Баграт III-царь объединенной Грузии. Грузинские цари Эриставы Западной Грузии

Создание объединенного Грузинского царства, включившего в себя целиком или частично Абхазское царство, Тао-Кларджет- ское куропалатство, Картли, а затем и Кахетию, сильно отразилось на именослове его правителей. Этому способствовало и происхождение его создателя Баграта I: по отцу он принадлежал к младшей линии средней, куропалатской ветви Баграти- дов, а по матери приходился внуком и племянником четырем последним абхазским царям.

Поэтому неудивительно, что своему сыну Баграт дает имя Георгий, в честь своего деда по матери - могущественного абхазского царя Георгия И. Этот шаг, несомненно, символичен: Баграт отказывается от типичных багратидских имен в пользу имени, традиционного для абхазских царей, так как и сам он титуловался «царем абхазов». Его сын Георгий частично продолжает такую стратегию: если старшего сына он нарекает в честь деда Багратом, то младшему дает еще одно имя из ономастикона абхазских царей - Димитрий (Деметре), называя сына в честь двоюродного прадеда - Димитрия III (так же, как несколько ранее был назван один из последних артануджских Багратидов). Баграт И, в свою очередь, дает сыну имя Георгий (Гиорги), в честь деда.

Такой стратегии изменяет Георгий II, назвав сына Давидом, вероятнее всего, в честь Давида Куропалата, приемного отца своего деда и главного оппонента империи, - акт, несомненно, символический, возможно, даже противопоставляющий Грузию Византии, с которой та в этот момент враждовала. Сам же Давид называет первого и четвертого сыновей традиционно: Димитрием, в честь двоюродного деда, и Георгием, в честь деда (когда тот уже умер); примечательно, однако, что Давид избегает родового имени Баграт, хотя ни одного из его родственников-Багра- тов в живых уже не было. Второму же сыну Давид дает имя Зураб, видимо, в честь какого-то представителя местной знати - возможно, деда по матери. То же самое можно было бы сказать и об имени третьего сына - Вахтанг, однако нельзя исключать здесь и идейную программу - наречение в честь знаменитого древнего царя Вахтанга Горгасала, чей образ идеализируется как раз в конце XI в.

Действия Димитрия I вполне традиционны: он называет старшего сына Давидом, в честь деда, а младшего - Георгием, в честь прадеда. Давид III, в свою очередь, называет сына Димитрием, в честь деда. После того как мужское потомство Баграти- дов прервалось, род грузинских царей продолжился от дочери Георгия III Тамары. Она сознательно называет своего сына в честь собственного отца - Георгием, подчеркивая тем самым преемственность династии.

Стратегия имянаречения у Багратидов - царей объединенной Грузии - не так показательна ввиду небольшого количества имен и линий, однако общий ее принцип очевиден. Грузинские цари, титуловавшиеся «царями абхазов», перенимают, пусть и не полностью (без имен Леон и Феодосий - последнее в силу исторических причин считалось «несчастливым»), именослов абхазских царей, в котором присутствовало даже типично ба- гратидское имя Баграт. Единственной заметной новацией в именослове грузинских Багратидов является то, что около 1070 г. из него исчезает имя Баграт, а взамен появляется другое багратид- ское имя - Давид. Последнее имело, скорее всего, символический характер, так же, как и наречение сына Давида Строителя именем Вахтанг.

Что касается гипотезы о наречении новорожденного в честь умершего родственника, то имеющиеся факты ей не только не противоречат, но и подтверждают ее: Баграт II родился через 4 года после смерти своего деда Баграта I; Георгий II родился после смерти своего деда Георгия I, так как на момент этой смерти его отцу Баграту II было только 9 лет; Георгий IV родился через 8 лет после смерти своего деда Георгия III. Единственное исключение - это Деметре, сын Давида II (+ 1155), названный так в честь деда Деметре I (+ 1156).

Итак, мы можем констатировать, что у Багратидов, что армянских, что грузинских, на протяжении почти восьми столетий (VI-XIII вв.) не просто действовал, а был именно основным тот же принцип имянаречения, что и у Рюриковичей: новорожденного сына называли чаще всего именем деда или дяди по отцу, реже - прадеда, двоюродного деда или дяди, причем обычно умершего, хотя встречаются и случаи наречения имени в честь живого дяди - более сильного родича. Наряду с этим периодически появляется и наименование, обусловленное политическими целями: подчеркиванием значения родичей по матери, патронатом более могущественной династии или укреплением внутридинастического единства.

Пятикрестный флаг Грузии 1350 года

Изображения пяти крестов на территории Грузии были обнаружены в развалинах Некреской церкви (не позже VI века), на фасадах церквей Св. Георгия в Бочорме (X - XI века.) и Чхари (XIII - XIV века.); Дманиси (XIV - XV века.) и т. д.
Фрагмент карты братьев Пиццигани, на котором Тифлис обозначен пятикрестный флагом Белый флаг с красным георгиевским крестом предположительно использовался в V веке грузинским царем Вахтангом Горгасалом. Также считается, что царица Тамара использовала флаг с темно-красным крестом и звездой в белом поле.
На карте братьев Пиццигани 1367 года Тифлис обозначен Иерусалимским крестом (большой крест в окружении четырёх меньших крестов). Грузинский историк Д. Клдиашвили предполагает, что иерусалимский крест был принят во время правления .

Флаг Объединенного Картли-Кахетинского царства (1762 - 1801)

Первый царский герб Грузии

Цари династии Багратидов, царствовавшие в Грузии с IX по XIX век, считались прямыми наследниками библейского царя Давида. В гербе Грузии времён Багратидов изображалась арфа и праща царя Давида, легендарного победителя Голиафа, и власяница (одежда из грубой щерсти) Христа, которая по преданию была спасена и в глубокой древности привезена в Грузию, в храм селения Мцхета.
Первый царский герб Грузии был обнаружен на могиле царицы Тинатин (XVI в.): в щите изображалась власяница Христа, щитодержателями служили два льва. Вокруг щита располагались корона, скипетр, меч, лира, весы. Позднее щитодержателями стали ангелы.
В целом подобный герб оставался вплоть до присоединения Грузии к России.

Знамя Картли или Карталинии (1490 - 1762)

Знамя красное, внизу медведь (?) и бык, меч и скипетр, вверху солнце

Герб Объединенного Картли-Кахетинского царства (1762-1801)

Корона Георгия XII,
сделанная из золота и украшенная 145 бриллиантами, 58 рубинами, 24 изумрудами и 16 аметистами. Представляет собой обруч с восемью арками. Земной шар, увенчанный крестом покоится на вершине короны.

