Что нужно подавать в церковь на помин. Архив метки: что можно приносить в церковь в память об усопших. Что такое панихида

О церковных свечах

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь
в память об усопших

Жертва на церковь - это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, - хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение - это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших - это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом - это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами - обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы - чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, - восклицает диакон, - Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых - и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память
об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших - каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего... соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения - и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело... Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, - для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Братья и сестры! В этот поминальный день приглашаем посетить наш храм, где будет совершаться: 8.30 – Божественная литургия. 9.30 – Заупокойная панихида. В родительскую субботу закажите о своих умерших близких, родных обедни, поминовение на Проскомидии и заупокойной панихиде. Не забывайте, что нельзя на Проскомидии поминать усопших (умерших) от абортов, самоубийц, еретиков, некрещеных. За них подайте милостыню, не называя их имени, Господь знает, за кого подана милостыня. Чтобы священник помянул усопших родных ваших на Проскомидии или заупокойной панихиде, вам необходимо заполнить листок с заголовком “Об упокоении”, перечислив имена умерших (смотри как подавать записки в церкви Проскомидия является первой частью Литургии и совершается до нее, поэтому, чтобы помянуть усопших родных и близких ваших во время Проскомидии, придите в церковь заранее. Помолитесь во время Панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму (Псалтирь), помяните умерших во время трапезы, раздайте милостыню за упокой.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.

Кроме ежедневного поминовения

усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. ПАНИХИДА - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь - это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, - хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение - это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени

монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА

Подача поминаний об усопших - это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святитель миновение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

— Мне 35 лет. Работа, семья, маленькие дети. Некогда думать, что принести в церковь, проще опустить деньги в ящик. Но я обратил внимание, что бабушки всегда приносят продукты, хотя бы буханку хлеба или пару луковиц. Слышал версию, что деньги жертвуют о здравии родных, а продукты — за упокой. Правда ли это?

Алексей

Отвечает социальный работник храма Всех Святых Вера Пителяк:

— Дорогой Алексей, благодарю вас, что подняли этот вопрос. Услышанная вами версия это — не более, чем одно из суеверий, которыми всегда обрастает церковная жизнь.

Прихожане должны понимать, что те деньги, которые они кладут в ящик для сбора пожертвований, идут на содержание храма, на жалование священнослужителям и работникам прихода и на различные церковные проекты.

А куда идут продукты? Во-первых, на приготовление обеда священнослужителям и работникам прихода. Они целый день проводят в храме и должны чем-то питаться. А во-вторых, продукты идут на помощь нуждающимся.

В журнале приходского социального работника записаны 74 такие семьи, из них более сорока регулярно (1-2 раза в месяц) получают продуктовую помощь при храме. Основная масса — многодетные, инвалиды и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Есть и бездомные, которые живут в подвалах. Некоторые из них инвалиды, которые не могут работать, у других утрачены документы, и их как бы не существует.

Большинство из этой категории наших подопечных злоупотребляют спиртным, но они уже не могут по-другому. Эти люди пытаются как-то дожить свою жизнь. Мы поддерживаем их, чтобы они не воровали себе на пропитание. Как вы знаете, в нашем городе не принято стоять с протянутой рукой. Но нуждающиеся люди есть, и они приходят в церковь. Мы их уже знаем.

К сожалению, в последнее время существенно уменьшился принос продуктов в церковь. Порой в трапезной даже нет хлеба, хотя раньше, особенно на Родительские субботы, мы раздавали его нуждающимся в Сарове и еще вывозили несколько мешков в Дивеево, где нас в эти дни уже ждали. Двое наших добровольных помощников в Дивееве выделили место у себя в гаражах, куда мы регулярно привозим вещи и продукты. А уже к ним стекаются нуждающиеся со всего Дивеевского района. В сельской местности очень много бедных, и Дивеевский монастырь не может всем помочь. Это: многодетные и цыганские семьи, инвалиды, беженцы и переселенцы. Есть очень нуждающиеся семьи, где непьющие и работящие родители пытаются прокормить 8-10 детей. Мы собираем конкретно для них вещи и продукты, отвозим, и они благодарны всему.

Количество нуждающихся растет, а продуктов несут все меньше и меньше. Но если люди не будут приносить в церковь продукты, то мы не сможем оказать помощь нашим подопечным. Поэтому всегда нужны любые крупы, хлеб, сахар (особенно сейчас, в период осенних заготовок), растительное масло, а также консервы и продукты быстрого приготовления — для бездомных…

А как обстоит дело в других приходских храмах? Мы спросили об этом у продавцов, стоящих за свечным ящиком.

Татьяна Шемякова (храм вмч. и целителя Пантелеимона):

— Вот уже два дня, как канунный столик в храме пустой. Куда у нас идут продукты? Отдаем нуждающимся и малоимущим, жертвуем в детский дом, несколько раз в году на праздники устраиваем общую трапезу для прихожан. К нам заходят пациенты больницы. Они с удовольствием берут конфеты и печенье. Бывают дети, мы их тоже угощаем. Постоянно приходят несколько пьющих граждан, в буханке хлеба мы никому не отказываем.

