Организационные модели внеурочной деятельности афанасьева е.а., методист отдела вр мбоу мц г. иваново. Модели организации внеурочной деятельности в школе Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения

МОДЕЛЬ

организации внеурочной деятельности обучающихся

МОУ - «Линовская средняя общеобразовательная школа»

в условиях перехода на

ФГОС НОО

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями введения ФГОС НОО в учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой часть образовательного процесса в школе. Деятельностная организацияна основе вариативной составляющей учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отлична от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

    усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

    организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям .

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира .

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость .

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество .

Ожидаемые результаты:

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

Воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, краю, чувства гордости, что я - гражданин России;

Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане школы направлениями внеурочной деятельности являются: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, обще-интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое.

Занятия спортивно-оздоровительного направления : подвижные игры, хореография, ритмика в объёме 2 часов в неделю; курс «В здоровом теле - здоровый дух» в объеме 1 часа в неделю, предназначены для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, сохранения и укрепления физического и психическогоздоровья обучающихся. Курс «Туризм по родному краю» в объёме 2 часов в неделю введён с целью воспитания любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине.

художественно-эстетического направления «Красота вокруг нас», в объеме 1 часа в неделю предназначены для того, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Занятия внеурочной деятельности научно-познавательного направления «В царстве слов» в объеме 1 часа в неделю введены для развития интереса школьников к русскому языку и с целью формирования умений и навыков устной и письменной речи.

В раздел внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления в объёме 1 часа в неделю вводится курс «Почемучка», с целью формирования устойчивого познавательного интереса.

Раздел внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления в объёме 1 часа в неделю включает в себя курс «Юный пожарный». Цель программы -изучение правил пожарной безопасности и привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Занятия духовно-нравственного направления в объёме 1 часа в неделю направлены на приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе).

1 этап (1-4 класс)

На этом этапе, в первую очередь, преследуется цель научить учащихся учиться . Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Описание модели организации внеурочной деятельности

Программа организации внеурочной деятельности состоит из образовательных курсов, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности:

    Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «В здоровом теле — здоровый дух» (составитель Васильева С. В.)

Программа курса «Ритмика» (составитель Лебедева С. Е.)

Программа курса «Туризм по родному краю» (составитель Лебедев Н. А.)

    Художественно-эстетическое направление

Программа курса «Красота вокруг нас» (составитель Васильева С. В.)

    Научно-познавательное направление

Программа курса «В царстве слов» (составитель Васильева С. В.)

4. Обще-интеллектуальное направление

Программа курса «Почемучка» (составитель Васильева С. В.)

5. Гражданско-патриотическое направление

Программа курса «Юный пожарный» (составитель Васильева С. В.)

6. Духовно-нравственное направление

Программа курса «Основы православной культуры» (составитель Васильева С. В.)

На практике разработаны и используются несколько многомерных моделей организации внеурочной деятельности:

  • дополнительного образования на основе институциональной системы;
  • дополнительного образования на основе муниципальной системы;
  • модель "школы полного дня";
  • оптимизационная;
  • инновационно-образовательная;
  • модель "лига школ";
  • кадетский корпус;
  • разнопрофильная школа углубленного образования;
  • родительско-педагогического круглогодичного объединения;
  • индивидуально-творческого и проектного обучения;
  • школа, дополненная клубными объединениями по интересам, и др.

Рассмотрим основные три модели, наиболее значимые для системы начального образования.

Первая модель – модель дополнительного образования – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны "подстраиваться" программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.

Если в школе реализуется данная модель, необходимо предусмотреть обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется "вливаться" в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Вторая модель – модель школы полного дня . В этой модели внеурочная деятельность реализуется преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Особенностями данной модели являются:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. В такой школе должна быть создана специальная образовательная среда школы с выделением пространств для отдыха, игры, творчества, самоподготовки и др.;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Учебно-воспитательный процесс школы полного дня предусматривает два взаимосвязанных блока:

  • основной: взаимодействие урочных занятий и самоподготовок, консультаций по предметам и факультативов;
  • внеурочный: экскурсии, предметные олимпиады, предметные кружки, научные общества, лектории, развивающие курсы, творческие кружки, студии и клубы.

