Замысел «Мертвых душ. Cочинение «Общий замысел «Мёртвых душ Гоголь мертвые души замысел

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.

Немного о произведении

Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы :

  • Первый том - изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
  • Второй том - отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
  • Третий том - так и не был написан.

Том первый

Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.

Глава первая

В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

С ним находятся двое слуг:

  • кучер Селифан - низкого роста человек в тулупе;
  • лакей Петрушка - парень тридцати лет в свободном ношеном сюртуке, со значительными чертами лица.

Разузнав обо всех влиятельных чиновниках и помещиках и отобедав, советник вышел осмотреть город.

На второй день он отправился навестить всех городских сановников. Благодаря искусному умению лестно отзываться о каждом, был приглашён к губернатору на вечеринку, где он завоевал расположение к себе самых влиятельных чиновников.

Сам же приезжий уклонялся много рассказывать о себе. Знали о нём только лишь то, что он многое пережил в своей жизни, испытал трудности на службе за правду и имел много врагов, посягавших даже на его жизнь.

В доме губернатора Чичиков завязывает знакомство с помещиком Маниловым и Собакевичем , с которыми он весь вечер играл в вист.

На следующий день советник обедал с полицеймейстером, где познакомился с помещиком Ноздрёвым , который имел обыкновение через несколько минут обращаться со всеми по-свойски.

В следующие дни он посетил других важных чиновников, где показал себя великосветским человеком.

Глава вторая

Уже более недели Чичиков живёт в городе и приятно проводит время. Далее, описывается его лакей. Петрушка носил широкий коричневый сюртук, имел большой нос и губы, был немногословен и любил читать книги, значением которых не интересовался. Это могли быть хоть любовные романы, хоть учебник по химии, хоть дневник умного человека. Он любил спать, не снимая одежду, и всегда носил свой уникальный запах, отзывавшийся неким жилым покоем.

Теперь главный герой решает навестить Манилова и Собакевича. Выехав в Маниловку, ему приходится проехать гораздо большее расстояние, чем сообщил Манилов. Манилов - человек значительный, с приятной наружностью, который улыбался обольстительно, имел белые волосы и голубые глаза. Он был абсолютно незаносчивым человеком, много философствовал, с хозяйством не возился.

Обменявшись любезностями, гость познакомился с супругой и двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом.

Отобедав, они уединились для разговора, в ходе которого Чичиков просит продать ему мёртвые души. Сначала Манилов был озадачен такой просьбой, но гость его убедил, что это законно и выгодно, т. к. казна получит ещё и законные пошлины. Успокоившись, Манилов пообещал отдать эти души без платы и даже взял на себя обязательства по купчей. Обрадовавшийся Чичиков распрощался со всеми в доме и отправился к Собакевичу. А Манилов остался размышлять о благополучной дружеской жизни с Чичиковым.

Глава третья

В хорошем расположении духа главный герой отправился к Собакевичу. Обдумывая только что проведённое дело, Чичиков не обращал внимания на дорогу, пока не начался сильный дождь. Извозчик же так увлёкся беседой с лошадьми, что не смог припомнить правильной ли дорогой едет.

Кучер Чичикова выбрал новый путь, не думая о том, куда приведёт выбранный путь. Уже сгустились сумерки и дождь лил стеной так, что ничего не было видно. Они свернули с дороги и некоторое время проехали по полю. Пытаясь выехать, Селифан так повернул бричку, что она подкосилась и барин выпал в грязь.

Послышался лай собак и герои, погоняя лошадей, добрались до усадьбы пожилой женщины. Чичиков попросился переночевать и был впущен после того, как признался в своём титуле дворянина.

Хозяйкой оказалась Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, мелкая помещица, у которой умер муж и поэтому ей самой приходится вести хозяйство.

