Страна городов». Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страна городов» Странички для любознательных























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде;
    • познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
  • Воспитательные :
    • воспитывать любовь к истории родной страны;
  • Развивающие :
    • развивать устную речь, воображение.

Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, экран, презентация по теме «Страна городов».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.

2. Проверка домашнего задания

  • Опрос учащихся по вопросам:
  • Как было организовано управление в Древней Руси?
  • За какие заслуги мы чтим князя Владимира?
  • В чём значение принятия Русью христианства?

2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10) . Работы собрать.

3. Работа над новым материалом

Учитель: Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?

Учащиеся: Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.

Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?

Учащиеся: Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом.

Учитель: Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. (Слайд 11)
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота. (Слайд 12)

Учитель: (Слайд 13) Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. (Слайд 14)
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Физкультминутка

Мы город построить поможем,
Стены зданий по кирпичику сложим,
Лопатой клумбы покопаем покопаем,
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!

(Учащиеся имитируют движения за учителем)

Учитель: Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .

Учащиеся отвечают .

Учитель: (Слайд 15)
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. (Слайд 16) От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Чтение статьи учебника стр. 48-52.

Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?

Ученики: Город Москва.

Учитель: (Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

Чтение статьи учебника стр. 53-57.

4. Закрепление изученного

1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21 )

2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)

Источники:

  1. Головин Н.Н. Моя первая история.– М.: Терра, 1995
  2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.(том 1) – НИЦ «Альфа», С-Пб, 1993

План урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Страна городов»

Цель:

Дать представление о становлении и развитии городов Древней Руси

Задачи:

1)создать условия для ознакомления с историей образования и становления городов в Древней Руси на примере Киева и Новгорода,

2)создать условия для развития умения работать по карте, устной речи, мышления через умение строить высказывания, составлять рассказ по плану, обобщать и делать выводы; коммуникативных навыков через умение работать в группе.

3) создать условия для воспитания интереса к истории.

Оборудование : карточки для групповой работы, кроссворд, презентация «Страна городов»

Ход урока

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания и последующая работа будет проходить по группам.

Пусть девизом нашего урока будут эти слова:
Дружба любому поможет в беде.
С преданным другом не страшно нигде.

Произнесем девиз вместе и пожмем друг другу руки в знак дружбы.

Напоминаю правила работы в группе:

- не говорить всем вместе;

- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего.

Кроссворд (работа по группам)

Из выделенных букв кроссворда давайте соберем слово. Что у вас получилось? (город)

- Что означает слово «город»?

III. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.

Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Сегодня мы совершим путешествие по городам Древней Руси - Киеву и Новгороду. Найдите их на карте.

Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров(широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заострённых дубовых брёвен.
Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

Прочитайте вопросы на экране и сформулируйте то, о чем бы вы хотели узнать.

ГДЕ? КАК? КОГДА? КТО?

(Где строились города? Как они образовались? Когда они возникли? Кто управлял городами?)

IV. Работа над новым материалом.

    Словарно-лексическая работа.
    Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.
    Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.
    Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.
    Князь– военный вождь славянских племен.
    Кремль – городская крепость в старинных русских городах.
    Собор-главная церковь в городе, в монастыре.
    Ров – широкая и глубокая канава.

Ладья – большая лодка.
2. Исследование учащихся. Работа в группах.

1. Название города

2. Расположение города

4. Знаменитые строения

Киев . Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.
Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.
Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке. Памятник архитектуры– Золотые ворота- главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси.

1. Название города

2. Расположение города

3. Год основания или первое упоминание.

4. Знаменитые строения

Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. Город Новгород известен в истории с 859 года.

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.
Посреди площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.
На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.
За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

3 группа

Прочитайте текст с.46-50 в учебнике, рассмотрите схемы Древних Киева и Новгорода и подготовьтесь ответить на вопросы:

1.Где располагался Древний Киев?

2. Где располагался Древний Новгород?

3. Сравните место расположения Древних Киева и Новгорода,

укрепления этих городов.

