Великорецкий крестный ход. Великорецкий крестный ход Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Вероятно, само это событие и мое его описание вызовут разные эмоции, мысли, вопросы и споры. Но явление это существует, и я хочу о нем рассказать.
Когда мы ехали в Киров, то представляли себе это событие, как нечто подобное фестивалю или празднику, которые регулярно устраиваются в городе и где священники обходят крестным ходом храмы, выступают музыканты, поют хоры, всех угощают традиционными вкусностями и т.д. и т.п. Но все оказалось намного сильнее и глубже.
Верующие люди всегда ходили в паломничества. Я не говорю о современных паломниках, которые ездят в комфортных автобусах и скупают иконки и вообще все, что продается в святых местах. Я говорю о тех, кто ходил и ходит пешком в Иерусалим, Сантьяго, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру. Кто-то, наверное, подумал о пути Сантьяго, в последнее время превратившемуся в туристический маршрут. Многие, отправляясь туда даже туристами, в пути осознают нечто, что коренным образом меняют их жизнь. Не говоря уже о тех людях, кто идет туда целенаправленно и получает просимое. Но речь сейчас пойдет о более, на мой взгляд, сильной вещи. О Великорецком крестном ходе. Крестный ход в моем представлении и, вероятно, в представлении многих, чаще идет вокруг церкви, или, к примеру, на какое-то небольшое расстояние. Но Великорецкий крестный ход имеет протяженность 150 км, и идет несколько дней. К тому же, все это происходит не в южных районах России, где сухо, тепло и цветет сирень, а в Вятской губернии, где сирень тоже цветет, но температуры по ночам в июне стремятся к 0, и временами поливают дожди.
Но сначала о возникновении крестного хода.

В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут - чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.

Фото из Интернета

В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.

Маршрут хода

Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) (Фото из Интернета)

Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный - второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра - это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода - это ни много ни мало - тысячи человек.

Фото из Интернета

В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом - 20 тысяч.

Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.

Троицкая церковь с.Макарье

В первый день проходят 15 км, во 2-й - самый сложный - около 50.

Фото из Интернета

Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.

На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.

Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.

6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.

Никольская церковь

Спасо-Преображенская церковь

Огромный палаточный лагерь

Некоторые города ходят очень организованно

А вообще палатки стоят везде

По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)

Река Великая

Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь

Купель и источник

В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.

Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.

В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.

По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)

Об участии членов Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества в Великорецком крестном ходе.


В этом году (3 июня) исполнилось 135 лет со дня основания Императорского Православного Палестинского Общества, которое оказывает всестороннее содействие православному паломничеству к величайшим христианским святыням. Среди памятных мероприятий, приуроченных к этой дате, следует отметить и участие членов Общества в Великорецком крестном ходе.


Великорецкий крестный ход относится к числу уникальных явлений нашего времени. Он один из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность - более 150 км. Проводится в Вятской губернии (Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.


Ежегодно крестный ход начинается третьего июня и заканчивается восьмого числа того же месяца.
После ранней литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.


Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом. Ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов. На сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелегких полевых условиях. Примерно половину пути приходиться идти лесными трудно проходимыми дорогами.
Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.


Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет свое неповторимое «лицо». В этом году в нем участвовало, по некоторым оценкам, более 15 тыс. человек . Среди них и жители Российской Федерации, и приехавшие из других стран дальнего и ближнего зарубежья. В числе паломников можно было увидеть не только традиционно постоянно участвующих в крестных ходах православных из стран бывшего СССР, в частности Украины, Белоруссии, Латвии, но также приехавших из Германии, Сербии, Испании, Италии, Англии. Московскую областную региональную организацию Императорского Православного Палестинского Общества представляли Сергей Забурниягин и Владимир Панков .