Встав поздним утром второго дня, гость вышел почаёвничать с барыней и предложил выкупить мёртвые души. Настасья Петровна удивилась такому предложению и испугалась, как бы не продешевить. Чичикову пришлось попотеть и солгать, будто бы он ведёт казённые подряды. Услышав это, барыня согласилась подписать бумаги (имена своих крестьян она знала наизусть и никаких записей не вела).

С гостями была отправлена маленькая девочка, чтобы показать путь до главной дороги. Селифан и его барин отправились к трактиру.

Глава четвёртая

Приехав в трактир, советник заказал поросёнка и стал расспрашивать хозяйку о трактире, её муже и сыновьях, о помещиках в окружении. Здесь он столкнулся с Ноздрёвым - азартным тридцатипятилетним помещиком среднего роста. Ноздрёв со своим зятем Мижуевым ехал с ярмарки, где он лишился много чего, проиграв в карты.

Услышав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрёв расхохотался и предложил сначала погостить у него. Советник, поразмыслив о том, что Ноздрёв проигрался в карты и с ним тоже можно вести дела, согласился.

Ноздрёв любит погулять, супруга его умерла, оставив двух сыновей, за которыми глядела миловидная нянечка, т. к. Ноздрёву они были не нужны. Дома он больше дня никак не мог находиться. Часто попадал в различные происшествия или сам любил рассказывать истории, привирая совершенно без необходимости. «Кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, расстраивал свадьбу, торговую сделку». Ноздрёв был разносторонний человек.

К их приезду были не готовы, поэтому, распорядившись насчёт обеда, Ноздрёв решил показать свои владения. Сначала они смотрели конюшню, затем собак. Ноздрёв обожал собак, их у него было огромное множество, был даже волк. Осмотрев водяную мельницу и кузницу, Чичиков устал.

Возвратившись домой, Ноздрёв повёл гостей в свой кабинет, где были показаны ружья и сабли, шарманка и трубки. Отобедав, гость заметил, что Ноздрёв любит разные вина, однако сам же всё время усердно наливал гостям. Оставшись одни, он обратился к Ноздрёву с просьбой подарить или продать мёртвых крестьян. Он даже придумал, зачем ему нужно покупать души: для удачной женитьбы и весомого места в обществе. Однако Ноздрёв не отступал, предлагая лошадь или кобылу, собак и шарманку, оскорбляя гостя грубыми словами. Чичиков отказывался, как мог. Хозяин предложил сыграть в карты на души, но гость снова отказался.

На следующий день Ноздрёв предложил уже сыграть в шашки, но т. к. он играл нечестно, Чичиков решил прекратить игру. Хозяина это явно разозлило и он позвал слуг, чтобы те побили гостя. Неизвестно, чем бы всё закончилось, когда появился капитан-исправник, чтобы сообщить Ноздрёву об извещении в суд за избиение помещика.

Воспользовавшись ситуацией, главный герой покинул поместье приятеля.

Глава пятая

Размышления Чичикова о том, как ему повезло выбраться из поместья Ноздрёва, прервались дорожной аварией: на их бричку наскакала коляска с шестью лошадьми. Пока мужики распутывали лошадей, Чичиков обратил внимание на женщин, находящихся в коляске. Ему понравилась молодая девушка лет шестнадцати с золотистыми волосами. Он хотел все время с ней пообщаться, но как-то не случилось.

Заехав в поместье, Чичиков встретил Собакевича, который показался ему похожим на средней величины медведя. Осмотрев комнату, где каждый предмет был похож на своего владельца, Чичиков завёл беседу о высших чиновниках. Но Собакевич обо всех отзывался нехорошо. Плотно отобедав, Чичиков заговорил о деле. И его озадачило, что Собакевич высказал предложение продать ему несуществующие души без удивления.

Помещик начал торговаться, набивая цену и сообщая о ценности уже умерших крестьян. Но сделку всё же заключили, хоть Чичиков и был недоволен манерами хозяина. Павел Иванович отправился к Плюшкину , у которого было много душ и ещё больше умирающих. Мужики называли его «заплатанной».