Достопримечательности

Тбилиси. Замок Метехи.

Замок-крепость Анаури.

Мцхета. Кафедральный храм Светицховели.
На месте древнего храма по повелению первого христианского царя Грузии Мириана III в 330-х годах была построена небольшая церковь - первая христианская церковь в Грузии. В V веке, когда при Вахтанге I грузинская церковь получила автокефалию и Мцхета стала резиденцией партиархов, на месте этого сооружения был возведен большой храм в виде трехнефной базилики. В XI веке по инициативе католикоса-патриарха Грузии Мелхиседека I храм был перестроен в крестово-купольное сооружение и именно в таком виде (с небольшими изменениями) сохранился до наших дней.

Государства, существовавшие на территории Грузии

Другие государства на территории Грузии


Грузия
საქართველო , Сакартве́ло (груз.), Georgia (лат.)
Раздел находится в разработке

КАРТЛИЙСКОЕ ЦАРСТВО, КАРТЛИ,

историческая область и государство в Восточной Грузии, в среднем течении р. Куры.

Картлийское царство со столицей в Мцхете возникло в последние века до н. э.; в Греции и Риме было известно как Иберия. В III в. в результате ожесточенной борьбы между Римской империей и Сасанидским Ираном за влияние в регионе, согласно Нисибинскому договору (298), Рим получил право даровать иберийским царям регалии, однако имперская власть на территории Грузии оставалась номинальной.

Около 337 при царе Мириане III Грузия приняла христианство. Это событие было связано с именем и деятельностью христианской проповедницы - св. Нины. В V в. в условиях упадка Римской империи в Картли постепенно усиливается влияние Сасанидского Ирана, картлийские цари постепенно превращаются в вассалов персидского царя, а в новой столице Картли, Тбилиси, водворяется персидский наместник - питиахш. Сопротивление персам во 2-й половине V в. возглавил картлийский царь Вахтанг I по прозвищу Горгасал («Волчья голова»). В 502 Вахтанг I погиб, а Картли, после того как иранцы в 523 устранили наследников Вахтанга, превратилось в персидское наместничество. В Тбилиси полновластным правителем стал сасанидский чиновник, носивший титул марзпана, в наиболее крупных картлийских городах были размещены персидские гарнизоны.

Сасаниды с большим недоверием относились к христианству, считая его орудием политики Византии, оспаривавшей у Ирана Закавказье. Поэтому если в вассальной по отношению к Восточной Римской империи Лазике (Западная Грузия) христианская религия распространялась с одобрения и при прямой поддержке властей, то в Картли персидские власти поддерживали дохристианские языческие культы. Несмотря на довольно тяжелые условия персидского господства, Картли продолжало развиваться в экономическом и культурном отношении. Великолепным памятником архитектуры этой эпохи является храм в Мцхете (590-605).

В конце VI в. картлийская знать свергла персидских наместников, и во главе государства стал эрисмтавари («правитель народа»), власть которого, в отличие от наследственного царя, была ограничена местными феодалами (сепецулами и эриставами). После падения персидского господства Картли попало в орбиту византийской политики, а эрисмтавари признали себя вассалами императора (эта зависимость была номинальной) и носили византийские титулы куропалата, ипата, патрикия.

В середине VII в. в Восточную Грузию вторглись арабы. В Тбилиси был посажен арабский наместник - эмир, назначавшийся халифом; население страны было обложено тяжелой данью. Впоследствии тбилисский эмир превратил свою должность в наследственную (династия Джафаридов) и при поддержке части местной знати добился фактической независимости от Халифата. Арабы поддерживали свою власть в Картли с большим трудом. На севере им приходилось вести борьбу с хазарами, стремившимися прорваться в долину Куры через горные проходы, на короткое время (во 2-й четверти 8 в.) они даже захватили Тбилиси.

В VIII в. в условиях общего упадка Халифата на территории Грузии стали возникать независимые княжества. Из состава Картли выделилась Кахетия, из пределов которой арабы были уже полностью изгнаны. В Грузии возникли сильные самостоятельные государства - княжество Тао-Кларджети и Абхазия. Таокларджетские правители (династия Багратиони, или Багратионов) стремились объединить все грузинские земли под своей властью: большая часть Картли на рубеже X-XI вв. попала под их власть, и лишь Тбилисский эмират до 1122 сохранял независимость.

В средние века страна то объединялась, то распадалась на отдельные княжества и царства, которые подвергались нашествиям арабов, монголов, персов. В XI-XII веках царями из династии Багратиони (Давид Строитель, Георгий III, Тамара) была восстановлена независимость, Грузия стала крупнейшей державой региона, пережила культурный расцвет. В XIII-XIV веках нашествия монголо-татар, Тимура нанесли огромный ущерб стране.

В начале XV в. после опустошительных набегов Тимура и распада единого грузинского государства царство Картли было вновь восстановлено. Разоренное набегами и ослабленное политической раздробленностью, в XVI в. оно, как и другие грузинские земли, потеряло независимость и подпало под влияние Оcманской империи и Персии. Последняя требовала принятия правителями ислама. В 1762 кахетинский царь Ираклий II объединил Картли и Кахети в единое Картли-Кахетинское царство. В 1783 Ираклий заключил с Россией договор о покровительстве. В 1795 персидский шах Ага Мохаммед-шах совершил опустошительный набег, разграбил и разрушил Тбилиси. Сын Ираклия Георгий XII обратился к Павлу I с просьбой о принятии в подданство.

Е. Э. Давыдов

Цари Иберии
(Все даты до н. э.)

Династия Фарнавазидов

299 - 234
234 - 159
159 - 109
109 - 90

Династия Арташесидов

90 - 78
78 - 63
63 - 30

Династия Фарнавазидов (вторично)

30-20
20 до н. э -1 н. э.
1 - 35
35 - 60
60 - 75
75 - 106
106 - 116
116-132
-
132 - 135
135 - 185
185 - 189

Аршакуниани или Аршакиды Иберии - ветвь династии Аршакидов.

189 - 216
216 - 234
234 - 249
249 - 265
265 - 284

Династия Хосровидов

284 - 361
345 - 361
361 - 378
363-380
380 - 398
398 - 409
409 - 411
411 - 435
435 - 447
442 - 464
464 - 502
519 - 523

Ликвидация персами царской власти в Грузии, назначение марзпанов

523

Картлийское эрисмтаварство

Династия Нерсианидов или Гурамидов,
царствовавшая с 574 до 787 г.

