Влияет ли литература на человека? Сочинение “Влияние литературы на человека” Влияние литературы на жизнь

Неизменно восторженное отношение к произведениям литературы, которые принято считать классикой в России, внушается ещё со школьной скамьи, а то и раньше. Вместе с отношением к книгам как таковым формируется и отношение к героям этих книг, они становятся нравственными идеалами. Однако, всегда ли хорошая книга задаёт правильные идеалы для развития личности? Здесь следует пояснить, что под качеством книги подразумеваются не только те идеи, принципы и идеалы, что заложены в ней, но и художественный стиль, мастерство развития сюжета, художественные приёмы и образы.

Данная статья не преследует цели определить художественный уровень того или иного произведения и тем более создать некую оценочную классификацию художественной литературы. Более того, все произведения, которые будут здесь упомянуты, с точки зрения автора статьи являются замечательными по своему эстетическому уровню, как бы ни порицалось их влияние на формирование личности. Это можно пояснить следующим сравнением: необходимейший в определённых ситуациях антибиотик может быть не только лекарством, но, в случае передозировки, приёме с другими плохо совместимыми препаратами или просто в случае ошибочного диагноза способен нанести сильнейший вред организму. Кроме этого следует учитывать, что после приёма антибиотиков рекомендуется восстанавливать баланс в организме, т.к. как антибиотики убивают без разбора и вредные, и полезные бактерии. Конечно подобный медицинский подход многим «возвышенным» культурологам и литературоведам покажется недопустимым по отношению к «тонким материям» художественной литературы, для чего ещё раз следует подчеркнуть, что речь пойдёт не о самой литературе, а о её влиянии на формирование психики личности. Причём важнейшие этапы этого формирования происходят во время обучения в школе и следующих учебных заведениях, где учащиеся и сталкиваются с литературной программой. литературная художественный индивид мировоззрение

Принципы формирования литературной программы до сих пор крайне формальны. Задачей образовательной дисциплины «Литература» является познакомить (и проконтролировать это знакомство в рамках «прочёл ли?») учащегося с содержанием произведений определённых авторов. Влияние этих произведений на формирующуюся психику никто не учитывает. Априори считается, что знакомство с данными произведениями сделает человека «культурнее», то есть более развитым.

Но так ли это?

Коротко о взаимодействии художественной литературы с восприятием: художественный текст стремится как бы обойти уровень рассудочного восприятия. Пока рассудок следит за сюжетом, художественные приёмы взаимодействуют с эмоционально-чувственной сферой, проникая через неё напрямую к нашему бессознательному. Таково назначение всех метафор, эпитетов, метафорических эпитетов, метонимий, парафразисов, тестовых обыгрышей, особенностей построения предложений и прочего. Так, применение метафорического эпитета «злой дождь» (хлещущий по лицу) передаёт состояние автора более точно, чем какое-либо длительное описание. Причём именно передаёт, а не описывает, позволяя логическому мышлению проанализировать и составить представление о состоянии героя, а передаёт - целиком и полностью, апеллируя к бессознательным ассоциациям.

На этом же уровне закладываются и определённые идеалы, которые несёт в себе книга. Необходимо пояснить, что вкладывается в понятие «идеалы» - это принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, одним словом всё то, что читатель невольно копирует в свою систему ценностей. Она же и система субъективной оценки чего-либо в обществе, в межличностных отношениях, а так же и самого себя, своих устремлений и поступков.

Вот здесь и возникает первая опасность. По К.Г. Юнгу (4) наше бессознательное состоит из Персоны - то, что мы создаём сами, то каким мы хотим выглядеть, из Тени - всё то, что мы вытесняем из себя, то в чём мы никогда себе не признаемся, и Самости - всей суммы личностных и биологических особенностей, только проявив которые, человек способен достичь максимального развития. Однако часть Самости человек помещает в Тень и никогда не признается себе, что обладает чем-либо из этого, зато в Персону он часто приводит нечто противоречащее его природе, но симпатичное по каким-либо виртуальным соображениям, например, общественным стандартам. В процессе формирования Персоны и Тени художественная литература способна оказывать огромное воздействие.

