремление служить Музыке. Потом их долго, заботливо пестовали в специальных школах при всемирно известных консерваториях, знаменитых своими традициями и учителями. Так росла слава русской музыкальной исполнительской школы, расцветало творчество композиторов, чьи выдающиеся достижения в веке XX вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Подобный путь прошел и один из самых известных музыкантов современности Михаил Плетнев, соединивший в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. В возрасте 13 лет Михаил был переведен из Казанской специальной музыкальной школы 10-летки, где он с 7 лет учился по классу фортепиано, в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Евгения Михайловича Тимакина, которого с тех пор почитает одним из главных своих учителей. Помимо очевидной музыкальной одаренности, Плетнева сызмала отличали два немаловажных для творческого человека свойства: умение самозабвенно трудиться и независимость в суждениях и мыслях. Последнее было настолько ярко выражено, что нередко выглядело как неуступчивость. В 17 лет (1974) поступив в Московскую консерваторию в класс профессора Якова Владимировича Флиера, он так упорно отстаивал свое прочтение той или иной музыкальной пьесы, что Флиер как-то заметил, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта. Но именно эта самость и независимость были причиной того, что с юных лет игра Плетнева, чуждая внешним эффектам, вызывала интерес своей трактовкой, своими открытиями. При внешней сдержанности, даже аскетизме поведения на сцене в его игре всегда ощущаются неподдельная страстность, биение самоуглубленной, пытающейся выразить себя в звуках мысли. При этом его техническое мастерство таково, что даже в самых виртуозных пассажах при раскованной полетности целого каждая нота пропевает свою партию, каждая слышится наособицу, что создает удивительной красоты и совершенства музыкальное полотно, как бы сплетенное из отборных жемчужных нитей. Эти качества не могли остаться незамеченными. Еще учась в ЦМШ, Плетнев был удостоен Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1977 году он получает Первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, а через год (1978), занимаясь уже с Львом Власенко, сменившим Флиера (Я.В. Флиер умер в декабре 1977 г.), - Первую премию и Золотую медаль на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Один из членов жюри конкурса Чайковского сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение.... У него - тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту».

Победа на конкурсе имени Чайковского стала началом неуклонно растущей мировой известности Плетнева-пианиста. Его пианистический багаж огромен и продолжает все время пополняться. Все фортепианные сочинения боготворимого им П.И. Чайковского, произведения Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича соседствуют с Бахом, Скарлатти, Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Листом, Шопеном, Шуманом, Григом. Фортепианный альбом с записью сочинений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», «самая прекрасная игра, какая только может быть. Одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех времен». Таких восторженных отзывов на Западе об игре Плетнева - тьма. Но это не кружит ему голову. Он по-прежнему целеустремленно, много, в тишине и одиночестве трудится: служит Музыке, открывает в ней неизведанное. Так, нельзя не вспомнить о мировой премьере блестяще сыгранных им Семи фуг Грига, незадолго перед тем найденных. Его диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года» («Deutsche Grammophon»). Также нельзя не отметить непревзойденное исполнение написанных им переложений для фортепиано симфонических сочинений, в первую очередь сюит из балетов Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Впрочем, любое выступление пианиста Плетнева - событие, доставляющее эстетическое наслаждение, будящее мысль.

Определяющей чертой Плетнева-музыканта является его неуклонное движение вперед. В этом движении ко все более глубокому постижению и раскрытию Музыки до сих пор у него не было не только самомалейшей остановки, но даже какого-либо притормаживания. В 1990 году 33 летний успешно концертирующий пианист Плетнев поразил культурную общественность страны, основав Российский национальный оркестр - РНО. Еще в самом начале победительной карьеры пианиста, в 1980 году, Плетнев попробовал свои силы в управлении оркестром, после чего, ощущая настоятельную в том потребность, он неоднократно выступал со многими симфоническими коллективами России. Но в год основания РНО наша страна переживала острейший кризис. Вся сложившаяся за время Советской власти система организации культуры, в том числе в области музыкального искусства, рушилась на глазах. Государство не в состоянии было содержать на должном уровне даже крупные, давно и успешно играющие оркестры. И потому невольно возникал вопрос, зачем в таких невероятных условиях создавать новый симфонический оркестр, рискуя при этом высокой репутацией неординарного музыканта? Но Плетнев не был бы Плетневым, если бы отступил от выношенного решения. При организации РНО он избрал непроторенный тогда путь создания независимой творческой некоммерческой структуры, основу которой составляют не государственные субсидии, но поддержка общественности. Был избран Попечительский совет, куда вошли несколько крупных российских и зарубежных компаний. При этом наряду с гастрольными поездками на Запад РНО с самого начала стал выступать и в российской провинции, организовав волжские турне, которые регулярно продолжаются до наших дней. Сбылась давняя мечта Плетнева. Создавая РНО, он сказал: «Я не оставляю рояль, мне просто нужен инструмент большей мощности».