Глава шестая

Размышляя о прозвище Плюшкина, Чичиков не заметил, как приехал в деревню. Здесь всё выглядело убого и в полном запустении.

На улице Чичиков заметил ключницу, которая попросила его пройти в комнаты, т. к. барина не было дома. Они были завалены разными вещами и покрыты плотным слоем пыли. Чичиков сравнивал помещения со щепным двором, куда заезжали расторопные тёщи и свекрухи пополнить хозяйственные запасы.

В комнату вошёл худощавый старик с маленькими глазками, небритый, в засаленном халате. Лицо не выдавало ничего уникального. Таким людям подают милостыню, повстречав на улице.

Это сам Плюшкин. Раньше он был экономным и хозяйственным, к нему заезжали поучиться хозяйству, а его дом был наполнен живостью. Теперь же глаза старика не выражали сильных чувств. Супруга Плюшкина померла, старшая дочка убежала со штабс-ротмистром, сын поступил на службу, а младшая дочь умерла. Дом опустел. Посетители нечасто наведывались к Плюшкину, дважды приезжала старшая дочка с внуками. Помещик сам упомянул об умерших крестьянах, потому что был рад освободиться от них.

Плюшкин счёл нужным договориться о цене, манипулируя своей плачевной обстановкой. И предложил ещё и беглые души, которых у него набралось до семидесяти крестьян.

Чичиков купил у него около восьмидесяти умерших душ, потребовав написать расписку. Плюшкин, получив деньги в обе руки, спрятал их в бюро с осторожностью. После сделки Чичиков заторопился покинуть хозяина. Помещик закрыл за гостем ворота, а после думал, как же отблагодарить спасителя.

Барин Селифана и без благодарности был счастлив от такого внезапного обретения, что аж запел, чем изрядно удивил своего кучера. Возвратившись в город и поужинав, он заснул.

Глава седьмая

Советник выспался хорошо и с озарившимся лицом вспомнил, что у него теперь почти четыреста крестьян, поэтому ему хотелось скорее завершить деятельность в этом городе. Он сам решил привести в порядок все бумаги и написать купчие, чтобы не платить подьячим.

Странное чувство овладело советником. Каждый из записанных мужиков как будто имел свой характер.

Например :

  • все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа;
  • список Плюшкина был написан компактно;
  • список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.

Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.

Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.

В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.

Глава восьмая

Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.

Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.

Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.

Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.

Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.

Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.

В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.

Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.

Глава девятая

Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.

Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.

И всего за полчаса этим приятельницам удалось своими догадками и предположениями взбунтовать город: вопрос о деле главного героя волновал всех.

Город разделился на две половины :

  • женская половина общества обсуждала больше дело о краже девушки, сопровождая её всеми возможными и невозможными подробностями;
  • мужская - экономическую причину предмета обсуждения.

Слухи дошли до губернаторши, и это привело к тому, что нового любимца ни в какое время и ни под каким видом не пускали и не приглашали больше в гости.

Жители города задумались о том, кто же такой Чичиков, откуда он приехал и не был ли он разбойником. Страху добавил ещё и приезд нового генерал-губернатора и две бумаги о фальшивых деньгах и разбойнике без паспорта. Для решения этого вопроса было решено собраться у полицеймейстера.

Глава десятая

Обыватели города провели собрание у полицмейстера. Почтмейстер предположил, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин и кратко рассказывает об этом. Глава 10 включает «Повесть о капитане Копейкине».

Капитан Копейкин лишился правой руки и ноги во время военных действий двенадцатого года. Он отправился в Петербург просить финансовой помощи у государя, ведь работать как прежде, он уже не мог. Капитан был изумлён красотой Петербурга, он хотел снять квартиру, но это было страшно дорого. Копейкин ожидал приёма много часов, но генерал не смог решить вопрос капитана, сказал ожидать приезда государя. Так повторилось несколько раз, денежные средства капитана на еду подходили к концу.

