О роли обществознания как школьного предмета. О роли обществознания как школьного предмета Обществознание 5 кл чему мы должны научится

Пояснительная записка

Р абочая программа по обществознанию для 5 класса (базовое изучение предмета) разработана на основеследующих документов:

    Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 классы. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.

Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах. При изучении курса в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.

Программа является единой, предполагает использование единого УМК с непрерывной линией учебных пособий.(Л.Н.Боголюбов и др., базовый курс).Никаких изменений в программу, комплектование тем, количество часов, отведенных на каждую тему,для общеобразовательного класса не вносилось.Планируется проведение творческих работ (обучение написанию эссе), работа с применением информационных технологий (творческие работы – презентации), а также практических работ садаптированными текстами документов, данными СМИ и т.д.

Предусмотренные формы контроля – обобщающие уроки, творческие и практические работы,проверочныетесты (фрагмент урока).Специальные уроки – контрольные или проверочные работы не выделены.

Программа рассчитана на 34учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

З адачи:

    развитие личности в ответственный период социального взросления – в подростковом возрасте, развитие познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия информации и формирования собственной позиции; формирование нравственной, экономической и политико-правовой культуры;

    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    закладка основ владения способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой в соновных социальных ролях, характерных для подростка;

    начало формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отноше­ний; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфе­ре.

Ресурсное обеспечение:

1. Учебно-методический комплект:

    Программа Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др. «Обществознание, 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2010 г.

    Учебник. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 5 класс. – Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

    А.С. Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2012 г. ФГОС.

2. Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран), CD-диски и DVD-диски по темам.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания учащиеся должны:

знать/понимать:

    важнейшие социальные свойства человека, основные социальные институты и их роль в обществе;

    понятия морали, блага, добра;

    понятие социальных норм, их виды, роль в жизни общества;

уметь:

    сознательно организовывать вою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    организовывать небольшое публичное выступление: высказывание, монолог, дискуссия; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

    выполнять познавательные и практические задания, в том числе и с использованием проектной деятельности, рассчитанных на:

Использование элементов причинно-следственного анализа;

Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Поиск и извлечение нужной информации в адаптированных источниках;

Перевод информации из одной знаковой системы в другую;

Объяснение изученных положений на конкретных примерах;

Оценку собственных учебных достижений, поведения, черт личности с учетом мнения других людей.

Тематическое планирование учебного материала

Название темы

Количество часов

Количество проверочных/

контрольных работ

Количество практических/

творческих работ

Введение.

Обобщающее повторение.

Итого:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по обществознанию в 5 «А» и 5 «Б» классах (базовый уровень изучения предмета)

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Оценива-ние

Предметные

Метапредметные

Личностные

Вводный урок

Усвоение термина «обществознание».

Представление о связи обществознания с другими науками

Понимание, почему нужно изучать обществознание; умение характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету

Работа с текстом учебника

Устный опрос

Тема 2. Человек (6 часов).

Загадка человека.

Урок изучения нового материала

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Приводить исторические примеры влияния труда на развитие человека. Формулировать собственное определение понятия «труд».

Осознание труда как основы развития человека, развитие уважения к труду. Формирование доброты, милосердия, поря­дочности, чувства долга, уважения к старшим. Формирование непримиримости к нечестности, обману. Формирование потребности в ЗОЖ.

Устный опрос;

проблемные задания.

Загадка человека.

Комбинированный

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво­бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процве­тания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Устный опрос;

проблемные задания.

Комбинированный

Усвоение понятия «подросток», «младший подросток». Умение характеризовать черты и на доступном уровне объяснять объяснять физиологические, психологические и социальные сложности подросткового возраста

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

Понимание, что отрочество- пора мечтаний, подготовка к взрослой жизни. Развитие умения справляться с трудностями подросткового возраста.

Устный опрос;

проблемные задания

Отрочество - особая пора жизни

Комбинированный

Уметь объяснять значение понятия «самостоятельность», понимание, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Научение выполнению в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований и др. норм, требующих ответственности.