Главной особенностью нынешнего крестного хода явилось участие в праздничном богослужении в селе Великорецком Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который специально прибыл на это мероприятие из столицы. В 2014 году Святейший впервые перед началом паломничества напутствовал крестноходцев. Его речь была воспроизведена в записи после молебна в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Вятки. Он благословил участников и посетовал на то, что по многим взятым на него обязательствам не может сам непосредственно принять участие в этом замечательном народном движении и выразил тогда желание по возможности приехать на Великорецкий крестный ход. И вот это событие осуществилось.
6 июня Святейший совершил позднюю Божественную литургию на берегу реки Великой и затем водосвятный молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и другие архиереи. Это событие широко освещалось СМИ многих стран.


Святейший патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Сердечно всех вас приветствую и поздравляю со знаменательным событием — совершением соборной Литургии здесь, на берегу реки Великой, перед чудотворным образом святителя и чудотворца Николая, который приносится сюда по обетам наших прародителей в соответствии с установившейся дивной традицией - идти многие и многие километры, невзирая на погоду, невзирая на любые сложности, к этому святому месту, чтобы здесь, где была явлена чудотворная икона, вознести молитвы святителю и чудотворцу Николаю».


Следует отметить, что в православном шествии участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.


Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шел по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 г. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса. Получали исцеления имеющие тяжелые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.


Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 года духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.


Некоторые журналисты, используя спортивную терминологию, называют Великорецкий крестный ход православным марафоном . Отчасти это верно. Однако в таком сравнении имеется и одна весьма существенная неточность. В отличие от любых спортивных состязаний победителями являются все без исключения участники упомянутого православного шествия. Особенно это заметно после его завершения: паломники от души радуются, обнимаются, целуются, поздравляют друг друга… Постоянно звучит приветствие, знаменующее собой победу жизни над смертью: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это и есть торжество православия, подлинная победа - победа над собой через несение жизненного креста, веру и покаяние.



Представитель Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Забурниягин высказал следующее мнение о значении Великорецкого крестного хода :

«Для России этот крестный ход имеет особое значение. На крестные ходы идут в основном те люди, которым не все равно, что происходит вокруг них. Это люди небезразличные, любящие Бога, любящие свое Отечество, своих близких.
Почему я пошел на крестный ход? Просто пришло время.
Считаю: надо популяризировать эту традицию. У нас раньше, до революции, была ходящая, молящаяся Россия. Вспомним, как паломники добирались тогда до Иерусалима. Пешком шли из Курской губернии: полгода туда и столько же времени обратно.


Крестный ход − это молитвенное шествие, которое освящает тех, кто идет, кого они вспоминают в своих молитвах, землю, по которой они идут …
Когда мы начнем ходить крестными ходами по всей России от храма к храму, вот тогда наша страна действительно оживет. Сейчас, образно говоря, Россия как дерево ранней весной, в котором нет необходимого сокодвижения, чтобы распустились листья, появились цветы и затем созрели плоды.
Если начнем ходить крестными ходами, то обязательно это произойдет, и тогда Россия расцветет и станет действительно великой духовной державой и уже как следствие  процветающей во всех отраслях жизнедеятельности империей.


Крестный ход − это и духовное общение, и выработка терпения, смирения, воспитание всех лучших человеческих качеств.
У меня такое предложение, касающееся всех воцерковленных людей - давайте возродим традицию ходить крестным ходом до соседнего храма на его престольный праздник. А прихожане этого храма, в свою очередь, также придут на праздник к нам, на наш приход. Это даст возможность почувствовать силу и благодатность крестных ходов, укрепит общение между паствой приходов и, получив начальный опыт участия в крестном ходе дома, подвигнет христианина поехать на Великорецкий крестный ход.


Великорецкий крестный ход − самый трудный и самый благодатный из всех массовых православных шествий, которые проводятся на территории России. Да, у нас уже имеется немало крестных ходов, например, Иринарховский, Боголюбский, Тобольский, Тутаевский и многие другие. Однако нужно помнить, что крестному ходу на реку Великую уже более 600 лет и он никогда не прерывался. Люди во время гонений, рискуя своей жизнью, шли, выполняя обет своих предков. И это очень добрая благодатная традиция, которую нужно поддерживать, как говорили в старину на Руси, всем миром.


Долг каждого православного христианина − хотя бы раз в жизни пройти Великорецкий крестный ход .