4.Что общего? В чем отличия?

4 группа

Прочитайте текст с.48,51 в учебнике и ответьте на вопросы:

1. Кто правил в Киеве? Перечислите его обязанности.

2. О ком из киевских князей вы узнали?

3. Кто управлял Новгородом?

4. В чем особенности управления?

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.
Князь– военный вождь и глава государства.
Посадники – знатные бояре, которых выбирали на вече, управлявшие городом

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

2. Год основания или первое упоминание

3. Расположение города.

4. Как был укреплен город.

Оскол

Крепость Оскол была основана в 1593 году по указу царя Федора Иоанновича, для защиты южных рубежей от крымских татар. В Никоновской летописи говорится следующее: «Того же году 1593 царь Федор Иоаннович, видя от крымских людей своему государству беды многие и решил по дорогам татарским поставить города, и послал воевод своих со многими ратными людьми, они же поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйки и иные города…». Крепость была возведена под руководством воеводы Ивана Солнцева-Засекина, головы Ивана Мясного, подьячего Михайло Нечаева.

Крепостные сооружения просуществовали до XVIII в. Изначально, крепость имела два пояса укреплений. Все строения были деревянные. Оскол был построен по принципу «город в городе». Внешний пояс, а также расположенная внутри него территория называлась «большим острогом», а внутренняя часть, где располагался административный центр, называлась «малым острогом». Внутри малого острога находились воеводский двор, разрядная изба, житница для хранения хлеба, соборная церковь. Внутри большого острога находились жилые постройки служилых людей.

В 1655 году город получил приставку «Старый».

V.Физкультминутка.

Жура-жура- журавель!

Облетел он сто земель

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

3.Представление результатов исследования

Каждая группа делает выводы по своим заданиям.

4. Выводы из исследовательской работы:

    Первые города на Руси были посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

    Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

    Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

    За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд

    Располагается Киев на реке Днепре.

    Первое упоминание о нём встречается 860 году.

    Городом управлял князь.

    Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

    На берегах реки Волхов у Ильмень озера располагался город Великий Новгород.

    Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.

    Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

    Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.

VI. Закрепление

Выполните в тетрадях задания №3,4 с.18.

VII. Итог урока. Рефлексия.

    Оцени свою работу.

VIII. Домашнее задание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Страна городов

Русский город-крепость. 10-11века Как появились на Руси города? У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость.

Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен.

Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

Д ревний Киев

История названия города Киева Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом

Расположение и укрепление Киева Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути-и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке

Способ управления городом Киевом Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

Архитектура городов Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси.

Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота, главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.

Первое упоминание о Киеве Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

Народное название Киев – “мать городов русских”

Д ревний Новгород

История названия города Почему же один из древнейших русских городов носит такое название? На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение славян. Так и возник город, который стали называть Новым.

Расположение и укрепление Новгорода Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Способ управления Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

Архитектура городов Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Первое упоминание о Новгороде Город Новгород известен в истории с 859 года.

Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”


Слайд 2

Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были посёлки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.

Слайд 3

Прежде всего нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали ров, заполняли его водой. Получался остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заострённых дубовых брёвен.

Такие крепости-посёлки со временем стали называть городами – от слов «городить», «огораживать».

Слайд 4

Новые слова:

  • Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия
  • Ремесленник – человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом
  • Слайд 5

    Древний Киев

    Слайд 6

    Схема Древнего Киева

    • Софийские ворота
    • Софийский собор
    • Золотые ворота
    • Львовские ворота
  • Слайд 7

    Древний Киев в X веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые ворота и Львовские ворота.

    Слайд 8

    Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу. Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым. По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота (1), великолепный Софийский собор (2). Чужестранцы считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чуд­ное красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов, каменные дворцы.