Восприятие самостоятельности как показателя взрослости, осознание связи между самостоятельностью и ответственностью..

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

Устный опрос;

проблемные задания

Урок-практикум

Урок практикум

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

Устный опрос;

проблемные задания

Творческий урок

Тема 3. Семья (6 часов).

Семья и семейные отношения

Комби­ниро­ванный

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни чело­века. Сравнивать особенности семей современных и старинных, городских и деревенских; двухпоколенных, многопоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть К РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, взаимопомощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя при­чины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Воспитание

любви и уважения к старшему поколению, семье вообще. Воспитание уважения к семейным ценностям, традициям, и потребности в их сохранении.

Устный опрос. Пись­менные задания.

Семейное хозяйство

Комби­ниро­ванный

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; знать правила ведения семейного хозяйства

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве, что дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

Работа с учебником, с иллюстрациями. Ведение мини-дискуссии.

Устный опрос, проблемные задания.

Семейное хозяйство

Комби­ниро­ванный

Объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Уметь составлять элементарный семейный бюджет.

Воспитание трудолюбия, бережливости, экономности.

Практикум: составление семейного бюджета в элементарном виде (письменно)

Практикумы - творче­ские ра­боты.

Твое свободное время

Комби­ниро­ванный

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие способы его использования губи­тельны для организма, а какие - по­лезны и ценны для развития и совер­шенствования человека; понимание, что досуговая деятельность - это сфера самовоспи­тания и самоопределения. Понятие «хобби», виды хобби и их задачи.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать.

Работа с иллюстрациями. Проблемная дискуссия (приведение собственных примеров) Составить таблицу «Хобби в нашей жизни».

Опрос.Пись­менные задания.

Режим дня современного подростка.

Комби­ниро­ванный

Понятие «режим дня», его функции, необходимость его соблюдения.

Уметь самостоятельно формулировать понятие «режим дня», определять основные составляющие дня современного подростка, отделять полезное от вредного.

Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать. Воспитание организованности, дисциплинированности.

Самостоятельное составление своего режима дня и анализ его плюсов и минусов.

Опрос (анализ режима). Письменная работа.

Практикум

Повто­рение и обоб­щение

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Составлять рассказы:

Учимся быть рачитель­ными хозяевами;

Учимся помогать семье;

Мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

Моделирование ситуаций и их анализ.

Тема 4. Школа (6 часов).

Образование в жизни человека

Урок изучения нового материала

Понятие «образование». Характеризовать задачи школы, значение школы в судьбе человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать место школы в системе образования. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование.

Приводить примеры из жизни, искусства о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к учебе, возможностям своего развития. Рассказывать о своей школе, отношении к ней. Исследовать конкретные ситуации, где проявляется цен­ность и важность образования. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и воз­можностью человека реализовать себя в профессии в буду­щем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Образование и самообразование. Учё­ба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать.

Моделирование ситуаций и их анализ.

Опрос. Пись­менные задания. Творче­ское за­дание.

Образование и самообразование

Комби­ниро­ванный

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения. Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

Воспитание ответственности, умения и желания учиться

Опрос. Пись­менные задания. Творче­ское за­дание.

Образование и самообразование.

Комби­ниро­ванный

Понятие «самообразование», понимание его необходимости в современном мире. Способы самообразования.

С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать.

Моделирование ситуаций и их анализ. Работа с фрагментами литературных произведений.

Опрос. Пись­менные задания. Творче­ское за­дание.

Одноклассники, сверстники, друзья.

Комби­ниро­ванный

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание дружеских отношений младших подростков с од­ноклассниками, сверстниками, друзьями.

Моделирование ситуаций и их анализ.

Опрос. Пись­менные задания. Творче­ское за­дание.

Я и мои друзья.

Комбинированный

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Уметь объяснить плюсы и минусы конформного поведения (без термина)

Воспитание уважения к окружающим, толерантности, уме6ния ладить с товарищами. Воспитание ответственности, умения отстаивать собственное мнение, ценности личности.