Действительно, с помощью этого инструмента Плетнев сумел сделать в музыке то, что раньше, имея дело только с роялем, был не в состоянии. Считанное время понадобилось ему, чтобы вывести РНО в число лучших оркестров мира, чтобы оркестр получил широкое международное признание. В полной мере раскрылся талант Плетнева-музыканта. Его интерпретации симфонических сочинений непредсказуемы и свежи. Неудивительно, что его приглашают дирижировать крупнейшие оркестры мира. Бывали случаи, когда Плетнев выступал в роли дирижера и солиста одновременно. Однако, как и в начале музыкальной карьеры, определяющими для него являются не слава и успех, главным всегда остается Музыка. Так, чтобы глубже понять мятущуюся лиру Чайковского, он задумал, как и на рояле, сыграть с оркестром все его симфонические сочинения. Фирма «Deutsche Grammophon» записала на компакт-дисках исполнение РНО под управлением Плетнева все шесть Симфоний композитора, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», фантазии «Буря», «Франческа да Римини», «Торжественную увертюру 1812 год». С Плетневым Российский национальный оркестр незабываемо сыграл 9 симфонию Бетховена, «Орестею» и кантату «Иоанн Дамаскин» Танеева, симфонические картины «Баба Яга» и «Кикимора» Лядова, да мало ли что еще.

Но не все задуманное осуществлено. В начале сезона 1999-2000 гг. Михаил Плетнев неожиданно для многих заявил о решении сложить с себя полномочия художественного руководителя и главного дирижера своего любимого детища - РНО, мотивы чего до конца не ясны до сих пор. Какие силы, какие закулисные действия подвигли его на это? Можно лишь догадываться. Явно одно: главным дирижером и художественным руководителем РНО стал вернувшийся в Россию после длительного зарубежного турне, вовсю раскручиваемый масс-медиа скрипач Владимир Спиваков, как дирижер, имевший до того дело в основном лишь с камерными оркестрами. С самого начала взаимоотношения нового главного дирижера и ведущей группы музыкантов РНО не заладились. Да и не удивительно. После привычного интеллектуального осмысления каждой играемой вещи, неординарных открытий, которые Плетнев находил в совместной с оркестрантами работе, что давало им чувство сопричастности творчеству и потом, на концерте, передавалось слушателям, весьма заурядное исполнение. Убедившись в этом, артисты РНО повели себя «неблагодарно» по отношению к маэстро Спивакову, на которого, в свою очередь, «отсутствие воздуха в оркестре действовало гнетуще». В результате такого тихого неблагополучия в жизни оркестра, три года спустя, по настоянию коллектива должность главного дирижера РНО была упразднена, а управление им передано Дирижерской коллегии, образованной из крупных зарубежных и российских мастеров, связанных с ним творческими узами. Место в коллегии было предложено и Спивакову, но он отказался «стоять в дирижерской очереди между Нагано и Берглундом». Что ж, подобное не ново под луной. Еще Марк Аврелий предпочитал свои ошибки чужим достоинствам. Для маэстро Спивакова в спешном порядке был создан новый оркестр с перелицованным из РНО названием - Национальный филармонический оркестр России. И моральная компенсация этой, в общем незавидной для авторитета музыканта ситуации, не заставила себя долго ждать. Спиваков на сегодня - еще более раскрученная масс-медиа фигура. Ведь он - не только руководитель двух оркестров, Национального филармонического и камерного «Виртуозы Москвы», но и президент Международного дома музыки, что делает его как бы распорядителем этого огромного недавно построенного музыкального центра. А в оставленном им РНО все вернулось на «круги своя». Его художественное руководство вновь, как и прежде, возглавил Михаил Плетнев. Публика опять валом валит на концерты, а струнники по окончании игры легким постукиванием смычков по пюпитрам выражают восхищение музыкальным гением своего руководителя.