    Слайд 9

    Киево-Печерская лавра

  • Слайд 10

    Софийский собор в Киеве

    Слайд 11

    Ярослав был очень образованным человеком, недаром он вошел в историю под именем Ярослава Мудрого. Он знал несколько языков, чтение было его любимым занятием. Свою любовь к знаниям он хотел передать не только своим детям, но и простым русским людям. При нем основывались новые города и храмы, открывались школы и училища, была записана первая русская летопись «Повесть временных лет», в Киеве возведен величественный Софийский собор, заложена Киеве-Печерская лавра. Иноземные гости, посещавшие столицу Киевской Руси, восхищались их красотой.

    Слайд 12

    Ярослав был сыном князя Владимира. После смерти отца в 1015 году между братьями началась смертельная борьба за княжеский престол. Только в 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси.

    Слайд 13

    Летописцы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве -памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского го­сударства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской Православной церкви.

    Слайд 14

    Ярослав с книгой

    Слайд 15

    Древний Новгород

  • Слайд 16

    Схема Древнего Новгорода

    • Антониев монастырь
    • Софийский собор
    • Церкви
  • Слайд 17

    Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софий­ская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были распо­ложены, монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. По­степенно город расширялся.

    Слайд 18

    Юрьев монастырь

    Слайд 19

    Тысячелетие России

    Слайд 20

    Софийский собор

    Слайд 21

    Деревянная церковь

    Слайд 22

    А. М. Васнецов. «Вече»

    Зинина Л. В.

    МОУ «СОШ № 13» г. Железногорска Курской обл.

    Учитель начальных классов.

    Урок в 4 классе по окружающему миру по теме: «Страна городов».

    Цели урока: Сформировать у учащихся представление о городах 9 – 11 веков Киеве и Новгороде. Задачи:

    Организовать работу над изучением понятия «город»; дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях;

    Развивать творческую активность учащихся, общеучебные умения и навыки: поисково-информационные (умение работать с различными источниками информации); учебно-интеллектуальные (умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими)

    Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание дружбы, взаимовыручки.

    Оборудование

    Карточки, тест, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, презентация “Страна городов”, схемы для групповой работы.

    Ход урока.

      Орг. момент. Проверка домашнего задания.
    Рубрика « Проверь себя», отвечаем на вопросы. А) Индивидуальный опрос . - Как было организовано управление в Древней Руси? - Что вы можете рассказать по родословному дереву русских князей? Б) Фронтальный опрос. Блиц турнир. - Кто был главой Киевской Руси? - Как было организовано управление? - Где возник город Киев? - Кто был первым князем? - Какого князя называли Красным солнышком? - Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси. В) Обобщение. - Ребята, вы хорошо освоили тему прошлого урока, подготовили дополнительный материал, и ваши знания по истории Отечества значительно пополнились. 3. Постановка цели урока. - Кто из вас знает, что обозначает слово «Гардарик»? - А хотите узнать? - Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов». Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси. - О чем бы вы хотели сегодня узнать? – Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений. И тема нашего урока – «Страна городов». 4. Изучение нового материала. Мы уже знаем, как жили славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян. У славян по – прежнему было много врагов, поэтому свои поселения люди старались защитить и укрепить. - Расскажите, как они это делали, используя наш макет. - Такие поселки – крепости со временем стали разрастаться и называться городами – от слов « городить», «огораживать». - А что нового появилось в городах и чем они отличались от славянских поселений, мы сегодня узнаем. - Отгадайте кроссворд . 1. Какое важное событие произошло в 988 году? 2. Назовите имя русского богатыря. 3. На какой реке произошло Крещение Руси? 4. Как люди прозвали князя Олега? Получилось слово Киев. Название какого еще города звучало сегодня на уроке? (Новгород). - Мы отправляемся путешествовать в Древний Киев и в Древний Новгород. Работа с картой. На странице 41 найдите по карте эти города. - Что вы можете о них рассказать? Где находятся? (Стоят на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки». Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород – к Балтийскому.) Работа со схемой . - Прочитайте название схемы. Обратите внимание на условные обозначения. Что мы здесь видим? - В какие века на этой схеме показана территория Киева? (10 -11 в.) - Что вы можете сказать о территории, которую занимал Киев? - Как можно было попасть в этот город? (Через Софийские ворота) - Что находилось на территории этого города? (Церкви, дворцы) Сравните, славянское поселение и город Киев 10 века. В чем сходство и в чем отличие? - Когда начали строить каменные дворцы и церкви? - Какие изменения произошли в 11 веке? Сравните территории 10 и 11 веков. - Что возвышается в центре города? (Софийский собор). - В каком месте можно было теперь попасть в город? (Через Золотые и Львовские ворота) - Чем огорожен город? (Каменными стенами) Сделаем вывод: город – центр чего? (Центр обороны ) С принятием христианства на Руси стали строить храмы. Первые церковные постройки были деревянные и до наших дней не сохранились. Но уже в 10 веке была построена первая русская каменная церковь. Очень много каменных построек было выполнено при князе Ярославе Мудром. - Посмотрите по родословному дереву, в какие годы он правил? Физминутка.