Я бы еще сравнил Великорецкий крестный ход с донорским движением , которое сегодня достаточно развито во всем мире. Для чего доноры сдают кровь? Когда донор сдает кровь, он в первую очередь делает это для других, тем самым спасая их жизнь. Но при этом получает большую пользу и для себя, как психологическую, так и физическую, физиологическую. Таким образом, крестный ход можно сравнить с донорством. Потому что люди, которые здесь идут, они делают это не ради себя, а ради других. Они соборно молятся за дальних и ближних. И вот эта духовная составляющая, которая есть в крестном ходе, она как раз направлена на оздоровление, на помощь тем людям, которые нас окружают. Поэтому крестный ход освящает жизнь очень многих и многих, и в этом его главный сакральный смысл».

Владимир Панков

6 июня 2017 года, в день празднования явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в .

Ежегодно с 3 по 8 июня в Вятской митрополии проходит Всероссийский Великорецкий крестный ход ― торжественное шествие со старинным списком Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой, к месту явления чудотворного образа. В этом году торжества Великорецкого крестного хода совпали с в Россию части мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари.

Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в село Великорецкое Юрьянского района Кировской области. На берегу реки Великой Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию. На аналое за престолом, установленным под сенью, находился чтимый список Великорецкой чудотворной иконы святого Николая Чудотворца.

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; ; ; ; ; , руководитель Московской Патриархии; ; ; архимандрит Феодор (Рулев), наместник Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова, настоятель Спасо-Преображенского Никольского Великорецкого подворья Трифонова монастыря; архимандрит Петр (Путиев), настоятель Никольского собора г. Вятские Поляны, благочинный Южного округа Вятской митрополии; протоиерей Андрей Марущак, клирик г. Москвы; духовенство Вятской митрополии.

На богослужении присутствовали: временно исполняющий обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильев; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе О.В. Мельниченко, председатель Законодательного собрания Кировской области В.В. Быков; главный федеральный инспектор по Кировской области В.В. Климов; глава города Кирова В.Н. Владыкин; глава муниципального образования Великорецкое сельское поселение Юрьянского района Кировской области А.Ю. Потапенко; руководство Кировской области.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Вятской епархии (регент Л.А. Телегина).

За Литургией молились участники Всероссийского крестного хода, паломники. Среди молившихся были члены Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой равноапостольной царицы Елены, для которых осуществлялся сурдоперевод богослужения. Сурдоперевод делал духовник общины священник Игорь Шиляев и его помощники.

Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на больших экранах, установленных на берегу реки Великой и на территории Великорецкой обители.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Василий Песцов, настоятель храма Иоанна Предтечи г. Кирова, первый проректор Вятского духовного училища.

По окончании Литургии митрополит Вятский Марк приветствовал Святейшего Владыку. По словам главы Вятской митрополии, впервые за более чем шестивековую историю Великорецкого крестного хода в нем принимает участие Предстоятель Русской Церкви. От себя и от временно исполняющего обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильева митрополит Марк преподнес Его Святейшеству икону святителя Николая Чудотворца.

Затем Святейшего Владыку, духовенство и верующих приветствовал глава региона И.В. Васильев.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с .

Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Марка и вручил ему памятную панагию. Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу региона И.В. Васильева за приглашение посетить Кировскую область.

В дар Великорецкой обители Святейший Владыка передал икону преподобного Иосифа Волоцкого, который, по словам Его Святейшества, был «великим угодником Божиим, сыгравшем огромную роль в судьбе нашего Отечества» в конце — XV-го — начале XVI вв.

«В то время, когда на Западе возникли разделения среди христиан, когда вера стала оттесняться на периферию человеческой жизни, вздумалось кому-то те самые опасные идеи, разрушавшие единство христиан, привнести и на нашу землю, — отметил Святейший Патриарх. — Появились проповедники лжеучений в Москве и говорили так убедительно, что даже соблазнили Ивана III, великого государя, и жену его Софью. Более того — в ересь впали даже протопопы, как тогда называли настоятелей Кремлевских соборов. И казалось, что ересь непременно победит Православие на нашей земле. Но восстал один человек — преподобный Иосиф Волоцкий, и разгромил ересь, и убедил царя отступить от ошибочных взглядов и всю семью его, и духовенство Москвы».