Рассмотрим пример Татьяны из «Евгения Онегина».

В одном исследовании психотерапевт М.Е. Литвак (1) получил интересные данные: большинство девочек в старших классах школы в анкете достижений указали «найти человека», не стать человеком, а именно найти. Подобную жизненную позицию можно назвать «активной пассивностью». Татьяна представляет яркий пример такой позиции. Единственным социально-психологическим наполнением её личности, как сказано у того же Пушкина является «способность лёгкая страдать» (А.С. Пушкин стихотворение: «Я думал, сердце позабыло»). Татьяна мучительно решается написать Онегину, потом не менее страдальчески выслушивает его ответ, после вроде бы разочаровывается в нём, но в конце всё же снова страдает от его писем, и всё это преподносится как самая важная ценность. Процесс совершенствования, становления, самореализации для неё выглядит чем-то ненужным. Её блистание в свете при муже преподносится как единственно важное общественно проявляемое качество.

В «Грозе» Островского идеал страданий возводится в крайнюю степень - ставится выше жизни. Там же идеал успешности для женщин выставляется в самом мерзком виде Кабанихи. Вот оно: страдания в Персону, успешность в Тень.

Надо сказать, что часто, если женщины и преодолевают негативное отношение к самореализации и добиваются определённой успешности, то испытывают неясное чувство вины, что создаёт внутренний невротический конфликт, который по К. Хорни (3) является основной причиной торможения развития индивида. Иногда такие женщины создают себе психологическую защиту по принципу переноса. Убеждая себя и всех вокруг в том, что всеми своими достижениями обязаны кому-то (зачастую совершенно никчёмным фигурам). Так, известен случай, когда успешная женщина считала, что всего добилась только благодаря мужу (в чём убедила и его), однако, когда они развелись, тот благополучно спустил весь бизнес (юридически женщина оформила его на мужа), а она начала с нуля и снова поднялась, избавившись от психологической защиты при помощи психолога. Здесь виден внутренний конфликт: внушённый романтический идеал заставлял её чувствовать вину за свои успехи на пути самореализации, и, защищаясь от этой вины, женщина переносила все свои деловые достоинства на кого-либо. В другом случае также целеустремлённая женщина компенсировала свою вину перед идеалом, регулярно впадая в лирический образ. В этом образе она писала стихи. Но по-настоящему талантливыми из них были те стихи или хотя бы их фрагменты, где прорывалась её сильная натура. Но такие прорывы благополучно подавлялись ею, и далее шли стереотипные утрированно лирические штампы.

В о многом здесь же можно видеть и корни аморальности людей добивающихся определённого успеха. Преодолевая барьер «стыда быть успешным», они проваливаются в противоположную крайность. Это похоже на то, как если бы человек прилагал всё больше усилий, чтобы открыть дверь, нажимал на неё плечом и, в конце концов, резко выдавил её и вывалился вслед за ней.

Возникает вопрос, от которого у стереотипных литературоведов остановится сердце - а нужна ли вообще такая литература?

Ведь такая литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса. Вот только следует помнить: что другой ракурс возможен для того, у кого УЖЕ` есть собственный.

Формирование достаточно устойчивого мировоззрения заканчивается к восемнадцати - девятнадцати годам. Безусловно, в процессе дальнейшей социализации личность может изменить свою ценностную систему, но это уже будет именно изменение, в значительной степени осознанное, а не принятие чего-либо в качестве идеала.

И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о построении школьной литературной программы и сопровождающих её учебных занятий. Какие книги с какими идеалами следует раскрывать перед формирующейся личностью - вот вопрос, на который следует ответить авторам программы «Литература».