568 - ок. 595
ок. 595 - 627
627 - 637/642
637/642 - 650
650 - 684
684 - 693
693 - 748
748 - 760
760 - 780
780 - 786

на территории Грузии образовались княжество Тао-Кларджети и Тбилисский эмират.

VIII век

Княжество Тао-Кларджети (786 - 1008 годы)

Династия Багратиони

786 - 826

господство арабов

826 - 839

839 - 876
876 - 881
881 - 891
888 - 923
923 - 937
923/937 - 954
954 - 958
958 - 961
961 - 994
983 - 994
994 - 1001

Земли Тао-Кларджети отошли к

1001 - 1008

Единое Грузинское царство

1008 - 1245

Единое Грузинское царство (1008 - 1245 годы)

Династия Багратиони

1008-1014
1014 - 1027
1027 - 1072
1072 - 1089
1089 - 1125
1154 - 1155
1156 - 1177
1184 - 1213
1213 - 1222
1222 - 1245
1259 - 1270

1298 и 1302 - 1308

1299
1311 - 1313
1314 - 1329

Единое Грузинское царство

1329 - 1490

Объединение Грузии (1329 - 1490 годы)

Династия Багратиони

1329 - 1346
1346 - 1360
1360 - 1393
1393 - 1407
1407 - 1412
1412 - 1442
1442 - 1446
1446 - 1466
1466 - 1478
1478
1478 - 1490

Троецарствие: Картли,

Грузинские цари, самые популярные и вошедшие в сегодняшнюю топонимику города: , Давид Строитель (Агмашенебели), Ираклий II. По сути, это те немногие грузинские правители, которые смогли отвоевать себе на некоторое время относительной независимости от могущественных государств-сюзеренов.

Годы жизни Великой Царицы Тамары : ок.1166-1213. Она известна прежде всего значительным расширением территории Грузии и была признана царицей практически всего Закавказья. Тамара была дважды замужем: первый неудачный брак был с русским князем Юрием, сыном Андрея Боголюбского; второй брак был с другом детства Давидом Сосланом, аланским царевичем.

Это была просвещённая, милостивая и справедливая царица. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. При ее дворе жили писатели, поэты и учёные. В этот период была написана знаменитая на весь мир поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», расцвела поэзия Шавтели и Чахруха. При Тамаре строились и , создавались памятники искусства. Среди низ роскошный (Вардзия), высеченный в скалах неподалёку от .

Умерла Тамара от болезни. Впоследствии царица была канонизирована, а 14 мая отмечается Тамароба – день, посвящённый царице Тамаре. В 1236 году Тбилиси взяли и разрушили монголы, и единая Грузия прекратила свое существование. Так закончился Золотой Век Грузии.

Ираклий II (1720-1798) – фактически последний царь Картлийско-Кахетинского царства. Он объединил разрозненные грузинские феодальные княжества в единое государство и вел освободительную борьбу против ирано-турецкого владычества. Царь нуждался в сильном союзнике, способном обеспечить безопасность Грузии, и в 1783 году он заключает с Россией Георгиевский трактат. За время своего правления Ираклием было учреждено постоянное грузинское войско, заселены пустующие районы Грузии, построены школы и семинарии в Тбилиси и . Он боролся с неограниченными правами феодалов и способствовал грузино-армянскому сближению. Он стал инициатором заключения «Трактатацарей и князей иверийских». Который подписали помимо Ираклия имеретинский царь и князья Мегрелии и Гуриели.

В 1795 году 35-тысячная персидская армия подошла к Тбилиси. Началось сражение, известное как Крцанисская битва. Сегодня в городском районе, где состоялась битва, существует Крцанисская улица. 5-тысячная грузинская армия держалась 2 дня, но силы были не равными. 300 арагвинцев (жителей ущелья Арагви) погибли, прикрывая отступление 75-летнего царя Ираклия, которого внуки силой выводили с поля боя. Этот сюжет вошел в литературу, а позже в Тбилиси появился памятник арагвинцам.

После нашествия Ага-Магомет-хана и разорения города Ираклий удалился в Телави, где через три года скончался. Похоронили царя в Светицховели. Так на сравнительно небольшой территории города Тбилиси продолжают свою жизнь в названиях улиц и площадей исторические судьбы людей, живших в разные века, но объединённые своей любовью к грузинской столице. В Тбилиси носит имя своего героя.

Грузин[ц]ы - это благородный народ, который нынешние псевдоруссиянские "зарукуводители" продали ради каких-то абхазских бандитов (а те им отплатили сполна, помогая бандитам чеченским), и с тех пор еще делают вид, будто оскорблены в "светлых имперских чувствах" - понятное дело, чтобы не признаваться, что с бандитами лоханулись. В общем, фу. А в стране сей и православие принявшей, и прославившейся когда славянянцы еще по деревьям прыгали было много достойных людей...

Топ-10 грузинских царей

1. Давид III Куропалат, ака Великий (994-1000). Тогда еще единой Грузии не было, и армянин (тру-грузины негодуэ!) Давид царствовал в Тао-Кларджети, юго-западной части страны. Ловко морочил византийцев, помогая им побить мятеж Варды Склира (за что и имел почетный византийский титул куропалата), а потом поддерживая мятеж Варды Фоки - и всё ради присоединенных к царству армянских земель. Побиял всяких муслиминцев, за что они обиделись и напали скопом на него в 996 году, но с помощью армян (тру-грузинцы негодуэ!) царя Гагика I царь Давид III их побил и в разные стороны разогнал. А еще он любил армянские и грузинские буквы и заставлял монахов записывать ими переведенные с греческого всякие тексты - развивал просвещение.

2. Давид IV Строитель (1089-1125). Мега-гига-любимый грузинцами царь (разве что его правнучка Тамара мега-гига-любима больше), потому что первым собрал из кусочков Великую Грузию. Провел целую кучу реформ - государственную, военную, экономическую, церковную, судебную, строил всякие церкви, замки и прочие здания, а также побиял всех злобных вразей, которые покушались на его страну (или могли покуситься, за что их надо было побиять первыми). Даже когда все его сельджукские врази соединились и решили погубить царя и всех грузинцев за вредность, Давид IV в 1121 году у Дидгори их всех отколотил и прогнал восвояси с помощью призванных им кыпчако-кумано-половцев. В общем, начался при нем золотой век, и Грузия процвела.

