Нужен ли России мирный договор с Японией (6 фото). Washington Post (США): Россия стремится к миру с Японией (секунду, они что, все еще в состоянии войны?) Почему япония не подписала

Каждый, кто следит за сообщениями британской желтой прессы о Германии («Немцы объявили войну нашему фунту!»), наверняка знает, что некоторые разногласия времен Второй мировой войны не исчезли полностью до сих пор.

То же самое можно сказать и о двух странах, которые спустя 70 лет после окончания этой войны формально ее не завершили. Это Япония и Россия.

Оказывается, после Второй мировой войны они так и не подписали мирный договор, а мир наверняка забыл бы эту главу мировой истории с ее неразрешенной проблемой, если бы эти страны не захотели сейчас помириться. Российский президент Владимир Путин и его японский коллега Синдзо Абэ в среду вернули этот вопрос в центр всеобщего внимания, заявив, что будут искать точки соприкосновения в целях заключения официального мирного договора спустя 70 с лишним лет после окончания военных действий.

«Давайте заключим мирный договор до конца года — без всяких предварительных условий», — Путин, выступая в среду во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. Абэ не стал говорить, подпишет или нет Япония это соглашение, но согласился с тем, что отсутствие мирного договора — это «ненормальная ситуация».

«Японо-российские отношения таят в себе безграничные возможности», — заявил японский руководитель.

Далеко не все страны, у которых есть аналогичные проблемы, демонстрируют такой взаимный энтузиазм. Южная и Северная Корея формально тоже до сих пор находятся в состоянии войны. И хотя обе выражают готовность подписать мирный договор, на практике оказывается, что добиться мира нелегко. Поскольку Пекин и Вашингтон в 1953 году были участниками перемирия, которое положило конец боевым действиям, они наверняка захотят поставить свою печать одобрения подо всеми условиями мирного договора. Есть и некоторые исторические примеры. Скажем, княжество (королевство) Черногория юридически находилось в состоянии войны с Японией с 1904 по 2006 год. В то время Черногория поддержала Россию в ее непродолжительной войне с Японией. Но мирный договор 1905 года это княжество не подписывало. Когда Черногория вошла в состав Югославии, она уже не могла урегулировать этот конфликт самостоятельно, поскольку не являлась самостоятельным государством. Юридически мир с Японией Черногория оформила только в 2006 году, когда обрела независимость, то есть через 100 с лишним лет после вступления в войну.

Контекст

Путин предложил заключить мирный договор с Японией

ИноСМИ 12.09.2018

National Interest: Как США помогли СССР захватить Курилы

The National Interest 13.09.2018

Япония нападет на слабую Россию и вернет острова

Феникс 09.05.2018

Так что же до настоящего времени удерживало Россию и Японию от преодоления разногласий? Как это часто бывает с Москвой, все дело в неких спорных территориях. Япония и Россия претендуют на цепь из четырех островов в Тихом океане, которые расположены между российской Камчаткой и самым северным островом Японии Хоккайдо.

Во время войны Советский Союз и Япония не вели прямые боевые действия между собой до самого ее конца. 9 августа 1945 года Советский Союз решил осуществить вторжение на территорию марионеточного государства Японии Маньчжоу-го, которое находилось на северо-востоке Китая. Вторжение началось спустя три дня после того, как Соединенные Штаты сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Япония, испытывавшая давление со всех сторон, уже готова была признать поражение, и внезапное наступление Советского Союза вынудило японцев безоговорочно капитулировать. (До 9 августа японцы надеялись, что Советы будут участвовать в переговорах как нейтральная сторона.)

После разгрома Японии Советский Союз заявил свои права на четыре острова Курильской гряды, утверждая, что японцы украли их у России, аннексировав эти земли в 19 веке. Но японцы отказались признавать российские претензии, и только в 1956 году подписали декларацию, покончившую с состоянием войны. При этом они не стали подписывать сам мирный договор.

Непонятно, каким образом Россия и Япония намереваются искать выход из этой запутанной ситуации.

Ранее Россия предлагала отдать два из четырех островов. Но когда Путин сплотил своих сторонников, сказав, что аннексия Крыма это знак любви к российской родине, ему стало трудно объяснять любые территориальные уступки в Тихом океане. За российскими правопритязаниями в Тихом океане, как и в Крыму, стоят стратегические соображения, поскольку спорные острова находятся в водах, которые часто посещают российские подводные лодки.

Между тем Япония настаивает, что стремится к полному контролю над этими островами. Представитель японского правительства заявил в среду, что позиция его страны не изменилась. Уступки российским требованиям также могут создать внутренние трудности для японского руководителя Синдзо Абэ, который хочет переписать пацифистскую конституцию своей страны.

В 2015 году Абэ подвергся мощной критике за то, что не стал повторять заявление от 1995 года, в котором японское правительство принесло «искренние извинения» за «колониальное правление и агрессию» Японии. В то время его тщательно подобранные слова и формулировки истолковали как стремление сохранить равновесие, дабы заручиться поддержкой своих националистических сторонников и в то же время не вызвать гнев Китая и США. Все условия мирного договора между Россией и Японией подвергнутся такому же внимательному изучению.

Как это ни парадоксально, отношения между Японией и ее кровным врагом Китаем доказывают, что мирные договоры можно подписывать, несмотря на неразрешенные территориальные споры. Япония и Китая заявляют свои права на маленький и необитаемый архипелаг в Восточно-Китайском море, который японцы называют Сенкаку, а китайцы Дяоюйдао. Несмотря на это, две страны сумели в 1978 году подписать мирный договор.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Русско-Японская война 1904-1905 годов, кратко о которой мы поговорим сегодня, одна из важнейших страниц истории Российском Империи. В войне Россия потерпела поражение, продемонстрировав отставание в военном плане от ведущих мировых стран. Другое важно событие войны - по ее итогам была окончательно сформирована Антанта, и мир начал медленно, но неуклонно, катиться к первой мировой войне.

Предпосылки войны

В 1894-1895 года Япония разгромила Китай, в результате чего Японии должны были перейти Ляодунский (Квантунский) полуостров вместе с Порт-Артуром и остров Фармоза (нынешнее название Тайвань). В ход переговоров вмешались Германия, Франция и Россия, которые настояли на том, чтобы Ляодунский полуостров остался в пользовании Китая.

В 1896 году правительство Николая 2 подписывает договор с Китаем о дружбе. В результате Китай позволяет России строить железную дорогу к Владивостоку через Северную Манчжурию (Китайская Восточная Железная Дорога).

В 1898 году Россия в рамках соглашения о дружбе с Китаем арендует у последнего Ляодунский полуостров на 25 лет. Этот шаг вызвал резкую критику со стороны Японии, также претендовавшей на эти земли. Но к серьезным последствиям это на тот момент не привело. В 1902 году царская армия входит а Маньчжурию. Формально Япония была готова признать эту территорию за Россией, если бы последняя признала господство Японии в Корее. Но в русском правительстве допустили ошибку. Они не воспринимали Японию в серьез, и даже не думали вступать с ней в переговоры.

Причины и характер войны

Причины русско-японской войны 1904-1905 годов следующие:

  • Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура.
  • Экономическая экспансия России в Маньчжурии.
  • Распределение сфер влияния в Китае и Корее.

Характер военных действий можно определить следующим образом

  • Россия планировала вести оборону и подтягивать резервы. Переброску войск планировалось закончить в августе 1904 года, после его планировалось перейти в наступление, вплоть до высадки десанта в Японию.
  • Япония планировала вести наступательную войну. Первый удар планировался на море с уничтожением русского флота, чтобы ничто не мешало переброске десанта. В планах был захват Маньчжурии, Уссурийского и Приморского края.

