Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст. Синтаксис это наука изучающая Понятие о синтаксисе что изучает какие разделы

Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса. Термин «синтаксис» (от греч. syntaxis «составление», «построение», «порядок», «строй») употребляется в двух значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Синтаксис в значении «синтаксический строй, особый ярус языка» соотносится с «объективно существующей системой синтаксических средств и правил их использования, находящейся в распоряжении говорящего коллектива», «непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта».

Как раздел грамматики синтаксис ориентирован на научное постижение синтаксического строя языка, правил построения речи. Объектом изучения в синтаксисе являются коммуникативные языковые средства разной сложности и составляющие их части через отношение к целому. Синтаксис характеризуется как «организующий центр грамматики».

Термином «синтаксис» в последнее время называют также подразделы, выделяемые внутри раздела «Синтаксис» (так, например, говорят о синтаксисе словосочетания, синтаксисе предложения и т.д.), и направления в синтаксической науке (структурный синтаксис, семантический синтаксис, функциональный синтаксис и т.д.).

Фундаментальными понятиями синтаксиса как науки о синтаксическом строе языка, о законах и правилах построения связной речи являются: «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория».

Названные шесть понятий – «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» – являются исходными, сквозными для синтаксиса, без них вряд ли возможно научное описание и осмысление синтаксического строя языка. Эти понятия тесно связаны между собой, поэтому характеристику любого из них можно дать только с использованием соотносительных понятий.

В данном введении понятиям «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» дается самая предварительная, весьма абстрактная характеристика. Конкретное содержательное наполнение этих понятий, иначе говоря – своеобразное «восхождение от абстрактного к конкретному» при их интерпретации, будет осуществляться в ходе изложения содержания отдельных разделов синтаксиса.

Синтаксическая связь – это различного рода формальные и содержательные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (см. раздел «Учение о синтаксической связи»). Так, например, в словосочетании медный самовар слова обнаруживают между собой связь как содержательную (прилагательное медный обозначает атрибутивный признак имени существительного самовар ), так и формальную (зависимое прилагательное медный формально согласуется с опорным именем самовар в мужском роде, единственном числе, именительном падеже).

Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, характеризующийся разным объемом и обладающий в разной степени признаками целого, т.е. связной речи. Синтаксические единицы отличаются друг от друга структурно-строевыми, содержательными и функциональными признаками.

Бесспорными синтаксическими единицами являются словосочетание и простое предложение. В разных вузовских учебниках наряду с названными синтаксическими единицами выделяются еще и другие синтаксические единицы более высокого уровня – сложное предложение и сложное синтаксическое целое. В данной книге рассматривается также единица низшего уровня, называемая термином синтаксема.

Конститутивные синтаксические признаки каждой из названных синтаксических единиц отражаются в специфическом, свойственном только для нее триединстве «значение – функция – форма». Диалектическое триединство «значение – функция – форма» можно представить как комплекс вопросов «что? – для чего? – как?».

Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, выражаемое в синтаксических единицах. Суть понятия «синтаксическое значение» можно выразить в вопросе «что?»: ЧТО обозначает, ЧТО выражает, ЧТО отражает та или иная синтаксическая единица?

Синтаксические единицы могут выражать различные синтаксические значения: определительные (атрибутивные), обстоятельственные различных типов (причинные, пространственные, целевые, временные, условные и т.д.), объектные различных типов (прямого объекта, инструментального объекта, адресатного объекта и т.д.), значение предикативности и др. Так, например, в словосочетании медный самовар выражаются определительные отношения, в словосочетании читать книгу – отношения прямого объекта и т.д.

Наиболее абстрактным синтаксическим значением, свойственным любому предложению, является предикативность, которая характеризует содержание предложения через отношение к действительности – либо как реальный факт, имеющий временную определенность (Дети играют в лапту; Дети играли в лапту; Дети будут играть в лапту ), либо как факт ирреальный вне временной определенности (Дети играли бы в лапту; Пусть дети играют в лапту ).

Для обозначения синтаксического значения используются и другие синонимические термины – «синтаксические отношения», «смысловые (содержательные) отношения», «синтаксический смысл».

