Покорение южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт: южный полюс

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

Достичь Южного полюса мечтали многие, среди них - французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936г. во время очередной экспедиции в Гренландию).

Мечтал первым достичь полюса в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся отправиться в южные полярные моря на своем любимом "Фраме". В 1909г. англичанин Эрнест Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в 100 милях от полюса из-за острой нехватки продуктов.

В октябре 1911 г. морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (1872-1928), полярный исследователь, который уже зимовал на судне в антарктических водах в конце Х1Х в. И успел прославиться Арктике, преодолев на крошечном суденышке "Йоа" лабиринт Канадского архипелага в 1903-1906 гг.

Второй - капитан первого ранга, кавалер ордена Виктории, Роберт Фолкон Скотт (1868-1912). Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку командовать и крейсерами, и линкорами.

В самом начале XX столетия он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый Скоттом небольшой отряд предпринял попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца им удалось продвинуться почти на 1000 миль по направлению к полюсу. Возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции. Когда их судно "Тера Нова" было на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет "Фрам" с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев - все тот же Южный полюс!

Дальнейшее состязание шло уже под девизом: " кто кого?". Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых 100 миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно в значительно более краткие сроки, не выйдя за пределы короткого арктического лета. И здесь можно лишь воздать должное организатору экспедиции.

И вот 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в географическую точку Южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом - ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение.

В дневнике Скотта появилась такая запись: "Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть…".

Отряд англичан двинулся в обратный путь, следуя от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга.

Их тела семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа. Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни даже тогда, когда смерть уже глядела им в глаза.

Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: "Ради Бога, не оставьте наших близких…"

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он в будущем продолжил его дело путешественника-натуралиста. Доктор Питер Скотт (ему не было и года, когда его отец отправился в свою последнюю экспедицию) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

На побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем - надгробная надпись в память о пятерых погибших и заключительные слова классика британской поэзии: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!".

Амундсен, узнав о гибели Скотта и его спутников, написал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!".

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция, которую назвали Амундсен-Скотт.

14 декабря 1911 года: 100 лет назад была покорена самая южная точка планеты. Первой это сделала экспедиция норвежца Амундсена, опередив отряд британца Скотта на 34 дня

4 января 1911 года. Роберт Скотт и его товарищи высаживаются в Антарктиде на острове Скотта, основав базовый лагерь в 1381 км по прямой от цели. Для похода они выбрали маршрут, разведанный до 88°23′ южной широты.

14 января 1911 года. На льды континента ступил Руаль Амундсен. Вместе с другими полярниками он поселился на берегу Китовой бухты в 1285 км от полюса. Но им предстояло идти по нехоженой до этого тропе.

10 февраля 1911 года. Амундсен предпринял первую попытку покорения южной точки. Но через месяц из-за плохой погоды отряд был вынужден повернуть назад. В лагерь «Франхейм» несколько человек вернулись с обмороженными ногами. Правда, плюсом данного предприятия стало то, что до 82° полярники оставили склады с продуктами и снаряжением.

19 октября 1911 года. Норвежская экспедиция на собачьих упряжках отправилась в путь. При этом животных в зависимости от обстоятельств разделяли на три категории. Одних оставляли на обратный путь во временных лагерях. Вторых, в число которых попадали выбившиеся из сил, убивали и отдавали на корм третьим, и дальше выполняющим «транспортную» роль. Питались собачатиной и люди.

1 ноября 1911 года. Старт взял отряд Роберта Скотта, который сделал главную ставку на пони как на тягловую силу. В этом, как потом скажут эксперты, заключалась одна из главных его ошибок.

7 декабря 1911 года. Амундсен достиг так называемой высоты Шеклтона - 88°23′, самой южной точки, до которой прежде доходил человек. «Я не могу передать чувств, охвативших меня, когда я стоял, разбираясь в происшедшем», - написал норвежец в книге «Южный полюс».

14 декабря 1911 года. До желаемой цели оставалось совсем немного, поэтому участники внимательно следили за приборами, измерявшими координаты. В три часа дня все одновременно закричали: «Стоп!» Южный полюс был покорен. В честь знаменательного события водрузили флаг Норвегии и назвали местность Равниной короля Гокона VII.

17 января 1912 года. Полюса достигла экспедиция Скотта. Когда британцы обнаружили стоянку Амундсена, их разочарованию не было предела.

25 января 1912 года. Утром норвежцы остановились у порога деревянного дома лагеря «Франхейм».

29 марта 1912 года. Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике, а вскоре умер, как и другие участники возглавляемой им экспедиции.

