Нарушение письма. Коррекция дисграфии. "взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников" Критерии ошибок в письменных работах логопеда

Разделы: Работа с родителями

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтение и письме. Например, пропускать буквы: чсы-часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать это, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Ошибки в чтении и письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью-бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный устный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине II класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам.
Многоразовые переписывание плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.
Поговорим о том, на что необходимо обратить внимание учителю для своевременного выявления детей с дисграфией. Чаще всего нарушения письменной речи выявляются у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения в школе эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия

Проявляются в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с) . Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», »лубит», «лижа» ) Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например о-у (туча-«точа»), е-и (лес-«лис»)
Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую ­букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда еще не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.
Перед тем как перейти к следующему типу ошибок, хочется заметить, что даже в таком неполном анализе представлено множество ошибок из тех, которыми пестрят тетради не­успевающих школьников. У всех этих ошибок один источник – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприя­тия, анализа и синтеза звуков речи и несоотне­сение звука и соответствующей буквы.
В программе II класса предусмотрен раз­дел «Звуко-буквенный анализ», изучение ко­торого помогло бы многим школьникам. К со­жалению, этот раздел, трудный для многих детей, учителями воспринимается как второ­степенный, и они стараются быстрее «Прос­кочить» трудную для детей тему. В результате к III классу дети уже не в состоянии объяс­нить, чем отличается звук от буквы, глухой согласный от звонкого, а гласный от согласного звука. Стойкое неумение слышать и вы­делять звуки в потоке речи, соотносить их с буквами и как следствие многочисленные «глупые» ошибки в тетрадях – вот плата за игнорирование важности навыков звуко-буквенного анализа слова. Следующий тип ошибок обычно называ­ют аграмматизмами.

Аграмматическая дисграфия

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфо­гических, синтаксических обобщений. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа сущест­вительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложе­ний, пропускать членов предложения, нарушении последовательно­сти слов в предложении.
Все рассмотренные выше ошибки связаны с недостаточным развитием устной речи ребенка. Но нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных не речевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искаженное развитие этих функций так же приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляться в заменах и скажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пронстранстве (в-д, т-ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м ).
К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а так же при органических поражениях мозга.

Смешение букв по кинетическому сходству

Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка:

Важную и, к сожалению, отрицательную роль играет в этом неправо­мерное методическое требование безотрыв­ного письма с самых первых недель обуче­ния. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается мало, и времени, отведенного для этих уп­ражнений, явно недостаточно. Таким обра­зом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в про­цессе письма. С переходом на стадию связно­го письма убыстряется темп и увеличивается объем письменных работ, что соответственно вызывает и рост количества смешений букв. И хотя подобные ошибки не вызваны наруше­нием произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как бе­зобидные «описки».
В заключение хочется еще раз отметить что перечисленные выше ошибки при чтении и письме возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма. Внимательны доброжелательный педагог вовремя сумеет разглядеть эти специфические проблемы, оказать своему ученику психологическую поддержку и дать совет родителям, как вести себя с ребенком и где искать помощи в трудной ситуации. Это поможет школьнику избежать психологического дискомфорта от неудач, с которыми сам он справиться не в состоянии, и получить так необходимую ему квалифицированную помощь учителя-логопеда.

Прежде чем научиться хорошо читать и писать, все дети проходят через этап ошибок. У кого-то их бывает больше, у кого-то – меньше. Это нормальное и закономерное явление. Но как отличить естественные ошибки от признаков нарушения речевого развития? Дисграфические ошибки – что это такое, почему они появляются и как с ними бороться?

Выделяют несколько основных причин, вызывающих дефекты в речевом развитии:

  1. Внутриутробные: болезни матери, влияние патогенных факторов, кислородное голодание и другие осложнения во время беременности;
  2. Родовые травмы;
  3. Влияние негативных факторов в раннем детстве: менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, повреждения шейного отдела позвоночника;
  4. Социально-психологические: двуязычие в семье, сильный стресс;
  5. Педагогическая запущенность (под этим термином в первую очередь подразумевается возникновение у ребенка отклонений в развитии из-за безразличия со стороны родителей), неблагоприятная социальная и языковая среда.