Соотношение сил к началу войны

Япония в войне могла выставить порядка 175 тысяч человек (еще 100 тысяч в резерве) и 1140 полевых орудий. Русская армия состояла из 1 миллиона человек и 3,5 миллиона в резерве (запасе). Но на Дальнем востоке у России было 100 тысяч человек и 148 полевых орудий. Так же в распоряжении русской армии оказались пограничники, которых было 24 тысяч человек с 26 орудиями. Проблема была в том, что и эти силы, уступающие по численности японцам, были сильно разбросаны географически: от Читы до Владивостока и от Благовещенска до Порт-Артура. За 1904-1905 годы Россия провела 9 мобилизаций, призвав на военную службу порядка 1 миллиона человек.

Русский флот насчитывал 69 боевых кораблей. 55 из этих кораблей находились в Порт-Артуре, который был очень плохо укреплен. Для демонстрации того, что Порт-Артур не был достроен и готов к войне достаточно привести следующие цифры. В крепости должно было быть 542 орудия, но фактически было только 375, но и из них только 108 орудия были пригодны к использованию. То есть орудийная обеспеченность Порт-Артура на момент начала войны составляла 20%!

Очевидно, что русско-японская война 1904 – 1905 начиналась с явным превосходством Японии на суше и на море.

Ход военных действий


Карта военных действий


рис. 1 - Карта русско-японской войны 1904-1905

События 1904 года

В январе 1904 года Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и 27 января 1904 года нападает на военные корабли под Порт-Артуром. Это было начало войны.

Россия начала перебрасывать армию на Дальний Восток, но происходило это очень медленно. Расстояние в 8 тысяч километров и недостроенный участок Сибирской железной дороги – все это мешало переброске армии. Пропускная способность дороги была 3 эшелона в сутки, что крайне мало.

27 января 1904 года Япония атаковала российские суда, находившихся в Порт-Артуре. Одновременно с этим в корейском порту Чемульпо была предпринята атака на крейсер «Варяг» и конвоирскую лодку «Кореец». После неравного боя «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили сами русские моряки, чтобы он не достался противнику. После этого стратегическая инициатива на море перешла к Японии. Ухудшилось положение на море после того как 31 марта на японской мине подорвался броненосец «Петропавловск», на борту которого находился командующий флотом – С. Макаров. Кроме командующего погиб весь его штаб, 29 офицеров и 652 матроса.

В феврале 1904 года Япония высадила 60-ти тысячную армию в Корее, которая двинулась к реке Ялу (река разделяла Корею и Маньчжурию). Значимых боев в это время не было и в середине апреля японская армия пересекает границу Маньчжурии.

Падение Порт-Артура

В мае вторая японская армия (50 тысяч человек) высадилась на Ляодунском полуострове и направилась к Порт-Артуру, создав плацдарм для наступления. Русская армия к этому моменту частично успела завершить переброску войск и ее численность составляла 160 тысяч человек. Одно из важнейших событий войны – битва при Ляояне в августе 1904 года. Это сражение до сих пор вызывает множество вопросов среди историков. Дело в том, что в этом сражении (а оно было практически генеральным) японская армия потерпела поражение. Причем настолько сильно, что командование японской армии заявляло о невозможности продолжения ведения боевых действий. Русско-японская война на этом могла закончиться, перейди русская армия в наступление. Но командующий, Куропаткин, отдает абсолютно абсурдный приказ – отступать. В ходе дальнейших событий войны в русской армии будет несколько возможностей нанести противнику решающее поражение, но каждый раз Куропаткин либо отдавал абсурдные приказы, либо медлил с действиями, давая противнику нужное время.

После битвы у Ляояна русская армия отступила к реке Шахэ, где в сентябре произошло новое сражение, которое не выявило победителя. После этого наступило затишье, а война перешла в позиционную фазу. В декабре погиб генерал Р.И. Кондратенко, командовавший сухопутной обороной крепости Порт-Артур. Новый командующий войсками А.М. Стессель, несмотря на категорический отказ солдат и матросов, принял решение сдать крепость. 20 декабря 1904 года Стессель сдал японцам Порт-Артур. На этом Русско-японская война в 1904 году перешла в пассивную фазу, продолжив активные действия уже в 1905 году.

В дальнейшем, под давлением общественности, генерал Стессель был предан суду и его приговорили к смертной казни. Приговор в исполнение приведен не был. Николай 2 помиловал генерала.

Историческая справка

Карта обороны Порт-Артура


рис. 2 - Карта обороны Порт-Артура

События 1905 года

Русское командование требовало от Куропаткина активных действий. Было принято решение – начать наступление в феврале. Но японцы его упредили, перейдя 5 февраля 1905 года в наступление на Мукден (Шэньян). С 6 по 25 февраля продолжалось крупнейшее сражение русско-японской войны 1904-1905 годов. С русской стороны в нем принимало участие 280 тысяч человек, с японской стороны – 270 тысяч человек. Есть много толкований Мукденского сражения в плане того, кто же одержал в нем победу. Фактически была ничья. Русская армия потеряла 90 тысяч солдат, японская – 70 тысяч. Меньшие потери со стороны Японии это частый аргумент в пользу ее победы, но никакого преимущества или приобретения это сражение японской армии не дало. Более того, потери были настолько чувствительными, что Япония до конца войны больше не предпринимала попыток организовать крупные сухопутные сражения.

Куда важнее факт того, что население Японии намного меньше населения России, и после Мукден – островная страна исчерпала свои человеческие ресурсы. Россия могла и должна была переходить в наступление, чтобы одержать победу, но против этого сыграло 2 фактора:

  • Фактор Куропаткина
  • Фактор революции 1905 года

14-15 мая 1905 произошло Цусимское морское сражение, в котором русские эскадры потерпели поражение. Потери русской армии составили – 19 кораблей и 10 тысяч убитыми и плененными.

Фактор Куропаткина

Куропаткин, командуя сухопутными войсками, за всю русско-японскую войну 1904-1905 не использовал ни единого шанса для благоприятного наступления, чтобы нанести большой урон противнику. Таких шансов было несколько, и мы о них говорили выше. Почему русский генерал и командующий отказывался от активных действий и не стремился завершить войну? Ведь отдай он приказ на наступление после Ляояна и большой долей вероятности японская армия перестала бы существовать.

Ответить, конечно, прямо на этот вопрос невозможно, но ряд историков выдвигают следующее мнение (привожу его по той причине, что оно аргументировано и крайне похоже на правду). Куропаткин был тесно связан с Витте, который, напомню, к моменту войны был отстранен Николаем 2 от должности премьер-министра. План Куропаткина заключался в том, чтобы создать такие условия, при которых царь вернул бы Витте. Последний считался отличным переговорщиком, поэтому нужно было сводить войну с Японией в такую стадию, когда стороны сядут за стол переговоров. Для этого войну нельзя было заканчивать с помощью армии (разгром Японии – прямая капитуляция без всяких переговоров). Поэтому командующий делал все, чтобы свести войну к ничьей. С этой задачей он благополучно справился, и действительно Николай 2 к концу войны призвал Витте.

Фактор революции

Существует множество источников, указывающих на финансирование революции 1905 года со стороны Японии. Реальных фактов передачи денег, конечно. Нет. Но есть 2 факта, который я считаю крайне любопытными:

  • Пик революции и движения пришлось на Цусимское сражение. Николаю 2 была нужна армия для борьбы с революцией и он решил начать переговоры о мире с Японией.
  • Сразу после подписания Портсмутского мира революция в России пошла на убыль.

Причины поражения России

Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Причины поражения России в русско-японской войне следующие:

  • Слабость группировки русских войск на Дальнем Востоке.
  • Недостроенный Транссиб, который не позволял в полном объеме перебрасывать войска.
  • Ошибки армейского командования. Я уже выше писал про фактор Куропаткина.
  • Превосходство Японии в военно-техническом оснащении.