Моделирование ситуаций и их анализ. Письменная работа: мини-эссе

Творческое задание – мини-эссе.

Практикум.

Урок-практикум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание ответственности, умение учиться

Решение познавательных задач

Тестовые задания, доклады, рисунки

Тема 5. Труд (6 часов).

Труд – основа жизни

Урок изучение нового материала

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Работа с текстом и иллюстрациями. Моделирование ситуаций и их анализ

Устный опрос, дискуссия

Труд – основа жизни

Комбинированный

Называть и различать виды труда (физический, умственный, организаторский). Понятия «профессия», «специальность».

Уметь ориентироваться в мире современных профессий, в их многообразии. Соотносить профессию с учебными дисциплинами, необходимыми для ее освоения.

Оформлять в устный и письменный текст свои профессиональные мечтания, объяснять свой первичный профессиональный выбор.

Моделирование ситуаций и их анализ.Письменная работа (мини-сочинение).

Мини-сочинения «Моя будущая профессия», презентации, рисунки

Труд и творчество.

Комбинированный

Понятие «творчество», «творческий труд». Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определять отличия труда мастера от труда творца

Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе креативность.

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

Устный опрос

Труд и творчество.

Комбинированный

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров, отличать творчество от подражания. Схожесть и различие терминов «творчество» и «изобретательство».

Познакомиться с яркими примерами подлинного творчества в мировой культуре.

Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе креативность

Работа с иллюстрациями, текстами произведений. Проблемная дискуссия: творчество и подражание

Устный опрос, проблемная дискуссия.

Практикум.

Урок-практикум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Видеть и характеризовать связи между положениями, усвоенными в данном курсе, и материалом истории, литературы, искусства

Воспитание социальной ответственности за свои поступки

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

Решение тестовых заданий

Творческий урок

Обобщающий урок с фрагментами творческой работы

Использовать усвоенные понятия и термины в устной и письменной речи

Создавать небольшой текст-эссе по изученной теме

Не бояться формулировать и высказывать собственное мнение по дискуссионным вопросам

Выполнение проблемных заданий; работа с терминами; написание мини-эссе

Письменная работа; проблемные задания

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка человека Урок 3

План урока: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность.

Что такое наследственность П очему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? П очему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

О т своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых действи-ях, поведении. О бучаться инстинктам не надо, т.к. они суще-ствуют с рождения. А есть ли у человека инстинкты?

Заполните таблицу, используя набор слов: Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4 1.Способность защищаться 2.Способность относиться к другим, как к себе 3.Способность делать запасы впрок 4.Способность отличать хорошее от дурного 5.Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7.Способ-ность передвигаться 8.Способность мыслить 9.Способность утолять голод

Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся спо-собность человека воспринимать окружаю-щий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получа-ет особенности своих эмоций: один – спокой-ный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое.

Что же мы наследуем от родителей? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические приз-наки отличают людей от других живых орга-низмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению. С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.

Можно ли влиять на наследственность М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания чело-века. Н а человека, его характер и поведение вли-яют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит, человек – существо не только биоло-гическое, но и социальное, т.е. обществен-ное.

Ч ем человек отличается от животных? К акие биологические признаки насле-дует человек? Ч то может повлиять на наследствен-ность? К акова загадка человека? Давай повторим главное:

Домашнее задание: § 1 – до конца (сс. 11-14). З адания в Рабочей тетради №№4-8 (сс. 5-9).

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка человека

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу!Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Что такое обществознание?

Дорогие друзья! Вы приступаете к изучению обществознания - школьного курса, который познакомит вас с различными проблемами современного общества: политическими, экономическими, моральными, правовыми. Обществознание будет сопровождать вас до окончания школы. "зачем нужен нам такой курс?" - спросите вы, и мы, авторы этого учебника, ответим: для того, чтобы научиться жить в обществе, знать законы его развития, найти своё место в нём, быть успешными и счастливыми.