Однако кроме той литературы, которую условно можно назвать идеалистической, следует выделить анти-идеалистическую литературу. Основоположником её можно назвать М.Ю. Лермонтова, хотя его «Герой нашего времени» преподносится как идеалистический роман. Но раскрытие сложности натуры персонажа разрушает поверхностные представления о человеческой личности. Что касается таких авторов, как Солженицын, Довлатов или Веллер, то их литература направлена прямо на разрушение романтических, неглубоких, безжизненных идеалов, которые задаются не только романтической литературой, но и кино, телевидением, а также и влиянием такого социального института, как «Семья», где детей часто учат нереальным постулатам.

Но с этой литературой всё ещё сложнее - она прекрасна, когда «Самость» личности задыхается под давлением «Персоны», и невротизирована прорывами «Тени». Такая литература способна разрушить страх читателя перед своей «Тенью», показать всю ложь идеалов «Персоны», но каково же будет её воздействие на того, у кого ещё не сложилось всё то, что следовало бы разрушить? Что будет разрушено в этом случае (уместно вспомнить сравнение с антибиотиками)? Достаточно представить себе подростка, берущего себе за идеал довлатовское отвращение к мироустройству вообще, с восхвалением пассивного протеста в виде алкоголизации, с абсолютной не только потерей смысла жизни, но и отрицания возможности такового в принципе.

Вот только утонченные литературоведы, прославляющие подобную литературу и сокрушающиеся по поводу состояния культуры молодёжи, никак не могут сопоставить таких вещей. А ведь и во входящих в школьную программу произведениях Гоголя, Чехова, Бунина и прочих очень много подобного влияния.

Вопрос: «Что делать?» звучит здесь не менее громко, чем в других случаях.

Во-вторых, авторы в принципе не ставили для себя задачи по формированию юных личностей. В советские годы, правда, именно таких авторов было множество, однако практически все они (по крайней мере те, кого печатали) допускали существенную ошибку - положительный герой у них был идеально положительным, что исключало полную ассоциативность читателя себя с ним. Поэтому отрицательные герои часто были более реалистичны.

Это очень серьёзный аспект - идеальные примеры всегда отталкивают своей недосягаемостью, притягательны герои способные на ошибки.

Абрахам Маслоу (2) писал о самоактуализированных личностях, что как люди они далеко не идеальны, но обладают стремлением к развитию, достижению своих целей, но не любым путём, а синергетическим, а это означает способность понимать других людей и действовать с ними сообща.

Надо сказать, что в советской литературе были примеры подобного рода, но их жёсткая идеологическая окантовка сегодня с трудом может восприниматься юным читателем. Подвиг не сам по себе, а по примеру и во имя партии, современным учеником воспринимается как нечто нереальное (в связи с этим стоит издать «Молодую гвардию» без изменений, внесённых по указанию Сталина, без ведущей роли партии в способности человека к самопожертвованию).

Так же важно, чтобы в литературе, создающей нравственные идеалы, персонажи были бы прописаны не как идеальные герои, но как реальные люди со своими сильными и слабыми сторонами характера, достоинствами и недостатками. В этом плане достойна уважения «Повесть о настоящем человеке», к сожалению присутствующий и в ней идеологический подтекст сводит многие её достоинства на нет.

Отсутствие слабых сторон, сомнений и метаний часто делает героев биографических романов - известных и достойных людей - настолько недостижимыми в восприятии читателя, что их пример не становится идеалом. Другой важный момент заключается в том, чтобы нравственные герои были привлекательны практически - вряд ли кто-то из читателей захочет походить на князя Мышкина, какие бы симпатии тот не вызывал.

Вопрос о сбалансированности школьной программы литературы с учётом её влияния на формирование личности очень многогранен.

Так позитивные примеры успешных людей (изображённых реальными людьми) могут и должны перемежаться с примерами отрицательными. Под последними следует понимать и восхваленных моралистами героев сугубо чувственного содержания не способными к самореализации. Поскольку последние являются примерами тупика человеческого развития, чего следует избегать, а не принимать за образец. Здесь же может быть уместен и образ того, кто в погоне за какими-либо приземлёнными ценностями теряет образ человечности - это правильный ракурс Кабанихи, Карамазовых и им подобных людей, в том числе не способных к упомянутой синергетике.