Творческий портрет Михаила Плетнева был бы неполон, если хотя бы вскользь не была помянута его композиторская деятельность. Кроме мастерски сделанных переложений для фортепиано сюит Чайковского из музыки балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», переложения для кларнета Скрипичного концерта Бетховена, оркестровок фортепианных концертов Шопена, которые появились на свет в связи с запросами исполнения, он успешно пишет и новую музыку. Триптих для симфонического оркестра, Фортепианный квинтет, Фантазия на казахские темы для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, Классическая симфония в 4-х частях, Альтовый концерт - вот основные его сочинения, не упомянуть о которых нельзя. Он интересуется многим: философией, литературой, театром, увлекается джазом, хорошо разбирается в технике, владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками, чьих авторов предпочитает читать в подлиннике. Эта многогранность и широта интересов и умений, сравнимая с тем, что по рутинности нашего мышления мы привыкли относить лишь к исполинам духа эпохи Возрождения, без сомнения, находит отражение в его игре на рояле и в управлении оркестром. Его музыкальное творчество питается глубиной и полнотой его личности. Он - крупен как человек, и потому интересен как музыкант. А все его награды у нас и за рубежом, типа лауреатства премии Award-1996 - «Лучший пианист года» (!?) или российского ордена «За заслуги перед отечеством» IV степени (1997) (!?), лишь подчеркивают суету и нищету духа сегодняшней массмедийной цивилизации, которая во главу угла ставит цифру и степень, счет и сравнение, ценит все по законам рынка и упускает из виду самое важное и главное, что есть в жизни и в человеке.

Творчество Плетнева - всеобщее наше достояние. Его повсеместно растущая слава - свидетельство признания его музыкального гения, отраженная волна наших чувств, а не закулисные решения правящих бал. Оттого и слава эта имеет благородный оттенок. Как радостно читать в интернете заключительные строки биографической справки о нем: «Живет и работает в Москве».

В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В 16-летнем возрасте Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера.

В 1977 году Плетнев получил первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевал золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту».

В том же году Плетнев поступил в класс под руководством Л.Н. Власенко, лауреата премии имени Чайковского.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру у Л.Н. Власенко и стал ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Плетнева появился свой класс фортепиано в Московской консерватории.

С 1981 года он являлся солистом Госконцерта. Плетнев постоянно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига и Симфонические этюды Шумана, произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» - парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Критики особо отмечали плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского.

Слава пианиста-виртуоза закрепилась за Плетневым с первых его выступлений. Он много и с неизменным успехом гастролировал в России и за рубежом.

Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Он также регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США.

Плетнева знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кельне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д.

В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта - создать независимый симфонический оркестр. В 1991 году, на взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО.

Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего Мстсилава Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно.

В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев дирижировал Берлинским симфоническим оркестром.

Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году - Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт - музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик».

Множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», - «это самая прекрасная игра, какая только может быть». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века».

С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для кларнета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

В начале сезона 1999/2000 года Плетнев принял решение сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, решив полностью сосредоточиться на творческой деятельности. Коллектив учредил для него звание - Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра Плетнев вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За заслуги перед российской музыкальной культурой Плетнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев - лауреат премии «Award» (1996) - «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды - «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В 2006 году Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры» - организацию, целью которой наряду с обеспечением Российского национального оркестра является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед.

Михаил Плетнев интересуется философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Михаил Васильевич Плетнёв родился 14 апреля 1957 года в Архангельске в семье музыкантов. Его отец Василий Павлович Плетнев был выпускником Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, играл концертмейстером в консерватории, мать Ольга Дмитриевна была пианисткой.

Детство Плетнев провел в Саратове и Казани, с 7 лет начал посещать музыкальную школу при Казанской консерватории по классу пианино. С 13 лет учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени Чайковского. В 1973 году 16-летний Плетнев выиграл гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже и в следующем году поступил в Московскую консерваторию, учился под началом профессоров Якова Флиера и Льва Власенко.

В 1977 году Плетнев завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, а в 1978 году стал лауреатом золотой медали и первой премии московского Международного конкурса имени Чайковского. В 1979 году Плетнев окончил консерваторию, а в 1981 году - аспирантуру, после чего стал ассистентом Власенко, впоследствии начал преподавать в собственном классе фортепиано.

Став в 1981 году солистом Госконцерта, Плетнев завоевал славу пианиста-виртуоза, в прессе отмечали его интерпретации творчества Чайковского, но также и его исполнения Баха, Бетховена, Рахманинова и других композиторов. Плетнев сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами как Владимир Ашкенази, Александр Ведерников, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Рудольф Баршай и самыми известными симфоническими оркестрами мира, в том числе Лондонским симфоническим и Лос-Анджелесским филармоническим.