Ни одна наука не может дать целостное, завершённое знание о человеке и обществе. Это в состоянии сделать только комплекс наук. Науки, которые занимаются изучением человека и общества, называются общественными .

Обществоведческие знания очень важны для каждого человека. В этом году мы предлагаем вам ознакомиться с вопросами, которые наиболее близки пятикласснику. Здоровье, труд, отдых, отношения с людьми, культура, спорт, мода - вот далеко не полный перечень тем, затронутых в учебнике обществознания 5 класса.

Учебник построен на примере одного дня из вашей жизни - жизни пятиклассника. В течение дня вам так или иначе приходится сталкиваться с вопросами, которые изучают обществоведческие науки: как закалить свою волю и стать физически сильным? Как научиться общаться с разными людьми и сохранить хорошее настроение? Почему так важно исполнять свои обязанности по дому? Как правильно делать покупки и не тратить напрасно деньги? Какую роль я играю в своей семье, классе, кругу друзей, спортивной команде? Насколько важно моё участие в судьбе родного города, края, страны? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте на страницах вашего первого учебника по обществознанию.

В последующие годы вам предстоит более подробно ознакомиться с отдельными темами обществознания:
6 класс: "Обществознание. Мир человека";
7 класс: "Обществознание. Человек в обществе";
8 класс: "Обществознание. Право в жизни человека, общества и государства";
9 класс: "Обществознание. экономика вокруг нас".




Как видите, в каждой из этих тем речь идёт о человеке. Именно человека, а значит, и вас изучает обществознание. В этом новом школьном курсе будет важна любая информация о вас.

Вам следует постоянно соотносить свою жизнь с тем, что изучается на уроке, делиться своими наблюдениями с одноклассниками и учителем. Вы должны быть готовы к тому, что вам придётся вести беседы, участвовать в диспутах, проводить опросы, писать сочинения.

Общественные науки занимаются изучением отношений людей в обществе. На уроках обществознания вам предстоит делиться своим опытом общения с разными людьми. В процессе изучения обществознания вы должны будите обращаться за помощью к старшим членам семьи - их жизненный опыт, мнение и советы помогут вам справиться со многими заданиями.

Уроки обществознания представляют собой процесс накопления знаний об обществе. Поэтому вас следует постепенно начинать интересоваться тем, что происходит в вашем районе, городе, стране, мире. Для этого надо читать, смотреть или слушать новости, делать по ним небольшие сообщения. Проявляя интерес к тому, что происходит в обществе и государстве, человек воспитывает в себе патриота и гражданина.

Как работать с учебником?

Важная задача этого учебника - научить самостоятельной работе с информацией, тем более что общество, в котором мы живём, называется информационным - настолько ценятся в наши дни знания, информация обо всём, что происходит вокруг нас. Множество вопросов и заданий, объединённых в рубрики и отмеченных особыми значками, помогут вам в работе с учебником.


Работаю с информацией

Вам необходимо уметь находить информацию в разных источниках, извлекать её не только из текста учебника, но и из произведений литературы, искусства, схем, фотографий. Именно поэтому в учебнике вы найдёте цитаты, отрывки из стихотворений, песен, репродукции картин, таблицы и другие источники информации.

Размышляю

Иногда для того, чтобы решить какую-то задачу - жизненную или учебную, информации не хватает. Чтобы ответить на вопрос, надо не просто найти информацию, но и обработать её, подумать над ней. Надо уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, отличать правду от вымысла.

Обобщаю знания

Для того чтобы вам удалось представить мир в целом, в учебнике даются задания на установление связи курса обществознания с другими школьными предметами - с окружающим миром, историей, основами безопасности жизнедеятельности.

Познаю себя

Любую информацию необходимо уметь соотносить со своим личным опытом, оценивать: а как это происходит у меня и моих знакомых, хорошо это или плохо, насколько это для меня важно. анализируя и сопоставляя, вы научитесь лучше понимать себя и окружающих людей.