Когда у него остался один рубль в кармане, капитан Копейкин надумал проникнуть в приёмную к генералу и стоять там до самого конца, пока государь не примет его. Генерал поручил фельдъегерю отвезти капитана на новое место, где он будет полностью под покровительством монарха. Капитан, обрадовавшись, отправился с фельдъегерем, но больше о нём ничего не известно.

Сделав анализ ситуации, все находящиеся объявили, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что у него все конечности в целости. Поэтому решили расспросить Ноздрёва, хотя хорошо знали, что тот лгун. Ноздрёв поведал много разных выдуманных историй и, увлёкшись, даже назвал приходскую церковь, где должны были повенчаться Чичиков со своей невестой.

Все поняли, что Ноздрёв говорит ерунду, и перестали его слушать. Эти слухи больше всего подействовали на прокурора, настолько, что тот умер.

Чичиков слегка простудился и не знал об этих разговорах Все чиновники отказывались принимать его. Ноздрёв появился в гостинице героя и рассказал обо всех слухах.

Бывший любимец впопыхах решил уехать из города.

Глава одиннадцатая

С самого утра всё было не в порядке: Чичиков проснулся позже, чем планировал, лошади были не подкованы, колесо поломано.

Отправившись в путь, ему встретилась погребальная процессия.

Далее, автор знакомит читателя с жизнью Чичикова до приезда в город. Родители были дворянами, лицом на них был непохож. Однажды отец забрал маленького Пашу в город к родственнице, чтобы отдать его в училище. Отец давал наставления сыну слушаться учителей и выслуживаться перед начальниками, друзей не заводить, а если заводить, то только богатых, деньги сохранять, ведь «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Особых талантов у Павлуши не было, но учился он прилежно. Он с юных пор понял, как увеличить достаток: продавал товарищам их же угощения, торговал пирожками с рынка в классе, приучил мышь показывать фокусы за плату.

Чичиков был любимцем учителей и начальников. Когда умер его отец, он продал двор за тысячу рублей и переехал в город заниматься службой. Нельзя было назвать Чичикова скрягой, им не владела скупость. Его привлекала жизнь в изобилии, он с трудом устроился в казённую палату с маленьким жалованием. Угождая своему начальнику и ухаживая за его дочерью, Чичиков резко пошёл вверх по служебному продвижению.

Он стал человеком заметным, даже вошёл в комиссию, направленную против взяточничества, хотя сам брал взятки. Когда там он потерпел фиаско, Павел Иванович занялся таможенным делом, где в короткие сроки получил повышение и чин. Однако и тут его взяли под суд и все его владения изъяли. Это он и называет «потерпеть по службе за правду».

Он занял звание поверенного и в очередной раз, когда ему пришлось сдать дом в заклад, передавая документы на крестьян в опекунский совет, Павел Иванович узнал, что выгодно иметь дело с умершими крестьянами, которые всё ещё числились по ревизии. Так у Чичикова зародилась мысль продавать несуществующие души в опекунский совет.

Том второй

Второй том сохранился частично . Он включает в себя четыре главы и «одну из последних глав».

Глава первая

Глава начинается изображением природы и угодий какой-то глуши, принадлежавшей Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому неженатому барину тридцати трёх лет, который необдуманно проживал свою жизнь: просыпался поздновато, умывался долго, не был дурным человеком, а просто был «коптителем неба» или как автор его называет, «увалень, лежебока, байбак». Его деревня больше походила на неприступную крепость.

Далее следует история воспитания и детства Тентетникова: сначала казалось, что из него выйдет что-то путное, однако его честолюбие не было удовлетворено, и он сделался помещиком. После ряда неудавшихся реформ в поместье, он перестал принимать гостей и занялся сочинением о России.

По соседству с помещиком проживал генерал, который отзывался о Тентетникове неблагоприятно. Но у генерала была дочь Улинька, от которой молодой барин был без ума.