Автограф царя Давида IV

3. Тамар[а] Великая (1184-1209/1213). Когда против отца Тамары, царя Георгия III повстали всякие нерадивые аристократы, у него внезапно не оказалось наследника, и он сделал революцию - короновал дочь как соправительницу. А после смерти его она еще раз короновалась. Но всё равно, попы и знатные мужики не отставали, пока она не женилась на подставном муже. Правда, первый, Юрий (он же Гога Георгий) Русский, оказался алкоголиком (не смешно уже даже) и злобной гнидой, и пришлось его сперва выгонять, а потом разбивать. Зато второй муж, осетинец Давид Сослан, оказался смирным и тихим. И царица смогла наконец заняться процветанием - побиянием соседей и развитием культур (кроме "Витязя в тигровой шкуре" при ней же написали "Висрамиани" и "Амирани Дареджаниани"), чем и занималась до смерти. Православная святая, кстати.


Автограф царицы Тамар

4. Деметре II Самопожертвователь (1270-1289). Царь половины Грузии, правнук Тамары (по линии сына - а была еще линия дочери, в другой половине Грузии). Ежели руссияне еще спорят о том, было ли у них иго, то в Грузии оно было безо всяких вариантов - монгольские татарцы (и татарские монгольцы) заставляли, например, грузинского царя ходить с ними в Египет, воевать "Синайску волость". А еще Деметре был женат (вторым браком) на дочке хана, а его дочка - на великом везире хана. От зятя-то и случилось несчастье - поганец затеял заговор против хана Аргуна (из Хулагуидов), был пойман и казнен, но поскольку жена его была грузинской царевной, значит, по понятиям того времени, папа ейный был тоже подлый вредитель. Аргун выкатил условие - или он всю Грузию перережет, или царь к нему приедет. Деметре II выбрал себя, приехал и был убит - за что и стал Самопожертвователем. Канонизирован.

5. Георгий V Блистательный (1314-1346). Младший сын Деметре II, прославился тем, что пережив (или побияв) братьев и более дальнюю родню в иной половине Грузии снова объединил царство. А еще он прогнал остатки ильханов Хулагуидов (которые уже впали вничтожество) и закончил с монгольским игом. Также он загнал под лавку распоясавшихся горцев, а потом вообще, чтобы в стране люди не теряли последний страх, провел всякие судебные реформы. Когда король Франции Филипп VI Валуа намылился в крестовый поход, чтобы отвоевать свой пустоватый титул короля Иерусалимского, то Георгий V обещал ему выставить 30 000 воинов в помощь. Но во Франции, походу, оказалось, что настоящим-то королем является мальчик Эдвард Английский, и "не срослось"...


Автограф царя Георгия V

6. Александр I Великий (1412-1442). Во времена царя Александра Грузию терзала очередная напасть - туркмен[ц]ы. Вот с ними-то царь и покончил, побив, отняв награбленное и выгнав после упорных войн. Затем Александр строил много церквей, крепостей и прочих штуковин из камня, а еще отнял кусок земли у армян, мотивируя, что "при царицах тамарах это всё наше было". Также пооткручивал головы всяким недовольным аристократам, посадив на их места своих сыновей. Но дети подняли в стране такую неразбериху, что в итоге папа плюнул на них, отрекся и ушел в монастырь.


Автограф царя Александра I

7. Луарсаб I Великий (1527-1556). Ну, вы уже поняли, что в Грузии ничего не менялось - ее терзали, на сей раз персиянцы. Мало того, что страну разделили на три части - Картли, Кахети и Имерети, так еще начали царевичей по одному возить в Персиянию, поганить исламом и возвращать "типа царями". Против такого фармазона и вступил Луарсаб Картлийский, за что шах Тамхасп I решил насылать на него орды, пока не образумится. Луарсаб от орд сбегал в горы, кусал их за небольшие отряды, а когда они уходили - возвращался и продолжал гнуть свою линию. Такие вот гордые грузинские партизаны. Собственно, в одном из сражений старый царь был ранен, отчего вскорости и умер. Канонизирован за "бесконечные войны с неверными вразями христовыми".


Автограф царя Луарсаба I

8. Симон I Великий (1556-1600). Сын и наследник Луарсаба I, продолжал биться в нещислимых побоищах с персиянцами, к которым теперь присоединились османцы. Причем главным врагом его был родной брат Давид, продавший родину за ислям и превратившийся в Дауд-хана, который даже на несколько лет смог оттяпать папкин престол, но не смог его удержать. Побияя до поры вразей, Симон таки прокололся в одном из боев и попал в плен к османцам. Вся страна собирала за него выкуп, приняв который, султан выдал грузинцам убитого накануне царя - "а про живой или мертвый договора не было"...

9. Ираклий II (1744-1798). И чего только не делал человек - Картли с Кахети объединял, войско реформировал, с Россией Георгиевский трактат подписывал, с армянами объединяться пытался, стопятьсот сражений против персиянцев и турок выигрывал... Но ничего не помогло - страна в итоге захирела, войско истощилось, государство разворовали, набежавшие в стопятьсотпервый раз персиянцы Тбилиси пограбили и пожгли. Потому что когда страна гордая, но маленькая, а в ислям идти категорически не хочет, то рано или поздно ее большие соседи затопчут.

10. Соломон I Великий (1752-1784). Царь Имеретии, всю жизнь бился с двумя видами врагов - внешними и внутренними. Внешних изображали османцы, с которыми было много битвищ с разнообразными (но в основном положительными) результатами. Внутренние набирались из семьи - двоюродный брат с помощью османцев покушался на трон, потом собственный сын мятежи поднимал. И помочь-то никто не мог - руссияне сиськи мяли, только Ираклий II иногда пособлял. Так и мотался царь Соломон до самой смерти в вечных хлопотах...

Борьба за объединение грузинских земель

Борьба за объединение Грузии была длительной и беспощадной. Образование на территории Грузии в VIII - X вв. в условиях борьбы с внешними врагами независимых друг от друга сильных политических единиц препятствовало объединению страны, хотя каждая из них считала себя инициатором объединения. Это обстоятельство растянуло процесс борьбы за объединение, который протекал вначале в отдельных княжествах, а затем перерос во всеобщее движение и охватил всю Грузию.

Процесс образования грузинских феодальных царств и княжеств сопровождался борьбой между ними. Непосредственной целью этой борьбы был захват земель. Борьба за землю была напряженной и беспощадной. Жертвами борьбы за землю стали Ашот Багратиони, наследники Гварама Мампала, младшего сына Ашота, Давид, сын Баграта куропалата, а самый «великий» из этих князей, «царь Баграт убрал всех своих родичей и присвоил их земли».

Одним из важных объектов борьбы за объединение Грузии была Шида-Картли.