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Роберт Скотт вернулся к жизни», - сказал Амундсен о своем сопернике. Тела погибших из отряда Скотта, а также дневник экспедиции нашли 12 ноября 1912 года. Над могилой возвели пирамиду из снега, увенчав ее крестом из лыж. Амундсен же погиб во льдах Северного полюса в июне 1928-го, когда отправился спасать пропавший дирижабль «Италия».

Географические открытия, которые заслуживают определения "великие", совершались на нашей планете во все исторические эпохи, начиная с древности.

Большое значение в истории географических открытий имели исследования Северного и Южного полюсов. Открытия полюсов состоялись лишь в начале ХХ века, хотя освоение их началось гораздо раньше.

История открытия полюсов полна драматизма. Многие отважные исследователи пытались достичь этих загадочных, и, казалось, защищенных от человека самой Природой мест. Лютые морозы, непроходимые торосы, безмолвно простирающаяся на сотни километров ледяная пустыня хранили тайну полюсов…

Покорение географических полюсов Земли завершило важную эпоху в истории географических открытий, которую нередко называют героической эпохой в полярных исследованиях. И хотя многие исследователи в первую очередь стремились установить рекорды, но, пробивая путь в районах белых пятен, они сделали очень важные открытия и тем самым расширили кругозор человечества в познании Земли.

Открытие и освоение Северного полюса

История покорения Северного полюса началась в 17 веке, когда возникла необходимость найти кратчайший путь из Европы в Китай.

Первым, кто отправился на поиски северного пути, был голландец Виллем Баренц. Он в 1594 году предпринял первую попытку, снарядив экспедицию и отправившись в путь. Попытка пройти в открытой воде закончилась неудачно. Затем Виллем предпринял еще две экспедиции. В последней попытке его экспедиция была вынуждена остановиться на зимовку, так как их корабль был зажат льдами. Это был первый опыт зимовки в Арктике. Заболев цингой во время зимовки, Баренц, так и не достигнув цели, скончался в июне 1597 года.

Немало сделал для открытия Северного полюса датчанин Витус Беринг , служивший на русском флоте. Он в ходе своих Камчатских экспедиций (1725 – 1741 годов) открыл северо-восточное побережье Азии, пролив между Чукоткой и Америкой (позднее названый в его честь) и достиг берегов Аляски.

Еще один великий путешественник – Фритьоф Нансен - внес свой вклад в освоение и открытие Северного полюса. Его экспедиция, продолжавшаяся три года, закончилась в 1896 году. На корабле Нансену удалось приблизиться примерно на 750 километров от Северного полюса. Дальше путь его продолжался на собачьих упряжках. Преодолев по льду за 25 дней примерно 350 километров, в нечеловеческих условиях, Нансен принимает решение не идти на Северный полюс и повернуть к мысу Фигели. Пройдя все испытания суровой природы севера, Нансен и его попутчики, буквально чудом оставшиеся в живых, вернулись домой.

В ходе этой героической экспедиции было точно выяснено, что на Северном полюсе нет суши. Нансен вывел правила, описывающие скорость и направление дрейфа льда, описал его рост и таяние. Его изобретения – легкие бамбуковые нарты и аппарат для готовки пищи с использованием льда – до сих пор используют полярники всего мира.

В начале ХХ века американцы и заявили о себе, как о первых покорителях Северного полюса.

Примерно в одно и то же время, отдельно друг от друга, в 1908 – 1909 годах, они якобы побывали на Северном полюсе. Доказательств в их заявлениях не было, поэтому факт открытия ими Северного полюса, так и остается до сегодняшнего дня недоказанным.

Первой русской экспедицией к Северному полюсу считается экспедиция Георгия Седова в 1912-1914 годах.

Некоторые факты дальнейшего освоения Северного полюса:

Первой доказанной удачной попыткой полета над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция Р. Амундсена на дирижабле «Норвегия». В экспедиции было несколько участников, включая создателя дирижабля У. Нобиле. Полет начался 11 мая 1926 года на Шпицбергене, 12 мая дирижабль достиг Северного полюса, откуда проследовал до Аляски. По оценке Нобиле, общее пройденное расстояние составило около 5500 км.

21 мая 1937 года при помощи самолета в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СССР) под руководством Ивана Папанина.

В июне 1937 года Валерий Чкалов совершил первый удачный межконтинентальный перелет через Северный полюс на самолете.

Первыми людьми, ступившими на Северный полюс (чье достижение не было подвергнуто сомнению), стали участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути Александра Кузнецова. Это произошло в апреле 1948 года.

3 августа 1958 года атомная подводная лодка « Nautilus » (США) стала первым кораблём, достигшим Северного полюса (под водой). Другая американская атомная подводная лодка, « Skate »», всплыла на полюсе 17 марта 1959 года , став первым кораблём на поверхности воды на Северном полюсе. 17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомолец» стала первой советской подлодкой, достигшей Северного полюса.