Синтаксическая функция – предназначение, роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы. Суть понятия «функция» можно выразить вопросом «для чего?»: ДЛЯ ЧЕГО служат синтаксические единицы, синтаксические средства и категории в речи? Так, словосочетание медный самовар предназначено быть материалом для построения коммуникативных единиц (ср.: На столе стоял медный самовар; Мы пили чай из медного самовара; Мать вышла во двор с медным самоваром в руках и т.д.). В составе предложения каждый из составных компонентов данного словосочетания выполняет функцию самостоятельного члена предложения, т.е. вписывается в позиционную структуру предложения. Важность понятия функции для синтаксиса отмечается многими современными учеными.

Понятия «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» содержательно довольно близки. Синтаксическое значение может создаваться за счет функционирования, поэтому речь может идти о функциональной семантике языковых единиц. С другой стороны, функция языковой единицы может определяться ее синтаксической семантикой, в таких случаях можно говорить о семантической функции.

Различие между понятиями «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» заключается в следующем: понятие «синтаксическое значение» направлено на внутреннее содержание синтаксической единицы, рассматриваемой обособленно, вне отношения к включающей конструкции; понятие же «синтаксическая функция» ориентировано на выявление роли синтаксической единицы в составе единиц более высокого уровня.

Функция и значение в одних случаях могут накладываться и быть изосемичными, в других случаях четко расходятся. Например: синтаксическое значение синтаксемы при школе – обстоятельственное места; в предложении же оно может выполнять разные синтаксические функции – как изосемичную функцию, т.е функцию обстоятельства места (При школе имеется сад ), так и неизосемичную функцию, например функцию несогласованного определения (Сад при школе очень ухожен ). Следует отметить, что во втором случае синтаксема при школе , будучи несогласованным определением, все же сохраняет свою внутреннюю пространственную семантику.

Синтаксическая форма – это понятие, обобщающее конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц. Суть этого понятия выражается обобщающим вопросом «как?»: КАК построена, КАК организована в конструктивном плане синтаксическая единица? Структурные характеристики синтаксических единиц зависят от сложности строения последних.Чем сложнее синтаксическая единица, тем бόльшим набором структурных признаков она обладает.

К формальным, строевым характеристикам синтаксических единиц относятся, в частности, средства связи, представленные в синтаксической единице, синтаксически существенные способы морфологического или синтаксического выражения ее компонентов, структурные схемы (модели) построения синтаксических единиц и т.д.

Например, структурные признаки словосочетания медный самовар можно охарактеризовать следующим образом: это двухкомпонентное (бинарное) соединение слов, состоящее из опорного имени существительного самовар мужского рода, имеющего форму именительного падежа, единственного числа, и зависимого от него прилагательного медный , которое согласуется с опорным словом в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; связь компонентов выражается с помощью окончания прилагательного. Данное словосочетание построено по типовой структурной схеме AN, где А – знак-символ прилагательного (и других адъективных слов), N – знак-символ имени существительного. Синтаксическая форма выступает как носитель синтаксического значения и синтаксической функции той или иной языковой единицы.

Для характеристики различных сторон формальной устроенности синтаксических единиц могут быть использованы также понятия «синтаксическая структура», «синтаксическая конструкция», «структурная схема».

Понятия «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма» составляют в совокупности диалектическое триединство «значение – функция – форма», отражающее взаимосвязь и взаимодействие содержательных, функциональных и строевых признаков синтаксических единиц.

Синтаксическая категория – это понятие, обозначающее единство определенного синтаксического значения и совокупности многоразличных форм его выражения. Если исходить из того, что языковая категория – это «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства», то синтаксическую категорию можно определить как любую группу синтаксических элементов, выделяемую на основании общности каких-либо синтаксически значимых их свойств. А любая общность (однотипность) предполагает и наличие различительных свойств в объединяемых элементах. Так, например, синтаксическая категория модальности представляет собой единство синтаксического значения реальности/ирреальности и совокупности форм выражения этого значения (формы наклонения, интонация, частицы и др.); синтаксическая категория субъектности представляет собой единство синтаксического значения носителя предикативного признака и многоразличных способов его выражения: именительный падеж (Я чувствую озноб ), дательный или винительный субъекта (Мне холодно; Меня знобит ), творительный субъекта (Дом стоится плотниками ), личные окончания глагола(Люблю бродить по осеннему лесу ).