Все эти факторы негативно влияют на формирование речи в целом, провоцируя различные нарушения чтения, письменной и устной речи. Такие как: , алексия, афазия, алалия, аграфия и дисграфия, дискалькулия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Нарушения письма

Для начала следует выяснить, какие недостатки письменной речи существуют.

Дисграфия - это избирательное нарушение письма при нормальном зрении, слухе и интеллекте, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций и проявляющееся в стойких специфических ошибках на письме. При тяжелых дефектах письма говорят про аграфию. Что это такое?

Аграфия - это крайняя степень дисграфии, характеризующаяся полной неспособностью овладеть навыком письма. Обычно этот диагноз ставят детям с первым уровнем речевого развития (не говорящие, использующие для коммуникации лепетные и звукоподражательные слова, жесты, мимику) и вторым (в словаре ребёнка присутствуют достаточно часто употребляющиеся слова, хотя и в сильно искаженном виде). При таких серьёзных нарушениях речевого развития возникает также алексия, то есть неспособность овладеть процессом чтения.

Отдельно следует отметить, что эти диагнозы могут поставить не ранее середины 2 класса. До этого момента могут выявить только предпосылки к возникновению нарушений письма.

Дисграфические ошибки


К специфическим ошибкам письма относят:

  • Существенные затруднения при изучении некоторых букв;
  • Пропуск, перестановка букв, замена их на похожие по написанию, добавление новых;
  • Пропуск, перестановка, замена слогов;
  • Пропуск и замена слов;
  • Зеркальное письмо;
  • Несогласованность слов в предложении;
  • Слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слова с приставкой;
  • Нарушение границ предложений (в тексте вообще отсутствуют точки, либо стоят неправильно);
  • Не соблюдение строк при письме.

У ребёнка может наблюдаться один тип ошибок или все виды сразу в зависимости от степени нарушения.

Отличительные особенности дисграфических ошибок

Главная особенность специфических ошибок – неправильное написание буквы в сильной позиции. «Клат» вместо «клад» может написать любой ребёнок, не знающий соответствующего правила, но «клаты» вместо «клады» напишет только дисграфик. То же самое касается гласных под ударением: «карава» — «корова», «дим» — «дым». Если прочитать текст, написанный дисграфиком, то ошибки будет слышно, однако сам школьник во время проверки своей работы чаще всего их не замечает.

Эти ошибки носят стойкий характер, то есть появляются постоянно изо дня в день. Помощь взрослых, повторение орфографических правил и многократное переписывание домашнего задания не улучшают результат.

Если вы замечаете у своего ребёнка или ученика эти симптомы, советуем незамедлительно показать его учителю-логопеду. Он проведет всестороннюю диагностику психических функций (внимание, мышление, память) и речи (чтение, письмо, сформированность операций языкового синтеза и анализа, состояние активного и пассивного словаря), сделает заключение с рекомендациями по исправлению недостатков развития.

Профилактика дисграфических ошибок

Чем выше уровень речевого развития у ребёнка, тем больше вероятность, что проблемы с чтением и письмом его не коснутся.

С самых первых недель жизни малыша читайте ему сказки, пойте песни, рассказывайте стихи, разговаривайте с ним. Почему сказки нужно читать, а не рассказывать? У каждого человека есть определенный набор устойчивых фраз, которые он использует в речи чаще всего. Рассказывая что-то, взрослый будет пользоваться именно ими. Если же родители читают сказку, то они говорят «чужими» словами, обогащая лексикон ребёнка. Также видя у родителей в руках книгу, малыш с самого раннего возраста будет проявлять интерес к чтению.

Постарайтесь как можно дольше не знакомить своё чадо с телевизором, компьютером, телефоном и т.д. Исследования показали, что дети, которые начали пользоваться гаджетами ранее 2 лет, испытывали больше трудностей при обучении грамоте. Связано это с тем, что малыши привыкли к постоянно мелькающим ярким образам на экране. Им тяжело сосредоточиваться и длительное время удерживать внимание на неподвижных печатных символах.

Развивайте мелкую моторику ребёнка и умение ориентироваться на листе бумаги. Для этой цели прекрасно подойдут различные инструменты для рисования: восковые мелки, пальчиковые краски, акварель.