Блоки должны быть тесно связаны между собой. Сочетание представленных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие интеллектуальной, творческой активности каждого ребенка. Следовательно, основная задача управления школой полного дня – обеспечение целесообразной взаимосвязи основных блоков учебно-воспитательного процесса такой школы.

Сложившаяся практика функционирования школ полного дня предполагает предоставить каждой класс-группе 36 часов в неделю, из которых 26 часов – группа продленного дня, 10 часов – развивающая внеурочная деятельность.

На основе распределения учебного и внеурочного времени составляется недельное расписание дня каждой класс-группы, причем расписания 1-й и 2-й половины дня соотносятся между собой и составляют единое расписание школы полного дня, а именно:

  • уроки 1-й половины дня чередуются с завтраками по режиму буфета;
  • после 4–5-го урока – обед, прогулка, отдых;
  • не ранее чем через 1,5–2 часа после окончания уроков начинаются уроки самоподготовки (1–2 урока по 30 мин с перерывом в 10 мин); консультации с учителями-предметниками; занятия с психологом и др.;
  • после самоподготовки и консультаций – свободное время: занятия в кружках, секциях, занятия по программе внеурочной деятельности.

Третья модель – оптимизационная . Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьюторов образовательного учреждения.

Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считаем необходимым начать с уточнения понятия "модель". В энциклопедии трактовка меры, образца, эталона рассматривается в узком смысле как некий стандарт для массового изготовления изделия, а в широком смысле - как любой образец (мысленный или условный: изображение, описание, чертеж, график, план, карта, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, заместитель "оригинала", заместитель, представление самых общих характеристик, общая схема описания явления.

В образование модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями. Это пространство, где превалируют определенные интересы, тип мышления, где вырабатывается собственный язык общения, где существуют некие культурные "коды", делающие данную модель не похожей на другую. Можно говорить о внешних чертах, присущих любой образовательной модели (наличие определенной структуры, конкретного содержания образовательной деятельности; форм и средств организации учебно-воспитательного процесса и др.), и о ее внутренних качествах ( наличие ведущей цели, доминирующих идей и ценностей, психологический, интеллектуальный, нравственный климат и др.).

Иными словами, модель образования - это схематическое отображение образовательной практики или ее фрагментов.

При определении организационных моделей внеурочной деятельности исходят из того, что она должна быть объективно включена в деятельность всего школьного сообщества и отличаться тем же разнообразием, что и сама жизнь. Как процесс добровольный, самодеятельный и стихийно-творческий во всей жизнедеятельности школьников и взрослых, внеурочная деятельность нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом. ее необходима связь как с основным, так и с дополнительным образованием. При этом модели могут отличаться степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы (учебной, социокультурной, досуговой, игровой), разнообразием форм внеурочной деятельности, умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, с общественными организациями.

Поэтому так важно точно определить модель, соответствующую реальной образовательной практике данного учреждения (описательная модель), исходя из выявленных позитивных и негативных тенденций построить модель будущей внеурочной деятельности (прогностическая модель).

Однако не менее важно при разработке моделей понять ценностные, содержательные и процессуальные аспекты внеурочной деятельности, поскольку именно они влекут за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов творческой, социальной, познавательной деятельности школьников, выдвигают новые требования к профессионализму педагогов.

Изучение практики реализации внеурочной деятельности образовательных учреждений различных регионов страны (Ярославская, Оренбургская, Московская Область, Республика Карелия, и т.д.) позволяет выделить ряд моделей разного типа, которые можно условно разделить на рамочные (внешние), качественно-уровневые (внутренние) и интеграционные.

К рамочным, на наш взгляд, можно отнести такие модели, которые определяют общую структуру внеурочной деятельности. Это, прежде всего школьная - внешкольная и социокультурная модели. Названия характеризуют их суть. Школьную модель можно обозначить и как закрытую, поскольку она использует преимущественно возможности собственного образовательного учреждения. При этом основное значение имеет не количество кружков, секций и клубов, а то, что они строятся на кадровом, содержательном, методическом ресурсах своей школы. Такая модель во многом типична и достаточно часто встречается в образовательной практике.