Сопоставительная характеристика синтаксических единиц. Следует отметить, что вопрос о количестве синтаксических единиц не получил однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. В разных вузовских учебниках и пособиях количество синтаксических единиц колеблется от двух до пяти. При этом можно выявить разную степень признанности выделяемых синтаксических единиц. Если выделяются только две синтаксические единицы, то это обязательно словосочетание и предложение. Если говорится о трех синтаксических единицах, то, как правило, это словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Если речь идет о четырех синтаксических единицах, то, безусловно, таковыми признаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое.

Логика движения мысли при выделении синтаксических единиц предполагает выявление еще и элементарной синтаксической единицы, из которой строятся словосочетания, а также – частично – и простые предложения. Такая элементарная синтаксическая единица получила терминологическое обозначение посредством понятия «синтаксема» (или «синтаксическая форма слова») и подробно описана в работах Г.А. Золотовой.

Учитывая сказанное, в нашей книге принята пятикомпонентная система синтаксических единиц: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Представим предварительную, самую общую характеристику пяти перечисленных синтаксических единиц.

Синтаксема (или синтаксическая форма) относится к первичным, элементарным единицам синтаксиса, из которых формируются и на которые членятся синтаксические единицы более высокого порядка – словосочетания и простые предложения: в шкафу, из страха, по закону, из глины, читать, бегу, человек, книги и т.д. Синтаксемы являются носителями элементарных синтаксических смыслов – субъектных, объектных, определительных, пространственных, причинных, целевых и других типов отношений. Систематизированный репертуар синтаксем как элементарных синтаксических единиц получил лексикографическое представление в Синтаксическом словаре Г.А. Золотовой.

Синтаксема – это единица, связывающая морфологию и синтаксис: она представляет собой морфологическую форму, рассматриваемую в синтаксическом ракурсе, т.е. как элемент синтаксических построений. Например, словоформе по болезни при ее рассмотрении сквозь призму синтаксиса приписывается причинное значение. В соответствии с этим значением, данная словоформа может функционировать в составе предложения как обстоятельство причины (Он не пришел на занятия по болезни ), как несогласованное определение с дополнительным причинным значением(За отсутствие по болезни не наказывают ). Как синтаксическая единица, синтаксема обладает собственными формальными признаками, синтаксическим значением (является носителем элементарного смысла), функциональными свойствами.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, в которой признаки связной речи представлены эксплицитно. Словосочетанием является грамматически оформленное посредством подчинительной связи соединение двух или более знаменательных слов, возникающее в результате распространения какого-либо опорного слова: синий платок, весело смеяться, берег реки. По своей форме и синтаксическому значению синтаксемы и словосочетания не могут выполнять коммуникативной функции, они участвуют в построении коммуникативных единиц и только в их рамках участвуют в процессе коммуникации. Поэтому синтаксема и словосочетание являются синтаксическими единицами д о к о м м у н и к а -т и в н о г о уровня. В рамках синтаксиса они выполняют н о м и н а т и в н у ю функцию, являясь наименованиями отдельных фрагментов обозначаемых в предложениях ситуаций.

К к о м м у н и к а т и в н ы м единицам (или к единицам коммуникативного уровня синтаксиса) относятся простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое. Именно эти единицы по своему значению и строению предназначены выполнять коммуникативную функцию.

Простое предложение – это минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается единая отнесенность всего содержания предложения к действительности. Например: Летучая известковая дымка парила над низинкой (Л. Леонов); В душном воздухе молчанье (Ф. Тютчев); Мне наскучило ждать (Н.В. Гоголь); В лесу было тихо и сыро (В. Набоков).

Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются простые предложения, связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи. Полипредикативность сложного предложения обусловлена тем, что каждое из простых предложений в его составе имеет собственную предикативность, представленную в его предикативном ядре категориями времени и наклонения, а все сложное предложение в целом выражает множественную отнесенность к действительности. Например: Солнце поднималось все выше и выше, равномерно озарялся город, и улица оживала… (В. Набоков); Молчание тайги и гор задавило бы людей, если бы не река – она одна шумела на всю округу (В. Шукшин).

Сложное синтаксическое целое – это минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой. Например: Спор поколений – это закон жизни. Каждое новое поколение начинает с того, что оспаривает опыт предшествующего. Этот закон действует не только в широких общественных масштабах (К.Я. Ваншенкин).

