Музыкальные проекты для школьников святые земли русской. Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём. Была лесов дремучих ширь

Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.

Князь Владимир (960-1015), равноапостольный

Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных - честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер-жаве мира - Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.

Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец

Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтон-ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.

Митрополит Алексий (1300-1378), святитель

В миру - Елевферий Бяконт . Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст-вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской ). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.

Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный

Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог - это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.

Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный

При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, - теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

  1. Историческая, музыкально-патриотическая тема.
  2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
  3. Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева;
  4. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский» (слушание);
  2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» - так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская земля!»

Александр Невский

Перелистаем страницы русской истории

Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы.

В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают.

«А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке. На большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй».

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» О. Тихомиров.

Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под воду.

Художники и композиторы воплотили облик героического князя и его подвиг в своих картинах и в музыке.

Живопись

На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается над нами, это придаёт образу особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»

На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение русского города в картине символизирует Великую Русь.

Звуки музыки

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату к художественному фильму под названием «Александр Невский», в котором показывают битву на Чудском озере.

Именно кантатой, то есть музыкальным произведением для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев.

Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре», что означает «петь».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Канты посвящались разным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю победы.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор - чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак - и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты. Но начнётся музыка - и всё исчезнет. Перед нами встанет измученная, разорённая монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.

«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!»

Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать:

«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора).

  1. Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?
  2. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.)
  3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный, призывный, беспокойный.)
  4. Какой характер звучания хора? (Энергичный, смелый, напряжённый.)

У композитора в нотном тексте имеется указание: «решительно, мужественно».

  1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или смешанный? (Смешанный – слышны были мужские и женские голоса.)
  2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот отрывок? (Симфонический оркестр.)
  3. В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
  4. В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.)
  5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.)

Вы послушали начальный отрывок. А теперь послушайте полностью хор «Вставайте, люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема начала?

Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью).

  1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора? (Да.)
  2. Какой был характер в этой части? (Распевный, плавный, мягкий.)
  3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и симфонический оркестр.)

Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, - ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на битву с врагом.

«На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.»

  1. Почему среднюю часть произведения с этими словами поёт именно женский хор? (Создаётся впечатление, что женщины провожают своих мужей на борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у защитников.)
  2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.)
  3. Каков характер финала произведения? (Возвышенный, мощный, торжественный.)
  4. Сколько частей было в хоре «Вставайте, люди русские!»? (Три части.)
  5. Каким словом в музыке называется повторение? (Реприза)

А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело - на битву с фашизмом (а как нужны были также песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня-призыв «Вставай, страна огромная!»,- в эти самые первые дни по радио во всех уголках нашей страны звучал именно этот хор из кантаты Сергея Прокофьева.

«Вставайте, люди русские, на великий бой с захватчиками нашей Родины, за нашу землю», - сзывала советских людей мужественная песня. И могучая, жизнеутверждающая энергия, заключённая в музыке, вселяла уверенность, рождала волю к победе.

Но вернёмся снова к кантате.

В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев создал не только русские героические образы, но и образы захватчиков.

…Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса - это монахи исступлённо поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов - всё заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...

В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский».

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над снежным простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни,- не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Послушайте, какими словами начинается отрывок «Мёртвое поле».

«Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую…»

Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский».

  1. Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)
  2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
  3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»

Мы слышим знакомые мелодии - все они уже звучали в кантате. Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы...

Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский».

Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля».

Кантата окончена.

  1. Как называется кантата, музыку из которой вы прослушали?
  2. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)
  3. Произведение о каком герое написал С. Прокофьев? (Об Александре Невском.)
  4. Чем прославился Александр Невский, почему он получил такое прозвище – Невский? (Под его командованием русское войско разбило шведов на реке Неве.)
  5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.)
  6. Какие слова Александра Невского стали крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»)
  7. Как называется произведение, в котором композитор С. Прокофьев рассказал о подвигах Александра Невского? («Александр Невский».)
  8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.)
  9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для симфонического оркестра, хора и солистов.)

Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о знаменитом сражении на Чудском озере был снят фильм, создана кантата.

В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военачальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника.

Вопросы и задания:

  1. Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
  2. Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
  3. Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Кантата Александр Невский:
Вставайте, люди русские, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке, 4 класс .

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока : «Святые земли русской».

Дата проведения : 14.11.2013.

Жанр урока : урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации;

Метод музицирования;

Метод соучастия;

Метод «пластическое интонирование»;

Метод погружения;

Метод контроля и самоконтроля;

Метод имитационного моделирования;

Приём «Музыкальное приветствие»;

Приём визуализации;

Работа со справочной литературой.

Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

В. Васнецов «Богатыри»;

Икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –

Рец».

Методическое обеспечение: - портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –

Димира;

Портрет А.П. Бородина;

В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

Рисунки детей на темы: «Русь православная»,

«Великий колокольный звон»;

Музыкальный центр;

Фортепиано;

Камертон.

Музыкальный материал : - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

Мурома»;

А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

(фрагмент);

Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

- «Тропарь».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
  • Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

  1. Вступление.
  • Посмотрите на эти картины. Их нарисовали ваши товарищи.

В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.: Какой была Древняя Русь?

Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В. : Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла!

(Священник Владимир Шамонин «Радость»).

  • Набат;
  • Трезвон;
  • Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.
  1. Основная часть.
  • Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

В. : О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

  • Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» - разучивание.