Работаю в команде

В жизни мы всегда взаимодействуем с большим количеством людей. С кем-то из них нам легко, а с кем-то трудно, с кем-то приятно, а с кем-то не очень. Большинство задач человек не может выполнить один, поэтому важно научиться общаться и работать с разными людьми, выполнять часть общей работы, нести ответственность за свой вклад в общее дело. вы должны уметь отстаивать свои взгляды, а если надо, идти на компромисс (уступать).

Мой социальный опыт

Несмотря на то что вам ещё немного лет, вы уже являетесь членом самых разных групп в обществе - семьи, класса, спортивной команды, жильцов дома и т.д. В разных группах вы занимаете разное положение - можно быть первым (лучшим), обычным (средним) или плохим (отстающим). Возможно, в одной группе вы не достигните успеха, зато опередите всех в другой. Надо уметь осознавать своё положение в обществе, грамотно выполнять свои роли.

Моя творческая мастерская

Высшая способность человека - это способность к творчеству , созданию чего-=то нового, ранее не существовавшего. Учёный открывает новые законы, инженер проектирует новые машины, композитор пишет новую музыку. А что может создать пятиклассник? И может ли научиться творчеству? Пятиклассник может написать небольшое стихотворение, нарисовать рисунок, разобрать сценарий праздника. Творческий человек не боится проявить себя и скать новые решения. Этому можно и нужно учиться.

Азб ука здоровья

Современный мир очень сложен, и он быстро меняется. человеку трудно успеть за научными открытиями и техническими изобретениями. Для того чтобы и не отстать, и не надорвать силы, надо быть очень организованным человеком. Необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, уметь планировать своё день, чередовать различные виды деятельности.

Иллюстрации учебника помогут вам лучше усвоить его содержание, а специальные правила ("Памятки") - правильно организовать свою работу.

Школьная программа подразумевает изучение многих предметов. Все они были выбраны с какой-либо целью. Ведь важны не только те предметы, что отвечают за точные науки. Ни у кого не вызывает сомнение такой предмет как русский язык или математика. Здесь итак понятно, что представленные предметы пригодятся в дальнейшей жизни каждого человека. Но существуют «спорные» предметы, когда даже взрослые не могут понять, зачем он стоит в школьной программе. Одним из таких предметов является обществознание. Многие задаются вопрос, что это вообще за урок и для чего он нужен? Однако раз уж он утвержден как школьный предмет в России, то, значит, это по какой-либо причине имеет место быть.

Обществознание – это школьный предмет, который преподают в средних школах Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты, а именно:

  • подготавливает ребенка к общественной жизни;
  • объясняет, по каким законам развивается общество;
  • объясняет роль человека в обществе;
  • взаимодействие людей друг с другом;
  • учит правильно контактировать с другими людьми;
  • социализирует.

Обществознание как предмет соединяет знания и других наук, например, психологии, философии, этики и другие. Таким образом, изучая обществознание, вы охватываете основы сразу нескольких наук и при этом тратите гораздо меньше времени на изучение каждой в отдельности.

Некоторые думают, что такому предмету не место в школьной программе, ведь толку от него абсолютно никакого. На самом деле это далеко от истины. По словам Дарьи Рудник, руководителя сайта http://distance-teacher.ru/obschestvoznanie - портала по поиску репетиторов по скайпу: "представленный предмет помогает социализировать детей, подготавливая их к взрослой жизни".

Обществознание как предмет школьной программы несет в себе следующие функции:

  1. Образовательная. Позволяет формировать поверхностные знания о человеке и его взаимодействии с другими людьми (обществом).
  2. Практическая. Позволяет изучить правила жизни, и как вписаться в общество. Включает практические примеры из жизни.
  3. Познавательная. Позволяет изучить все понятия, касающиеся человеческих отношений и взаимодействий.
  4. Методологическая. Учит разбираться в методах и явлениях, которые происходят в обществе.