Между названными пятью синтаксическими единицами – синтаксемами, словосочетаниями, простыми предложениями, сложными предложениями, сложными синтаксическими целыми – устанавливаются иерархические отношения последовательного вхождения друг в друга (при взгляде «снизу») и последовательного членения более сложных синтаксических единиц на простые до получения предела их членения (при взгляде «сверху»).

В пятикомпонентной системе синтаксических единиц простое предложение занимает центральное место. Это определяется прежде всего тем, что простое предложение представляет собой минимальную коммуникативную синтаксическую единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, простое предложение – это своеобразная начальная точка отсчета для сложного предложения и сложного синтаксического целого (поскольку простое предложение участвует в их формировании) и конечная точка для словосочетания и синтаксемы (поскольку именно в его составе находят свое применение названные единицы). Центральность позиции простого предложения в системе синтаксических единиц обусловлена также тем, что именно на материале простого предложения строятся многие теоретические концепции предложения, разрабатываемые в рамках абсолютного большинства научных направлений в синтаксисе.

Структура синтаксиса как раздела науки о языке. Синтаксис как раздел грамматики имеет свою внутреннюю структуру. В данной книге синтаксис представлен как комплекс восьми разделов, каждый из которых объединен единством предмета описания:

1. Учение о синтаксической связи.

2. Синтаксис синтаксемы.

3. Синтаксис словосочетания.

4. Синтаксис простого предложения.

5. Синтаксис осложненного предложения.

6. Синтаксис сложного предложения.

7. Синтаксис предложения с прямой речью.

8. Синтаксис сложного синтаксического целого.

Первый раздел синтаксиса посвящен описанию синтаксической связи. Учение о синтаксической связи выделено в первый раздел, поскольку предметом синтаксиса является с в я з н а я речь и исходным понятием синтаксиса является понятие связи.

Разделы «Синтаксис синтаксемы», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого» выделены в соответствии с типами синтаксических единиц.

Отдельный раздел составляет «Синтаксис осложненного предложения». Следует отметить, что осложненное предложение ни в одном из известных учебников по синтаксису не квалифицируется как особая синтаксическая единица. Однако осложненное предложение имеет свою теорию, собственную систему терминов, свои конструктивно-строевые, семантические и функциональные особенности, что позволяет поставить вопрос о возможности выделения соответствующего типа предложения в качестве особой синтаксической единицы.

Выделение раздела «Синтаксис предложения с прямой речью» обусловлено тем, что данный тип предложений по своим специфическим содержательным, конструктивным, функциональным свойствам не может быть безоговорочно включен ни в систему сложных предложений, ни в систему сложного синтаксического целого. В связи с тем, что предложения с прямой речью находятся в трансформационных отношениях с предложениями с косвенной речью, в этом разделе предполагается описание общих правил преобразования предложений с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.

Примыкает к «Синтаксису» как разделу науки о языке «Пунктуация», входящая, наряду с «Орфографией» и «Графикой», в «Теорию письменной речи».

Синтаксис в системе языка. В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, которые непосредственно служат для общения и без использования которых общение не может быть осуществлено. Для оформления мысли недостаточно знания только слов, их форм, необходимо установить между ними связи, соотнести сообщаемое с действительностью.

Непосредственная связь синтаксиса с мышлением, общением определяет место синтаксиса в системе ярусов языка. В языке выделяются ярусы фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Синтаксис представляет собой высший ярус, «венчающий многоэтажное здание языка».

Как верхний ярус языка, синтаксис опирается на нижние ярусы. По мере продвижения от нижних ярусов языка по направлению к синтаксису накапливаются синтаксически существенные характеристики языковых единиц, категорий, явлений, изучаемых в «Фонетике», «Лексике», «Словообразовании», «Морфологии».

Синтаксическая сторона языка начинает изучаться в фонетике . Синтаксически ориентированным элементом фонетического строя языка является интонация. Интонационная оформленность – это необходимый признак любой коммуникативной единицы. Посредством интонации выделяются также коммуникативно существенные компоненты высказываний.