Последний пункт крайне важен. Его часто забывают, но незаслуженно. В плане технического оснащения, прежде всего на флоте, Япония была намного впереди России.

Портсмутский мир

Для заключения мира между странами Япония потребовала, чтобы посредником выступил Теодор Рузвельт, президент США. Начинались переговоры и русскую делегацию возглавил Витте. Николай 2 вернул его к должности и доверил ведение переговоров, зная таланты этого человека. И Витте действительно занял очень жесткую позицию, не позволив Японии получить существенные приобретения от войны.

Условия Портсмутского мира были следующими:

  • Россия признала за Японией право господства в Корее.
  • Россия уступала часть территории острова Сахалин (японцы хотели получить весь остров, но Витте был против).
  • Россия передавал Японии Квантунский полуостров вместе с Порт-Артуром.
  • Контрибуции никто никому не выплачивал, но Россия должна была выплатить вознаграждение противнику за содержание русских военнопленных.

Последствия войны

В ходе войны Россия и Япония потеряли примерно по 300 тысяч человек, но в виду численности населения для Японии это были практически катастрофические потери. Потери были связаны с тем, что это была первая крупная война, в ходе которой применялось автоматическое оружие. На море большой уклон был в сторону использования мин.

Важный факт, который многие обходят стороной, именно после русско-японской войны были сформированы окончательно Антанта (Россия, Франция и Англия) и Тройственный союз (Германия, Италия и Австро-Венгрия). Обращает на себя факт образования Антанты. До войны в Европе был союз между Россией и Францией. Последняя не хотела его расширения. Но события войны России против Японии показали, что у русской армии много проблем (это действительно было так), поэтому Франция подписала соглашения с Англией.


Позиции мировых держав в период войны

В период русско-японской войны мировые державы занимали следующие позиции:

  • Англия и США. По традиции интересы этих стран были крайне схожими. Они поддержали Японию, но в основном финансово. Примерно 40% затрат Японии на войну было покрыто за счет англосаксонских денег.
  • Франция заявила о нейтралитете. Хотя по факту она имела союзнический договор с Россией, но союзнических обязанностей не выполнила.
  • Германия с первых дней войны заявила о своем нейтралитете.

Русско-японская война практически не была разобрана царскими историками, поскольку у них банально не хватило времени. После окончания войны Российская Империя просуществовала без малого 12 лет, которые вместили в себя революцию, экономические проблемы и мировую войну. Поэтому основное изучение происходило уже в советское время. Но важно понимать, что для советских историков это была война на фоне революции. То есть «царский режим стремился к агрессии, а народ всеми силами этому препятствовал». Именно поэтому в советских учебниках написано, что, например, Ляоянская операция закончилась поражением России. Хотя формально это была ничья.

Окончание войны также рассматривается как полный разгром русской армии на суше и на флоте. Если на море действительно ситуация была близка к разгрому, то на суше Япония стояла на краю пропасти, поскольку людских ресурсов для продолжения войны у них больше не было. Я предлагаю на этот вопрос смотреть даже несколько шире. Чем заканчивались войны той эпохи после безоговорочного поражения (а ведь именно об этом часто говорили советские историки) одной из сторон? Большие контрибуции, большие территориальные уступки, частичная экономическая и политическая зависимость проигравшего от победителя. Но в Портсмутском мире ничего подобного нет. Россия ничего не платила, потеряла только южную часть Сахалина (незначительная территория) и отказалась от арендованных у Китая земель. Часто приводится аргумент, что Япония выиграла борьбу за господство в Корее. Но Россия никогда за эту территорию всерьез не боролась. Ее интересовала только Маньчжурия. И если мы вернемся к истокам войны, то увидим, что правительство Японии никогда бы не начало войну, признай Николай 2 господство Японии в Корее, точно также как японское правительство признавало бы при этом позиции России в Маньчжурии. Поэтому в конце войны Россия сделала то, что должна была сделать еще в 1903 году, не доводя дело до войны. Но это вопрос уже к личности Николая 2, которого сегодня крайне модно называть мучеником и героем России, но именно его поступки спровоцировали войну.

65 лет назад, 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор стран Антигитлеровской коалиции с Японией. СССР, однако, тот договор подписывать отказался из-за некорректной формулировки по Курилам: Япония признавала, что передаёт СССР южную часть Сахалина и Курильские острова, но... не все.

Редактор LJ Media

Интересна история конца второй мировой войны.

Как известно 6 августа 1945 года американские ВВС сбросили на Хиросиму ядерную бомбу, а затем 9 августа 1945 года - на Нагасаки. В планах было сбросить еще несколько бомб, третья из которых была бы готова к 17-18 августа и была бы сброшена, если бы такой приказ отдал Трумен. Тому не пришлось решать дилемму, поскольку 14-15 августа Японское правительство объявило о капитуляции.

Советские и российские граждане, конечно, знают, что сбросив ядерные бомбы, американцы свершили военное преступление, чисто для того, чтобы напугать Сталина, а американцы и японцы - что заставили капитулировать Японию во второй мировой, чем спасли не менее миллиона человеческих жизней, преимущественно военных и гражданских японцев, ну и естественно, солдат союзников, главным образом из числа американцев.

Представим на минутку, напугали ли американцы Сталина ядерной бомбой, даже если они вдруг ставили такую цель? Ответ очевиден - нет. СССР вступил в войну с Японией только 8 августа 1945 года, т.е. через 2 дня после бомбардировки Хиросимы. Дата 8 мая не является случайной. На Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин пообещал, что СССР вступит в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны с Германией, с которой [Японией] существовал пакт о нейтралитете, заключенный 13 апреля 1941 г. (см. основные события второй мировой по версии автора этого жж). Таким образом, Сталин свое обещание выполнил на последний день обещанных 2-3-х месяцев после капитуляции Германии, но сразу после бомбардировки Хиросимы. Выполнил бы он это обещание или нет без оной, является интересным вопросом, возможно на него есть ответ у историков, но мне это не ведомо.

Итак, Япония объявила о капитуляции 14-15 августа, однако это не привело к окончаниям боевых действий против СССР. Советская армия продолжала наступать в Маньчжурии. Опять-таки, советским и российским гражданам очевидно, что военные действия продолжались потому, что японская армия отказывалась капитулировать из-за того, что до некоторых не дошел приказ о капитуляции, а кое кто и игнорировал его. Вопросом является конечно, а что было бы, если бы советская армия после 14-15 августа прекратила наступательные действия. Привело бы это к капитуляции японцев и сохранило бы порядка 10 тыс. жизней советских солдат?

Как известно между Японией и СССР, а вслед и Россией, до сих пор нет мирного договора. Проблема мирного договора увязана с так называемыми «северными территориями» или спорными островами Малой Курильской гряды.

Начнем. Под катом гуглземляной снимок территории Хоккайдо (Япония) и ныне российских территорий к северу - Сахалина, Курил и Камчатки. Курильские острова делятся на Большую гряду, включающую большие и малые острова от Шумшу на севере до Кунашира на юге, и Малую гряду, включающую от Шикотана на севере до островов группы Хабомаи на юге (ограничены на схеме белыми линиями).


Из блога

Чтобы понять проблему спорных территорий окунемся в глухую историю освоения Дальнего Востока японцами и русскими. До тех и других там проживали местные айны и прочие народности, мнение которых по старой доброй традиции никого не волнует по причине их почти полного исчезновения (айны) и/или обрусения (камчадалы). Первыми на эти территории пришли японцы. Сперва они пришли на Хоккайдо, а к 1637 г. они составили карты Сахалина и Курил.