Как бороться с нарушениями письма

Как лечить нарушения письменной речи, если они всё же возникли? В зависимости от причин появления дефектов и степени их выраженности, лечить дисграфию будет один специалист или понадобится комплексная работа нескольких. Если недостатки письма появились на фоне двуязычия в семье, то для исправления такого нарушения будет достаточно грамотного логопеда. Если дисграфию вызвала педагогическая запущенность или недостатки развития психических функций, то наравне с логопедом ребенка следует водить к коррекционному педагогу. Если у школьника имеются какие-либо дополнительные заболевания (миопия, снижение слуха, сколиоз), необходимо, чтобы его ещё раз обследовали лечащие врачи. При этом нарушении необходимо проконсультироваться с неврологом. Он может выявить дополнительные неврологические проблемы, которые следует устранить.

Логопед, коррекционный педагог, психолог, невролог — каждый из них будет заниматься лечением и коррекцией нарушений в своём поле деятельности. Именно такой комплексный подход обеспечит наилучшие результаты лечения.

Логопедическое исправление дисграфических ошибок

В первую очередь учитель-логопед должен исправить ошибки в звукопроизношении , то есть поставить школьнику правильное произношение всех звуков (при этом правильным должно быть не только «звучание», но и движения речевого аппарата в момент произнесения звука).

Развитие навыков звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза. То есть умения отличать один звук от другого, правильно соотносить звуки с буквами, понимать какой звук (или буква) в слове стоит в начале, в середине, в конце. Примеры упражнений: логопед называет цепочкой слова, а школьник должен поднять сигнальную табличку, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука; выписать из текста все слова, содержащие заданный слог; вписать пропущенную букву, слог; составить пары слов, отличающихся одним оппозиционным звуком (рак-лак, роза-роса). Так же данная стадия сопровождается заданиями на составление схем слов, предложений.

Обогащение активного и пассивного словаря. Этот этап обязательно включает в себя упражнения: на образование новых слов различными способами: подбор однокоренных слов, изменение слов по временам (боролись – боремся – будем бороться), числам (зелёный – зелёные), родам (стояла – стоял – стояло); употребление обобщающих слов (назови одним словом: яблоко, груша – фрукты; найди и запиши лишнее слово: собака, корова, лиса).

Следующий этап работы содержит задания на развитие грамматических навыков , то есть на понимание значения предлогов, умение строить предложения, связный текст. Логопед может предложить школьнику решить следующие задачи: расширить предложение или, наоборот, сократить его; построить предложение по сюжетной картинке и записать его; раскрасить кота, который сидит ОКОЛО стула.

Развитие связной устной и письменной речи. Ребёнок должен составить текст по серии картинок; написать сочинение по предложенному плану.

Бороться с дисграфией тяжело. Это потребует многолетних регулярных занятий.

Преодоление аграфии


При этом диагнозе всегда есть сопутствующие – алексия и общее недоразвитие речи. Коррекцию данных нарушений логопед будет начинать с развития устной речи, постановки звуков, расширения словаря. Только после обширной подготовительной работы, которая занимает несколько лет, он перейдёт к формированию навыков письма и чтения. План занятий будет включать перечисленные выше этапы.

Какую школу выбрать: речевую или обычную?

Родителям, чьи дети имеют трудности с чтением и письмом, учителя или руководство школы могут порекомендовать посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

ПМПК включает в свой состав более 10 различных специалистов, среди которых обязательно присутствуют психолог, педагог-дефектолог, логопед, окулист, ЛОР, невролог, детский психиатр, ортопед, хирург. Они внимательно обследуют ребёнка и составят заключение, которое будет включать в себя рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту школьника.

Если ребёнку порекомендовали обучение в речевой школе, то лучше остановить свой выбор именно на такой школе. В специальном образовательном учреждении будет программа, учитывающая наличие нарушений письма и речи у учеников, и дозированная нагрузка. Штат сотрудников включает в себя всех необходимых специалистов, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Школьник не будет испытывать стресс из-за плохих оценок, выговоров от учителей или насмешек одноклассников.

Альтернативой речевой школе может стать коррекционный речевой класс в общеобразовательной школе.

Дисграфические ошибки можно преодолеть, если вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Только логопед сможет поставить точный диагноз и составить индивидуальный план коррекционной работы, поэтому не затягивайте визит к специалисту.