К Тентетникову приезжает немного постаревший Чичиков и, применяя своё умение находить подход к каждому человеку, остановился у помещика на некоторое время. Начав разговор о женитьбе Андрея Ивановича, хозяин рассказал свою историю отношений с генералом. Чичиков захотел засвидетельствовать почтение генералу.

Глава вторая

Через полчаса, проехав более 6−7 вёрст, Чичиков оказался в поместье генерал Бетрищева, который поразил его величественной внешностью, соединивший в себе множество преимуществ и слабостей. Генерал знакомит гостя со своей дочерью и приходит к выводу, что Тентетников не такой уж и глупый человек. Чичиков много подшучивал, чем заслужил благожелательное отношение генерала. Пользуясь случаем, Чичиков придумывает историю о старом дядюшке, который пообещал передать ему наследство при условии приобретения трёхсот душ. Чичиков просит генерала продать ему умерших. Генерал выполняет просьбу гостя, считая это розыгрышем.

Конец главы отсутствует .

Глава третья

Павел Иванович отправляется к полковнику Кошкарёву, одному из родственников генерала, чтобы сообщить о помолвке Улиньки с Тентетниковым. Но ошибочно приезжает к Петру Петровичу Петуху, которого видит абсолютно обнажённым во время охоты на осетра. Обнаружив, что имение в закладе, Чичиков вознамерился уехать, но познакомился здесь с помещиком Платоновым - светло-русым красавцем стройного роста.

Платонов страшно скучал и хотел бы немного встревожиться. Он рассказывает о способах преувеличения богатства, чем вдохновляется главный герой. Петр Петрович устроил удивительное гулянье по реке, а на следующий день Платонов и Чичиков отправились в путь.

По пути решили заехать к Константину Фёдоровичу Констанжогло, зятю помещика Платонова.

У полковника Кошкарёва тоже нельзя было никак извлечь выгоду, т. к. полковник хотел решать дело только письменно, что было сопряжено со многими трудностями. Сердитый Чичиков вернулся к Констанжогло и решает купить поместье его соседа - Хлобуева, который продаёт его за бесценок.

Глава четвёртая

Чичиков даёт аванс за имение, заняв сумму у Констанжгло и Платонова. Осматривая поместье, Хлобуев признался, что хлеб не сеял, однако же сделку о покупке поместья отпраздновали шампанским. Это удивило гостей. В доме ожидалось увидеть пустые комнаты, но они были обставлены предметами некоторой роскоши. Хлобуев планировал переехать в город, где у него был домишко.

Покинув поместье, советник задумался о своём приобретении, и у него промелькнула мысль перепродать его, если не получится вести хозяйство, и таким образом, не возвращать деньги заёмщикам. Они приехали в поместье Платонова, где совершилось знакомство с братом Платонова - Василием.

Здесь он узнаёт о помещике Леницыне, который захватил пустошь Платоновых. Чичиков отправляется к нему уладить это дело.

Чичиков заключает сделку по своему делу с Леницыным, покорив того способностью щекотать ребёнка. Повествование прерывается.

Одна из последних глав

Можно допустить, что с момента приобретения имения прошло время. Чичиков приезжает на ярмарку, чтобы купить сукно для нового костюма. Там он встречает Хлобуева, который недоволен обманом новоявленного помещика, из-за чего почти лишился наследства. В лавку ещё входит откупщик Муразов, недавний знакомый главного героя.

Муразов наставлял Хлобуева о том, как лучше прожить остаток жизни. Его слова заставили прослезиться старика, Хлобуев задумался. Муразов предлагает бывшему помещику быть сборщиком на церковь, и таким образом, узнать местность и край получше.

На Чичикова сыпятся доносы по разным поводам: на подложность завещаний, улики в покраже и в утаении сумм. Его арестовывают.