Из блога

Позднее, в эти места пришли русские, составили карты и сроки, и в 1786 г. Екатерина II объявила Курилы своими владениями. Сахалин при этом оставался ничей.


Из блога

В 1855 г., а именно 7 февраля, между Японией и Россией был подписан договор, согласно которому Уруп и острова Большой Курильской гряды севернее отходили к России, а Итуруп и острова южнее, включая все острова Малой Курильской гряды - к Японии. Сахалин, говоря современным языком, являлся спорными владениями. Правда по причине малой численности японского и русского населения, вопрос не был столь серьезным на государственном уровне, разве что проблемы возникали у торговцев.


Из блога

В 1875 году в Петербурге вопрос Сахалина был урегулирован. Сахалин переходил полностью к России, взамен Япония получала все Курильские острова.


Из блога

В 1904 г началась Русско-Японская война на Дальнем Востоке, в которой Россия потерпела поражение и в результате в 1905 к Японии переходит южная часть Сахалина. В 1925 г. СССР признает такое состояние дел. После были всякие мелкие стычки, но статус-кво продержался до конца второй мировой войны.


Из блога

Наконец, на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин обсудил вопрос Дальнего Востока с союзниками. Повторюсь, он пообещал, что СССР вступит в войну с Японией после победы над Германией, которая уже была не за горой, но взамен СССР вернет Сахалин, как незаконно завоеванные Японией в ходе войны 1905 г., и получит Курилы, правда в неопределенном объеме.

И тут начинается самое интересное в контексте Курильских островов.

16-23 августа с боями Советская Армия разбивает японскую группировку на Северных Курилах (Шумшу). 27-28 августа без боя, поскольку японцы капитулировали, Советская Армия берет Уруп. 1 сентября происходит высадка на Кунашире и Шикотане, японцы не оказывают никакого сопротивления.


Из блога

2 сентября 1945 г. Япония подписывает капитуляцию - Вторая Мировая Война официально завершена. И тут происходит Крымнаш операция по захвату островов Малой Курильской гряды, расположенных южнее Шикотана, известные как острова Хабомаи.

Война окончена, а земля советская продолжает прирастать исконно японскими островами. Более того, я так и не нашел, когда остров Танфильева (совершенно безлюдный и плоский кусок земли у самого побережья Хоккайдо) стал наш. Но точно, что в 1946 г. там была организована погранзастава, ставшая известной кровавой бойней, которую устроили двое российских пограничника в 1994 году.


Из блога

В итоге, Япония не признает захват своих «северных территорий» СССР и не признает, что эти территории перешли к России, как правоприемнику СССР. 7 февраля (по дате договора с Россией 1855 г.) празднует день Северных территорий, к которым по договору 1855 г. относятся все острова южнее Урупа.

Попытка (безуспешная) решить эту проблему принималась в 1951 г. в Сан-Франциско. Япония по этому договору должна отказаться от любых претензий на Сахалин и Курилы, за исключением Шикотана и группы Хабомаи. СССР не подписал договор. США подписали договор с оговоркой: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. »

Замечания СССР по поводу договора:

Замечание Громыко (министра иностранных дел СССР) по поводу договора: Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению. http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19510908gromy.php

В 1956 г. СССР пообещал Японии вернуть Шикотана и группу Хабомаи, если Япония не будет претендовать на Кунашир и Итуруп. Согласились ли с этим японцы или нет, мнения расходятся. Мы говорим, что да - Шикотан и Хабомаи ваши, а Кунашир и Итуруп наши. Японцы говорят, что все, что южнее Урупа - их.

UPD Текст декларации: При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения .

Японцы потом отыграли назад (типа под давлением американцев), увязывая воедино все острова южнее Урупа.

Не хочу прогнозировать, как развернется история дальше, но скорее всего Япония воспользуется древней китайской мудростью и дождется, когда все спорные острова приплывут к ним сами. Вопрос лишь в том, остановятся ли они на договоре 1855 г. или пойдут дальше к договору 1875 г.

____________________________

Синдзо Абэ объявил, что присоединит к Японии спорные острова Южно-Курильской гряды. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор. Как политик, как премьер-министр я хочу добиться этого во что бы то ни стало», - пообещал он соотечественникам .

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью.

На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно - за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов - далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Касался я и тайных переговоров правозащитника Льва Пономарева с японским дипломатом о «северных территориях», снятых на видео и выложенных в сеть. Вообще говоря, одного этого ролика достаточно, чтобы наши неравнодушные граждане стыдливо проглотили возврат островов Японии, если он состоится. Но поскольку неравнодушные граждане точно не промолчат, мы должны понимать суть проблемы.

Предыстория

7 февраля 1855 года - Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года - Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года - Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года - Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область - на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан Мирный договор между союзными державами и Японией. По поводу ныне спорных территорий в нем сказано следующее: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

СССР направил в Сан-Франциско делегацию во главе с замминистра иностранных дел А.А.Громыко. Но не для того, чтобы подписать документ, а чтобы озвучить свою позицию. Упомянутый пункт договора мы сформулировали так: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония - подписала.

Сегодня некоторыми историками считается, что Сан-Францисский мирный договор СССР должен был подписывать в том виде, в каком он был предложен американцами - это усилило бы нашу переговорную позицию. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали - возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», - писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущев. Но вскоре, как мы увидим дальше, и сам совершил ошибку.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

12 декабря 1956 года в Токио состоялась церемония обмена грамотами, ознаменовавшая вступление в силу Совместной декларации. Согласно документу, СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму - то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно - глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

В конце августа 1956 года Вашингтон пригрозил Токио, что в случае если по мирному договору с СССР Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой оккупированные остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. В ноте прозвучала формулировка, которая явно играла на национальных чувствах японцев: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо) всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». То есть, Ялтинские соглашения были публично дезавуированы.

Принадлежность «северных территорий» Хоккайдо, конечно, ложь - на всех военных и довоенных японских картах острова всегда были частью Курильской гряды и отдельно никогда не обозначались. Однако идея пришлась по вкусу. Именно на этом географическом абсурде целые поколения политиков Страны восходящего солнца сделали себе карьеру.

Мирный договор до сих пор не подписан - в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Думаю, еще в первый срок своего президентства Владимир Путин решил урегулировать все спорные территориальные вопросы с соседями. В том числе, с Японией. Во всяком случае, еще в 2004 году Сергей Лавров сформулировал позицию российского руководства: «Мы всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как видели в 1956 году».

«До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет», - отреагировал тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Переговорный процесс опять зашел в тупик.

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что Россия готова вести переговоры с Японией по спорным островам, и решение должно быть компромиссным. То есть, ни одна из сторон не должна себя чувствовать проигравшей «Готовы ли вести переговоры? Да, готовы. Но с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то там санкциям - причем здесь Япония, я не очень понимаю - и приостанавливает переговорный процесс по этой теме. Так что мы-то готовы, готова ли Япония, я так для себя и не усвоил», - сказал президент РФ .

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты - это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

Как бы то ни было, перед Синдзо Абэ стоит нелегкий выбор. Заключение долгожданного мирного договора с Россией, приправленного «северными территориями», наверняка сделало бы его на родине политиком века. Оно же неизбежно приведет к напряжению отношений Японии с США. Интересно, что предпочтет премьер-министр.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.


Из блога

Группа островов Хабомаи на этой карте обозначена как «Другие острова». Это несколько белых пятен между Шикотаном и Хоккайдо.

(Пост написан более двух лет назад, но ситуация по состоянию на текущий день не изменилась, но разговоры о Курилах в последние дни снова активизировались , - прим.ред. )

На Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ подписать мирный договор между двумя странами до конца года без каких-либо условий. Уже много лет все переговоры и встречи представителей двух стран проходят в отсутствие подписанного мирного договора после окончания Второй мировой войны. Москва и Токио с 1945 года не могут придти к этому соглашению из-за спора о принадлежности четырех Курильских островов — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые вошли в состав РФ по итогам Второй мировой войны.