Из этого можно сделать вывод, что представленный школьный предмет не учит никаким профессиям. Разве только учителю обществознания. Но даже несмотря на этот факт, этот предмет очень важен, так как он учит детей формироваться как социальная личность. Человеческий фактор играет важную роль в других сферах деятельности и других профессиях. Кроме того, неважно на какую работу потом пойдет школьник, он в любом случае будет контактировать с людьми. А вот как правильно с ними контактировать, как решать конфликты и другие не менее важные вопросы и изучают на уроках обществознания. Чтобы человеку добиться чего-либо в своей жизни, ему нужно познать в первую очередь себя. Этому также можно научиться на данном уроке.

Многие незаконно обвиняют школу и всю систему образования в том, что там не учат жизни. Как раз наоборот, учат. И явным примером как раз может служить урок обществознания. И как бы не казалось на первый взгляд, данный предмет достаточно сложный. Чтобы его правильно понять, нужно учиться постоянно. Это и должны понять все школьники. Ведь это один из немногочисленных предметов, знания которых наверняка пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Методическая разработка урока обществознания, 5 класс

Вешникова Е. В., учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Тема: Человек – биологическое существо (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном, о наследственности как биологической сущности человека.

Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном, о наследственности как биологической сущности человека.
2. Развивающая: продолжить развитие теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания учащихся; развивать речевые, аналитические компетенции школьников.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к индивидуальности человека.

УУД:
o Личностные : формирование интереса к себе и окружающему миру, эмоциональное осознание себя как биологического и социального существа.
o Метапредметные:
o познавательные: обучающиеся должны научиться характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, составлять ответы на вопросы.
o регулятивные: обучающиеся должны уметь формулировать цель урока, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
o коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, работая в группах, задавать вопросы и отвечать собеседникам, аргументировать собственную точку зрения.

Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «наследственность», имеют целостное представление о человеке как биологическом и социальном существе, применять знания в своей деятельности.
Личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.
Познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск и отбор необходимой информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока, планировать реализацию цели; инсценировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: обучающиеся могут уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, .учитывать позицию собеседника.

Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2015
Основные понятия: человек, инстинкты, наследственность.
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Тип урока: открытия нового знания.
На доске: пословицы русского народа Владимира Ивановича Даля:
* Все мы люди, все человеки. Что ни человек, то и я.
* Человек человека стоит. Человек не для себя родится.
* Мал родился, а вырос - пригодился.

Структура урока
1. Приветствие учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели.
3. Открытие нового знания.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
7. Д/з.

Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Киплинга:
-Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.

Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Сегодня на уроке обществознания мы вместе будем открывать завесу тайн и находить ответы на вопросы «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где». Я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок.
Учитель:
-Ребята, чем человек отличается от животных?
-А все ли люди похожи на Земле друг на друга? Чем, по-вашему, они различаются? Природа что-то даёт человеку от рождения или он рождается как «чистый лист»?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, и приходят к выводу, что дети все разные – все они похожи на своих родителей – папу и маму.

2. Формулировка темы и постановка учебной цели.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке?
Учащиеся предлагают варианты ответов. Учитель называет тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, а что вы еще не знаете по данной теме, но хотели бы узнать сегодня на уроке?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске вопросы, которые учащимся хотят узнать:
* что такое наследственность;
* в чем она проявляется;
* можно ли влиять на наследственность;
* человек – существо не только биологическое, но общественное (социальное).

3. Открытие нового знания.
Учитель:
-Каждый человек от рождения похож на своего папу и маму, дедушку и бабушку. И «виновата» в этом наследственность. А что, такое наследственность? Я предлагаю вам поработать в группах и самостоятельно дать определение слова «наследственность».
Учащиеся выполняют задание и дают и записывают в тетрадь определение.
Наследственность - совокупность природных свойств организма, полученных от родителей.
Учитель:
-Молодцы! Вот вы и нашли ответ на первый вопрос. А чтобы узнать, в чем проявляется наследственность, я предлагаю вам выполнить задание 1 в инструктивной карточке.
Группы выполняют задания и, поочередно отвечая на вопросы задания 1, приходят к выводу, что человек – существо биологическое.