    Показ презентации 1 творческой группы. Древнейшим памятником зодчества, который сохранился с тех времен, является Софийский собор в Киеве. Заложен он в 1037 г. по приказу Ярослава Мудрого и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие. Это кирпично – каменный храм с 13 куполами. Золотые ворота – это еще одно творение зодчества 11 века. Подумайте, почему их так назвали? На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила наблюдательным пунктом. Золотые ворота тоже были построены во время правления Ярослава Мудрого. В 882 г. Киев стал столицей Руси. Произошло это из – за удобного географического положения. - Давайте вспомним, в чем удобство расположения? Где он находился? (Через Киев проходили важнейшие торговые пути – « Из варяг в греки», в Царьград, в Азию, в Новгород.) Сделаем вывод: Киев стал центром чего? (Центром торговли ) - Теперь вы имеете представление, как выглядел Киев. Подумайте, чем отличался древнерусский город от славянского поселения? Что новое появилось? - Мы продолжаем свое путешествие по древнерусским городам. И сейчас мы познакомимся с не менее важным городом для Древней Руси – Новгородом. Показ презентации 2 творческой группы. Задание остальной части класса: внимательно выслушать и составить вопросы по презентации. Вопросы: - На какой реке располагался Новгород? - Как добирались до Новгорода? - Что располагалось на Софийской стороне? - Что такое Кремль? - Что располагалось на территории Кремля? - Как назывался Кремль? - кто жил за пределами Кремля? - Где располагалась торговая площадь? - Чем торговали в Новгороде? - Чем являлась торговая площадь? (Центр торговли) Физминутка для глаз. Работа с учебником. - Сейчас вам нужно прочитать текст на странице 50 -51, составить систему вопросов по тексту. Читаем и подчеркиваем опорные слова карандашом. Вопросы по тексту: Где располагался Новгород? Кто посещал город? Кто жил в нем? Кто такие ремесленники? Какие ремесла процветали? Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром ремесел ) - В 12 веке на территории Древней Руси работали мастера более, чем 70 специальностей (плотники, столяры, портные, иконописцы, сапожники, кожевники и др.) Как было организовано управление в Новгороде? Что такое вече? Сравните эту систему управления с управлением в городе Киеве. Видеофильм. - А сейчас я приглашаю вас на экскурсию по современному Новгороду. Вы увидите архитектурные строения, которые были воздвигнуты с 9 по 12 век и сохранились до нашего времени. Во время просмотра подумайте, что общего у зданий, которые вы увидите. (Строения религии христиан, построены из камня, с куполами) Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром религии) Закрепление «Проверь себя» Работа по карточкам. На каждый вопрос подберите ответ, соедините их стрелками. Проверка с ответами по компьютеру. Итог урока. Что же такое город? Центром чего он является? (Центром обороны, торговли, ремесла, религии) Рефлексия. - Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я удивился…. Сегодня на уроке я восхитился… Сегодня на уроке я почувствовал…



    Породы собак