У вашего ребёнка, наверное, дисграфия. Такое предположение всё чаще приходится слышать от учителей родителям школьников, неуспевающих по русскому языку. Рассмотрим поподробнее, что такое дисграфия и как с ней можно бороться.

Дисграфия

Это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся и достаточно стойких ошибках в процессе письма, обусловленных несформированностью выс ших психических функций, участвующих в процессе письма.

Определение очень похоже на понятие дислексии, только чтение здесь заменяется на письмо. Действительно, процессы чтения и письма имеют много общего, сильно взаимосвязаны, но письмо является более сложным процессом, поэтому дисграфия встречается чаще, чем дислексия.

Характеристика дисграфических ошибок

1. При дисграфии ошибки носят стойкий и повторяющийся характер, это позволяет отличить их от ошибок, которые нормальны при овладении письмом и быстро исчезают.

2. Ошибки носят повторяющийся типичный характер, появляются в аналогичных ситуациях, особенно проявляются при усложнении заданий.

3. Дисграфические ошибки могут быть только у детей школьного возраста. У дошкольников подобные ошибки закономерны из-за недостаточного развития высших психических функций.

Симптоматика дисграфии

Многие симптомы похожи на те, что выявляются при дислексии.

1. Замедленное овладение навыком письма.

2. Замедленный процесс письма.

3. Нарушения почерка у детей.

4. Обязательны специфические дисграфические ошибки.

Выделяются следующие группы ошибок.

1)Неусвоение букв

а) искажение зрительного образа буквы (зеркальное написание, недописывание какого-либо элемента, приписывание лишнего элемента, искажение какого-либо элемента буквы, искажения в пространственном расположении букв);

б) замены или смешения букв (смешения букв, которые отличаются пространственным расположением элементов (ш-т,в-д), буквы, которые отличаются дополнением элементов(и-ш), буквы, которые сходны по общему графическому образу (б-в)

Подобные ошибки могут проявляться в разной степени.

2) Искажение звуко-слоговой структуры слова.

Как и в процессе чтения, это самая распространённая группа ошибок. Она включает в себя пропуски согласных при стечениях, добавления гласных между стечениями, перестановки букв в стечениях согласных, персеверации (застревания на одном звуке), пропуски слогов, перестановки, добавления лишних слогов.

3) Нарушение структуры предложения.

Проявляются в слитном написании слов (часто слитно пишутся предлоги со словами), в ряде случаев часть слова пишут отдельно (отделяют приставки от корня), пишут слово по частям.

При таких ошибках предложение может выглядеть подобным образом (Корова жуёт сено. = Коро в а жу ётсено.) Но это наиболее грубый вариант.

4) Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки (С-Ш, Р-Л, П-Б и т.д.)

5) Аграмматизмы на письме

а) морфологические аграмматизмы (нарушение согласования, управления, неправильное словообразование на письме)

б) синтаксические аграмматизмы (неправильное воспроизведение структуры предложения, которое отражается в устной речи детей)

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Коррекция дисграфии

Коррекцией дисграфии занимается логопед. Перед тем, как приступить к занятиям, специалист изучит письменные работы ребёнка, чтобы определить характер и типичность ошибок. Логопед обследует речь ребёнка и высшие психические функции, которые принимают участие в процессе письма, обязательно послушает, как ребёнок читает, даже если у вас нет жалоб на чтение.

Только после этого специалист может составить план и приступить к коррекционным занятия. На школьных логопунктах дисграфия корректируется на групповых занятиях, что менее эффективно, чем при индивидуальной работе.

Поэтому при особенно сложных и стойких случаях дисграфии желательно заниматься с частным логопедом, который сможет осуществить индивидуальный подход.

В этой статье я рассказала о таком нарушении письменной речи, как дисграфия. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я обязательно отвечу. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Коллега из города Малоярославца Калужской области Ведель Юлия Викторовна подготовила презентацию о видах дисграфии, которую я представляю Вашему вниманию.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.
ДИСГРАФИЯ
Памятка родителям младших школьников.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду, чаще к психологу, что не совсем правильно.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые родители, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа ЗВУКОБУКВЕННОГО состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...



Паразитарные болезни