В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва была готова рассмотреть возможность передачи Хабомаи и Шикотана после заключения мирного соглашения, что касается двух других островов — Кунашира и Итурупа, то они в декларации не рассматривались. До мирного договора так дело и не дошло, все последующие переговоры ни к чему не привели, поскольку Япония претендовала на передачу всех четырех островов.

Возможно ли подписание договора?

Поскольку Япония на сегодняшний день не готова менять свою традиционную позицию в решении территориального спора, о подписании мирного договора говорить рано, считает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Кристина Вода. Под мирным договором японская и российская стороны понимают достаточно разные вещи, говорит она. Позиция японской стороны остается прежней, она не менялась на протяжении длительного времени. Токио считает, что мирному договору должно предшествовать решение территориального спора, с передачей, возращением всех четырех островов. «Россия такую позицию не принимает, ссылаясь на Декларацию 1956 года, которая предусматривала как жест доброй в случае подписания мирного договора воли возможную передачу двух островов — Шикотан и Хабомаи. Несмотря на активную деятельность японского премьера на российском направлении и развитие доверительных отношений между ним и президентом России, каких-то подвижек в этой позиции сделано не было. Поэтому говорить о подписании договора в ближайшей перспективе, учитывая существующую позицию японской стороны, наверное, преждевременно. Сейчас идут лишь переговоры о совместной хозяйственной деятельности на этих четырех островах», — говорит Вода.

Зачем России нужен мирный договор?

России нужен такой договор, чтобы установить более тесные экономические отношения. Долгое время японские власти рассматривали в отношении России принцип нераздельности политики и экономики как основную линию. Сейчас представители двух стан активно обсуждают возможности совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. В ходе переговоров стороны условились организовать приезд третьей миссии японского бизнеса на Южные Курильские острова.

«Рамки юридической деятельности пока не определены. Российская сторона говорит, что японские инвесторы должны работать на островах по российскому законодательству, но для японской стороны это означает признание российского суверенитета, и они пока этого не признают. Поэтому вопрос, как будут строиться такие отношения в вопросах суверенитета, сторонам еще предстоит решить», — говорит Вода.

Россия никогда раньше не выдвигала временных рамок для заключения мирного договора. Однако японский премьер, который намерен переизбраться на третий срок, заявляет, что проблема принадлежности четырех островов остается его основной задачей на этом посту. «Сегодня в Японии оказывается давление на премьера, чтобы он добился возвращения островов. 20 сентября в Японии пройдут выборы председателя Либерально-демократической партии. Это будет третий срок для Абэ. Ему перед выборами нужно максимально хорошо выглядеть перед аудиторией. То, что Путин произнес ключевые для него фразы, говорит скорее о хороших отношениях между лидерами, и о том, что Япония будет продолжать активно действовать в российском направлении. Предстоящие переговоры будут называться переговорами по заключению мирного соглашения, но вместе с этим будет продолжаться наращивание активности и в других направлениях — гуманитарном, экономическом, политическом, что можно, конечно же, приветствовать», — говорит Вода.

По мнению доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрия Стрельцова, Россия на самом деле должна подписать не мирный договор по итогам Второй мировой войны, а договор о мире и дружбе, аналогичный тому, который Япония заключила с Китаем в 1978 году. Такой договор предусматривает обязательства двух сторон в вопросах развития взаимоотношений на основе принципов мирного сосуществования, уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга.

«Мирный договор очень важен для двух стран как основополагающий документ, который заложит прочную юридическую основу под развитие в дальнейшем наших отношений. Безусловно, отсутствие такого договора между странами, которые были противниками в ходе Второй мировой войны, ненормальное явление. Но между нашими странами на самом деле нужен не мирный договор, а договор о мире и дружбе, который не был бы привязан к итогам Второй мировой войны. По итогам войны у нас с Японией нет никаких разногласий за исключением вопроса о линии прохождения границы. Все прочие вопросы решены в Декларации 1956 года, в соответствии с которой между нашими странами нет никаких взаимных претензий. Что касается территориального вопроса, то сейчас нет никаких признаков, что мы достигнем компромисса, а сводить все к мирному договору неправильно. Так мы льем воду на мельницу японской стороны, которая утверждает, что у нас есть территориальная проблема. Я считаю, что есть проблема прохождения границ, то есть демаркации границ, которую совершенно не обязательно решать с помощью мирного договора. Но рамочный большой документ, договор о мире, дружбе и добрососедстве нам нужен. Пока у нас такого основополагающего документа нет», — говорит Стрельцов.

10:17 — REGNUM Вопреки волюнтаристским уступкам Хрущева, вывести советско-японские переговоры о заключении мирного договора из тупика не удалось. Линия премьер-министра Итиро Хатояма на то, чтобы «сначала прекратить состояние войны, а затем решать неурегулированные вопросы» , встречала упорное сопротивление со стороны не только американцев, но и антисоветски настроенных сторонников бывшего премьера Ёсида, которые, кроме всего прочего, вознамерились превратить так называемую территориальную проблему в средство политической борьбы за власть в стране. С другой стороны, несвоевременное и необдуманное поспешное решение Хрущева пойти на территориальные уступки Японии привело к противоположному результату. Как это бывало и раньше в российско-японских отношениях, Токио воспринял предложенный компромисс не как щедрый жест доброй воли, а как сигнал для ужесточения предъявляемых Советскому Союзу территориальных требований.

Ольга Шклярова © ИА REGNUM

Принципиальную оценку самовольных действий Хрущева дал один из членов советской делегации на лондонских переговорах, впоследствии академик РАН С. Л. Тихвинский: «Я. А. Малик, остро переживая недовольство Хрущева медленным ходом переговоров и не посоветовавшись с остальными членами делегации, преждевременно высказал в этой беседе с Мацумото имевшуюся у делегации с самого начала переговоров утвержденную Политбюро ЦК КПСС (т. е. самим Н. С. Хрущевым) запасную позицию, не исчерпав до конца на переговорах защиту основной позиции. Его заявление вызвало сперва недоумение, а затем радость и дальнейшие непомерные требования со стороны японской делегации… Решение Н. С. Хрущева отказаться в пользу Японии от суверенитета над частью Курильских островов было необдуманным, волюнтаристическим актом… Уступка Японии части советской территории, на которую без разрешения Верховного Совета СССР и советского народа пошел Хрущев, разрушала международно-правовую основу ялтинских и потсдамских договоренностей и противоречила Сан-Францисскому мирному договору, в котором был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов…»

Свидетельством того, что японцы решили дожидаться дополнительных территориальных уступок от советского правительства, было прекращение лондонских переговоров.

С января начался второй этап лондонских переговоров, который из-за обструкции правительства США также не привел к какому-либо результату. 20 марта 1956 г. глава японской делегации был отозван в Токио, и, к удовлетворению американцев, переговоры практически прекратились.

Посол Мацумото при отъезде, желая смягчить сложившуюся ситуацию и, возможно, объяснить свое отбытие из Лондона не столько неуступчивостью Токио, сколько давлением извне, говорил на заключительном заседании: «Стороны имеют большие успехи, что видно из того факта, что десять статей проекта мирного договора уже полностью согласованы. Стороны почти полностью пришли к общей точке зрения и по статье о торговле и мореплавании: за исключением нескольких уточнений. В целом же и эту статью можно считать согласованной. В связи с тем, что переговоры вступили в нынешнюю стадию, он, Мацумото, получил от своего правительства указание временно выехать в Токио для доклада правительству о ходе переговоров и получения новых инструкций по их дальнейшему ведению».