Поэтому главным в построении программ гуманитарных дисциплин должно являться именно их влияние на формирование личности. Формальный подход научения здесь не допустим.

Предмет Истории Отечества заслуживает отдельного разговора, но проведём параллель. Принято считать: чем больше учащийся знает из истории Отечества, тем лучше у него развивается чувство патриотизма. В реальности происходит всё наоборот: ничего не значащие для ученика события и даты, которые он вынужден выучивать, вызывают у него неприятие предмета. Легко представить, на что распространяется это неприятие в последствии. Сопереживание событиям Отечественной Истории, ощущение своей включенности в неё - вот главная задача данного предмета, но, как уже говорилось, это большая особая тема.

Что же касается курса художественной литературы - то его необходимо рассматривать с позиции формирования у индивида системы ценностей, на которую в дальнейшем он будет опираться.

Именно тогда образование будет именно Образованием - то есть формированием человека.

  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”. Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящая книга призвана «заражать» добрыми чувствами. Она влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему она способна на великое дело. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа.

Художественная литература несомненно играет неоценимую роль в формировании личности школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Разрешите присоединиться к поздравлениям и пожелать вам счастья и добра, благополучия и удачи, здоровья и терпения, и пусть любовь и уважение ваших учеников и родителей вдохновят вас на новые идеи, поддержат вас в трудную минуту и поднимут настроение вам в минуты грусти.

На августовском совещании было поставлено много задач, одна из которых неразрывно связана с чтением художественной литературы.

И тема моего выступления звучит так:

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хабби

Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящая книга призвана «заражать» добрыми чувствами. Она влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему она способна на великое дело. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа.

Художественная литература несомненно играет неоценимую роль в формировании личности школьника.

Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детей без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у него развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.

Но в нынешнее время в связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год был посвящён «Году литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка. Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Было время, когда педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети практически не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности учащихся. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. По мнению Шалвы Александровича Амонашвили: «…полноценное, многостороннее развитие личности невозможно без чтения духовно обогащающих книг» . Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Под влиянием чтения у детей формируются ценностные ориентации, которые выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, влияют на процесс личностного выбора и лежат в основе её социальных поступков.
Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. Произведения художественной литературы развивают эмпатию, влияют на социальный опыт. При чтении ребёнок проходит с героем весь путь. Он сочувствует, переживает, радуется, огорчается, боится, совершает поступки. Он как бы внутренне содействует персонажу. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: явлениям, предметам, людям. Нравственное воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Ведь оно невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека и почувствовать его как своё. Понятие об истинных ценностях, о хорошем и плохом поступке ребёнок приобретает, знакомясь с героями сказок, рассказов, повестей. Таким образом, возникает понимание нравственных норм, и формируются моральные оценки и суждения. Остановимся на среднем школьном возрасте, т. к. это один из самых ответственных и при этом сложных этапов в жизни ребёнка. Это начало взрослой школьной жизни. Начало обучения в среднем звене ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В школе ребёнок приобретает позицию школьника и учебную мотивацию. Ведущей становится учебная деятельность, от результативности, которой непосредственно зависит развитие личности школьника. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием среднего школьного возраста. Чтение художественной литературы в этом возрасте становится средством понимания своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Учебная деятельность, необходимость взаимодействия в коллективе сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению, заставляют учащихся осознавать некоторые свои особенности, оценивать их, анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание действительности. Таким образом, школьники уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы становится не просто одним из способов получения информации, а средством осознания себя, своего отн шения к жизненным ситуациям и поступкам. У учащихся формируются некие эталоны поведения, которые проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие ребёнка при этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Поэтому педагог должен уметь чётко определять, что ребёнок сможет перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции. Не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие в процессе взаимодействия друг с другом .

Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии педагог может использовать в своей работе следующие приёмы:

1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно предложить кому-либо из детей играть сначала одну, а затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных.

2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом учащимся предлагаетсяобыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной.

3. Предложить ученикам находить ситуации во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.

Итак, одним из основных факторов, влияющих на формирование личности школьника, является художественная литература. Она должна быть приближена к современному миру реб ѐ нка, чтобы стать средством познания себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой нравственности.

Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка: пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература делает эмоциональный опыт героев произведения - в большей или меньшей степени - частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Своё выступление я хочу закончить словами Алексея Петренко: «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель» и пожелать вам учеников, способных воплощать вышесказанное в реальность.

Благодарю за внимание!

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« ВЛИЯНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ »

Подготовила

Учитель русского языка

И литературы

МОБУ СОШ №6 г. Благовещенска

Д.Р. Мендеева

Благовещенск 2016


Сочинение на тему «Как влияет литература на человека?»

Чтение книг всегда являлось популярным занятием, поскольку благодаря этому человек не только обогащает свой словарный запас, делается более грамотным, но еще это влияет на его мировоззрение, преподносит ему урок правильного поведения в обществе, а также рассказывает о тех ошибках, которые довелось познать героям, и что в итоге с этого получилось.
Часто именно благодаря литературе человек понимает чего ему не хватает в жизни и он начинает строить планы и идти к намеченной цели. И это не удивительно, ведь правильные книги умело и ненавязчиво преподают нам тот или иной урок.
В литературе классиков всегда поднимались насущные проблемы, которые, впрочем актуальны и для современников. Так, к примеру, Лермонтов в «Герое нашего времени» рассказывает, к чему может привести человека эгоизм, а именно к пустоте и одиночеству. Достоевский в «Преступлении и наказании» преподал своему читателю урок о том, что ни один злой поступок не может оставаться безнаказанным. Только тогда, когда человек за свое преступление понесет правильное наказание, он снова обретет себя и жизнь его наладится.
Тургенев в «Отцах и детях» говорит о вечном конфликте нового и старого поколения. И, несмотря на то, что это произведение было написано в 19 веке, его проблема остается актуальной и для современности, как и те, которые были указаны выше. Поэтому хоть время и быстротечно, но все же произведения минувших лет являются жизненными и для молодежи, которым необходимо упиваться литературой, чтобы извлечь из нее для себя правильный урок.
По этой причине можно с уверенностью сказать, что чтение книг очень даже влияет на человека. Благодаря ним он становится мудрее. Но не только этим литература должна привлекать человека, ведь увлекательные истории, которые когда-то были созданы писателями, могут перенести нас в их мир. Так, книга обладает еще одним волшебным свойством. Она способна перемещать читателя во времени. Поэтому читая, к примеру, «Войну и мир» можно побывать на роскошных балах, где все в красивых нарядах, а кругом бурлит жизнь. Еще одно не менее интересное путешествие удастся, если прочесть «Мастера и Маргариту» Булгакова, ведь здесь присутствует любовь и страдания, жизнь и смерть, Бог и дьявол. Из-за таких сложных перипетий от книги невозможно оторваться и чтобы все это ощутить, достаточно всего лишь прочесть ее.
Конечно же, литература влияет на сознание человека. Она делает его богаче, и даже сама жизнь при этом становится интереснее и увлекательнее.