После образования царств и княжеств каждая политическая единица располагала более или менее стабильными границами. Исторически западной границей Кахети приблизительно была река Арагви, но в IX-X вв. Кахетское княжество владеет территорией к западу от р. Арагви до Ксанского ущелья (включительно). «Левобережье Куры от Мухранской долины (р. Ксани) до Джвари и Авчала входило в состав Кахетского княжества (за исключением Мцхета)».

Юго-восточная граница Западно-Грузинского царства достигала Лихского хребта. Владения тао-кларджетских Багратионов на востоке доходили до Ташискари. Квемо-Картли владели тбилисские эмиры и армянские цари. Территория между ними, собственно Шида-Картли, является предметом напряженной и кровопролитной борьбы на протяжении IX и X вв.

Такой интерес к Шида-Картли объясняется ее значением для Закавказья, и в частности для Грузии того времени. Картли была центром страны, и для будущего каждого из князей было весьма важно, чтобы Картли осталась за ним».

Расположение Картли в центре страны с определенной точки зрения обусловливало ее значение для всей Грузии как экономического и политического центра. Однако в процессе объединения феодальной Грузии значение этого центра было весьма своеобразным. Объединение Грузии происходило не вокруг и не под руководством Картли. Для борющихся за объединение сторон Картли являлась спорным объектом, и объединение Картли-Эгриси-Абхазии создает ядро объединенной феодальной Грузии, вокруг которого происходит консолидация остальных грузинских земель. Одним из факторов такого важного значения Картли, наряду с ее центральным расположением, были проходящие через нее дороги.

Через Шида-Картли проходили и здесь перекрещивались важнейшие торговые пути. Шида-Картли дорогами была связана с Западной Грузией (Сурамский перевал), с Южной Грузией (ущелье Куры), с Северным Кавказом (Дарьяльское ущелье), с Кахети (Гомборский перевал), на юге с Арменией и т. д. Именно эта территория «от Арагви до Ташискари» представляла собой перекресток тех дорог, часть которых (ущелье Куры, Дарьяльская дорога и др.), наряду с местным (кавказским) значением, с древнейших времен имела значение международных торговых путей.

Данное обстоятельство с самого же начала способствовало выдвижению Картли и росту ее экономического значения по сравнению с другими регионами Грузии. Одной из целей борющихся царей и князей было завладение этими дорогами.

Вообще в истории Грузии периода объединения борьба за пути сообщения занимала весьма важное место, и владение ими было главным орудием не только торгового, но и политического господства, поэтому дороги, переходящие на Северный Кавказ, представляли огромный интерес для царей Западной Грузии, а затем и единой Грузии в деле распространения своего влияния на горцев.

Владение дорогой, идущей от Хазарской земли до Черного моря, имело большое значение для абхазского эристава Леона в получении помощи от хазарского хакана в борьбе против Византии. Для удельного веса Картвельского царства огромное значение имели те торговые пути, на перекрестке которых был расположен г. Артануджи, а для могущества младшей ветви этого княжеского дома, в частности Гварама Мампала, - владение дорогами, проходящими через Артаани-Джавахети-Триалети-Ташири-Абоци. Владение дорогом, связывающей Южную Грузию с Шида-Картли, должно было быть сильным орудием в руках переселившихся в Триалети Багвашей, что и стало причиной страшного кровопролития, имевшего место в 70-х гг. IX в.

Таким образом, Шида-Картли была расположена на перекрестке важнейших дорог Закавказья и Ближнего Востока того времени, и владение этим перекрестком было одним из факторов, способствовавших усилению в Закавказье ее владетеля.

В то же время Картли представляла собой один из самых тесно населенных и развитых регионов Грузии, как в экономическом, так и в культурном отношении.

Центр грузинского христианства, откуда грузинская христианская вера и грузинское культурное влияние распространились на другие части Грузии и вокруг которого происходила культурная и церковная консолидация, находился и Шида-Картли - во Мцхета.

Особый интерес и стремление к овладению Шида-Картли были обусловлены и определенными историческими традициями. Шида-Картли являлась главнейшим доменом царского дома древнего Картлийского царства. Первоначальная власть картлийского царя возникла на основе владения этой областью. Данное обстоятельство усиливало значение владения Картли в борьбе за объединение.

Борьба за Шида-Картли между царями и князьями особенно напряженной становится с конца VIII в. В это время Шида-Картли владеет кахетский князь Григол. Это дает ему возможность контролировать те отрезки закавказского торгового пути, которые следовали вдоль ущелий рек Алазани, Иори, Арагви и Ксани. Отсюда кахетскому князю открывалась идущая на север дорога, и под его контроль попадала Дарьяльское ущелье.

В начале IX в. международное положение на Ближнем Востоке, и в частности в Грузии, было довольно сложным и напряженным.

Борьба тбилисских эмиров за независимость вызывает ответные действия центральной власти халифата. На протяжении IX в. Багдадский халифат посылает в Грузию многочисленные карательные экспедиции. Борьба в Грузии протекает с переменным успехом и, в конце концов завершается образованием независимого Тбилисского эмирата.

В течение этого времени мусульманский мир в Грузии представлен в лице халифов и эмиров, и грузинские цари и князья в соответствии со своими интересами, группируются вокруг этих двух сил.

Конфронтация между тбилисским эмиром и картлийским эрисмтаваром (Ашотом Багратиони) вынудила Ашота оставить Картли. Это обстоятельство сначала же придает особый оттенок взаимоотношениям Картвельского куропалатства и Тбилисского эмирата.

В начале IX в. в борьбе за Шида-Картли сталкиваются Картвельское и Кахетское княжества. Ашот Багратиони воюет с кахетским князем Григолом. Григола поддерживает враг Ашота - тбилисский эмир, а Ашота - западногрузинский царь Феодосий. На сей раз Шида-Картли до р. Ксани была присоединена к владениям дома Багратиони, а территория от Арагви до Ксани осталась за кахетским князем.

На протяжении IX в. борьба за Шида-Картли между грузинскими, а затем грузинскими и армянскими царями и князьями протекала с переменным успехом. Борющиеся стороны используют борьбу халифа с тбилисскими эмирами в своих интересах.

С начала X в. в борьбе за объединение Грузии, и, следовательно, Шида-Картли, постепенно становится явным преимущество западногрузинского царства, реальным соперником которого в этом деле выступает Армянское царство (Багратуни).