В 1980 году Плетнев дебютировав как дирижер, а десять лет спустя, в 1990 году он создал за счет зарубежных пожертвований независимый Российский национальный симфонический оркестр (позже переименованный в Российский национальный оркестр, РНО) и до 1999 года был его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда. В 1999 году он покинул его, чтобы заняться самостоятельной творческой деятельностью и гастролями, но в 2003 году вернулся к управлению РНО. В 2008 году Плетнев стал приглашенным дирижером в Симфоническом оркестре итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera italiana).

В 2006 году Плетнев создал Фонд поддержки национальной культуры. С 2006 по 2010 год Плетнев был членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а с 2007 по 2009 год входил в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

С 1996 года Плетнев проживал в Швейцарии, однако много времени, иногда по полгода, проводил в Таиланде, где у него было два дома в Паттайе. Также в Таиланде дирижер основал компанию Music House Company, которая специализировалась на преподавании музыки и игре на фортепиано (сам он музыку не преподавал). Ему принадлежал также бадминтонный клуб и ресторан Euro Club and Restaurant. Впрочем, дирижерский дебют Плетнева в Таиланде в Бангкокском симфоническом оркестре состоялся только в 2004 году.

В 1989 году Плетнев стал народным артистом РСФСР. В 1997 году он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, а в 2007 году - III степени. Также он дважды награждался государственными премиями СССР и России, в 1996 и 2006 годах он награждался престижной премией Gramophone Award, также Плетнев был удостоен премии Grammy за 2004 год.

Лучшие дня

4 июля 2010 года в Паттайе полиция Таиланда в доме, где проходили занятия Music Home Company, арестовала Трайпхопа Бунпхасонга (Traiphop Bunphasong), который по договоренности с Плетневым присматривал за этим помещением. По данным следствия, Бунпхасонг был одним из организаторов сети детской проституции в Таиланде, поставлял мальчиков в публичные дома, клиентами которых были иностранцы. У Бунпхасонга были изъяты материалы с детской порнографией. Кроме того, Бунпхасонг заявил, что одним из его клиентов был Плетнев. 5 июля 2010 года Плетнев был задержан таиландской полицией, в присутствии дирижера в его доме был проведен обыск, однако в результате ничего компрометирующего найдено не было. Арестован дирижер не был, его отпустили под залог в 9 тысяч долларов без конфискации российского загранпаспорта.

7 июля 2010 года Плетневу были предъявлены официальные обвинения в растлении несовершеннолетнего мальчика, однако, по словам следователей, обвинения эти были связаны не с подпольной сетью распространения порнографии, а с заявлением опекунов 14-летнего тайского школьника. В случае признания виновным Плетневу могло грозить до 20 лет тюрьмы. Несмотря на это, 7 июля суд разрешил Плетневу покинуть страну, чтобы продолжить гастрольную деятельность, с условием, что он выплатит дополнительный залог в 9 тысяч долларов и прибыть в Таиланд через 12 дней, чтобы отметиться в суде. Плетнев воспользовался разрешением суда и в тот же день покинул Таиланд. После этого суд неоднократно отпускал Плетнева под залог с теми же условиями. Сообщалось, что согласно обычной практике до решения суда иностранцев могли отпускать под залог до шести раз.

21 июля 2010 года таиландские власти заявили о том, что виза Плетнева аннулирована, поскольку его поведение "наносит ущерб Таиланду", однако через несколько дней в посольстве заявили, что долгосрочная виза дирижера продолжает действовать.

В РНО обвинения против Плетнева называли "бредом", сам дирижер обвинения в свой адрес категорически отвергал, хотя и не отрицал своей близкой дружбы с Бунпхасонгом: по его словам, он знал его лишь как художника. Скандал сказался и на профессиональной деятельности режиссера: в Симфоническом оркестре итальянской Швейцарии решили приостановить с ним отношения. В то же время пресса отмечала, что Плетнев не в первый раз подозревался в растлении несовершеннолетних: прежде его обвиняли в растлении мальчика в Японии, но тогда из-за отсутствия веских доказательств дело было закрыто. Плетнева также называли одним из покупателей детской порнографии в России в деле о новокуйбышевской "Голубой орхидеи".

3 декабря 2010 года стало известно о закрытии дела Плетнева. Также были сняты и все ограничения, ранее наложенные на передвижения музыканта таиландскими властями.

Сведения о личной жизни Плетнева в прессе практически не публиковались. По словам его близкого знакомого, альтиста Юрия Башмета, жены и детей у него не было. Плетнев знает английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и тайский языки. Он увлекается горными лыжами, дайвингом, театром и философией.



Большие