Столь вежливое и доброжелательное по форме объяснение мотивов прекращения переговоров не могло, конечно, прикрыть подлинную причину их срыва, которая состояла в невозможности для японского правительства самостоятельно, без вмешательства США, решать внешнеполитические вопросы.

Сам Мацумото остро переживал неспособность японской дипломатии действовать в интересах своей страны, а не заокеанского союзника. В своей критике японского МИД он призывал реально оценивать происшедшие в мире изменения, отбросить обветшалые стереотипы.

«Те, кто не любит Советский Союз, не освободились еще от своих впечатлений о нем времен Сталина. Нынешний Советский Союз представляет собой мощную индустриальную державу, обладающую современными видами вооружения, включая водородную бомбу и реактивные самолеты. С точки зрения национальной мощи он занимает по крайней мере второе место в мире. Совершенно не желая считаться с этими фактами, эти люди строят свои умозаключения исходя из того, каким был Советский Союз двадцать лет назад… Я думаю, что именно здесь лежит корень всех ошибок японской дипломатии», — заявлял Мацумото.

В Москве внимательно анализировали ситуацию и своими действиями стремились подталкивать японское руководство к пониманию насущной необходимости скорейшего урегулирования отношений с Советским Союзом, даже вопреки позиции США. Вывести переговоры из тупика помогли переговоры в Москве о рыболовстве в Северо-Западной части Тихого океана. 21 марта 1956 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР «Об охране запасов и регулировании промысла лососевых в открытом море в районах, смежных с территориальными водами СССР на Дальнем Востоке». Объявлялось, что в период нереста лососевых ограничивался их вылов как для советских, так и иностранных организаций и граждан. Это постановление вызвало в Японии переполох. В отсутствии дипломатических отношений с СССР было весьма трудно получать установленные советской стороной лицензии на лов лососевых и согласовывать объемы вылова. Влиятельные рыбопромышленные круги страны потребовали от правительства скорейшего разрешения возникшей проблемы, а именно, до окончания путины. Не полагаясь на правительство, владельцы некоторых рыболовецких компаний стремились самостоятельно вступать в контакты с советскими представителями для достижения договоренности по условиям лова. Многие из них активно включились в движение общественности за скорейшее урегулирование отношений с Советским Союзом, в том числе в области рыболовства. Состоявшийся в апреле всеяпонский съезд рыбаков, принял специальную резолюцию с требованием скорейшего восстановления отношений с СССР и заключения конвенции по рыболовству.

В те годы в рыболовной отрасли было занято около 1 млн японцев. К тому же из-за введенных США и Канадой запретных для лова зон в открытом море именно северо-западная часть Тихого океана стала основным районом труда японских рыбаков. Опасаясь роста недовольства в стране затягиванием вопроса о восстановлении дипломатических и торгово-экономических отношений с СССР, японское правительство в конце апреля срочно направило в Москву министра сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства Итиро Коно, которому надлежало на переговорах с советским правительством добиться понимания возникших для Японии трудностей. В Москве Коно вел переговоры с первыми лицами государства и занимал конструктивную позицию, что позволило довольно быстро прийти к согласию. 14 мая была подписана двусторонняя Конвенция о рыболовстве и Соглашение по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на море. Однако документы вступали в силу лишь в день восстановления дипломатических отношений. Это потребовало от японского правительства решения о скорейшем возобновлении переговоров о заключении мирного договора. Коно по своей инициативе предложил делегациям двух стран вернуться за стол переговоров.

Новый раунд переговоров проходил в Москве. Японскую делегацию возглавил министр иностранных дел Мамору Сигэмицу, который вновь стал убеждать собеседников в «жизненной необходимости для Японии» островов Кунашир и Итуруп. Однако советская сторона твердо отказалась вести переговоры по поводу этих территорий. Так как эскалация напряженности на переговорах могла привести к отказу советского правительства и от ранее сделанного обещания по поводу Хабомаи и Шикотана, Сигэмицу стал склоняться к прекращению бесплодной дискуссии и подписанию мирного договора на предложенных Хрущевым условиях. 12 августа министр сообщил в Токио, что «переговоры уже пришли к концу. Дискуссии исчерпаны. Все, что можно было сделать, — сделано. Необходимо определить нашу линию поведения. Дальнейшая оттяжка способна лишь больно ударить по нашему престижу и поставить нас в неудобное положение. Не исключено, что вопрос о передаче нам Хабомаи и Шикотана будет поставлен под сомнение» .

Ndlonline.ndl.go.jp

И вновь грубо вмешались американцы. В конце августа, не скрывая своего намерения сорвать советско-японские переговоры, госсекретарь США Даллес пригрозил японскому правительству, что в случае, если по мирному договору с СССР Япония согласится признать советскими Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. Для того чтобы поощрить японское правительство продолжать выдвижение неприемлемых для Советского Союза требований, США пошли на прямое нарушение Ялтинского соглашения. 7 сентября 1956 г. госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору.

Играя на националистических чувствах японцев и пытаясь представить себя чуть ли не защитниками государственных интересов Японии, чиновники госдепартамента США изобрели следующую формулировку: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо), всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии».

Далее в ноте говорилось: «США рассматривали Ялтинское соглашение просто как декларацию об общих целях стран — участниц Ялтинского совещания, а не как имеющее законную силу окончательное решение этих держав по территориальным вопросам».

Смысл этой «новой» позиции США состоял и в том, что Сан-Францисский договор якобы оставил открытым территориальный вопрос, «не определив принадлежность территорий, от которых Япония отказалась» . Тем самым под сомнение ставились права СССР не только на Южные Курилы, но и на Южный Сахалин и все Курильские острова. Это было прямое нарушение Ялтинского соглашения. Столь беспринципное поведение госдепартамента США было продиктовано стремлением во что бы то ни стало не допустить нормализации и последующего развития японо-советских отношений, сохранить Японию в качестве «бастиона антикоммунизма на Дальнем Востоке».

Открытое вмешательство США в ход переговоров Японии с Советским Союзом, попытки угроз и шантажа японского правительства вызвали решительные протесты как оппозиционных сил страны, так и ведущих средств массовой информации. При этом критика звучала не только в адрес США, но и собственного политического руководства, которое безропотно следует указаниям Вашингтона. Однако зависимость, в первую очередь экономическая, от США была настолько велика, что японскому правительству было весьма трудно идти наперекор американцам. Тогда всю ответственность взял на себя премьер-министр Хатояма, который считал, что японо-советские отношения могут быть урегулированы на основе заключения мирного договора с последующим решением территориального вопроса. Несмотря на болезнь, он решил отправиться в Москву и подписать документ о нормализации японо-советских отношений. Для того чтобы успокоить своих политических оппонентов по правящей партии, Хатояма пообещал после выполнения своей миссии в СССР оставить пост премьер-министра. 11 сентября Хатояма направил на имя председателя Совета министров СССР письмо, в котором заявил о готовности продолжить переговоры о нормализации отношений с условием, что территориальный вопрос будет обсужден позднее. 2 октября 1956 г. кабинет министров санкционировал поездку в Москву японской правительственной делегации во главе с премьер-министром Хатояма. В делегацию были включены Коно и Мацумото.

И все же жесткое давление со стороны США и антисоветских кругов в Японии не позволили добиться поставленной цели — заключить полномасштабный советско-японский мирный договор. К удовлетворению госдепартамента США, правительство Японии ради прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений с СССР согласилось подписать не договор, а советско-японскую совместную декларацию. Это решение было для обеих сторон вынужденным, ибо японские политики, оглядываясь на США, до последнего настаивали на передаче Японии, кроме Хабомаи и Шикотана, еще и Кунашира и Итурупа, а советское правительство решительно отвергало эти притязания. Об этом свидетельствуют, в частности, интенсивные переговоры Хрущева с министром Коно, которые продолжались буквально до дня подписания декларации.