Алевтина Суворова (храм св. Иова Многострадального):

— На попечении у нашего храма более двадцати многодетных и малообеспеченных семей. В основном те, кто живет поблизости, причем, как прихожане, так и люди, которые не посещают церковь. Мы собирали для них продукты 1-2 раза в месяц, обзванивали, и они приходили за этим. А в последнее время мы сами, работники храма, несем из дома хлеб, чтобы перекусить в течение дня. Принос сократился, и эффективность нашей социальной работы снизилась. Думаю, причина в том, что доходы горожан упали, материально жить стало труднее. Но не нужно забывать и о тех, кто живет намного хуже нас.

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется "родительской". Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: "Димитриевская". Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского.

Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность - остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..

Подумаем об этом и помолимся о них.

Но не будем забывать, что это день павших за Россию воинов. Так давайте, в Дмитриеву субботу, помянем как умеем тех, кто погиб и в Финскую и Отечественную войну, в Корее, Египте, на Кубе, в Анголе, во Вьетнаме, в Афгане, в Чечне, в Чернобыле. А также наших забытых и полузабытых воинов-предков, наших умерших или погибших родителей и детей. И наш это долг поминать на русских погостах своих родных и защищать Православную веру.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду - ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте .

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут"(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Если нет возможности в эти дни посетить храм, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

Традиция такого поминовения идет с незапамятных времен. Пожалуй, нет ни одного народа на Земле, который бы не имел традиции почитания памяти предков. Уклоняющиеся от этого люди покрывались заслуженным презрением сограждан. Например, в древнем Риме отличие уважаемых "патрициев" от презренных "плебеев" заключалось отнюдь не в размере богатства или общественного влияния - среди обоих групп были и богачи, и бедняки. Просто патриции помнили свою родословную на много поколений назад, а плебеи были теми, о которых говорят "без роду, без племени".

Упоминание о молитвах за усопших можно найти в Ветхом Завете. Вообще, церковное учение исходит из того, что "у Бога все живы". Но что происходит там, за гробом? Все описания загробной жизни по определению носят весьма условный и символический характер. Если уж даже апостол Павел, перу которого принадлежит большая часть Книг Нового Завета, не мог найти подходящих слов для описания всей красоты "третьего неба", куда был взят Богом во время еще земной жизни, то что говорить об остальных.

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог любящим Его", - восхищенно писал апостол Павел в Послании коринфянам. Но, к сожалению, кроме небесных красот переходящего в загробную жизнь могут ожидать и другие, куда более малоприятные моменты. На тему адских мучений написано горы литературы, но, как и в случае с "райскими садами", это не более, чем слабенькая попытка хоть как-то отобразить "в чувственном виде" реальность преисподней.

Можно сказать, что посмертное состояние человеческой души определяется желанием и способностью воспринять Божественную Любовь.

Дни особого поминовения умерших в 2019 году

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову - 11 февраля

Поминовение усопших воинов -

Важно заметить, что, согласно христианскому вероучению, человек может совершенствоваться на своем пути к Богу лишь во время земной жизни. Принося деятельные плоды покаяния: сея вокруг себя добро и любовь в меру своих сил, тем самым и подготавливая себя для Вечности. Ведь, по словам самого Христа: "В чем застану - в том и сужу". Но многие ли из нас действительно готовы в любой момент встать на Его Суд?

Можно сказать, что Учителя Церкви были не только оптимистами, но и реалистами. Великий Отпуст, заключительные слова священника после Божественной Литургии вселяют в собравшихся надежду: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые своей Матери … помилует и спасет нас, яко Един Благ и человеколюбец".

С другой стороны, в словах заупокойной службы исповедывается в отношении к Господу: "Ты бо един еси, кроме всякого греха" - и горько констатируется "несть бо человека, иже поживет и не согрешит". И принесенное на исповеди покаяние далеко не всегда подтверждается соответствующими делами. Особенно - когда на них уже просто нет ни сил, ни времени перед наступающим концом…Тем более, что в современной жизни даже перед ее окончанием у многих недостает времени и желания приобщиться к Таинствам Церкви.

Живущим на Земле неведомы суды Божьи и судьбы перешедших в иную жизнь. Доподлинно известно лишь о загробной участи святых, которых Бог прославляет через нетление их мощей, подачу через них чудотворений, исцелений и другие чудеса. Но ведь далеко не все святые прославлены поименно. Недаром земная Церковь отмечает День Всех Святых, понимая, что ей открыты далеко не все знания о небесной канцелярии. В тоже время верующие знают и о том, что какая-то часть умерших может и страдать, не имея возможности предпринять хоть что-то для улучшения своей участи.

Помогать ушедшим - удел оставшихся в живых, и каждый христианин считает своей прямой обязанностью молиться за умерших близких. Но общее церковное поминовение обладает еще большей, по сравнению с обычными поминками, благотворной силой для усопших. Ведь за него молится вся Церковь - живущие и перешедшие в Вечную Жизнь святые.

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы - панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Панихида — это специальная заупокойная служба

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Важно! В течение всего церковного года, если есть возможность и духовная потребность родственников, можно заказывать служение панихид в храме после окончания Литургии.

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно - если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием - покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной - это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности - подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

Панихиду можно совершать не только в храме, но и на кладбище

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота . Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота . Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста . Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста - самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха . Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Что такое панихида об усопших



Средние