Инструктивная карточка. Группа № 1
Задание 1
Прочтите абзац §1 «Наследственность животного проявляется…» (до слов «В науке хорошо известны…»).
Вопрос: что такое инстинкт? В каких именно инстинктах проявляется наследственность животных?
Задание 2
Вспомните известный мультфильм Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Родители Дяди Федора получили от сына письмо:
-Мои папа и мама! Я живо хорошо.. . просто замечательно... У меня все есть, есть свой дом - он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам.
А здоровье мое не очень... то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях, я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи… Зато новая растет - чистая - шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась.
Обсудите текст письма Дяди Федора и выскажите свое мнение о том, что в этом письме можно считать правдой, а что вымыслом?

Инструктивная карточка. Группа № 2
Задание 1
Прочтите абзац §1 «Биологическая сущность человека также отражается……» (до слов «Есть такое мнение…»).
Вопрос: Какие факты указывают на то, что человек - существо биологическое?
Задание 2
Прочтите отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли»: «Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…
-Человек! – огрызнулся Отец Волк. – Человеческий детеныш! Смотри!
–Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! – ласково сказала Мать Волчица. – Ой! Он сосет вместе с другими!»
Обсудите текст и ответьте на вопрос: что необходимо в жизни ребенку, чтобы он вырос ЧЕЛОВЕКОМ?

Учитель:
-А можно ли влиять на наследственность? Давайте снова обратимся к учебнику. Я предлагаю каждому самостоятельно прочесть текст §1 «Можно ли влиять на наследственность» (стр. 13) и найти ответ на данный вопрос.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос учителя.
Учитель:
-Молодцы! Теперь мы знаем, что человек – существо биологическое. Но на прошлом уроке вы говорили, что человек должен воспитываться в обществе, общаться со взрослыми и сверстниками, чтобы стать Настоящим Человеком. Я предлагаю вам прочесть и выполнить задание 2.
Группы обсуждают задание и приходят к выводу, что человек не может приобретать наследственные признаки (например, «повысилась лохматость»), что ребенок, родившись среди людей, должен многому научиться, и сделать это он может только через общение, игру, учебу и труд, что человек - существо не только биологическое, но и общественное (социальное).
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
Учащиеся выполняют задания устно:
1) Определенные действия организма, уже имеющиеся при рождении - это:
а) инстинкты б) деятельность в) интеллект г) наследственность
2) Человека от животного отличает:
а) инстинкты б) линька в) интеллект г) повадки
3) Форма общения людей посредством языка – это:
а) речь б) жесты в) разум г) инстинкт

5. Обобщение и систематизация знаний.
А) Чтение и обсуждение текста учебника в рубрике «Жил на свете человек» (стр.13). Обучающиеся высказывают свои предположения о смысле жизни человека, ценностях в жизни человека (в ответах можно использовать пословицы русского народа Владимира Ивановича Даля, записанные на доске).
Учитель:
-Ребята, а теперь попробуйте определить цель собственной жизни.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Б) Упражнение «2 слова».
Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают на доске каждый свое слово по теме урока, которое звучало на каком-либо его этапе. Затем учитель просит соединить по смыслу эти слова между собой так, чтобы получилось предложение. Учащиеся на местах придумывают свои предложения с этими же словами и зачитывают их.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Наш урок заканчивается.
6. Рефлексия.
Техника «Неоконченное предложение».
Учащимся раздаются карточки с неоконченным текстом, им предлагается устно закончить предложения:
* для меня изученный материал на уроке (интересен, скучен, познавателен, сложен), потому что ________________________
* я работал (а) на уроке (результативно, пассивно), т. к. _____________
* в уроке я бы хотел (а) изменить (добавить) следующее_____________________
Подведение итогов.
7. Д/з. §1, стр.11-15, составить кроссворд по §1 или нарисовать рисунок по теме урока.



Породы собак