Арабы воспользовались ослаблением наследников Ашота Багратиони и завладели Шида-Картли. С этого времени правители из рода Багратиони уже не могут вести самостоятельную борьбу за Картли, они пользуются междоусобицей среди мусульман, и в 842 г., когда для наказания, непокорного эмира Сахака явился полководец Мухаммед ибн-Халид, «примкнул к нему Баграт, сын Ашота куропалата» и за оказанную помощь «дал ему [Мухаммед Баграту] Картли». Однако в борьбу за Картли постепенно начинает вмешиваться западногрузинское государство, и Багратиони уже не могут без внешней помощи сохранить за собой Картли. В 60-х гг. IX в. «выступил Гиорги, царь абхазов, брат Феодосия и Деметре, сын Леона, захватил Картли». Царь Георгий присоединил Картли к своему царству и эриставом там назначил своего племянника, наследника престола, царевича Баграта. Баграт Багратиони не смог оказать сопротивление сильному западногрузинскому государству и потерял Картли.

В конце IX в. в борьбу за Картли вмешиваются армянские цари Багратуни. По всей вероятности, к этому времени они захватили южную часть Квемо-Картли.

В конце IX в. первый армянский царь из династии Багратуни Ашот (885-891) вознамерился расширить границы своих владений на севере. Он «поднял руку на северный край, на ущелья Большой Кавказской горы, подчинил живущих в его теснинах и глубоких лощинах племена», также «покорил он смешанное население Гугарка и склонный к воровству народ утийского гавара». Исходя из этого сообщения, можно сделать вывод, что Ашот покорил часть Южной Картли - Гугарети.

Выступление армянских царей и их вмешательство в борьбу между грузинскими царями и князьями вызвало новую перегруппировку сил. В Армении того времени самым сильным было Ширакское царство, вместе с которым Васпураканское и Сюнийское княжества пытались ввязаться в международную политику. Армянские Багратуни стараются включиться в борьбу за Картли, так как их широкие замыслы, ставящие себе целью достижение первенства в Закавказье, первым долгом неизбежно сводились к стремлению овладеть Картли. Таким образом, в конце IX в. у боровшихся за Картли грузинских царей и князей появился новый претендент - Армения царей Багратуни.

Борьба за Шида-Картли фактически явилась борьбой за объединение Грузии. Вступлением в эту борьбу армянских Багратидов раздвигаются ее грани, и она приобретает характер борьбы за объединение всего закавказского христианского мира и создание единого христианского государства.

Ставшие после распада халифата эмирами в Атропатакане (Адарбадагане) правители Саджиды также пытались наложить руку на Закавказье и в соответствии со своими интересами удачно пользовались соперничеством между грузинскими и армянскими государствами. Это обстоятельство усложняло политическую ситуацию и способствовало созданию группировок, которые, однако, не были прочными, т. к. участие князей в той или иной группировке определялось лишь собственными интересами, обусловленными теми или иными обстоятельствами.

В конце IX и начале X в., как было отмечено, сильнейшими политическими единицами были Западно-Грузинское и Армянское (Ширакское) царства, которые боролись из-за Картли. В этой борьбе Гварам Мампал, сын его Наср и Гурген эриставт-эристави были на стороне царя абхазов. Причиной этого было то, что Гварам владел Таширом и Абоци, его владения соприкасались с Арменией, и поэтому его вовсе не устраивало усиление армянского царя. Давид куропалат (876 - 881) и его сильный вассал, клдекарский эристав Липарит Багваши, поддерживали армян. Сильнейшим соперником Давида в Грузии было западногрузинское царство, которое он стремился ослабить при помощи армян. После смерти Давида сын его Адарнасе куропалат продолжает политику отца и в 891 г. даже отправляется в Армению, чтобы поддержать воцарение армянского царя Смбата, сына Ашота. Эта миссия Адарнасе вызвала серьезные осложнения. В частности, он был схвачен соперником Смбата Аббасом. Но Смбат завладел армянским престолом и освободил своего союзника Адарнасе.

Как уже отмечалось, союз Смбата и Адарнасе был направлен против Абхазского царства, сильнейшего среди грузинских государств, гегемона борьбы за объединение Грузии.

В конце IX и начале X в. Абхазское царство потеряло Шида-Картли, владетелями которой стали местные феодалы. Но западногрузинское царство не желало мириться с этой потерей, в 904 г. царь Костанти выступил в поход и вновь завладел Шида-Картли. Против него выступил армянский царь Смбат, Костанти отступил, но, в конце концов, Шида-Картли вместе с Уплисцихе осталась за ним.

Утверждение царя абхазов Костанти в Картли в начале X в. представляется вполне достоверным. Упоминанием царствования Костанти начинается надпись 906 г., сделанная строителем церкви в Ередви Феодором Таплаисдзе. Царствованием Костанти датирует свою деятельность в надписи Самцеврисской церкви мастер, прорывший канал и др.

В первом двадцатилетии X в. все Восточное Закавказье потрясло вторжение эмира Саджида Абул-Касима. Западная Грузия спаслась от его нашествия, но Шида-Картли понесла большой урон. Как видно, царь Костанти не решился встретить Саджида в Картли и только разрушил стены Уплисцихе, чтобы враг не смог там укрепиться.

Создавшимся положением удачно воспользовался царь Костанти. Хорепископ Кахети призвал царя Костанти принять участие в походе в Эрети, они выступили, одержали победу, и Костанти занял две крепости Эрети - Ариши и Гавази Весьма примечателен захват этих двух пунктов на торговом пути вдоль реки Алазани.

После кончины Костанти между его сыновьями Георгием и Багратом началась борьба за трон, что на определенный срок расстроило дела западногрузинского царства. Багратионы вмешались в борьбу между братьями. «А сей Баграт был зятем Гургена эриставт-эристава, поддерживал его Гурген всеми своими силами. Пока не умер Баграт, не было мира. И после смерти его получил единоличное царствование Абхазский царь Гиорги».

Перед царем Георгием остро стоял вопрос Картли. Хотя отец Георгия Костанти захватил Картли в начале X в., однако, как видно, западногрузинские цари потеряли ее, так как Георгию вновь приходится бороться за Картли. Его соперниками в этой борьбе были армянские и картвельские цари. Потеря Картли западногрузинскими царями должна была произойти или во время вторжения Саджида, или во время дворцовой смуты. «Сей же царь Гиорги после смерти Адарнасе куропалата захватил Картли». Нельзя считать случайным то обстоятельство, что захват Картли царем Георгием Вахушти связывает со смертью царя картвелов Адарнасе. При вторжении Абул-Касима, в противовес армянскому царю Смбату и царю Костанти, Адарнасе принял сторону вторгшегося врага. Возможно, Адарнасе получил Картли от эмира Саджида или занял ее в то время, когда в Западной Грузии происходила война за престол. Это могло быть удобным моментом для Адарнасе.