Как отмечалось, предложение о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан было сделано по личному указанию Хрущева, который, однако, считал это «большой уступкой» Японии со стороны СССР. В ходе состоявшихся 16, 17 и 18 октября 1956 года бесед Хрущева с прибывшим в составе японской делегации министром сельского и лесного хозяйства Коно выяснилось, что японская сторона желала получить острова Хабомаи и Шикотан «немедленно, не связывая это с другими вопросами» . То есть речь шла о том, чтобы СССР возвратил эти два острова безотносительно к вопросу о заключении мирного договора, а затем стороны обсуждали бы проблему принадлежности других Курильских островов. Хрущев же считал, что «передача Хабомаи и Шикотана представляет собой окончательное решение территориального вопроса» . При этом он решительно отверг попытки выторговать у СССР другие территории.

Хрущев заявил Коно 16 октября: «Японская сторона хочет получить Хабомаи и Шикотан без заключения мирного договора и решить впоследствии какие-то другие, не известные нам, территориальные вопросы, которых в действительности не существует. Советское Правительство хочет как можно скорее договориться с Японией, и оно не использует территориальный вопрос для торга. Но я должен еще раз совершенно определенно и категорически заявить, что никаких претензий Японии по территориальному вопросу, кроме Хабомаи и Шикотана, мы принимать не будем и отказываемся обсуждать какие бы то ни было предложения в этом отношении… Мы не можем и не пойдем ни на какие дальнейшие уступки. Хабомаи и Шикотан можно было бы передать Японии по мирному договору, но с передачей указанных островов территориальный вопрос целиком и полностью следует считать разрешенным».

Хрущев не скрывал своего намерения использовать нормализацию советско-японских отношений для внесения разногласий между Токио и Вашингтоном, в частности по территориальному вопросу, и по возможности — для ослабления американского влияния на политику Японии. С этой целью он настаивал на том, чтобы передача островов Хабомаи и Шикотана «последовала после заключения мирного договора и после того, как США передадут Японии Окинава и другие исконно японские территории, которые захвачены США» .

Советский лидер убеждал собеседника: «Г-н Коно должен понять, что наше предложение дает фактическое и юридическое право Японии вести борьбу за возвращение Окинава и других территорий. Я знаю, что в Японии есть проамериканская группа, которая недовольна нашими переговорами, но с этим можно и не считаться. Главное заключается в том, что в итоге решения вопроса по нашему варианту Япония получит возможность оказать сильное давление на США. Имейте в виду, что без борьбы вам не вернуть ваших территорий, находящихся в руках американцев».

Отвечая на вопрос Коно, «согласно ли Советское правительство вернуть нам Кунашир и Итуруп, если Соединенные Штаты уйдут с Окинавы», Хрущев заявил: «Кунашир и Итуруп здесь совершенно ни при чем, вопрос о них давно решен. Экономически эти территории не имеют никакого значения. Наоборот, они нам приносят сплошной убыток и ложатся тяжелым бременем на бюджет. Но тут играют решающую роль соображения престижа страны, а также стратегическая сторона дела».

Разгадав намерение Хрущева разыграть «американскую карту» и опасаясь бурной реакции США, Коно высказал настоятельную просьбу удалить из представленного советской стороной проекта соглашения упоминание о передаче Соединенными Штатами Японии островов Окинава. В конце концов Хрущев был вынужден с этим согласиться.

На беседе с Хрущевым 18 октября Коно предложил следующий вариант соглашения: «Япония и СССР согласились на продолжение после установления нормальных дипломатических отношений между Японией и СССР переговоров о заключении Мирного Договора, включающего территориальный вопрос. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Японией и СССР».

Хрущев заявил, что советская сторона, в общем, согласна с предложенным вариантом, но просит исключить выражение «включающего территориальный вопрос». Как бы в качестве компенсации он сообщил о согласии снять ту часть советского проекта, где говорилось о передаче Японии Окинавы и других территорий.

Просьбу снять упоминание «территориального вопроса» Хрущев объяснил следующим образом: «Если оставить указанное выражение, то можно подумать, что между Японией и Советским Союзом, кроме Хабомаи и Шикотана, есть еще какой-то территориальный вопрос. Это может привести к кривотолкам и неправильному пониманию документов, которые мы намерены подписать».

Хотя Хрущев называл свою просьбу «замечанием чисто редакционного характера» , в действительности речь шла о принципиальном вопросе, а именно — о фактическом согласии Японии с тем, что территориальная проблема будет ограничена вопросом о принадлежности только островов Хабомаи и Шикотана.

На следующий день 18 октября Коно сообщил Хрущеву: «После консультации с премьер-министром И. Хатояма мы решили принять предложение г-на Хрущева об исключении слов «включающего территориальный вопрос».

В результате переговоров 19 октября 1956 года была подписана Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии, в 9-м пункте которой СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией» .

Одновременно с Совместной декларацией был подписан протокол, в котором устанавливалось, что до заключения договоров или соглашений, предусмотренных статьей 7 декларации (отношения в области торговли, торгового мореплавания и другие коммерческие взаимоотношения), обе стороны приложат все возможные усилия с целью развития торговли между обоими государствами, для чего предоставят друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении всех видов таможенных пошлин, сборов, таможенных формальностей, а также в отношении судов каждой из договаривающихся сторон в портах. Тем самым закладывалась основа будущего торгового договора и значительного расширения торгово-экономического сотрудничества двух соседних народов. 27 ноября Совместная декларация единогласно была ратифицирована палатой представителей японского парламента, а 2 декабря — при 3-х «против» — палатой советников. 8 декабря ратификацию «Совместной декларации» и других документов утвердил император Японии. В тот же день она была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР. Затем 12 декабря 1956 г. в Токио состоялась церемония обмена грамотами, что означало вступление Совместной декларации и прилагаемого к ней протокола в силу.

После ратификации Совместной декларации из Москвы в Сахалинскую область были направлены разъяснения по поводу предстоящей, как тогда считалось, передачи островов Хабомаи и Шикотана под японскую юрисдикцию. Одновременно подтверждалась линия на хозяйственное развитие остальных островов Курильской гряды. Это свидетельствовало о готовности тогдашнего советского правительства выполнить достигнутые договоренности. Однако США в ультимативной форме потребовали от Японии отказаться от заключения советско-японского мирного договора на условиях Совместной декларации. После отставки кабинета Хатояма новый кабинет министров Японии возглавил Тандзан Исибаси, а спустя три месяца его сменил проамерикански настроенный Нобусукэ Киси (дед нынешнего премьер-министра Японии Синдзо Абэ). Хотя сначала Киси заявлял в парламенте о намерении все же заключить мирный договор с СССР, затем, уступая давлению США, стал уходить от переговоров по этому вопросу. Для «обоснования» такой позиции вновь были выдвинуты требования вернуть Японии четыре южнокурильских острова. Это был явный отход от положений Совместной декларации. Советское же правительство действовало в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями. СССР отказался от получения репараций с Японии, согласился досрочно освободить отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приеме в ООН.