«Подвиг преподобного Иосифа можно сравнить лишь с ратным и объединительным подвигом преподобного Сергия. Это великий угодник Божий, и я очень хотел бы, чтобы его святой образ всегда оставался здесь, на этой благочестивой Вятской земле, хранящей строго веру православную», ― сказал Предстоятель.

Верующим были розданы иконки святителя Николая с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл, архиереи, духовенство со старинным чудотворным списком Великорецкой иконы прошли к Никольской часовне на берегу реки Великой, сооруженной на месте явления чудотворного образа. Его Святейшество совершил водосвятный молебен.

После этого Предстоятель возглавил крестный ход с иконой от Никольской часовни на реке Великой до Никольского собора Спасо-Преображенского Никольского Великорецкого мужского монастыря. Завершение молебна Святейший Патриарх Кирилл совершил на помосте на ступенях Никольского собора Великорецкой обители.

Великорецкий крестный ход — один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России.

Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий.

На месте обретения чудотворного образа была построена часовня, а позже началось строительство храма. Беспокойство за сохранность святыни побудило вятчан в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (с 1780 г. ― Вятка, с 1934 г. ― Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

В XVI веке по приказу царя Ивана IV образ был доставлен из Хлынова в Москву. По пути следования от него исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строящегося в то время храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. С этого времени почитание Великорецкого образа начинается по всей Руси. Второй раз чудотворная икона была принесена в Москву в XVII веке по приказу царя Михаила Федоровича.

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона была утрачена.

Великорецкий крестный ход был запрещен в 1930-х годах и восстановлен в 1989 году. Теперь вместо утраченной иконы верующие несут один из ее списков.

В 2000 году указом крестному ходу был присвоен статус всероссийского.

Крестный ход проходит ежегодно с 3 по 8 июня. Основные торжества совершаются 5 и 6 июня на реке Великой и в Спасо-Преображенском Никольском мужском монастыре села Великорецкое.

Крестный ход начинается 3 июня от Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт ― село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужения в селе Великорецком собираются более 50 тысяч человек.

В селе Великорецкое возрождается созданный в XVIII-XIX веках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

О чём нужно знать, прежде чем отправиться в паломнический путь длиной 150 километров.

В 2017 году Великорецкий крестный ход будет иметь свои особенности. Во-первых, его планирует посетить патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В связи с чем ожидается, что паломников будет примерно в два раза больше, чем обычно, то есть около 130 тысяч человек. Во-вторых, день начала крестного хода в этом году выпал на Троицкую родительскую субботу, и чтобы не создавать столпотворение в заречной части Кирова, крестный ход изменит свой маршрут. Есть и другие моменты, связанные с безопасностью паломников. Рассказываем подробнее.


Патриарх пройдёт крестным ходом чуть более километра

Предстоятель Русской православной церкви пробудет в Кирове всего один день, 6 июня. Утром он прилетит в аэропорт «Победилово», а оттуда на вертолёте отправится в Великорецкое. Поэтому на дорожной обстановке областного центра, как и на течении самого крестного хода его визит не отразится.

В Великорецком в 9.30 утра патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию на берегу реки Великой. Для удобства паломников прямо на берегу будет установлено несколько больших экранов, чтобы все желающие могли увидеть патриарха, службу и процесс освящения воды в реке.

Святейший патриарх планирует вместе с паломниками пройти Великорецким крестным ходом с берега реки Великой до храмового комплекса, это около 1,2 километра, - уточнил секретарь Вятской епархии Виталий Лапшин.

В связи с визитом патриарха в Великорецком будут предприняты усиленные меры безопасности. Так, по словам и. о. зампреда регионального правительства Владимира Бекетова, несмотря на то, что площадку для посадки вертолета рядом с селом уже подготовили, где именно приземлится глава РПЦ, будет решать Федеральная служба охраны. Место, где будет проходить литургия, будет окружено так называемой стерильной зоной, так что участники крестного хода не смогут подойти к патриарху вплотную.