Первыми, достигшими Северного полюса без использования моторного транспорта, стали участники Британской трансарктической экспедиции под руководством Уолтера Герберта. Экспедиция началась 21 февраля 1968 года, а 6 апреля 1969 года достигла Северного полюса.

В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании.


Начиная с 1937 года в Арктике было создано более 30 советских и российских дрейфующих станций. Идея создания подобных станций принадлежит полярному исследователю Владимиру Визе. Последней открытой, на сегодняшний день, российской дрейфующей станцией, является «Северный полюс-39», созданная в октябре 2011 г .

Покорение Южного полюса

Стремление достичь Южный полюс возникло значительно позднее, чем Северный. Это и понятно, так как Антарктида, на которой находится Южный полюс, была открыта лишь в 1820 году русской антарктической экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, а в 1895 году норвежские промысловики с судна «Антарктик» впервые высадились на ее берег.

Немалый вклад в исследование Антарктиды внесла научно-исследовательская бельгийская экспедиция на пароходе «Бельжика». Она работала с конца 1897 до апреля 1899 гг. Начальником её был военный моряк Адриан Жерлаш де Гомери, старшим штурманом – Р. Амундсен (впоследствии открывший Южный полюс), судовым врачом – Фредерик Кук (позднее достигший района Северного полюса). Экспедиция работала сначала на Южных Шетландских островах, исследовала «Землю Палмера», у северной части Антарктического полуострова. Затем «Бельджика» прошла на юго-запад, в море Беллинсгаузена, где вмерзла во льды. Освободился пароход только через год и в конце марта пошел на север. Это была первая в истории зимовка в антарктических водах высоких широт.

Экспедиция К. Борхгревинка 1899/1900 гг. сыграла большую роль в дальнейшем штурме Южного полюса. Исследователям удалось дойти до Ледяного барьера Росса, подняться на барьер и продвинуться на нартах по леднику до 78 градусов 50 минут южной широты .

Первая попытка достичь Южного полюса была предпринята в 1902 году, когда англичане Роберт Скотт, Эрнест Шеклтон и Адриан Уилсон попытались выступить в первый санный поход и достигли точки 82 градуса 17 минут южной широты.

В 1908 г. попытался пробиться к полюсу на санях, в которые впрягались маньчжурские низкорослые лошади. Однако все они погибли от холода, и большую часть маршрута в 2800 км Шеклтону и спутникам пришлось идти пешком, не используя даже лыж. Шеклтон и его команда (Фрэнк Уайлд, Эрик Маршалл и Джеймсон Адамс) 9 января 1909 г. достигли 88 градуса 23 минут южной широты, не дойдя по полюса 180 км.

14 декабря (по другим источникам 15 декабря ) 1911 года норвежский исследователь Руал Амундсен пересек Антарктиду на лыжах и стал первым человеком, который достиг самой южной части нашей планеты. Эта дата считается днем покорения Южного полюса .

Некоторые факты дальнейших исследований Южного полюса:

В ноябре 1928 года (по другим источникам в 1929 году ) американец Ричард Бэрд впервые пролетел над Южным полюсом на самолете.

В декабре 1928 года австралийский ученый Джордж Губерт Уилкинс подошел к побережью Антарктиды на подводной лодке. Продолжив путь на самолете, он поднялся на высоту около 2000 метров и два раза пролетел над шельфовым ледником Ларсена.

1929 год в исследовании Антарктиды отмечен двумя успешными экспедициями: австралийской, под командованием капитана Джона Дэйвиса, и норвежской, под командованием капитана Нильса Ларсена. Было детально исследовано океаническое побережье Антарктиды и обосновано ее точное местоположение, сделано множество открытий на ледяном материке.

Продолжительные экспедиции Ричарда Бэрда, проходившие в 1933 – 1939 гг ., позволили расширить знания о неизведанных районах Антарктиды. Он был первым путешественником, решившимся на зимовку в условиях сурового климата Южного континента.

По окончании войны, в 1946 году , команда Бэрда провела в Антарктиде операцию, получившую название «Операция Хайджамп» («высокий прыжок»). Армейская группа в составе 4700 человек, включавшая в себя, помимо военных, ученых и инженеров, расположилась на базе Литтл-Америка. В результате этого грандиозного предприятия была сделана аэрофотосъемка берега океана, открыты три больших озера (одно из них впоследствии назвали Фигурным) и «оазис» из 20 озер с зеленовато-голубой водой.

В январе 1958 года участниками Экспедиции Британского Содружества было совершено первое пересечение Антарктического материка по суше.

В декабре 1980 года Южный полюс был достигнут Р.Файнсом в ходе Трансглобальной экспедиции.