Муразов находит осуждённого в подвале. Чичиков признаётся, что попал сюда, так как не знал меры, не мог вовремя остановиться. Он рвёт на себе волосы и оплакивает лишение шкатулки с ценными документами: помещику не позволили распорядиться многими личными вещами, в том числе и шкатулочкой, где было всё его имущество, добытое потом и кровью, годами трудов и лишений. Муразов убеждает Чичикова жить справедливо, не нарушать закон и не обманывать людей.

Кажется, его слова побудили в душе Павла Ивановича мысль сделаться хозяином небольшой деревушки и копить деньги на помощь другим людям.

Чиновники, которые надеялись получить взятку от Чичикова, затрудняют решение дела. Главный герой покидает город.

Основной замысел поэмы

Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.

Главные темы произведения :

  • беззаконие, тирания и своеволие помещиков;
  • беднота и бесправие крестьян;
  • чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение;
  • взяточничество.

Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов :

  1. Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
  2. Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.

Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришел к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаенные уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окруженного повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую

Мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путем пробуждения “мертвой”, уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для “дремлющей” России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трех взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от “летаргического сна” к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы “Мертвые души” был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

Поэма “Мертвые души” кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создает, как мы сейчас ее называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется еще в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твердо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как “Божественная комедия” Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по еще неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нем он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведенному самому творцу.

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, “живой труп”, “грустная радость” и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, “мертвые души” – это просто умершие крепостные крестьяне, “охота” за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. “Мертвые души” – это “сгнившие”, порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т. д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется еще один потаенный смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мертвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления “грязной” души, уподобляя ее простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и емкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображенных в произведении.

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом “Мертвых душ”. Можно сказать, что все произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение “грешников” в “праведников”. Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека все же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить “маяком” для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю “канву” произведения.

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрев и другие показаны ярко, “во всей своей красе” и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить свое впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители “застоя” человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, еще способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

(Пока оценок нет)

1. Многоликость характера русского народа.
2. Суть замысла поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
3. Образ русского народа в поэме.
4. Значение темы, затронутой писателем.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..
Н. А. Некрасов

Тему русского народа, его роли в истории страны затрагивали практически все русские писатели. С одной стороны, в нем — великодушие, гуманизм и щедрость души, выдержка и воля, величие духа и самопожертвование, грандиозные военные победы и реализация, казалось бы, непосильных для человека государственных проектов. С другой — непоследовательность, апатия, смирение, нередко невежество и недальновидность. Эта многоликость характера дала основание многим и отечественным, и зарубежным философам и писателям говорить о великой загадке русской души, русского народа. Надо отметить, что творчество Н. В. Гоголя во многом предвосхитило развитие этой дискуссии именно в направлении существования здесь некой тайны.

Название поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» заключает в себе главную, но не единственную идею произведения. Буквальное содержание сводится к сути аферы Чичикова: он скупал души умерших крестьян. Более глубокий смысл заключается в размышлениях о том, что представляет собой Россия, и как это состояние связано с населяющими ее людьми. Он показал со всех сторон как отрицательные, так и положительные стороны жизни современной ему России. Пытаясь объяснить замысел «Мертвых душ», сам Гоголь отмечал, что образы в поэме — «не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Считают, но являются ли? И мы видим, что нет.

По мнению многих исследователей творчества писателя, Гоголь планировал, подобно Д. Алигьери, провести своего героя Чичикова сначала через «ад» в первом томе «Мертвых душ», затем через «чистилище» во втором томе, и, наконец, закончить описание третьего тома «в раю», то есть завершить его духовным подъемом России. В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, способствующего будущему возрождению России. Как известно, первое издание «Мертвых душ» Гоголь хотел издать с собственноручно нарисованным титульным листом. В середине была изображена «бричка Чичикова», символизирующая Россию в окружении «черепов», как бы олицетворяющих «мертвые» души живых людей. Замысел действительно был грандиозен. Но этим планам не суждено было сбыться.