Синтаксис обнаруживает связи с лексикой . Синтаксические признаки лексических единиц учитываются при их коммуникативно ориентированной семантической классификации. Типовые значения лексических единиц предопределяют наиболее частотные типы их функционирования в составе предложения. Так, например, слова с темпоральным значением довольно часто функционируют в качестве обстоятельства времени: лето, зима, час, год, минута и др.: Через год он идет в армию; Они к нам приезжали прошлой зимой ; Через минуту прозвенит звонок . Слова с пространственным значением ориентированы на частотное функционирование в качестве обстоятельства места: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Около леса расположилась небольшая деревушка ; На лугу пасутся кони. Лексический фактор предопределяет также различное функционирование одинаковых морфологических форм. Ср.: подойти к столу (обстоятельство места) и подойти к вечеру (обстоятельство времени), говорить с волнением (обстоятельство образа действия) и говорить с другом (дополнение).

Характер лексических значений слов определяет их синтаксическую активность или пассивность. Синтаксически активные слова обладают сильными синтаксическими связями, или валентностями. Без реализации сильной связи синтаксически активные слова не могут функционировать в речи. Например, в словосочетании прибить картину к стене опорный глагол прибить требует обязательной сочетаемости со словоформами, отвечающими на вопрос что? и к чему? Слова с сильными связями называются релятивными. Количество релятивных слов в лексике языка велико. Распространение релятивных слов зависимыми словоформами в составе предложения, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) необходимостью реализации их сильных связей и б) необходимостью представить информацию в наиболее полном объеме.

Слова синтаксически пассивные не требуют обязательного распространения (молчать, стол и др.). Они могут использоваться в составе предложения без распространителей, т.е. абсолютивно (ср.: Все молчали; В углу комнаты стоял стол ). Такие слова называются абсолютивными. Абсолютивные слова, использованные в составе предложения, могут быть распространены в целях расширения информации (ср.: В углу комнаты стоял большой стол с вазой ).

Синтаксис обнаруживает связи и со словообразованием . Синтаксически существенными словообразовательными признаками слов являются приставки в глаголах; они диктуют предложно-падежную форму зависимым именам: во йти в дом, до ехать до деревни, вы йти из комнаты, при бить к стене и т.д. Синтаксически ориентированным является транспозитивное словообразование, или так называемая синтаксическая деривация: смелый – смелость, ходить – ходьба, хождение. Этот тип словообразования осуществляет, например, формальный перевод признакового понятия в имя существительное и дает этому понятию возможность функционировать подобно понятию предметному; ср.: смелый охотник и Я поражен смелостью охотника.

Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией . Морфология, изучающая части речи, их категории и формы, по сути служит синтаксису, все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении. Так, категории рода, числа, падежа служат для установления связи между словами в словосочетании и предложении. Глагольные категории лица и залога участвуют в конструктивной организации предложения (лицо глагола оформляет предикативное ядро двусоставного или односоставного предложения; залог оформляет активные и пассивные конструкции); наклонение и время оформляют категорию предикативности как основного, конституирующего признака предложения. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), междометия и модальные слова обнаруживают свое истинное бытие только в сфере синтаксиса.

Таким образом, синтаксические свойства языковых единиц начинают изучаться задолго до раздела «Синтаксис».


Одно из слов в словосочетании является главным, другое – зависимым. Выпишите из предложения все словосочетания: В сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят. Выпишите из предложения все словосочетания: В сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят.






Не являются словосочетаниями: Сочетание подлежащего и сказуемого Ряд однородных членов предложения Сочетание знаменательного слова со служебным Составные формы слов фразеологизмы Сочетание подлежащего и сказуемого Ряд однородных членов предложения Сочетание знаменательного слова со служебным Составные формы слов фразеологизмы


В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на группы: Глагольные (главное слово – глагол или глагольная форма) Именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное) Местоименные Наречные В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на группы: Глагольные (главное слово – глагол или глагольная форма) Именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное) Местоименные Наречные


В зависимости от количества компонентов словосочетания делятся на группы: Простые (состоят из двух знаменательных слов) Сложные (состоят из трех и более знаменательных слов, образуются в результате распространения простого словосочетания) Простые (состоят из двух знаменательных слов) Сложные (состоят из трех и более знаменательных слов, образуются в результате распространения простого словосочетания)