В декабре 1989 года Южного полюса достигли участники Трансантарктической экспедиции, которая за 221 день на собачьих упряжках пересекла весь материк в самом широком его месте без использования механического транспорта. СССР в команде представлял Виктор Боярский.

В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.

В 1956 году в Антарктиде была открыта первая советская научная станция. В разное время существовало 12 советских научных станций. Сейчас в Антарктиде работает четыре российские научные станции.

Список литературы:

Магидович, И.П. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. Т.4 Географические открытия и исследования нового времени (Х1Х – начало ХХ в) / И.П. Магидович, В.И. Магидович. – М.: Просвещение, 1985. – 335 с.

В 4 томе дана характеристика первых кругосветных плаваний русских и экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, открывшей Антарктиду. Представлены материалы по изучению Европейского Севера, исследованиям Гренландии, Центральной Арктики и достижению Северного и Южного полюсов. Отдельные главы посвящены экспедициям Г. Седова к Северному полюсу и Р. Амундсена к Южному полюсу.

Арктика – мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы, 2001. – 280 с.

В книге в популярной форме рассказывается об истории освоения Арктики. Приведено более 300 биографий первопроходцев и исследователей Севера, в том числе биографический очерк о Г. Седове . В конце книги предлагается список дополнительной литературы по теме и дан указатель имен, использованных в книге.

Летопись Севера. Т.10: сборник по вопросам истории экономического развития и исторической географии Севера. – М.: Мысль, 1982. – 240 с.

В книге рассказывается об изучении и хозяйственном освоении Севера в советское время, об истории освоения магистрали Северного морского пути. Отдельные главы посвящены истории географических открытий, в том числе описана экспедиция Г. Седова к Северному полюсу. В книге приведены также биографические сведения о некоторых исследователях Севера: Р. Самойловиче, К. Луксе, К. Неупокоеве.

Пристли, Р. Антарктическая одиссея: Северная партия экспедиции Р. Скотта / Реймонд Пристли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 360 с.

Реймонд Пристли – участник антарктической экспедиции английского полярного исследователя Р. Скотта (1911 – 1914 гг.).

Экспедиция Р. Скотта к Южному полюсу состоялась уже после открытия полюса Р. Амундсеном в декабре 1911 года. Это была последняя экспедиция Р. Скотта, закончившаяся для него трагически.

В книге подробно описывается подготовка и ход всей экспедиции, рассказывается об открытиях, приключениях и невзгодах, которые испытала Северная экспедиция, приведены фотографии.

Внуков, Н. Великие путешественники: биогр. словарь / Н. Внуков. – СПб.: Азбука, 2000. – 735 с.

В словаре представлены биографии более 160 выдающихся мореплавателей и землепроходцев. Описаны практически все географические открытия Х11 –ХХ вв., от широко известных до незаслуженно забытых. Раздел биографий открывается статьей, посвященной Р. Амундсену. К биографическим статьям прилагается очерк об исследовании Антарктиды. В книге много иллюстраций: портреты, гравюры, рисунки, фотографии.

100 великих путешественников / авт.-сост. Н.А. Муромов. – М: Вече, 2001. – 656 с.

Книга рассказывает об открытиях и судьбах великих путешественников и землепроходцев разных эпох и стран.

Среди героев книги: Геродот и Марко Поло, Роберт Пири и Руал Амундсен , Афанасий Никитин и Ермак, Ерофей Хабаров и Семенов-Тян-Шанский, Г. Седов и В. Обручев.

Все книги можно взять в центральной городской библиотеке

Интернет-ресурсы:

Путешествия. Географические открытия [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://geographical-opening.ru

На сайте описаны важнейшие географические открытия территорий Северной Америки, районов Африки, Азии, Индии, а также Арктики и Антарктиды, названы имена исследователей. Все географические открытия изложены в хронологической последовательности.

Арктика и Антарктика: исследование полюсов, экспедиции, научно обоснованные факты, великие экспедиторы [Электронный ресурс] : [сайт] . – Режим доступа:http://www.tr-ur.ru

На сайте – материалы о сегодняшнем дне и об истории исследования и открытия Арктики и Антарктиды, об экспедициях и об исследователях.

Кто первым покорил Северный полюс? [Электронный ресурс] // Калейдоскоп тайного, непознанного и загадочного: [сайт]. – Режим доступа: http://www.planet-x.net.ua/history/history_zagadki_sev_polus.html

Вопрос о том, кто же первым покорил Северный полюс, до сих пор активно обсуждается в мире. В статье перечислены все экспедиций, которые пытались достигнуть Северного полюса, от экспедиции В. Баренца и до похода на Северный полюс советского атомохода «Арктика». Подробнее описаны экспедиции Ф. Кука и Р. Пири.

Составитель выставки Н.Говорухина.



Болезни собак