В соответствии с условиями Совместной декларации 6 декабря 1957 г. был подписан советско-японский торговый договор и соглашения о товарообороте и платежах. Следует отметить, что это был первый за всю историю советско-японских отношений документ такого рода. Он представлял каждой из сторон режим наиболее благоприятствуемой нации. Срок договора был определен в пять лет. Результат не замедлил сказаться — в 1958 г. общая сумма товарооборота между двумя странами составила 40 млн долл.: вдвое больше, чем в 1957 году. В следующем 1959 г. товарооборот составил уже 63 млн долл., превысив показатели предыдущего года в полтора раза. Важное значение для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества имел визит летом 1961 г. в Японию первого заместителя председателя Совета министров СССР А. И. Микояна. Затем СССР посетила делегация представителей крупнейших японских компаний во главе с президентом машиностроительного концерна «Комацу сэйсакудзё» И. Каваи. Эти визиты во многом способствовали заключению впоследствии соглашения о товарообороте и платежах на 1963−1965 гг., предусматривавшего увеличение объема японо-советской торговли за три года до 700 млн рублей. Новой формой сотрудничества стала так называемая прибрежная торговля, открывшая прямой обмен товарами между портами советского Дальнего Востока и западного побережья Японии.

Результаты торгово-экономического и культурного сотрудничества двух соседних народов могли быть еще более впечатляющими, если бы не сознательное противодействие японских и заокеанских противников советско-японского добрососедства. Достаточно сказать об обструкции антисоветских сил заключению между двумя странами культурного соглашения, с предложением подписания которого выступило советское правительство в июне 1958 года. В этом вопросе также проявилось давление Вашингтона, не заинтересованного в знакомстве японцев с подлинным образом Советского Союза и его народа. Вскрывая подоплеку отказа своего правительства подписывать соглашение, японские газеты писали, что «аппарат министерства иностранных дел крайне пассивно относится к вопросу о заключении культурного соглашения, считая, что развитие связей с СССР в области культуры может принести социальный вред» , «если бы Япония пошла на заключение культурного соглашения с СССР, то она навлекла бы на себя недоверие со стороны стран свободного мира» (читай — США, — А. К.) » .

Весьма негативное воздействие на двусторонние политические отношения оказывал курс кабинета Киси, ориентированный на дальнейшее вовлечение Японии в военную стратегию США на Дальнем Востоке. Заключение в 1960 г. направленного против СССР и Китайской Народной Республики нового японо-американского Договора безопасности еще более осложнило разрешение вопроса о линии прохождения границы между Японией и СССР, ибо в сложившейся военно-политической обстановке холодной войны любые территориальные уступки Японии способствовали бы расширению территории, используемой иностранными войсками. К тому же укрепление военного сотрудничества Японии с США было весьма болезненно воспринято лично Хрущевым. Он был возмущен действиями Токио, расценил их как оскорбление, неуважение его усилий, направленных на нахождение компромисса по территориальному вопросу. Провалился и план Хрущева по «отрыву» Японии от США.

Реакция советского лидера на происходящие события была бурной. По его распоряжению МИД СССР 27 января 1960 г. направил правительству Японии памятную записку, в которой указал, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года» .

На это Токио ответил: «Правительство Японии не может одобрить позицию Советского Союза, выдвинувшего новые условия осуществления положений Совместной декларации по территориальному вопросу и пытающегося тем самым изменить содержание декларации. Наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и о-ва Шикотан, но также и других исконных японских территорий».

Отношение японской стороны к Совместной декларации 1956 года сводится к следующему: «В ходе переговоров о заключении мирного договора между Японией и Советским Союзом в октябре 1956 года высшие руководители обоих государств подписали Совместную декларацию Японии и СССР, по которой стороны договорились продолжить переговоры о мирном договоре и нормализовали межгосударственные отношения. Несмотря на то, что в результате этих переговоров Советский Союз согласился «передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан», на возвращение острова Кунашир и острова Итуруп согласия СССР получено не было.

Совместная декларация Японии и Советского Союза 1956 года представляет собой важный дипломатический документ, который был ратифицирован парламентами каждого из этих государств. Этот документ равен по своей юридической силе договору. Она не является документом, содержание которого можно было бы изменить только одним уведомлением. В Совместной декларации Японии и СССР было ясно записано, что Советский Союз «соглашается передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан», и эта передача не сопровождалась никакими условиями, которые бы представляли собой оговорку…»

Иван Шилов © ИА REGNUM

С подобной трактовкой смысла Совместной декларации можно было бы согласиться, если бы не одно важное «но». Японская сторона не желает признавать очевидное — указанные острова по соглашению могли стать объектом передачи только после заключения мирного договора… И это являлось главным и непременным условием передачи. В Японии же почему-то «посчитали», что вопрос о Хабомаи и Шикотане уже решен, а для подписания мирного договора якобы надо решить еще и вопрос о Кунашире и Итурупе, на передачу которых советское правительство никогда не соглашалось. Именно такая противоречащая содержанию Совместной декларации позиция и является новым дополнительным условием Токио, о недопустимости и незаконности выдвижения которого не раз заявляла советская сторона. Эта позиция была изобретена в 50−60 гг. теми силами, которые задались целью, выдвигая заведомо неприемлемые для Москвы условия, на долгие годы заблокировать процесс заключения японо-советского мирного договора.

Для оправдания своего нежелания окончательно урегулировать двусторонние отношения японское правительство поощряло нагнетание в стране антисоветских настроений, открыто обвиняло СССР в «захвате исконно японских земель» . Из средств государственного бюджета и «пожертвований» крупного бизнеса формировался фонд для финансирования шумной кампании «за возвращение северных территорий» , под которыми понимались находящиеся в составе Советского Союза южнокурильские острова — Кунашир, Итуруп, Шикотан и Малая Курильская гряда (Хабомаи). Началась «картографическая агрессия» — на всех географических картах Японии, включая школьные, эти острова, а нередко и все Курилы, стали закрашиваться в цвет японской территории. При этом Южный Сахалин оставлялся не закрашенным как якобы «спорная территория». О том, что претензии на южнокурильские острова — лишь первый шаг, свидетельствовало опубликованное в октябре 1961 г. так называемое «единое мнение» правящей Либерально-демократической партии. В этом документе утверждалось, что «острова Хабомаи и Шикотан являются частью Хоккайдо» , острова Кунашир и Итуруп принадлежат Японии, а «вопрос о южном Сахалине и северных Курильских островах должна решать международная конференция заинтересованных стран» .

Характеризуя избранную официальным Токио политику в отношении СССР, профессор Калифорнийского университета, этнический японец Цуёси Хасэгава отмечает: «Изменения, которые наступили в годы холодной войны, произошли не в советско-японских отношениях, они произошли в отношениях США и СССР, когда союзники в годы войны стали врагами, а США и Япония, которые были врагами во время войны, стали союзниками… Цель США состояла в том, чтобы вовлечь Японию в свою глобальную стратегию… США стремились избежать антиамериканизма и национализма… Проблема северных территорий позволила встроить Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза… Фактически после восстановления дипломатических отношений с Москвой можно сказать, что у Токио не было внешней политики на советском направлении — только «политика северных территорий»… Проблема северных территорий выполняла роль клапана для стравливания пара в международных отношениях на Дальнем Востоке. С этой точки зрения было важно, чтобы территориальный спор оставался нерешенным. Отсюда жесткая позиция Японии с требованиями немедленного возвращения всех островов и отказ обсуждать предложения о передаче части территорий».

Курс на нагнетание недружественных настроений в отношении СССР путем эксплуатации искусственно созданной «проблемы северных территорий» во многом определил последующие политические отношения двух государств. Однако заблокировать контакты двух народов-соседей не удалось — расширение связей и объективной информации друг о друге способствовали ослаблению антисоветских предрассудков, росту взаимного интереса к достижениям в области науки, техники, культуры.

Не мешает отсутствие превратившегося в явный анахронизм мирного договора и всемерному развитию добрососедства и сотрудничества двух народов и в наши дни. Вполне очевидно, что заключение мирного договора является для японского правительства не целью, а средством заставить российское руководство пойти на ничем не оправданные территориальные уступки, означающие недопустимый и чреватый серьезными последствиями пересмотр итогов Второй мировой войны.



Породы собак