Как известно, в полном объеме дошел только первый том произведения, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Третий том так и не был начат. Второй был сожжен, хотя до нас дошли черновики. Драматическая история книги отражала внутреннюю драму самого писателя. Второй том Гоголь начал писать в 1842 году, но через три года сжег рукопись. К счастью, случается так, что «рукописи не горят». Дошедшая до нашего времени часть второго тома проливает свет на истинный замысел писателя. Гоголь пытается создать положительный образ России. Тон повествования второго тома заметно меняется, появляются положительные персонажи, хотя они и выбиваются из той среды, в которой живут. Образ молодого помещика Тентетникова, героя второго тома, соотносится с такими художественными типами, как Онегин, Рудин, Обломов. С присущими

Гоголю тонким вкусом и психологической достоверностью показан провинциальный мыслитель с некрепкой волей и ограниченным взглядом на мир. А вот образ молодого российского буржуа откупщика Муразова, по мнению многих критиков, не получился. Именно этому персонажу принадлежат слова осуждения приобретательства и скопидомства. Но в данном случае идея не получила достоверного художественного воплощения. Явная, хотя и не полная метаморфоза произошла и с главным героем первого тома Павлом Ивановичем Чичиковым. По замыслу автора, он также должен был встать на путь нравственного очищения. Здесь он еще не до конца преображенный или, пользуясь распространенным эпитетом, «оживленный» герой, но уже и не тот бездушный и предприимчивый инициатор сомнительного предприятия. Эта тенденция должна была привести его в третьем томе к полному духовному воскрешению.

Впрочем, этот замысел угадывается еще в первом томе. Наряду с целой галереей «утративших душу» персонажей лишь двое имеют предысторию и еще теплившуюся душу. Это Чичиков и Плюшкин. История Плюшкина — его жизненная трагедия. Душа его затвердевала постепенно. Это подчеркивается и художественными средствами: то автор отмечает, что глаза его «еще не потухнули», то по лицу Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Из описания его сада мы видим, что он заросший, запущенный, но все-таки живой. Важна и та деталь, что только у Плюшкина в имении находятся две церкви. Отсюда следует, что душа его еще не полностью очерствела. Возможно, в замысел третьего тома входило и продолжение темы Плюшкина. Вторым героем реального мира с еще живой душой является Чичиков. Он носит говорящее имя — Павел. Подобно библейскому апостолу, пережившему духовный переворот и повернувшему свою жизнь вспять, Чичиков должен был пережить возрождение.

Впрочем, живая душа России заключается, по мнению Гоголя, в живой душе ее народа. Вера писателя в русский народ — основа замысла поэмы. Именно в народе, хранится и проявляется все самое лучшее, настоящее, искреннее, величавое. Восхищения и автора, и Чичикова, и помещиков заключены в описаниях умерших крестьян. В памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик. «Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Бремей Сорокоплехин! да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведьот какой народ!». А «каретник Михеев ведь больше никаких эки-пажей и не делал, как только рессорные». Это слова Собакевича, а на возражения Чичикова, что они только «мечта», он возражает: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...». Крепостной плотник Пробка «в гвардию годился бы». Беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров не стерпел неволи, бежал на широкий волжский простор и «гуляет шумно и весело» Хотя и приходится «тащить лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В этих песнях бурлаков, воспетых русскими поэтами и художниками, Гоголю и не только ему слышалась тоска по другой жизни.

В. С. Бахтин говорит о противопоставлении в поэме так любимых Гоголем русских богатырей и их антиподов или точнее антибогатырей, каковыми являются гоголевские помещики и чиновники, например Собакевич. По своему облику, внешнему виду он типичный богатырь, но по жизненным устремлениям, мелочный и недостойный уважения человек. Здесь нет ни богатырского благородства, ни удали, ни стремления защитить слабого. Но образ народа также раздваивается на образ «реальный» и «идеальный». В образе «реального» народа, предстающего на страницах поэмы, перемешаны боль и надежда, уважение и упрек, любовь и ненависть к тем чертам, которые мешают народу «подняться в полный рост», осознать себя полноправными гражданами своей страны.