По характеру смысловых отношений между компонентами словосочетания делятся на: Словосочетания с определительными отношениями (белый снег, сильный дождь) Словосочетания с объектными отношениями (читать книгу, писать письмо) Словосочетания с обстоятельственными отношениями (жить в городе, бежать быстро) Словосочетания с определительными отношениями (белый снег, сильный дождь) Словосочетания с объектными отношениями (читать книгу, писать письмо) Словосочетания с обстоятельственными отношениями (жить в городе, бежать быстро)


По степени смысловой целостности словосочетания делятся на: Синтаксически свободные – в них каждое знаменательное слово обладает полноценным лексическим значением и является отдельным членом предложения (ранняя осень, грустная мелодия) Синтаксически свободные – в них каждое знаменательное слово обладает полноценным лексическим значением и является отдельным членом предложения (ранняя осень, грустная мелодия) Синтаксически несвободные (нечленимые) – в них грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу, в результате чего словосочетание выступает как один член предложения. (считаться союзником, оказать помощь, много песен) Синтаксически несвободные (нечленимые) – в них грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу, в результате чего словосочетание выступает как один член предложения. (считаться союзником, оказать помощь, много песен)


Слово в словосочетании связываются тремя основными способами синтаксической связи: Согласование (сильный дождь, моя шапка) Управление (читать книгу, переговоры с правительством) Примыкание (сидеть молча, слишком много) Согласование (сильный дождь, моя шапка) Управление (читать книгу, переговоры с правительством) Примыкание (сидеть молча, слишком много)


Согласование Такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Зависимое слово может быть выражено: прилагательным, притяжательным местоимением, причастием, порядковым числительным, количественным числительным в косвенных падежах Такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Зависимое слово может быть выражено: прилагательным, притяжательным местоимением, причастием, порядковым числительным, количественным числительным в косвенных падежах


Управление Такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Зависимое слово при управлении может быть выражено существительным, местоимением, количественным числительным, другими частями речи, употребленными в значении существительного. Такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Зависимое слово при управлении может быть выражено существительным, местоимением, количественным числительным, другими частями речи, употребленными в значении существительного.


Примыкание Такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Зависимое слово при примыкании может быть выражено наречием, деепричастием, инфинитивом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, неизменяемым притяжательным местоимением.

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка , который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка . Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм , возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания .

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. (Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии.) Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем: словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется, функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью, а наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени. Так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола.

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный , предложение - уровень коммуникативный , причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение . Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова . Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова – это, прежде всего, элемент словосочетания . Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание . Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого , синтаксис связной речи , синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения . Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи :

    подчинительной,

    сочинительной,

    бессоюзной

также формируют синтаксические отношения :

    причинно-следственные,

    временные,

  • сопоставительно-противительные,

    перечислительные и т.д.

Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях.

    с одной стороны, оно отражает явления реального мира , в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.);

    с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь .

Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения).

Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости , его назначения.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому

предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации)

и предложение в речи , т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц , вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса . Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения).

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция» , который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка , ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов» . Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др. , и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении .

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не только информационной функцией , но и функцией воздействия . Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.

В разделе на вопрос что изучает синтаксис заданный автором Vadim .ru лучший ответ это Синтаксис-это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (в том числе и их строение)

Ответ от Первосортный [новичек]
Си?нтаксис (др. -греч. ???-????? - составление) - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики


Ответ от Европеоидный [новичек]
Си?нтаксис- изучает строение предложений и словосочетаний.


Ответ от электросон [новичек]
Си?нтаксис (др. -греч. ???-????? - составление) - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.


Ответ от Куекернеагрн каерекрвкрарер [новичек]
Синтаксис-это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания


Ответ от Ника [новичек]
Си́нтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.


Ответ от Алина Константиновна [новичек]
Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:
связь слов в словосочетаниях и предложениях;
рассмотрение видов синтаксической связи;
определение типов словосочетаний и предложений;
определение значения словосочетаний и предложений;
соединение простых предложений в сложные.


Ответ от Никита Аксенов [новичек]
Синтаксис изучает предложения и словосочетаниея


Ответ от Anna Vardanyan [новичек]
Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

Определение

Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

Синтаксические единицы

Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

Синтаксические связи

Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

Координация возникает между в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

  1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
  2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
  3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
  4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

Синтаксические отношения

При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной их обнаружения - система логических вопросов.

Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.



Русский той-терьер