Школьно-внешкольная (открытая) модель строится на ресурсах своего учреждения с привлечением кадрового и научно-методического потенциала учреждений дополнительного образование детей. Различными секциями, кружками, клубами руководят и школьные учителя, и педагоги доп. образования.

Социокультурная модель отличается от предыдущей сложными многосторонними связями с социумом, когда кроме учреждений дополнительного образования детей столь же широко используется возможности учреждений культуры, спорта, медицины, производственных предприятий, общественных организаций, находящихся поблизости от образовательного учреждения.

Рамочные модели помогают структурировать разнообразные подходы к организации внеурочной деятельности, показывают в общих чертах способы взаимодействия с дополнительным образованием и другими культурными учреждениями. Однако они дают лишь общее представление о сложившейся образовательной деятельности.

Чтобы рассмотреть организационные возможности более детально, требуется обращение более детально, требуется обращение к моделям качественно-уровневым, которые характеризуют особенности организации и содержания внеурочной деятельности, ее направленность и способность к интеграционным связям.

Модель "Мозаика".

Внеурочная деятельность, представленная традиционным набором кружков и секций (кружки декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки, секции футбола, волейбола и др.) работающих преимущественно для учащихся одной возрастной группы по наиболее общим направлениям (спортивным, общекультурным, художественным), а также рядом предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку по тем или иным школьным дисциплинам во внеурочное время. Их ведут наряду с учителями-предметниками, классными руководителями педагоги дополнительного образования. Эту модель можно также назвать стартовой, поскольку именно с неё начинается поиск более сложных вариантов организации внеурочной деятельности.

Модель "Хоровод"

Данная модель отличается большей организованностью, усложнением связей между кружками, секциями, клубами, руководители которых в той или иной степени общаются друг с другом. Однако речь в этом случае идёшь лишь о двух, трехсторонних связях творческих объединений, близких по содержанию деятельности, формам работы и зачастую по возрастному составу воспитанников (кружок рисования - студия лепки) и т.п. Педагоги, Ведущие занятия, относящиеся к внеурочной деятельности или доп. образованию, склонны помогать друг другу, но такое взаимодействие носит, как правило, разовый, внеплановый характер и направлено на решение конкретной задачи (например, подготовка выставки художественных работ школьников).

"Модель Клуб"

В центре такой модели - клуб, студия, театр, объединяющие активную часть учащихся и педагогов. Эта модель выполняет центростремительную роль, так как притягивает к себе самые различные творческие объединения, поскольку сама является комплексной по содержанию. Это может быть клуб путешественников и туристов, любителей песни, военно-исторической или дискуссионный клуб. Кружки секции в той или иной степени учитываются деятельность клуба и сотрудничают с ним, тем самым развивая связи с друг другом. Это значительно расширяет пространство социальной и творческой активности школьников, развивает их самостоятельность, инициативность. В работе клуба принимают участие ребята разных возрастов, привлекателен он и для взрослых - педагогов и родителей.

Модель "Соты"

Само название модели объясняет ее организационную особенность - объединение в единую сеть нескольких основных ячеек, каждая из которых представляет собой мини модель клубного типа с ядром в центре и различными "привязанными" к нему секциями, кружками.

Такая модель, действующая по принципу мобильной телефонной связи, обеспечивает координацию деятельности педагогов и школьников, взаимодействие различных творческий объединений, школьно-внешкольное сотрудничество на уровне как отдельных кружков и секций, так и образовательных учреждений.

Очевидно, что при всей сложности создания такой модели её эффективность значительно выше, поскольку она позволяет развивать интеграционные процессы во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Особо следует остановиться на интеграционной модели, которую мы рассматриваем как прогностическую, включающую в себя наиболее качественный характеристики уже известных моделей и те свойства, которые ещё предстоит развивать. В этом смысле данная модель является инновационной, позволяющей использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. При этом две сферы "неформального" образования тесно связаны с основным образованием, компенсируя в значительной степени те области знаний, которые отсутствуют в учебном плане. Таким образом, создается единое образовательное пространство с полноценной учебной деятельность. и условиями для развития ребенка, целенаправленно ориентирующие его на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально-адаптационной).