Жизнь... Какое это объемное и значимое слово! Оно означает способ существования всего живого на Земле. Богат и разнообразен животный и растительный мир. Венцом природы, конечно, является человек. Он живет в обществе. Украшает Землю.
Любовь к Родине, к родной природе, трудолюбие, доброта, вежливость, скромность – основные черты Человека.
В своем поведении мы должны придерживаться правил: я должен вести себя так, чтобы было удобно не только мне одному, но и другим.. Вести себя надо красиво везде, где бы ты ни был: дома, в школе, в гостях, в театре, на улице, в автобусе и т.д. Правила культурного поведения требуют быть вежливым, скромным, тактичным. Быть вежливым – одно из средств быть приятным и хорошо принятым в обществе.
Скромность – это умение критически относиться к своим поступкам, контролировать и не переоценивать себя. Скромность украшает человека.
.Такт – это чувство меры, уважение к окружающим людям, одноклассникам, друзьям. Тактичный человек никогда не причинит неприятность, огорчение. Бестактность всегда свидетельствует о низком культурном уровне и плохом воспитании. Только совсем не воспитанный человек позволит себе насмехаться над недостатками и слабостями своих товарищей.
С раннего детства родители учат детей поступать и вести себя хорошо и не делать плохо.
Но настоящим учебником жизни является литература. Она создает образы героев, которые достойны подражания. Это герои рассказа «Горячий камень»-одинокий больной старик и школьник Ивашка Кудряшкин, который поверил в волшебство камня и тащил камень из болота в гору ради старика. Это героиня сказки В.П. Катаева «Цветик - семицветик» девочка Женя, имея волшебный цветок, который исполняет желания, помогла мальчику Вите избавиться от болезни. Это герои трогательного рассказа К.Д. Ушинского «Слепая лошадь» - верный конь Догони Ветер и его неблагодарный хозяин, люди, заставившие его заплатить долг своему коню. Это герои рассказа Гайдара «Тимур и его команда», самоотверженно помогавшие людям.
Сказки, былины, пословицы, поговорки учат бороться со злом, вредными привычками, учат делать добро, беречь и защищать природу, трудиться на благо своей Страны. «Береги честь смолоду».«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».«Труд кормит, а лень портит».
Литературные произведения учат человека быть трудолюбивым, честным и порядочным, учат ненавидеть зло. В сказках всегда добро побеждает зло.
Книга всегда была и остаётся источником знаний. Читая биографии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А.Н.Толстого, мы видим, как они много читали. Брат Пушкина, Лев Сергеевич, рассказывал, что Александр Сергеевич на восьмом году уже сочинял на французском языке маленькие комедии, проводил бессонные ночи в кабинете отца и там «пожирал книги одну за другой».
Известны, дороги и любимы произведения детских писателей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Они легко читаются, запоминаются, учат нас добру. Произведения Б.С.Житкова, М.М.Пришвина, В.В.Бианки учат нас бережному отношению к природе. Эти писатели и поэты бережно и чутко относились ко всему живому на Земле, любили животных и прививали эти чувства людям.
М.Ю.Лермонтов своим произведением «Бородино» прославил мужество русского народа в Отечественной войне 1812 года с французами.
Очень поучительно звучат стихи В.Маяковского. Их знают многие поколения людей. В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» поэт учит, каким надо быть и как жить. И мальчик – кроха, задавший вопрос отцу: «Что такое хорошо и что такое плохо», сделал правильный для себя вывод: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
А вместе с ним этот вывод сделали и мы, читатели.
В годы Великой Отечественной войны наш народ отстоял честь и свободу своей Родины. Это поколение, воспитанное литературой в духе патриотизма, мужества, чести. Страшная война окончилась победой народа-героя. И не последнюю роль в этом сыграла литература. Великой Отечественной войне посвящено много замечательных произведений, снято много фильмов: «Молодая гвардия», «Семнадцать мгновений весны» и т.д.
Велико влияние литературы на нашу жизнь. Очень важно, чтобы дети с раннего возраста полюбили книгу, больше читали, учились мыслить.
«Кто много читает, тот много знает». «Книга – источник знаний». Книга учит отличать хорошее, настоящее, честное и справедливое, доброе и чуткое от бессердечности, равнодушия, подлости и предательства. Книга поможет найти свое место в жизни, выбрать нужную профессию, даст мудрый совет в трудной ситуации.



Карликовые