Во второй половине дня предстоятель РПЦ побывает в Свято-Успенском кафедральном соборе в Кирове.

Это произойдёт где-то с 16 до 17 часов. Это не значит, что он там будет находиться ровно час, - пояснил иерей Виталий Лапшин. - В этих временных рамках будет отведено 10-15 минут на посещение собора, чтобы святейший патриарх смог приложиться к нашим святыням, раке Преподобного Трифона Вятского и иконе Спаса Нерукотворного, и благословить наших прихожан, жителей города Кирова.

Крестный ход изменит маршрут и выйдет из Кирова на час позже обычного

В связи с тем, что начало Великорецкого крестного хода в этом году совпало с Троицкой родительской субботой, решено было незначительно изменить его маршрут. Чтобы не перекрыть доступ кировчан к Новомакарьевскому кладбищу, паломники доберутся до села Бобино не через Макарье, а через Коминтерн, по улицам Павла Корчагина, Баумана и Искры, а затем через деревни Заборье и Кассины выйдут на привычный маршрут.

Изменения коснутся и времени проведения богослужений в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. 3 июня 2017 года в 7.00 будет отслужена панихида, на которой все верующие смогут помянуть усопших близких. Божественная литургия в соборе начнется в 8.00, молебен с акафистом Святителю Николаю на площади перед Успенским собором - в 10.00, а сам крестный ход выйдет в 11.00, что на час позже обычного.

Движение перекроют в центре и заречной части Кирова

В связи с прохождением Великорецкого крестного хода в Кирове и его окрестностях будут введены ограничения движения. С 11.00 до 13.00 нельзя будет проехать по улице Ленина от ул. Горбачева до ул. Профсоюзной, по ул. Профсоюзной до старого моста и далее до Макарья. До 15.00 будет также ограничено движение по Слободскому тракту до Новомакарьевского кладбища. А с 16.00 до 19.00 будет ограничено движение по трассе Подгорянка-Шихово до поворота на село Бобино.

В день возвращения паломников, 8 июня, ограничения движения коснутся другой части города. С 5.00 до 10.00 будет организовано реверсивное (по определённым полосам - прим. ред. ) движение по трассе «Вятка» от посёлка Гирсово до Нового моста. С 11.00 движение перекроют от Нового моста по ул. Дзержинского, а с 14.00 по улицам Луганской, Ломоносова, Производственной и Московской. Движение будет открываться по мере освобождения улиц от паломников.


Воду из источника в Трифоновом монастыре лучше не пить

По данным Роспотребнадзора вода в святом источнике на территории Трифонова монастыря не соответствует санитарным нормам. Последние анализы показали, что её нельзя пить. Поэтому паломникам не стоит брать её с собой во фляжки или бутылки. В качестве альтернативы городские власти установят на стадионе «Трудовые резервы» рядом с монастырём цистерну с чистой питьевой водой.

Чтобы привести воду в источнике в нормативное состояние, нужно провести очень долгосрочную, кропотливую и дорогостоящую работу, - объяснил Владимир Бекетов. - К сожалению, до 3 июня мы изменить ничего не сможем. Поэтому мы просто просим паломников воздержаться от того, чтобы её пить. В прошлом году несколько десятков человек, напившихся из этого источника, вынуждены были обратиться к врачу.

От клещей будут страховать прямо на территории Трифонова монастыря

Что касается опасности подцепить клеща, то тут организаторы крестного хода уже традиционно предоставляют целый комплекс услуг.

Во-первых, уже проведена противоклещевая обработка всех мест, где паломники обычно останавливаются на ночлег. Во-вторых, 2-3 июня на территории Трифонова монастыря можно будет застраховаться от укуса клеща, причём страховка начнёт действовать прямо с момента заключения договора. Там же можно будет купить репеллент. В-третьих, по пути следования паломников - 3 июня в ФАПе села Бобино и 5-6 июня в офисе врача общей практики в Великорецком - будет организован приём присосавшихся клещей на анализ.

Один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути - 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) - город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.



Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава».

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.



Средние