В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

  • Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

  • А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.
  • Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В.: По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.

(Ответы детей).

В. : Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

Земле Русская, граде святый!

Украшай свой дом,

В нём же Божественный

Великий сонм святых прослави.

В.: Какой церковный праздник будет через 1,5 месяца – один из главных праздников Святой Церкви? (Рождество).

Послушайте «Тропарь Рождества Христова» - рождественскую здравицу.

  • «Тропарь» - активное слушание по нотной записи – в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
  • Работа с карточками: «Тропарь» (исполняется в церкви – богослужебное пение, т.е. в храме, в правилах служения).
  • «Тропарь» - разучивание (текст, по голосам).
  1. Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

Спасибо!

Приложение №1.

Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.


(1857-1858).

Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) хорал Те Deum для хора, дисканта соло и органа (1934), оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллада «Авраам и Исаак» (1955), оперы: «Ноев потоп» (1958), «Пещное действо» (основана на одном из эпизодов Ветхого Завета, 1966), «Блудный сын» (1968), для хора мальчиков и оркестра «Крестовый поход детей» (1969), кантаты: «Младенец родился нам» (на тексты старинных рождественских песнопений, 1933), «Гимн св. Цецилии» (1942), для дискантов и арфы «Венок колядок» (1942), «Св. Николай» (1948),«Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (по притче о добром самаритянине, 1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» для хора мальчиков и органа(1959).

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), « Stabat Mater » (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809)оратории: «Сотворение мира» (1798), «Семь слов Христа на Кресте» (1794), « Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова Генделя по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, - ), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), Оратория на случай » (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705 ); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский» (1913).

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть и жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

Клод Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (1906).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926)кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных сочинений и переложений.

Луиджи Керубини (1760-1842) кантата «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

Золтан Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923) , Budavari Te Deum (1936) , Missa brevis (1944) , Adventi evek (1963).

Ференц Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», « Stabat Mater » (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

Жюль Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам Г. Флобера, 1881), Мария Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

Джакомо Мейербер (1791–1864) опера «Обет Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater , Miserere , Те Deum , псалмы.

Феликс Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

Оливье Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение Господа Нашего» (1969), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для фортепиано «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

Клаудио Монтеверди (1567-1643)опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся Давид» (1785), 16 церковных сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра из еврейских мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

Артюр Онеггер (1892-1955)оратории «Царь Давид» (1921) и «Жанна д’Арк на костре» (1935), опера «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая» симфония (1946), балет «Песнь Песней» (1938).

Джованни Палестрина (1525-1594) « Stabat Mater » (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

Кшиштоф Пендерецкий (1933)« Stabat Mater » (1962); «Потерянный рай» (1978) - священное представление в двух актах по мотивам поэмы Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974) ; Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

Джованни Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько псалмов и мотетов.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

Франсис Пуленк (1899-1963) « Stabat Mater » (1950).

Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), « Stabat Mater » (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)«Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907); увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

Джоакино Россини (1792-1868) «Stabat Mater» (1842), опера «Моисей в Египте» (1818), Маленькая торжественная месса (1868).

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай» (на текст Мильтона, 1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869), «Моисей» (1892), «Христос» (1893), оперы «Маккавеи» (1875) и «Демон» (1875), библейская сцена в 5 картинах - «Суламит» (1901).

Камиль Сен-Санс (1835-1921) оратории: «Потоп» (1874), «Обетованная земля» (1913), «Рождественская оратория» (1858), опера «Самсон и Далила» (1867-1877).

Александр Николаевич Серов (1820-1871) опера «Юдифь » (1861-1862), кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

Алессандро Скарлатти (1660-1725) Месса св. Цецилии (1721), Stabat Mater, два «Miserere», оратории «Седекия, царь Иерусалимский», «Грех, Раскаяние и Милость».

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра « Священное песнопение во славу имени св. Марка» (на текст из Нового и Ветхого Завета, 1956); «Плач пророка Иеремии» (на латинский текст из Ветхого Завета, 1958); кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961); «Заупокойные песнопения» (на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966); для хора и оркестра « Симфония псалмов» (на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948); «Вавилон» (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944); для хора и камерно-инструментального ансамбля «М есса» (для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, 1948); «Отче наш» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926); «Верую» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949); «Богородице Дево, радуйся» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949); для голоса с оркестром « Авраам и Исаак» (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963), музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп» (текст составлен на основании Ветхого Завета, 1961). балет «Иродиада» (1944), вокальный цикл «Житие Девы Марии» (1923; на стих. Р.М.Рильке), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (1945).

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881).

Арнольд Шёнберг (1874-1951)опера «Моисей и Аарон» (1930-1932), оратория для солистов, хора и оркестра «Лестница Иакова» (1917-1922).

Рихард Штраус (1864-1949) опера «Саломея » (1905), балет «Легенда об Иосифе» (1914).

Франц Шуберт (1797–1828) оратория «Лазарь» (1820), « Stabat Mater » (1815), Немецкий реквием» (1826), 6 месс.

Генрих Шютц (1585-1672) «Псалмы Давида» (1619), Оратория о Пасхе (1623), «Священные песнопения» (1625), «Рождественская оратория» (1660), «Семь слов Иисуса Христа на кресте» (1657), Страсти от Луки (1666), Страсти от Матфея (1666), Страсти от Иоанна (1666).



Болезни собак