Отметим, что внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь содержательными основными пространства детства, создают благоприятные условия для "диалога культур" и "диалога возрастов", так как в кружках, клубах, мастерских сообща могут работать ребята разного возраста, педагоги и родители. При этом важно, что интеграционная модель позволяет ограничено использовать возможности не только учреждений доп. образования детей, но и большое число учреждений культуры, спорта, медицины, общественных организаций, производственных предприятий, сузов и вузов, молодежных клубов по месту жительства и т.д.

С помощью интеграционной модели можно создать единое образовательное пространство,"дружелюбное" по отношению и к детям, и к взрослым. Такое пространство обретет очертания Дома (а не отдельного кружка или секции), куда можно приходить для творчества, общения, игры. Предложенная структура позволит школьнику, выразившему желание перейти границу от классно урочной системы к свободно избираемым занятиям творчеством, не просто "записаться на кружок", а попробовать себя в разных видах деятельности, найти что-то близкое своим интересам, а достигнув желаемого результата, вновь включится в поиск как в школе, так и в других учреждениях, где ему будет предоставлена возможность самореализации. Выстраивание индивидуального маршрута развития личности - главная задача педагогов, обеспечивающих деятельность такой модели.

Ценность интеграционной модели состоит в структурной и организационной гибкости, легкой адаптации к социокультурным условия и традициям учреждения. Её можно рассматривать как путь эволюционного решения многих противоречий, осуществляется в общем образовании. Данная модель, вбирая в себя новое, не отказывается от достижений и опыта внешкольного образования, служит мостиком между традиционной школой и новой образовательной моделью, создает условия для компенсации недостатков общего образования. Это своеобразная лаборатория инновация, современных педагогических технологий.

размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12-05-2011 03-296 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель "школы полного дня";

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО


Департамент общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которые были представлены на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 19 апреля 2011 года.

Директор Департамента
Е.Низиенко

Приложение. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Приложение

Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис.1):

Рис.1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности



учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель "школы полного дня";

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель дополнительного образования . Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практикоориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель . Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель . Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.

Организационное обеспечение , кроме рассмотренных уже базовой и основных типов организационных моделей внеурочной деятельности, может в себя также включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой составляющей может выступать "узловая" модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия - это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД - это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки. Данная модель может быть наиболее перспективной в условиях ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС, приведен в приложении.

Финансово-экономические условия . Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Согласно пункту 16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования: нормативное, программное, стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей.

В данном случае предполагается финансирование:

части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированные на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

групп продленного дня (модель "школа полного дня");

деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на основе квалификационных характеристик должностей работников образования.

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направлено, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.

Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, национальной, этнокультурной направленности. На региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реализации (за счет финансирования целевых региональных программ) курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Федерации. Преподавание таких курсов не является обязательным, но предоставляет возможность образовательным учреждениям получить дополнительный источник финансирования внеурочной деятельности, а также позволит укрепить единое образовательное пространство. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

3. Бюджетное стимулирующее финансирование. Значительный импульс для использования этого вида финансирования придал Приоритетный национальный проект "Образование": около девяти тысяч школ получили на конкурсной основе по одному миллиону рублей. На сегодняшний день данная инициатива поддержана на региональном уровне в рамках проводимых субъектами Российской Федерации конкурсов инновационных проектов и программ.

В отношении внебюджетного финансирования и, в частности, платных дополнительных образовательных услуг.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Поэтому если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д. (например, для плавательной секции, секции фигурного катания, верховой езды и т.д.), то они могут быть использованы как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.

Ключевыми приоритетами модернизации общего образования на ближайшее будущее по финансово-экономическому обеспечению ФГОС НОО в целом и внеурочной деятельности в частности должны стать:

развитие новой системы оплаты труда, ориентированной на ФГОС НОО;

совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

разработка и апробация новых регуляторов экономических механизмов в системе образования.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

В отношении научно-методического обеспечения . Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года N 373 , зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года N 1241 , зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 года, регистрационный N 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года N 986 , зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный N 19682);

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 , зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный N 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 27 , зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 года, регистрационный N 4594);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года N 2106 , зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный N 19676).

Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Приложение. Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приложение

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня ("школе полного дня").

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка (письмо),

Вестник образования,
N 11, 2011 год (приложение)



Русский той-терьер