После смерти Адарнасе Картли вновь занял западногрузинский царь. Так как Вахушти связывает захват Картли со смертью Адарнасе, то этот факт следует датировать 923 - 924 гг. (И. А. Джавахишвили датирует смерть Адарнасе 923 г.). Эриставом Картли Георгий назначил своего старшего сына Костанти.

Однако в результате подстрекательства картлийских азнауров царевич Костанти, «пробыв три года [правителем Картли] начал враждовать с отцом и добиваться царства. А когда проявилось его дело, вступил он в Уплисцихе, и поддержали его Тбели и множество других азнауров». Царь Георгий не сразу смог одолеть отложившегося царевича и, воспользовавшись противоречиями между картлийскими азнаурами, «привлек на свою сторону азнауров Сазверели». Эти азнауры стояли на правом берегу Куры и приглашали Костанти, который был уверен, что, если он перейдет реку и «азнауры Сазверели» пожелают, они сумеют беспрепятственно перевезти его в Западную Грузию. Однако Георгий пленил мятежного сына.

Одновременно с этим царь Георгий вел борьбу за Кахети. В борьбе царя Георгия с хорепископом Квирике гардабанские азнауры поддерживали царя Георгия, а другая группа кахетских азнауров была на стороне Квирике. Борьба за Кахети окончилась для Георгия безрезультатно.

При этом же Георгий после Костанти эриставом Картли был царевич Леон, который энергично наступал на Кахети, вернее на часть Шида-Картли, между реками Ксани и Арагви, находящуюся в составе княжества Кахети. Он успешно вел эту борьбу, и в то время, когда он воевал, его известили о смерти отца, и Леон тотчас же заключил мир с Квирике.

Для укрепления своей власти Леон в первое время нуждался в союзе с хорепископом, заключил с ним мир и даже породнился, но он не отказывался от планов завоевания и непосредственного присоединения Кахети. И как только он утвердился в своем положении, сразу же нарушил мир с хорепископом Кахети (в ту пору умерла и его дочь, невестка хорепископа Кахети), и «вновь стал (Леон. - М. Л.) враждовать с Квирике и добиваться Кахети, выступил с большим войском, расположился на берегу Арагви, разорил Херки, Мухрани и Базалети». Однако не успел завершить дело: «Во время того же похода занемог, снялся оттуда и умер».

В X в. Абхазское царство владело и Джавахети, что было важным фактором в борьбе за объединение Грузии. «Владея Джавахети, абхазский царь легко мог оказаться в любом краю Южной и Восточной Грузии. Он владел главными дорогами с юга (Армения) и юго-запада (Византия). Через Джавахети проходили эти дороги в Абхазети (через Самцхе), в Шида-Картли (через Самцхе, Триалети), во Мцхета и Тбилиси (через Триалети и Манглиси) и в Кахети».

Западногрузинские цари и после смерти Леона не изменяют своей политике, которая ставила себе целью присоединение отдельных грузинских земель. За овладение Картли вел борьбу после Леона и Деметре.

Как уже отмечалось, царь Георгий, учитывая положение в своей стране, двух своих сыновей отправил в Византию, «чтобы после его смерти не было бы между ними борьбы и вражды». Но «вызвали некоторые мужи этой страны его (его сына Феодосия. - М. Л.), чтобы выступил он против брата своего». Союзниками Феодосия в борьбе против царя Деметре, наряду с картлийскими азнаурами, были Давид куропалат и хорепископ Кахети. Все грузинские правители боялись возросшей власти западногрузинского царя, так как владение каждого из них в будущем могло превратиться в объект его экспансии.

В продолжение всего этого периода, когда шла напряженная борьба за Шида-Картли, не совсем ясна роль владетелей собственно Шида-Картли.

Азнауры Шида-Картли ведут борьбу вначале против утверждения здесь власти западногрузинских царей, а затем и царей объединенной Грузии. В 80-х гг. X в. борьбой картлийских азнауров против утверждения в Картли Баграта III руководил Кавтар Тбели.

Представители рода Тбели выступают и против утверждения в Шида-Картли власти абхазского царя Георгия (20-е гг. X в.). Об их превосходстве над другими азнаурами Картли того времени свидетельствует сообщение летописца - «Тбели и другие азнауры». Он выделяет их, и после поражения. Царь Георгий «вывел из крепости доверившихся азнауров, и Тбели отпустил с миром. В обоих случаях азнауров рода Тбели летописец упоминает особо. Можно думать, что основанием для этого служило их положение.

Для выяснения места этого дома в истории Шида-Картли данного периода решающее значение приобретают эпиграфические памятники, где упомянуты разные представители рода Тбели. В контексте строительной надписи, сделанной строителем церкви Ередви в 906 г., есть фраза: «в Картли во владычестве («уплобаса». - М. Л.) Иване Тбели», свидетельствующая о том, что Иване Тбели был правителем Шида-Картли. Строитель церкви в начале надписи упоминает Бога, Отца, Сына и Святого духа, затем св. Георгия (в честь которого воздвигается церковь), далее переходит представителям светской власти, в первую очередь упоминает абхазского царя Костанти и после него Иване Тбели. Судя по этому контексту, Иване Тбели после царя Костанти является первым лицом в Шида-Картли, т. е. эриставом.

К 20-м гг. того же столетия положение в Шида-Картли меняется. Георгий назначает эриставом Картли царевича Костанти. Уже с этой поры становится явной конфронтация рода Тбели и абхазских царей. Картлийские азнауры толкнули на мятеж Костанти, и в этом деле Тбели играли главную роль.

Исходя из сказанного, их можно считать эриставами Шида-Картли еще до назначения здесь абхазскими царями своих эриставов. Это предположение подтверждает и надпись церкви из с. Додоти, где упомянут «Иване Тбели эристави». Сыном этого Иване эристава должен быть «Кавтар сын Тбели», о котором говорится в другой надписи этой же церкви. Представители Тбели упомянуты также в надписи из села Квемо-Тбети.

Памятники Додоти и Тбели Р. Меписашвили датирует рубежом X-XI вв., хотя с учетом исторических реалий более приемлемой кажется датировка их X в.