Непростая судьба народа особенно драматично показана через образы крепостных людей. Гоголь немало говорит о том состоянии, которое несет человеку крепостничество, подавляющее инициативу и предприимчивость. Таковы образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, Прошки и Мавры в поместье Плюшкина, забитых и униженных до крайней степени. В похожем состоянии находятся Селифан и Петрушка. Как всегда Гоголь находит верное выражение, подчеркивающее юмористическое отношение писателя и одновременно сочувствие к персонажу. Например, Петрушка вроде бы и имел наклонность к чтению, но не к тому, о чем читал он, а «больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». Но и они — часть русского народа, хотя и не лучшая часть.

В своей поэме Гоголь выступает не только как проповедник, но и как пророк. В «Повести о капитане Копейкине» мы становимся свидетелями того, как покорность властям сменяются чувством мести за причиненные обиды. В центре повести — герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, которого несправедливость власть предержащих заставила пойти на преступления. Вот эта потенциальная сила, заложенная в русском духе, реально ощущалась писателем: «Подымутся русские движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...».

Еще в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рисует народ не забитым и угнетенным, а сильным, гордым, свободолюбивым. Ему присуще нравственное здоровье. Он щедр на выдумки. Во всем чувствуется его ум, мужество, сноровка, богатырская мощь, душевный размах.

Особый талант русского народа Гоголь усматривает в точности и поэтичности выражений: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!»

Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме являются рассуждения о судьбе Руси через сопоставление ее с судьбой народа. Сравнивая «необъятные просторы» с неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь восклицает: «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль — Русь!»

Н. Г. Чернышевский прав: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». И, прежде всего, для национального самосознания России и ее граждан.

Как замысел «Мертвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Ответы:

Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравственно совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными заповедями. Работая над «Мёртвыми душами», Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. После тяжёлой болезни, постигшей его, когда он на время оставил поэму и начал писать давно задуманную пьесу, и неожиданного скорого исцеления он говорил: «...Я рад всему, всему, что ни случается со мной в жизни и, как погляжу я только, к каким чудным пользам и благу вело меня то, что называют в свете неудачами, то растроганная душа моя не находит слов благодарить невидимую руку, ведущую меня». Исследователь творчества Гоголя Юрий Владимирович Манн говорил, что замысел Гоголя был таков: во втором томе вывести в поэме значительные характеры, «приоткрыть завесу над кладезем, скрывающий «несметное богатство русского духа». Но он хотел, чтобы эти характеры были жизненными, чтобы «богатство» выглядело не призрачным и обманчивым, а реальным. Он хотел убедить «всякого» и к тому же провести ту мысль, что любой русский может достичь желанного идеала, стоит только захотеть. Но задуманная программа, считает Гоголь, не осуществилась». Гоголь считал, что «Мёртвые души» пишутся медленно, ибо сам Гоголь является этому препятствием: «На каждом шагу и на каждой строчке ощущается такая потребность поумнеть и притом так самый предмет и дело связано с моим собственным внутренним воспитанием, что никак не в силах я писать мимо меня самого, а должен ожидать себя. Я иду вперёд - идёт и сочинение, я остановился - нейдёт и сочи/нение/». Это признание означает, что Гоголь связывал процесс работы над вторым томом с самовоспитанием, с освобождением от собственных недостатков и приобретением таких нравственных достоинств, которые позволили бы писателю видеть дальше и глубже всех. В неудачах автор винил только себя: раз не увидел лучших людей, значит, не воспитал в себе умение видеть лучшее, не достиг высшей ступени совершенства.



Паразитарные болезни