Если проследить за существующими сведениями о фамилии Тбели, то станет ясно, что в X в. в Шида-Картли сталкиваются интересы абхазских царей и местных эриставов, т. е. Тбели. В начале X в. (надпись из Ередви) властителем Картли является Иване Тбели. В 20-х гг. X в. царевича Костанти, эристава Шида-Картли, во время мятежа против отца поддерживали Тбели и другие азнауры. Воцарившийся с помощью картлийских азнауров Костанти уже не смог бы ограничивать власть Тбели. Они могли рассчитывать на сохранение должности эристава Шида-Картли. После поражения Костанти абхазский царь Георгий называет картлийским эриставом царевича Леона, а в 70-х гг. X в. картлийский эристави - ставленник абхазского царя Иоанэ Марушисдзе. Против Иоанэ Марушисдзе и его кандидата Баграта в Картли выступают те же самые Тбели.

Примечательно, что надпись из Ередви начинает рассказ с указания на верховную власть царя Костанти, а в надписях из Тбети и Додоти имя царя нигде не упоминается. В X в. представители рода Тбели являлись руководителями борьбы против утверждения в Картли власти западногрузинского царя. В качестве эриставов Шида-Картли они выступали против западногрузинских царей и царей объединенной Грузии, «ибо самостоятельно управляли делами Картли», и, что главное, они хорошо знали, что прибывший сюда царь по-своему распорядился бы царскими землями, которые давно были захвачены крупными азнаурами.

Таким образом, во главе борьбы картлийских азнауров против абхазских царей стоит род Тбели, который в это время можно считать эриставским домом Шида-Картли. Возвеличение представителей местных феодальных домов в ранге эриставов Шида-Картли следует связать с событиями начала IX в., когда была упразднена власть картлийского эрисмтавара Ашота Багратиони. В IX в. эриставами Шида-Картли, видимо, были представители Канчаели, а с X в. начинается усиление Тбели, сильного феодального дома Шида-Картли, представители которого становятся эриставами. Уже в надписи 906 г. они называются «властителями» («упали») Картли, но в конце X в., после воцарения в Картли Баграта III , с их эриставством, по всей вероятности, было покончено.

В жизни Шида-Картли этого периода значительную роль играл город Уплисцихе, который был ее политическим центром, так как Тбилиси находился в руках мусульман.

В борьбе за Шида-Картли куропалат Баграт в 40-х гг. IX в., в союзе с Мухаммедом ибн-Халидом, занимает Уплисцихе.

В борьбе за Шида-Картли абхазский царь Костанти и армянский царь Смбат Багратуни (начало X в.) воюют из-за Уплисцихе. Во время нашествия эмира Абул-Касима в Картли «разрушили стены Уплисцихе, чтобы не захватили (враги. - М.Л.)».

Как видно, для утверждения в Картли большое значение имело закрепление в Уплисцихе. В этом же городе укрепился царевич Костанти, восставший против своего отца, царя Георгия (20-е гг. X в.).

Борьбу между грузинскими царями и князьями в 70-х гг. X в. летописец отождествляет с борьбой за Уплисцихе. А при воцарении в Картли Баграта Багратиони (Баграта III) куропалат Давид у картлийского эристава Иоанэ Марушисдзе взял «Уплисцихе и передал Баграту».

В Уплисцихе же сидела царица Гурандухт, оставленная Багратом III правительницей Картли.

Как было отмечено, во главе борьбы картлийских азнауров против западногрузинских царей стояли представители рода Тбели. Им противопоставляются назначенные западногрузинскими царями в Картли эриставы, одним из которых был Иоанэ Марушисдзе. Именно он выдвинул тот план объединения Грузии, который подразумевал воцарение Баграта и был поддержан куропалатом Давидом. От встречи с соединенными силами Иоанэ Марушисдзе и куропалата Давида уклонились наступавшие на Картли войска хорепископа Кахети.

Длительная борьба за объединение Грузии закончилась успешно. Завершился основной этап этой борьбы – объединились Западная Грузия, Шида-Картли, Юго-Западная Грузия, и правителем этого государства стал Баграт Багратиони (Баграт III).

Баграт был первым царем, который стал называться царем «абхазов и картвелов, т. е. царем Западной и Восточной Грузии. Объединением большей части Грузии в 80-х гг. Х в. образовалось государство, которое с этого времени называется Сакартвело (Грузия), т. е. страна картвелов (страна грузин).

Тенденция объединения грузинских земель в единое государство характерна для всей истории древней Грузии, со времен создания классового общества и государства, но для реализации этой тенденции не всегда были благоприятные внутри- и внешнеполитические обстоятельства.

В эпоху средневековья тенденция сближения Восточной и Западной Грузии и создания единого раннефеодального государства проявляется во второй половине V в., во время царствования Вахтанга Горгасала, и в событиях VII -VIII вв., но эти стремления наталкиваются на сильное противодействие. С середины VII в. Грузия становятся ареной арабских завоевательных войн, и процесс объединения грузинских земель надолго задерживается. Затем, в конце VIII и начале IX в. этот процесс продолжается в новой исторической обстановке, значительной вехой в которой являются 70-е гг. X в., когда происходит объединение большей части грузинских земель под властью «царя абхазов и картвелов». Если до этого на территории Грузии существовали независимые друг от друга грузинские феодальные государства и борьба за объединение велась между ними, то с конца X в. собирание грузинских земель происходит вокруг Сакартвело (единой Грузии). Воссоединение остальных грузинских земель в единое государство, политическая централизация и образование единой системы управления происходит уже в рамках общегрузинской феодальной монархии.

В 80-х гг. X в. объединились две крупнейшие политические единицы - Западно-Грузинское царство с Картлийским эриставством и большая часть Картвельского царства. В IX в. к ним присоединилась остальная часть Картвельского царства, Кахети и Эрети.

Это объединение грузинских земель принципиально отличалось по своему характеру от тех многих военно-политических союзов, которые возникали в VIII -X вв. в процессе междоусобных войн или борьбы с внешними врагами. Эти союзы кратковременно объединяли самостоятельные государства, между которыми имелись значительные противоречия.

Объединение, созданное в конце X в., является новым этапом в истории грузинской феодальной государственности. Это объединение привело к ликвидации политической независимости ряда царств и княжеств и знаменовало собой утверждение новой политической системы в масштабе всей Грузии. Оно означало создание феодального государства типа централизованной монархии. Процесс окончательной ликвидации независимости отдельных царств и изменение политического аппарата управления происходит уже в рамках нового государства. Дальнейшее развитие шло по линии централизации управления, как в гражданской, так и военной сферах. Объединение не могло, конечно, привести к полной ликвидации внутренних противоречий, но если раньше друг другу противостояли самостоятельные политические единицы, то теперь уже возникают противоречия между отдельными политическими группировками и партиями внутри единого государства.



Паразитарные болезни